Шахматы

Пупырева Дарья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Калинка»

Рабочая ПРОГРАММА

шахматного кружка «Шахматное королевство»

п.Харьковский

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Учебно-тематический план

3.Содержание

4.Список литературы

  1. Пояснительная записка
  1. Обоснование необходимости программы

          Программа разработана на основе материалов воспитателя Саитгалиевой Г. С. и применяется в ДОУ «Детский сад «Калинка»

    В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст.4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».

Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Основные проблемы развития шахмат в детских садах:

  • нехватка квалифицированных тренерских кадров;
  • недостаточное число шахматного инвентаря и мест для занятий.
  1. Цели и задачи

Цель программы:

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи программы:

  1. Образовательная:

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

  1. Воспитательная:

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

  1. Общеразвивающая:

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.

  1. Объем и реализация рабочей программы

Рабочая программа рассчитана на год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в неделю во второй половине дня.

В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником:

Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 72 часа. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

                Реализация программы шахматного кружка «Шахматное королевство» требует наличия кабинета «Шахматы».

        Оборудование кабинета:

  • дидактические игры для обучения игре в шахматы;
  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
  • демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
  • настольные шахматы разных видов;
  • шахматные столы;
  • шахматные часы;
  • обучающие видеоуроки по шахматам;
  • симуляторы игр;
  • уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группе;
  • родительский уголок «Шахматы».

        Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).

  1.  Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны:

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  • различать и называть шахматные фигуры;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
  • иметь представление об элементарных правилах игры;
  • играть малым числом фигур;
  • иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
  • владеть основными шахматными терминами;
  • правильно применять элементарные правила игры;
  • иметь представление о некоторых тактических приемах.
  1. Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

в том числе

теоретических

практических

Раздел 1   Шахматная доска

8

6

2

   Тема 1.1   Шахматная доска

3

2

1

   Тема 1.2   Элементы шахматной доски

5

4

1

Раздел 2   Шахматные фигуры

28

16

12

   Тема 2.1   Пешка

10

5

5

   Тема 2.2   Ладья

8

4

4

   Тема 2.3  Слон

3

2

1

   Тема 2.4  Ферзь

2

1

1

   Тема 2.5  Конь

2

1

1

   Тема 2.6  Король

3

3

Раздел 3  Шахматные позиции

36

23

13

   Тема 3.1  Повторение

4

3

1

   Тема 3.2  Рокировка

3

2

1

   Тема 3.3 Конь

7

6

1

   Тема 3.4  Король

5

2

3

   Тема 3.5  Тактические приемы

17

10

7

Всего

72

45

27

  1. Содержание

Раздел 1   Шахматная доска

   Тема 1.1   Шахматная доска

Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Практическое занятие по теме «Шахматная доска».

   Тема 1.2   Элементы шахматной доски

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

        Мероприятие «Шахматная эстафета».

Раздел 2   Шахматные фигуры

   Тема 2.1   Пешка

Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди.  Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.

Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».

Практическое занятие по теме «Пешка».

Мероприятие «Праздник пешки».

   Тема 2.2   Ладья

Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.

Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки шахматной шкатулки».

Мероприятие «Конкурс смекалистых».

Практическое занятие по теме «Ладья».

   Тема 2.3  Слон

Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

   Тема 2.4  Ферзь

Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

   Тема 2.5  Конь

Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

   Тема 2.6  Король

Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.

Раздел 3  Шахматные позиции

   Тема 3.1  Повторение

Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Пат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют».

Мероприятие «Шахматная викторина».

   Тема 3.2  Рокировка

Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.

Практическое занятие по теме «Рокировка».

   Тема 3.3 Конь

Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Конь против других фигур. Позиция «Вилка». Коллективная игра.

Мероприятие – викторина по теме «Конь».

   Тема 3.4  Король

Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах.

Дидактическая игра «Шах или не шах».

Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь мат в два хода».

Практическое занятие по теме «Работа с диаграммами».

   Тема 3.5  Тактические приемы

Дебют. Три правила дебюта. Мат ферзем. Линейный мат. Мат двумя слонами. Правила «Взятие на проходе». Правило квадрата. Правила «Ключевые поля». Матовые комбинации. Типичные комбинации в дебюте.

Дидактические игры «Шахматная коробочка», «Игра всеми фигурами».

Шахматные турниры «Игровая практика», «Турнир с родителями», «Белая ладья».

Мероприятия «В гостях у шахматного короля».

  1. Список литературы

Литература

  1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
  2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука  [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
  3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;
  4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
  5. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
  6. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
  7. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;
  8. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
  9. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
  10. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
  11. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
  12. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
  13. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск  Духовное возрождение, 1998;
  14. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
  15. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008;
  16. Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика, 1991.

Интернет-ресурсы

  1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
  2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
  3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.


Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий предназначен для педагогов обучающих воспитанников игре в шахматы. 5-7 лет.

  Система мониторинга по выявлению умений детей играть в шахматы.

Диагностика направлена на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени их освоения. Для обследования  используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой форме.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

  1.ШАХМАТНАЯ ДОСКА, Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль», То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски, «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски,

  2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана,

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет»,

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур Дета называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

  3.НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Начальное положение (начальная позиция); расположение
каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек», ребенок но одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении,

  4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны5 одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение». У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с ребенком ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника,

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

  5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: стоит ли король под шахом или нет,

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю,

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: дан ли мат черному королю.

«Рокировка»» Ребенок должен определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях,

Педагогическая диагностика по выявлению умений детей играть в шахматы

Группа Сказка

Дата: _____________________

Список детей

Знает историю возникновения шахмат

Знает шахматную доску

Знает и правильно называет шахматные фигуры

Знает, как ходят шахматные фигуры

Умеет расставлять фигуры на шахматной доске

Знает и использует в речи шахматные термины

Умеет определять позицию - шах

Умеет ставить шах

Умеет объявлять мат

Соблюдает правила игры

Может решать конфликтные ситуации с

партнером

Итог



Предварительный просмотр:

Конспект первого занятия по шахматам в детском саду.

Первое занятие по шахматам, где дети знакомятся с шахматной доской

Тема:

«Шахматная доска»

Цель:

Знакомство шахматной доской, ее особенностями.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми особенностями шахматной доски.

2. Развивать познавательные действия. Познавательные интересы.

3. Развивать активную речь детей.

Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

НЕОБХОДИМЫЕ ШАХМАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Шахматная доска – игровое поле -квадратной формы, разбитое на 64 равные по размеру клетки (квадраты; по 8 с каждой стороны), окрашенные попеременно в светлый и темный цвета.

Белые поля – светлые клетки шахматной доски.

 Черные поля – темные клетки шахматной доски.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО УРОКА

Начиная шахматные занятия с детьми, не упустите три обстоятельства. Во-первых, уроки должны протекать в игровой, увлекательной форме и доброжелательной атмосфере. "Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения", – указывал К.Ушинский. Во-вторых, чтобы обучение было развивающим, оно должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. А в-третьих, особенно на первых порах не забудьте... сказку. Ведь еще В.Сухомлинский отмечал: "Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений... Мои воспитанники не овладели бы навыками отвлеченного мышления, если бы в их духовной жизни сказка не стала целым периодом... Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю.

Велико значение первого шахматного урока. Именно он может предопределить отношение детей (особенно девочек) к шахматам, а для этого вам нужно привить интерес к новому предмету, зажечь огонек фантазии в глазах ребят. Первая встреча с волшебным миром шахмат должна стать для детей праздником. Готовя его, руководствуйтесь словами К. Ушинского: "Воспитатель непременно должен устроить дело ученья так, чтобы в начале ученья дитя не могло не успеть..."

Начните первый урок с чтения, а еще лучше с чтения и инсценировки сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Если у вас достаточное количество экземпляров этой книжки-картинки, то дайте каждому ученику по книжке, и пусть они по иллюстрациям следят за вашим рассказом. Если же ни одной книжки-картинки у вас нет, ниже мы приводим текст сказки с пояснениями к инсценированию.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ

Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных.

И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было.

Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили:

– Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей:

– Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра... Но остерегайтесь колдуна.

Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру.

Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч. Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: "Опа... Опа... Опа...". Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев.

Лена и Ален вышли на поляну и лицом к лицу столкнулись со старичков Тот злобно расхохотался:

– Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол. А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать.

Заранее нарисуйте на картоне и вырежьте Лену, Алена и колдуна. Или вырежьте их из старых, порванных детских книг, журналов и приклейте на картон. По ходу развития сюжета они будут идти, бежать, разговаривать и т. п., это вызывает живейший интерес у детей.

И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал.

Пустились Ален и Лена наутек. Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил.

Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена.

С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий.

Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов. Пролетел кругляк над самым ухом Алена.

Попросите учеников открыть с. 4 учебника – там изображен этот кругляк; очень хорошо, если учитель заранее приготовит такой кругляк из картона. На своих занятиях мы запускаем кругляк из картона в класс, потом просим конкретно одного из учеников принести его обратно; только не говорите это всему классу сразу, а то вместо кругляка можете получить три – четыре кусочка картона.

Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола.

Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река.

Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится предложила Лена.

Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает.

Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом.

Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным.

Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь.

Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног.

Просите детей посмотреть на с. 4, a потом показываете заранее приготовленный квадрат из картона. Можете метнуть квадрат в класс. Только осторожно..

Подхватила щит Лена, бросила в воду. Поплыли они с Аленом по Бурной Реке.

Плыли ребята, плыли в быстрых водах, с трудом удерживаясь на ногах, и, наконец, пристали к берегу.

На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов.

Но плот снова превратился в щит и спас детей. От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.

Дети рассматривают с.5, а вы показываете классу картонный квадрат с клетками 8 на 8, как у шахматной доски, только все клетки белые.

Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь.

С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка.

Дети рассматривают с.5 учебника, рисунок, где изображена шахматная доска, а вы показываете новый картонный квадрат – шахматную доску.

Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок.

 Здесь можно спросить у ребят: "Как вы думаете, что будет дальше?"

Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли.

– Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться?

В небе возник лик Чародея:

– Сила колдуна в его имени... Расшифруйте его, и Звол потеряет силу. Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: "ЗВОЛ".

– "3" – это, наверное, "злой"? – предположила Лена. – А что такое "ВОЛ"?

– Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей.

– Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун... Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ?!

– Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это Злой Волшебник! Вот его секрет!

Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака.

– Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален.

– Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!

Сказка кончилась, и учитель показывает детям различные шахматные) доски: обычную деревянную доску, маленькую доску от дорожных шахмат. доску, нарисованную на шахматном столике (все, что имеется в наличии у педагога), а затем разворачивает к детям шахматную доску для демонстрационных шахмат, которая до этого стояла лицевой стороной к стене и не привлекала внимания учеников.

Демонстрационная шахматная доска нужна обязательно, иначе учителю будет трудно работать.

Учитель объясняет, что на шахматной доске ведется шахматное сражение. Подчеркните, что шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки-квадратики, которые по шахматному называются ПОЛЯМИ Светлые клетки – это БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные клетки – это ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ Белые поля не обязательно бывают белого цвета – их делают и желтыми. А черные поля иногда выполняют коричневыми (и другими темными) тонами.

C:\Users\User\Desktop\сайт\73-2YY7YrY8.jpg

C:\Users\User\Desktop\сайт\_sTPL_I8bR4.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.Г.Сухин Удивительные приключения шахматной доски

Слайд 2

Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных. И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было. Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили: – Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей: – Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра... Но остерегайтесь колдуна. Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру. Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч.

Слайд 3

Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: "Опа... Опа... Опа...". Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев. Лена и Ален вышли на поляну и лицом к лицу столкнулись со старичков Тот злобно расхохотался: – Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол. А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать. И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал. Пустились Ален и Лена наутек. Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил. Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена. С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий. Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов. Пролетел кругляк над самым ухом Алена.

Слайд 4

Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола. Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река. Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится предложила Лена. Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает. Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом. Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным.

Слайд 5

Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь. Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног. Подхватила щит Лена, бросила в воду. Поплыли они с Аленом по Бурной Реке. Плыли ребята, плыли в быстрых водах, с трудом удерживаясь на ногах, и, наконец, пристали к берегу.

Слайд 6

На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов. Но плот снова превратился в щит и спас детей.

Слайд 7

От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.

Слайд 8

Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь. С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка. Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок. Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли.

Слайд 9

– Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться? В небе возник лик Чародея: – Сила колдуна в его имени ... Расшифруйте его, и Звол потеряет силу. Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: " ЗВОЛ ". – " 3 " – это, наверное, " злой "? – предположила Лена. – А что такое "ВОЛ"? – Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей. – Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун... Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ?! – Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это З лой Вол шебник! Вот его секрет! Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака. З ВОЛ

Слайд 10

– Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален. – Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!

Слайд 11

Сказка И.Г.Сухина «Удивительные приключения шахматной доски» опубликована в следующем пособии: И.Г.Сухин «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» (Обнинск: Духовное возрождение, 1999. - С. 6 - 9). Иллюстрации к сказке выполнены художником С.А.Волковым в следующем учебнике: И.Г.Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» (Обнинск: Духовное возрождение, 1998. - С. 4 - 5). Презентацию подготовил: И.Г.Сухин; 08.10.2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.Г.Сухин Сказка «Como surgio el tablero de ajedrez» («Как появилась шахматная доска»)

Слайд 2

Sukhin I.G. La bolsita magica del ajedrez. – Vigo, 1992 . – 74 с.

Слайд 3

В некотором царстве – Клеточном государстве жили-были белые и черные клетки – поля. Вот какие.

Слайд 4

Скучно жили, друг с другом не играли. Черные поля с белыми не разговаривали, дрались только.

Слайд 5

Узнал об этом маленький дракончик Пожиратель полей, обрадовался, прилетел в Клеточное государство и начал глотать поля.

Слайд 6

Бросились поля в рассыпную, да не убежать от дракончика. Задумались поля: что же делать?

Слайд 7

Говорят белые поля черным: – Давайте возьмемся за руки, дракон нас и не проглотит.

Слайд 8

. – Вот еще! – фыркнули черные поля.

Слайд 9

А дракончик все глотает и глотает поля. Испугались черные поля, потянули белым полям свои ладошки. Прижались друг к дружке четыре белых поля и четыре черных поля. Получилась горизонтальная линия, или горизонталь.

Слайд 10

Удивился дракончик, почесал за ухом, хмыкнул и… проглотил горизонталь.

Слайд 11

Увидели поля, что приключилось с горизонталью, и прижались по-другому. Получилась вертикальная линия, или вертикаль.

Слайд 12

Удивился дракончик, почесал хвостом за ухом, хмыкнул и разинул пасть. Но не мог проглотить вертикаль. Никак! Еще шире раскрыл дракончик пасть. И выскочили из нее все проглоченные поля. Вот так.

Слайд 13

Призадумался дракончик, почесал хвостом за ухом, хмыкнул, развернулся и проглотил вертикаль.

Слайд 14

Обиделись черные поля на белые: – Уж лучше мы сами как-нибудь, – и прижались друг к дружке уголками. Получилась диагональ. Черная диагональ.

Слайд 15

– И мы – сами как-нибудь, – сказали белые поля и образовали белую диагональ.

Слайд 16

Усмехнулся дракончик, развернулся и проглотил черную диагональ. А затем проглотил и белую диагональ.

Слайд 17

Совсем поля пригорюнились. Что же делать? И тут одна белая клетка по имени Полина закричала:

Слайд 18

– Всем собираться в горизонтали и вертикали! По восемь горизонталей...

Слайд 19

– ...и вертикалей! Послушались поля, снова прижались друг к другу.

Слайд 20

– Горизонтали хватайтесь между собой, а вертикали между собой! – скомандовала Полина.

Слайд 21

Горизонтали прижались друг к другу. Получилась шахматная доска.

Слайд 22

И вертикали прижались друг к другу. Тоже получилась шахматная доска.

Слайд 23

Удивился дракончик, хмыкнул, разинул пасть и устремился на шахматные доски. И с одной стороны к ним заходит и с другой. Крепко держаться поля друг за друга, не поддаются дракончику.

Слайд 24

Осмотрелся дракончик по сторонам и заметил, что не все поля объединились в горизонтали, вертикали и шахматные доски.

Слайд 25

Самые непослушные не пожелали протянуть руки полям другого цвета. Они собрались в диагонали разной длины. И в самые длинные – большие диагонали из восьми полей и в самые короткие – из двух полей.

Слайд 26

Обрадовался дракончик, облизнулся. С диагоналями-то он легко расправится!

Слайд 27

Но рано он обрадовался. – А ну, диагонали, хватайтесь между собой! – приказала Полина.

Слайд 28

Белые клетки протянули черным свои руки, и из диагоналей тоже сложилась шахматная доска.

Слайд 29

Кружил дракончик над шахматными досками, кружил, но только все поля порастерял, которые раньше проглотил. Прикусил язык дракончик, поджал хвост и улетел ни с чем.

Слайд 30

Поля с той поры крепко держаться друг за дружку, никогда не ссорятся и никого не боятся.

Слайд 31

А горизонтали, вертикали и диагонали ты и сейчас легко можешь найти на шахматной доске.

Слайд 32

Текст: И.Г.Сухин, из книги И.Г.Сухина «Приключения в Шахматной стране». М.: Педагогика, 1991. - С. 132-135 («Шахматная сказка», из тетрадки Загадая). Иллюстрации: G.Provanova, I.Pshenichnaya из книги: Sukhin I.G. La bolsita magica del ajedrez. – Vigo, 1992. – 74 с. Презентацию подготовил: И.Г.Сухин; 10.04.2011.



Предварительный просмотр:

Тема: Шахматная доска

  Цель: познакомить детей шахмат с шахматной доской.

  Задачи: познакомить с такими понятиями как черное и белое поле;

развивать ориентирование на плоскости, память;

воспитывать самостоятельность, внимательность.

  Методы: наглядный, практический, словесные.

  Оборудование: шахматная демонстрационная доска, компьютер,  экран с проектором, шахматные доски на каждого воспитанника, комплект вырезанных из картона белыми и черными полями (черные  и белые квадратики).

  ХОД

   Покажите детям заранее приготовленные белые и черные поля, вырезанные из плотной бумаги или картона. Покажите указкой на демонстрационной доске несколько белых и черных полей. Пусть ребята посмотрят с.7 учебника (И. Г. Сухин «Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. ), где нарисована большая шахматная доска и отдельно белые и черные поля.

   Дайте каждому из учеников по шахматной доске, лучше всего деревянной, но можно и картонную (она гораздо дешевле, но ученики могут быстро ее измять). Наилучший для учебных целей размер шахматных полей 5 см на 5 см. Размер полей менее 3 см на 3 см нежелателен. Пусть каждый из учеников покажет на своей доске белое и черное поля.

  Затем дети на листах с большими клетками закрашивают несколько белых и черных полей.

Обратите внимание детей на то, что на шахматной доске белые и черные поля всегда чередуются: белое – черное – белое – черное...

Для закрепления элементарного шахматного материала прочитайте ученикам еще одну дидактическую сказку.

КОТЯТА-ХВАСТУНИШКИ

В некотором царстве – шахматном государстве у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.

Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости

Пусть дети снова посмотрят на с.7 учебника, где нарисованы эти котят

– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.

Тут котята фыркнули и отвернулись:

– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.

– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.

– Белые, – сказал белый котенок.

– Черные, – сказал черный котенок.

А ВЫ КАК ДУМАЕТЕ?

(педагог спрашивает у детей).

– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.

(Учитель накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)

А что больше: шахматная доска или шахматное поле?

– Они равны, – ответил черный котенок.

– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.

ТАК ЛИ ЭТО?

– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?

– У полей круглая, – сказал белый котенок.

– И у доски круглая, – добавил черный котенок.

А ВЫ ЧТО СКАЖЕТЕ?

– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.

А ВЫ НИКОГДА НЕ ХВАСТАЕТЕСЬ?

Вот и вся сказка.

Снова показываете шахматную доску, белые и черные поля.

 

В конце занятия задайте детям три задачи-шутки:

1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)

2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)

3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)

Если до конца урока у вас еще останется несколько минут, можете провести маленькую литературно-шахматную викторину:

Можно детям показать всех героев в действии.

1. Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка.)

2. Знаменитый джинн, друг Вольки Костылькова, большой поклонник шахматной игры. (Старик. Хоттабыч.)

3. Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры. (Электроник.)

4. Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. (Алиса Селезнева.)

5. Человечек из театра Карабаса Барабаса – "весь клетчатый, как шахматная доска." (Арлекин.)

6. Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный богатырь, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича. (Добрыня Никитич.)

7. Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса.)

8. Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: "Глядите, глядите, вон идет шахматная доска". (Сиропчик.)

На дом можете задать ребятам решить два занимательных задания из учебника (с. 8 – 9). Задания совсем простые и вызывают неизменный интерес у детей.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\шахматы\icon-of-the-global-chess-game-chess-0026666360-preview.jpg

 «Ребята, какие вы молодцы! МЫ и фигуры наших шахматных королевств рады, что вы будете играть в шахматы. Мы с фигурами вас приглашаем к нам в гости! »

Ребята шахматные короли очень рады, что вы начали изучать шахматы.

Они желают вам успехов. Быть умненькими, справляться  со всеми заданиями.

 И дарят вам большую настенную шахматную доску.

 До встречи! Короли черно-белого королевства.

«Знакомство с Черно-белым Королевством».

Тема:

«Шахматная доска»

Цель:

Знакомство с шахматамишахматной доской, ее особенностями.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми особенностями шахматной доски, и терминами, используемыми в шахматах : поле, горизонталь, вертикаль.

2. Развивать познавательные действия. Познавательные интересы.

3. Развивать активную речь детей.

Ход:

Ребята, сегодня нам пришло письмо от Королей из Черно-белого королевства. (показывает)

-Что это за королевство такое и где оно находится?

шахматная доска

Воспитатель: Верно, это шахматная доска, но почему же Королевство называется Черно-белым?

Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.

Воспитатель: Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет как именно.

Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.

В. чем они отличаются? (ответы детей)

Вы правы. По размеру квадратики действительно одинаковые, а цветом они отличаются друг от друга- белые и черные.

А всего на доске 64 клетки.

При игре доска кладется так, чтобы правое нижнее поле было белым. (тренируются)

Воспитатель: В Ш. К. есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?

Дети: 8.

Воспитатель: А сколько горизонтальных?

Дети: 8. (дети тренируются показывать)

-Молодцы ребята! А скажите, Пожалуйста, на каких полях ничего не растет?

-В каких клетках не держат зверей?

- как правильно сесть за шахматную доску?

- какая же форма у шахматной доски(ответ звучит стихом)

Стих: доска, где шахматы стоят, и клетка каждая –квадрат.

Стоят там кони и слоны, фигуры боевые.

Квадрат- четыре стороны, все стороны его равны, и все углы прямые.

Стих: зовется шахматной страной- двухцветная страна,

ведется в ней упорный бой- двухцветная война.

Там обе армии смелы. Борьбой увлечены,

В одной из них бойцы белы, в другой- бойцы черны.

А теперь, ребята. Мы с вами поиграем в игру «Сложи доску» (из 32 белых и 32 черных квадратов (полей))



Предварительный просмотр:

Конспект занятия о шахматной доске для детей дошкольного возроста.

Тема: «Знакомство с шахматной доской».

Цель: закрепить представления детей о шахматной доске, ее особенностях; развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.

Задачи:

1.Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: горизонталь, вертикаль.

2. Учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета шахматной доски.

3. Воспитывать интерес к игре в шахматы.

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, чудесный мешочек, шахматные доски для каждой пары воспитанников, презентация И.Г. Сухин «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы» (часть 1),расчерченные бумажные «шахматные» доски (на тетрадных листах в крупную клетку), черные или простые карандаши для раскрашивания,фишки иликружки зеленого и желтого цветов.

Ход

1. Вступительная часть.

Воспитатель:Добрый день!

-  Мы с вами отправимся в Черно – белое Королевство.

2 . Основная часть.

Воспитатель: Что это такое? (Достает из чудесного мешочка шахматную доску).

Дети: Это шахматная доска.

Воспитатель: Верно, это шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем. А кто знает, почему же Королевство называется Черно-белым?

Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.

Воспитатель: Как называются эти клетки?

Дети: Эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля.

Воспитатель: Кто скажет, как располагаются поля на шахматной доске?

Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.

Воспитатель: А кто из вас вспомнит, сколько на доске белых полей?

Дети: 32.

Воспитатель: А черных?

Дети: Тоже 32.

Воспитатель: А каких полей больше черных или белых?

Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.

Воспитатель: Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля.

Воспитатель: У доски есть один секрет. Кто знает, как правильно поставить шахматную доску?

 Воспитатель: Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?

Дети: 8.

Воспитатель: А сколько горизонтальных?

Дети: 8.

Воспитатель: Кто сможет показать 1 вертикаль? А 3? А 6? И т. д.

Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали.

Физминутка.

Воспитатель: А сейчас все встали.    Покажите руками горизонталь кто догадался, как это можно сделать? (Руки в стороны). Опустили руки. Еще раз покажите горизонталь. Молодцы.

А как можно показать вертикаль? (Одна рука внизу, другая вверху).

Воспитатель: Присаживайтесь на свои места.

Давайте с вами поиграем в игру «Самый внимательный». Вам нужно при помощи кругов выложить вертикали и диагонали.

Д/и «Горизонтали и вертикали». Двое играющих по очереди выкладывают горизонтальные и вертикальные линии   шахматной доски (фишками или кружками разного цвета: например, вертикаль – выложить зелеными кружками, горизонталь- желтыми).

Воспитатель:А теперь давайте посмотрим сказку «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы».

Просмотр презентации И.Г. Сухин «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы» (часть 1) -о горизонталях, вертикалях.

Воспитатель: А к нам в гости кто- то стучится. (Почтальон принес конверт с заданием).

Воспитатель: Ребята, это письмо от жителей шахматного Королевства.Они   оставили для нас маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски). Наверное, жители Черно-белого Королевства хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?

Дети: Да!

Дети раскрашивают свои маленькие шахматные доски.

3. Итог.

Воспитатель: Отлично, все справились с заданием, но вот кто живет в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.

До свидания.

Литература

1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

2.Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изучению шахматной доски

для детей старшего дошкольного возраста

  Тема: «Шахматная доска. Поля, центр, горизонтали, вертикали, диагонали».

  Цель:Познакомить обучающихся с шахматным этикетом.

  Задачи:

  1. Обучающие:

  - Познакомить с шахматной доской: поля, центр, горизонтали, вертикали, диагонали.

  2. Развивающие:

  - Развивать коммуникативные умения;

  - Способствовать развитию логического мышления.

  3. Воспитательные:

  - Повышать мотивацию учащихся к изобретательству;

  - Учить проявлять уважение к сопернику;

  - Создать условия для формирования работы в паре. 

 Материалы, оборудование, инструменты к занятию: наборы шахмат, проектор, экран, ноутбук, листы с практическими заданиями, ручки, карандаши.

  План занятия / Время

  1. Самоопределение к деятельности.

  - Организационный момент

  - Объявление темы

  - Постановка проблемы 10 минут

  2. Учебно–познавательная деятельность 10 минут

  3 Практические задания. 15 минут

  4. Рефлексивная деятельность. Подведение итогов. 5 минут

  Ход занятия

  1.Самоопределение к деятельности

  Организационный этап

  Сегодня мы познакомимся с важной частью шахмат – шахматной доской. В шахматы играют двое. Шахматная доска располагается так, чтобы у каждого в правом нижнем углу оказалась белая клетка (поле).

  Шахматная доска – это квадрат, на нем 32 белые и 32 черные клетки. Сколько же всего полей на доске?

(Дети смотрят презентацию.)

2. Учебно-познавательная деятельность

  Изучение нового материала По краям доски отмечены буквы и цифры. Буквы - А, Бэ, Цэ, Дэ, Е, Эф, Же, Аш. Цифры – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

  Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматного поля, а он у каждого поля свой собственный. Как же его узнать? Посмотрите, это поле имеет адрес а1, потому что стоит на пересечении буквы А и цифры 1. Попробуйте определить (h1, a3, е6). Дети смотрят презентацию и решают задачи на демонстрационной шахматной доске.

  Шахматная доска состоит из клеток, которые называются шахматными полями. Четыре поля в центре доски образуют ее центр. Все поля на доске чередуются: за белым следует черное, а за черным – белое. Такое чередование называется шахматным порядком.

  Черные и белые поля образуют на шахматной доске линии. Линии, которые идут от одного соперника к другому (на диаграмме – снизу вверх, называются вертикалями. Они обозначаются латинскими буквами (от А до Аш). Всего на доске восемь вертикалей. Линии, которые идут слева направо, называются горизонталями. Они обозначаются цифрами от 1 до 8, а это значит, что на доске восемь горизонталей.

  На шахматной доске кроме вертикалей и горизонталей есть диагонали. Это косые линии, которые состоят из полей одинакового цвета. Если поля белые, то диагональ называют белой, а если черные, то черной.

  В отличие от горизонталей и вертикалей, в диагоналях может быть разное количество полей. Самые короткие диагонали состоят из двух полей, а самые длинные – из восьми.

   3. Рефлексивная деятельность.

  Подведение итогов занятия.

Проверим вашу память и логику, для этого я прошу вас ответить на несколько вопросов:

1. Какой формы шахматная доска?

2. Как называются клетки на шахматной доске?

3. Как называются 4 поля в центре доски?

4. Как называется чередование белого и черного?

5. Сколько на ней черных полей?

6. Сколько на ней белых полей?

7. Сколько всего полей на шахматной доске?

8. Какие цвета любят шахматы?

9. Для чего на доске нужны буквы и цифры?

10. Зачем нужно знать точный адрес клетки?

11. Как называются линии сверху вниз, которые обозначаются буквами?

12. Как называются линии слева направо, которые обозначаются цифрами?

13. Как называются косые линии на шахматной доске?

Дети отвечают на вопросы.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\сайт\шахматы.png

Дидактические игры и игровые задания по обучению детей игре в шахматы.

  Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

  Дидактическая игра «Шахматное лото».

Цель:

Повторить названия шахматных фигур; развивать внимание и вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

— мешочек;

— шахматные фигуры – плоскостные;

— Большие карточки с фигурами 2- 30 шт.;

— фишки 50-80 шт.

Правила игры:

Детям раздаются по 2-3 большие карточки, где нарисованы фигуры и фишки. Один ребенок достает из мешочка и говорит какая это шахматная фигура. У кого есть такая фигура, тот ставит фишку на большую карточку. Выигрывает тот, кто закрыл фишкой все фигуры большой карточки.

  Подвижная игра «Живые шахматы».

Цель:

повторить названия шахматных фигур и их первоначальную расстановку; вызвать интерес к игре.
 
Материал для игры:

— шапочки шахматных фигур (на каждого ребенка);

— шахматное поле (3х3)

Правила игры:

Игра проводиться на шахматном поле. Дети становятся «шахматными фигурами» (надевают шапочки шахматных фигур). Шахматные фигуры (дети) в начале игры стоят на шахматном поле, где их фигура находится. Звучит музыка – шахматные фигуры танцуют. Когда музыка остановиться должны встать на шахматное поле, где стояли в начале игры шахматные фигуры и должны рассказать на каком месте стоят.

Задачи играющих:

Не перепутать свои места. После меняются своими фигурами и игра продолжается.

 

 Дидактические игры и пособия для детей старшего дошкольного возраста

  Игра «Шахматная лесенка»

Задачи: Закреплять умение различать шахматные фигуры, называть их; дать знания о стоимости фигур; упражнять в ориентировке в пространстве, в назывании количественных и порядковых числительных

Дидактические игры и пособия для детей старшего дошкольного возраста «Страна Шахмат»

Игра «Домино»

Задачи: закрепить умение различать шахматные фигуры, их плоскостное изображение; развивать мышление детей — рационально выбирать нужный вариант из нескольких; учить детей взаимодействовать в ходе игры между собой, соблюдать правила, радоваться успеху других.

https://konspektiruem.ru/wp-content/uploads/7968442c662d9d258f026aeb903413fa-jpg.jpg

   Игра «Реши пример»

Задачи: закреплять знания о стоимости шахматных фигур; упражнять в решении примеров на сложение и вычитание в одно или несколько действий; формировать умение различать и называть знаки +, -, = (понимать их назначение).

  Игра «Шахматные часы»

Задачи:развивать память детей — учить выкладывать на циферблате фигуры-цифры по образцу и по словесному указанию; упражнять в установлении времени на часах и назывании его (ассоциировать фигуры с числами); закреплять знание цветов и оттенков.

https://konspektiruem.ru/wp-content/uploads/1e6798a1a5010009d8c4cad1ff9829cb-jpg.jpg

Игра «Толстый — тонкий»

Задачи: учить детей составлять сериационный ряд из шахматных фигур (конь, король) по толщине; развивать внимание и мышление («какие фигуры перепутали место»; формировать навык количественного и порядкового счёта; учить сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство или неравенство различными способами.

https://konspektiruem.ru/wp-content/uploads/2fcb2d8e16698a897c898166d01ef0db-jpg.jpg

Игра «Путешествие»

Задачи: закреплять умение называть и различать вертикали, горизонтали, диагонали; учить детей ориентироваться в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной на 64 полях; определять словами положение фишки (сначала латинская буква,затем цифра — а4); устанавливать фишку в соответствии со словесным указанием; двигаться по планшету в соответствии с командами «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; развивать мышление детей — учить находить самый короткий (самый длинный путь) между точками.

https://konspektiruem.ru/wp-content/uploads/2bc8db1f98bc690be1a33b5562ade035-jpg.jpg

  Игра «Больше, меньше, равно»

Задачи: учить детей решать примеры и устанавливать между ними равенство или неравенство; формировать умение различать и называть знаки >, <, =; воспитывать желание играть парами или в микрогруппах, помогать друг другу. 

https://konspektiruem.ru/wp-content/uploads/aad349eb24ed9076b557740b70d93301-jpg.jpg

Игра «Узнай фигуру»

Задачи: развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её; находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня» и др.)

https://konspektiruem.ru/wp-content/uploads/93c69bd0343079a5dab4c380ea6358a7-jpg.jpg

Игра «Собери шахматную доску»

Задачи: Учить детей ориентироваться на листе бумаги; познакомить с понятиями «вертикаль», «горизонталь», «диагональ»; упражнять в назывании вертикалей латинскими буквами (a,b,c,d,e,f,g,h); формировать умение выкладывать на планшете линии (по замыслу или заданию, чередуя чёрные и белые поля; определять цвет заданного поля.

https://konspektiruem.ru/wp-content/uploads/92e82011b2d4758daad9709aa511f3f5-jpg.jpg

Игра «Шахматные прятки»

Задачи: закрепить знание шахматных фигур и их отличительные признаки — название, как ходит, как ест, сколько стоит; учить детей придумывать и отгадывать загадки; упражнять в различении геометрических фигур.

https://konspektiruem.ru/wp-content/uploads/30f8a162233c0999d1dd9d7215e0a93c-jpg.jpg

Дидактический материал для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы  

  Игровое задание «Горизонталь».

Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).

  Игровое задание «Вертикаль».

То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

  Игровое задание «Диагональ».

То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

Дидактически игры для дошкольников

  1.  Шахматная доска

Цель: Знакомство с шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

1. В тетрадях в крупную клетку необходимо нарисовать шахматную доску, закрашивая черные поля и оставляя белые поля пустыми.

2. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных, вертикальных линий или любой из диагоналей шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). Игру можно проводить в форме соревнования: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее расставит фишки на заданные линии.

3. Игра с кубиками. Из кубиков темного и светлого оттенков нужно построить «горизонталь», «вертикаль» и «диагональ».

4. Детям раздаются вырезанные из плотной бумаги квадратики (белого и черного цвета). Необходимо выложить из квадратов дорожки – горизонталь, вертикаль (чередуя между собой белые и черные поля) или диагонали (составляются диагонали черного и белого цвета, самая маленькая диагональ, самая большая).

5. В тетради, в заранее нарисованной шахматной диаграмме, дети закрашивают синим цветом горизонталь, зеленым – вертикаль, красным – диагональ.

6. Детям предлагается на демонстрационной шахматной доске заполнить центр фишками (магнитами).

7. В тетради с нарисованной диаграммой детям предлагается обозначить центр с помощью условных символов (крестиков, цветочков, звездочек и т. д.).

2. Шахматная нотация

Цель: Знакомство с шахматной нотацией, шахматным алфавитом, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

1. «Какой буквы не хватает?». Карточки с буквами алфавита располагаются на столе в ряд так, как они расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого ряда убирается и детям предлагается найти недостающие буквы и поставить их на место.

2. «Шахматное лото». Для каждого ребенка подготавливаются фишки с обозначением на них шахматной нотации в количестве от 5 до 64 (в зависимости от уровня подготовленности ребенка). Правила игры такие же как в обычно лото – фишку надо поставить на соответствующее ей место на шахматной доске.

3. «Почта». На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес – например улица В, дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что почтальон принес загадочный конверт с необычным адресом и предлагается детям рассмотреть конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как адресат найден, конверт открывается, а там детей ожидает сюрприз – это могут быть силуэты букв шахматного алфавита, которые раздаются детям и предлагается раскрасить их, кто как хочет. После выполнения задания дети называют каждый свою букву.

4. «Найди адрес». Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.

3. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Цель: Знакомство с шахматными фигурами, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

1. «Найди фигуру». На столе расставляются белые и черные шахматные фигуры, детям необходимо найти ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.

2. «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

3. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны отгадать, о какой фигуре идет речь. Затем кто-либо из детей описывает другую фигуру, а остальным необходимо догадаться о какой фигуре идет речь.

4. «Снежный ком». Расставляются в ряд шахматные фигуры – король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. Первый ребенок произносит название первой фигуры – король, следующий ребенок произносит название двух фигур – короля и следующего за ним ферзя, третий произносит название сразу трех фигур – короля, ферзя и следующей за ним ладьи и т. д. Последний ребенок должен произнести название всех фигур.

5. «Черные и Белые пешки». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами. На первый стульчик ложится черная пешка, на второй – белая пешка. Дети бегают, по сигналу собираются возле своих стульчиков.

6. «Какой фигуры не стало». В ряд расставляются несколько шахматных фигур, белых и черных; дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну или 2 фигуры – дети должны сказать какой фигуры не стало.

7. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

8. «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

9. Подвижная игра: «Найди домик для своей пешки». Дети делятся на две команды. По сигналу составляют по очереди, каждый у своей доски пешки.

10. Подвижная игра: «Берегитесь пешки». Дети в шапочках Королей (Белых и Черных) гуляют по шахматному полю. Выбегает пешка и ловит тех, кто не успел встать на свое поле.

11. «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детй, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

12. «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

13. «Кто быстрее». Детям предлагается посостязаться – кто быстрее соберет одинаковые шахматные фигуры (например, один ребенок собирает ладьи, другой – слонов, третий – коней).

14. «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Педагог с закрытыми глазами берёт какую-нибудь из фигур и ощупывает её. Выбранную шахматную фигуру умышленно называет неправильно, открывает глаза и спрашивает детей: «Так?» Дети поправляют педагога. Затем меняются ролями.

15. «Ряд». Детям предлагается поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей.

16. «Пирамида». Предлагается детям построить пирамиду из ладей: на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросить у детей, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
17. «Прятки». В кабинете прячется несколько шахматных фигур. Дети должны найти их и назвать. Потом фигуры прячут дети.

18. «Над головой». Педагог называет какую-нибудь шахматную фигуру. Дети должны ее быстро найти и поднять над головой.

19. «На стуле». На стул ставится какая-нибудь шахматная фигура. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встают дети. Счет идет до трёх и на счет «три» дети бегут к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

20. «Шахматный теремок». Из деревянной шахматной доски делается «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» — поднять.

21. «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» — король, «баба» — ферзь, «заяц» — пешка, «лиса» — конь, «волк» — слон, «медведь» — ладья, а колобок — шарик или клубок. Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест — колобок от неё убежит.

22. «Шахматная репка». Садим «репку» — клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» — это король, «бабка» — ферзь, «внучка» — слон, «Жучка» — конь, «кошка» — ладья, «мышка» — пешка.

23. «Белые и чёрные». В беспорядке расставляются на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляется в сторону одна из фигур, и говорится ее название и цвет. Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляет педагог и т. д.

24. «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Педагог убирает одну из фигур в коробку. Просит ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

25. «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Педагог предлагает ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать сё и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке.

4. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Цель: Знакомство с начальной расстановкой фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

1. «Мешочек». Каждый ребенок достает из мешочка по одной фигуре и расставляет ее на то место, которое данная фигура занимает в начальной позиции.

2. «Что пропало?». В начальной позиции не хватает несколько фигур. Необходимо определить каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить на свои места.

3. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

4. «Король, найди свое место». На столах стоят шахматные доски, рядом Белые и Черные Короли. Дети уходят на определенное расстояние и по сигналу должны добежать до своей доски и поставить Королей на место.

5. «Путаница». Расставляется начальная позиция на шахматной доске, перепутав фигуры местами. Дети должны проверить правильность расстановки фигур в начальной позиции и расставить фигуры так, чтобы начальное положение оказалось правильным.

6. «Пешки, в домики». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами пешек. На напольной шахматной доске дети бегают и по сигналу встают на места своих фигур.

7. «Найди свое место». Детям надеваются шапочки белых и черных фигур. Выбираются два ведущих. По сигналу педагога ведущие ставят свои фигуры на места на напольной шахматной доске. Один ведущий отвечает за белых, другой – за черных.

8. «Кто быстрей составит фигуры». Дети делятся на три команды. На стол ложатся три доски и уже знакомые фигуры. По сигналу дети по очереди составляют фигуры на доски.

9. «Фигуры в домики». Дети надевают шапочки знакомых фигур. По сигналу педагога дети встают на свои места на напольной шахматной доске.

10. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

5. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

Цель: Знакомство с правилами хода и взятия каждой из фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

1. «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

2. «Разыгрывание позиций». Педагог ставит на доску одну из игровых позиций с участием изучаемых фигур. Сначала один ребенок играет одними фигурами, а второй – другими, затем дети меняются фигурами и снова разыгрывают данную позицию. В процессе этой игры дети упражняются в маневрировании фигурами на шахматной доске таким образом, чтобы не попасть под удар неприятельской фигуры, и, в свою очередь, уметь нападать на фигуры противника, а также предвидеть события на шахматной доске на один-два хода вперед.

3. «Цепочка». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

4. «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их

5. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

6. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

7. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника

8. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

9. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

10. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

11. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

12. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

13. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

14. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

6. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Цель: Знакомство с шахматными понятиями «шах», «мат», «пат», «мат в один ход», длинная и короткая рокировка и ее правила, развитие у детей логического мышления, внимания, памяти.

Дидактические игры и задания:

1. «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

2. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

3. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

4. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

5. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю.

6. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

7. «Рокировка». Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.