«Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников в коррекционной школе»

Стадникова-Мурашева Елена Григорьевна

ДОКЛАД

Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности жизнерадостности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.

Дети с недостатками в интеллектуальном развитии в силу особенностей психофизического состояния ограничены в самостоятельном приобретении знаний и умений.  Наиболее приоритетный канал формирования привычек здорового образа жизни для них – педагогический. Он ориентирован на воспитание и развитие личности при грамотном воздействии на все сферы сознания - познавательную, эмоционально-чувственную, деятельностную, чтобы в итоге сформировать у учащихся ответственность за свое здоровье и умение поддерживать его.

За последние годы происходит  резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации  личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

          Особо тревожная ситуация складывается в начальных классах. Так из 7 моих детей,  3 ребёнка склонны к частым  простудам, у 1 – проблемы со зрением. Поэтому, так необходимо ещё в начальном  звене  научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность, дарованную нам. Нашим детям, мы стараемся закладывать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний по сохранению собственного здоровья, а так же воспитываем привычку к здоровому образу жизни.

Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Для того, чтобы сохранить здоровье, чувствовать себя хорошо необходимо вести здоровый образ жизни, а  это целый комплекс мер и правил, которые необходимо соблюдать.

Чтобы мотивировать детей на здравоохранительное поведение, необходимо их заинтересовать, создать положительные эмоции,  дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни.

В педагогической деятельности,  своим ученикам мы активно пропагандируем здоровый образ жизни:

- Формируем заботу о физическом здоровье каждого ученика.

- Прививаем навыки личной гигиены: через практические занятия и проведение режимных моментов.

-Создаем психологический климат и комфортную среду в классе.

- Проводим воспитательные мероприятия, коррекционные игры, физические игры на воздухе, школьные спортивные соревнования.

Формирование основ ЗОЖ у детей является одной из самых эмоциональных проблем. Заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью, формируем нравственные качества у каждого ребенка: доброту, дружелюбие, выдержку, смелость, веру в свои собственные силы, которые являются фундаментом здоровья.

Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит,  надо и постоянно учить.

За основу своей работы я взяла выполнение следующих задач:

1) Прививать детей к труду. (Уборка класса, спортивной площадки).

2) Проводить ежедневные прогулки на свежем воздухе.

3) Соблюдать гигиену.

4) Правильно питаться, соблюдать дисциплину в столовой.

5) Поддерживать хорошее настроение.

6) Соблюдать распорядок дня.

7) Соблюдать правила поведения на перемене.

8) Делать ежедневно зарядку, на улице проводить спортивные игры.

9) Учить детей любить себя и свой организм.

10) Учить тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки.

11)  Знать и называть части своего тела.

 

Слайд

В течение учебного дня  проводим физкультминутки и физкультпаузы, которые  являются обязательной составной частью урока. Они помогают снять усталость, оживляют урок, предупреждают нарушение осанки.

     Все эти проводимые мероприятия способствуют повышению умственной и физической активности детей. У детей  сформировались необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, которые они используют в повседневной жизни. 

Слайд 

Так же наши учащиеся посещают школьную столовую. Выработаны правила поведения в столовой. Прививаем нормы этикета в столовой.

Не беги в столовую, расталкивая всех вокруг локтями.

Не разговаривай за столом.

Не садись за стол боком или положив ногу на ногу.

Закончив есть, убери за собой посуду.

Вспомни правила поведения за столом — здесь тоже необходимо их соблюдать.

 

Во время приема пищи, чтобы дети хорошо ели, постоянно объясняем, что есть нужно, прежде всего, для того, чтобы быть крепкими и здоровыми, т.к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами.        Играя с детьми в игру «Кто что любит» объясняю, что животные едят то, что полезно. Кто – то кушает растения, кто – то питается мясом. Люди тоже должны есть только полезную пищу.     

Слайд

Соблюдаем гигиенические условия в классе: чистоту, порядок в классе, проветривание, освещение.

Слайд

Внутри школы принимали участие в неделе физкультуры, в конкурсе рисунков  «Мода на здоровье», а так же спортивно - развлекательной эстафете, в метание мяча в корзину «Самый меткий»,,,,,.

Слайд

На занятии по теме «Что у меня есть?» (тело, органы), отмечали части своего тела, рассматривали цветные иллюстрации, просматривали видео-урок «Анатомия человека», «Про организм» с целью ознакомления с органами. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращала внимание детей на хрупкость и сложность, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним.

Для усвоения гигиенических навыков совей работе использовала: дидактические, сюжетно – ролевые игры, «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», также знакомила с предметами личной гигиены через игры. Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой.

Большое внимание в работе с детьми уделяла формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться, складывать спортивную одежду в шкаф. Обращала внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Рассматривая одежду, выясняя, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание.

Большую работу по ЗОЖ проводила в разных видах: в играх, беседах на прогулке, в трудовой деятельности, на занятиях.

 -  Использовала беседы:

 «Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней.

- «Чтобы кожа была здоровой», следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, закрепляла правила ухода за кожей.

- «Для чего нужна зарядка» - где приобщала детей к регулярным занятиям физкультурой. Работая по этой теме, старалась не сдерживать их мысли, терпеливо выслушиваю все их догадки, суждения, находила подходящие примеры из жизни.

Главное, чтобы дети думали  сами или с помощью взрослого делали правильные выводы. Ведь сохранить  здоровье детей – это одна из главных задач педагога.

В игре «Конструирование тела» - дети составляли тело с помощью отдельных деталей, называли их. Эти игры обобщают знания детей.

Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Проводила дидактические игры оздоровительного характера: «Доктор», «Мое тело». Систематически провожу словесную игру «Что мы делаем утром, днем, вечером, ночью», просматривали видео - развличеба: «Уроки Мойдодыра».

В работе стараюсь использовать доступные методы и приемы.

Подводя итоги, резюмируя сказанное, хочется отметить, что мы, педагоги ежедневно уделяем внимание профилактике ЗОЖ школьников в различных формах, различными методами.

Таким образом, в нашем классе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.

Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья учащихся, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.