Для логопедов

Альшевская Ольга Александровна

Раздел служит для логопедов. В данном разделе подобран опыт не только мой, но и других авторов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями.
«Учимся, играя».

Нетрадиционная форма сотрудничества логопеда с родителями по речевому развитию детей. «Учимся, играя».

Совместные занятия с родителями и детьми:
- Практикумы и тренинги с целью ознакомления родителей с артикуляционной и дыхательной гимнастикой.
- С развитием мелкой моторики.
- С развитием внимания.
- С развитием памяти и мышления.

Задачи:
- Познакомить и обучить родителей приёмам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.
- Оказать индивидуальную помощь родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания детей.
- Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группе, включение в образовательный процесс семьи.

Цели:
- Обучение родителей элементами коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях.
- Привлечение и активизация интереса родителей к образовательной деятельности своего ребёнка.

Актуальность работы.
- Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие необходимо для развития их собственного ребёнка.
- Нетрадиционная форма работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Совместные игротренинги детей и родителей:

- Артикуляционная гимнастика: «Весёлый язычок».

- Пальчиковая гимнастика.

-Развитие мелкой моторики.Хочу такой сайт

- Дыхательная гимнастика.

- Логоритмика.

У родителей работа, а у нас – занятия,
Как же нам соединить два мероприятия?
Приходите, мамы, папы, хоть на часик в детский сад.
Логопед вам всё покажет, как учить своих ребят!



Предварительный просмотр:

Очень интересный логопедический портал. По данной ссылке пройдите и узнаете много интересного.

https://logoportal.ru/



Предварительный просмотр:

Растягивание подъязычной связки (уздечка языка).

Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной связки(уздечка) - это перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. В норме длина уздечки составляет 1,5 см. Но бывает так, что подъязычная связка(уздечка) – укорочена. Проверить можно так: Если попросить ребенка высунуть изо рта язык, то можно наблюдать раздвоение кончика языка. Язык при короткой уздечки напоминает форму раздвоённого полукруглого лепестка, из-за того что снизу его тянет подъязычная связка(уздечка). Ребёнку также бывает сложно поднять язык вверх.
Короткая подъязычная связка (
Уздечка языка) — врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки).

При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. И может являться частой причиной нарушения произношения звуков верхнего подъема языка: Р, Л, Ш, Ж, Щ, Ч. Короткую уздечку языка можно растянуть на необходимую длину с помощью специальных логопедических упражнений. Если подъязычная связка очень короткая, то на её растягивание может потребоваться приличное количество времени (до шести месяцев).

Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной связки (уздечка).

«Иголочка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Острый язык высунуть вперед и удерживать его в таком положение на протяжении 10 сек, повторить упражнение 3-4 раза.

«Качели»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку ;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус кается к нижней губе ;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой ;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (эльвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

«Маляр»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Вкусное варенье»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

Достать языком нос
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Достать языком подбородок
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
Хочу такой сайт

«Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Так же для растягивания подъязычной связки очень полезно облизывать блюдце с вареньем, сгущенным молоком или мёдом. Лизать воображаемое эскимо, конфетку на палочки. Можно языком тянутся за конфеткой или ложечкой.

Для расстегивание уздечки можно прибегнуть к массажу.

Указательным и большим пальцами рук тянуть язык за кончик вниз, затем вверх.
Желаю успеха!



Предварительный просмотр:

Выступление учителя - логопеда на родительском собрании в младшей группе детского сада, по теме: «Какие развивающие игры можно использовать дома?»

22.02.2023

Выступление учителя - логопеда на родительском

собрании в младшей группе детского сада,

по теме: «Какие развивающие игры можно использовать  дома?»

 

Цель: ознакомление родителей воспитанников с приемами и методами развития речи, сенсорной деятельности детей 2младшей группы .

Ход мероприятия

Приветствие

- Добрый день, уважаемые родители. Мы рады встречи с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Уважаемые родители, вопрос к вам: как вы считаете, что такое речь? Для чего человеку нужна речь? (высказывания родителей, обсуждение ответов).

Речь – форма общения. Основу речевого развития ребенок получает в семье самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, но и показывает его уровень умственного и эмоционального развития.

Хорошая, понятная речь — залог успешной социализации ребенка в обществе, его адаптации к ДОО, а в будущем и к школе. Наличие каких-либо трудностей в речевом развитии или его задержка создают риск формирования низкого психоэмоционального уровня.

Как развивается речь ребенка?

До 1 года дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол и т. п.). Многие из них в возрасте около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа» и т. п.

В 1 год – 1, 3 дети начинают подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух слогов. В этом возрасте они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например, «Дай мне игрушку»).

В 1,6 – 2 года многие дети уже произносят 20–30 слов. К двум годам они начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок распознает привычные для него объекты (в т. ч. на картинках) и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и т. д.

В 2 – 3 года словарь ребенка должен превышать сотню слов. Активный рост словаря. (Ребенок спрашивает, как это называется.) Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например: большое — маленькое, светлое — темное и т. д.

Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Не диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с ребенком.

Уважаемые родители, дома с детьми вы можете провести артикуляционную гимнастику.

Для чего? Для того чтобы ребенок успешно освоил произношение трудных звуков, таких как «л», «р», «с», «з», «ш», «ж», нужно, чтобы его губы и язык были гибкими. Мышцы речевого аппарата должны долго удерживать необходимое положение, без особого усилия автоматически осуществлять переход от одного движения к другому. Систематическое использование артикуляционной гимнастики принесет ощутимый результат.

Что дает? Усиливает кровообращение, укрепляет мышцы и развивает гибкость органов речевого аппарата. Способствует развитию правильной и выразительной речи, четкого звукопроизношения.

Также можно поиграть в игры на звукоподражание «Змея шипит», «Самолет летит»,»Пароход идёт», «Жук  жужжит», «Комар большой, маленький летит»

Пальчиковая гимнастика — инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Обратная связь – вопрос к родителям: В какие пальчиковые игры вы играете дома со своими детьми? Как часто вы играете в пальчиковые игры? (обмен опытом с родителями).

Для чего? У детей с двигательным нарушением речевого аппарата, задержкой речевого развития страдает мелкая моторика пальцев рук. Поэтому рекомендуется развивать у ребенка мелкую моторику. Доказано, что развитие ловкости пальцев рук у ребенка способствует более раннему и быстрому развитию речи.

Мы с вами расскажем кинезиологическую сказку «Обезьянки», «Котята».

Включение сказки в кинезиологию позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Использование кинезиологических упражнений оказывает положительный эффект на детей с эмоционально- личностными и поведенческими особенностями, способствует развитию межполушарного взаимодействия и межполушарных связей, способствует развитию общей и мелкой моторики, развитию речи детей, снижает утомляемость, активизируют познавательные процессы.

 

Игры на развитие мелкой моторикиХочу такой сайт

А сейчас представляем вашему вниманию игры с предметами, которые влияют на развитие мелкой моторики рук, и соответственно на развитие речи малышей (в групповой комнате оформлена выставка игр и игрушек на развитие мелкой моторики рук, воспитатель рассказывает и демонстрирует игры и игрушки).

1. Игры с различными предметами (с прищепками, шнурками, крупными пуговицами и т. д., развивают координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.

Игры с прищепками, пинцетами -прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.

Демонстрация опыта игры с прищепками, пинцетом.

Бигуди. Игры с бигудями, пипетками  развивают мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевое развитие, повышают работоспособность головного мозга, оказывают оздоравливающее воздействие на весь организм, способствуют развитию воображения, конструктивных способностей детей. Материал хорошо поддается санитарной обработке.

Демонстрация опыта игры бигуди (катание между ладоням,конструирование из них)

Пробки от бутылок, ватных дисков, ветречков, мыльные пузыри. При помощи пробки, ватного диска можно развивать дыхания, кто дальше дунет.

Пуговицы и пробки от баночек детского питания, могут помочь  так же в конструировании, математические способности развить.

Пустые контейнеры  киндер сюрприза, можно наполнить разными  зёрнами, предметами и это поможет развить слух.

В новогодний мешочек из под подарка можно положить разные предметы ребенок будет угадывать и  доставать предмет. Например, положите морковку, яблоко, машинку ,конфетку. Данная игра полезна, она развивает тактильные ощущения.

Думаю, в каждом доме есть коробки или контейнеры пластмассовые.

Как именно, их использовать можно?

В коробку можно насыпать песок, макароны, пробки, горох. Как играть можно прятать  игрушку, щупать эти предметы. Можно сочинит сказку и играть в нее. Детей зачастую такие игры успокаивают.

Игры с водой в ванной, в бане дают детям экспериментировать. Можно дать разные баночки и ребёнок будет из одной баночки переливать в другую, смотреть тонет или нет предмет. Вы свою очередь можете сказать, где больше воды, где меньше.

Игры на развитие логоритмики. Можно разложить например карандаши и ложки, на карандаши мы хлопаем, на ложки топаем.

Игры с обувью, или одеждой –застегни пуговицы, зашнуруй  кроссовки.

Из старых вещей можно сделать голову куклы и одеть на палец или руку и показывать театр, учить детей рассказывать сказки. Можно выреза сказочных героев и приклеить на палочку.

Дома из подручного материала можно смастерить доску бильгоу, где ребенок будет качаться сидя, стоя. Это развивает ориентировку в пространстве, межполушарные процессы.

Предлагаю сделать математическую доску, где изображены геометрические  фигуры разного цвета. Здесь ребенок может кидать  мешочком в фигуру, которую вы скажете. Закрепите навык броска, математические способности, а также цвет.

Дома можно поставить 2 тазика и ребенок может кидать в них, необходимо попасть это развивает силу броска и меткость.

Не ждите, когда ваш ребенок подрастет и заговорит, начинайте развивать с рождения!

Дорогие родители, предлагаем вам оценить насколько вам понравилась та или иная часть мероприятия с помощью анкеты обратной связи.

                                    До новых встреч, до свидания!

Материал подготовила учитель – логопед  О.А.Альшевская