Конкурс "Воспитатель года" 2023

Смурова Светлана Борисовна

На этой страничке Вы можете познакомиться с конкурсными материалами "Ваоспитатель года" 2023

 

  • Заявление
  • Представление
  • Информационная карта
  • Эссе на тему "Быть воспитателем - исксство"
  • Конспект конкурсного мероприятия "Нод в средней группе "Зима" с использованием метода создания интеллект карт"
  • Самоанализ конкурсного мероприятия
  • Презентация «Метод интеллект - карт, как способ активизации личностных качеств ребенка дошкольного возраста» можно посмотреть по ссылке  https://disk.yandex.ru/i/-ENvqenyAXhm-g
  • Сопровождающий текст к презентации Метод создания интеллект карт
  • Видеозапись конкурсного мероприятия вы сможете посмотреть по ссылке              https://yandex.fr/video/preview/9757690497561584179

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Удомельская гимназия №3 имени О. Г. Макарова»

Конспект ООД в средней группе (4 – 5 лет)

«Зима» с использованием интеллект - карты

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).

                                          Разработала  воспитатель

МБОУ «Удомельская гимназия №3 имени О.Г. Макарова»

Смурова Светлана Борисовна

г. Удомля, 2023 г.

Тема: «Зима» с использованием интеллект - карты

Цель: закрепление знаний детей о зиме, зимних признаках.

Задачи:

-совершенствовать умение детей создавать интеллект- карту с использованием картинок;

- закреплять умение детей называть признаки зимы, отвечать на вопросы полными предложениями;

- решать проблемные ситуации с опорой на имеющиеся знания;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать навыки общения, диалогическую речь.

- воспитывать умение детей работать в коллективе;

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, загадки, рассуждения, интерактивная игра.

          Формы организации: фронтальная.

          Оборудование и материалы: интерактивная панель, видео – письмо, интерактивная игра «Одень куклу», презентация: «Загадки», «ледяной комок», картинки для большой интеллект -карты: одежда, явления природы, зимние забавы, предметы для зимних забав.

Методы и приемы: проблемные ситуации, словесные методы, метод интеллект-карт, метод вопрос-ответ, практические методы (интерактивная игра, отгадывание загадок, совместное изготовление карты).

Предварительная работа:

          - беседы с детьми о зиме и ее признаках, зимней одежде, зимних видах спорта, зимних забавах; чтение художественной литературы на эту тему; просмотр мультфильмов о занятиях детей и взрослых зимой; разучивание правил подвижных игр для прогулок и для группы, проведение этих игр; настольные игры; пазлы; рассматривание и изучение интеллект-карт по разным темам; выполнение интересных заданий, упражнений, содержащих информацию о зиме и ее признаках, зимней одежде, зимних видах спорта, зимних забавах.

Ход:

  1. Организационный этап.

Педагогическая цель: Мотивировать детей на деятельность,   используя проблемную ситуацию

Цель, которую должны достигнуть дети:  вникнуть в проблемную ситуацию и предположить пути её решения.

Методы и приемы. Создание проблемной ситуации

 Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся.

Педагог: - Ребята, я сегодня получила видеописьмо из Африки.

Педагог обращает внимание детей на интерактивную панель.

Видеописьмо: -Здравствуйте ребята. Меня зовут Айко. Мне рассказывали, что  вы зимой очень весело проводите время и придумываете разные забавы. А я никогда не видел зиму и вот приехал к вам. Но мне  очень холодно  и скучно. Я целый день сижу дома,  и не  знаю чем мне заняться. Поэтому у меня плохое настроение. Подскажите, пожалуйста, что мне делать?

Педагог: - Ребята, а давайте мы для Айко составим интеллект карту о зиме. Глядя на нее, он поймет, что зимой тоже очень весело.

II. Основной этап.  С опорой на личный опыт.

Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей, их знания о зиме: признаки, приметы, природные явления. Создать условия  поддержки каждому ребенку.

Цель, которую должны достигнуть дети: Включиться в активное выполнение игровых заданий, вспомнить и рассказать все, что знают о зиме. 

Педагог: - Для составления интеллект карты мы будем выполнять разные задания. После каждого задания мы будем получать информацию, выставлять символы на ватман и в итоге у нас должна получиться интеллект-карта.

Педагог: Как вы думаете, какую картинку мы можем с вами поместить в центр листа?

Ответы детей. Педагог вместе с детьми закрепляет в центре ватмана картинку, с изображением  мальчика смотрящего в окно.

  • Первое задание.

 - Ребята, а вы любите зиму? (Ответы детей).

- Ребята, а какие признаки  зимы вы знаете? (холодно; идет снег;  солнце светит, но не греет; дует холодный ветер; деревья и кусты  без листьев; птиц мало;  люди  ходят в теплой одежде).

- А какая погода может быть зимой?  Предлагаю  варианты:

Снег – (снежная); мороз – (морозная); ветер – (ветреная); холод – (холодная)

Первая дорожка расскажет Айко о зимних признаках и явлениях природы. Как вы думаете, какую  картинку - эмблему можно выбрать для зимних примет?

Дети вместе с педагогом выбирают картинку, с изображением зимы, прикрепляют ее на ватман, и стрелкой определяют «окошко» где будут размещать картинки с изображение зимних признаков.

-  Я предлагаю вам выбрать картинки с изображение зимних признаков, явлений природы.

Дети выбирают картинку, рассказывают, что на ней изображено и размещают в определенном «окошке»  рядом с эмблемой.

  •  Втрое задание.

- Как вы думаете, почему Айко холодно не только на улице, но и дома? (Он очень легко одет).

- Давайте поможем нашему гостю и расскажем, какую одежду нужно носить зимой.  

Ответы детей: колготки, носки, кофта, брюки, теплая куртка, теплые сапоги, шарф, шапка, варежки.

- А вы знаете, в каком порядке нужно одевать одежду? (Ответы детей).

Проверим,  правильно ли вы рассуждаете.

Интерактивная игра. Одень куклу. Цель: закрепить и упорядочить знания детей о правильной очередности надевания предметов гардероба.

Проводиться интерактивная игра «Одень куклу»

-Молодцы, ребята. Вторая дорожка расскажет мальчику Айко, какую одежду нужно одевать зимой. Как вы думаете, какая из картинок подойдет для этой картинки-эмблемы.

Дети вместе с педагогом выбирают картинку, с изображением ребенка в зимней одежде, прикрепляют ее на ватман, и стрелкой определяют «окошко» где будут размещать картинки с изображение одежды, соответствующую сезону зима.

  Как вы думаете, какие из картинок подойдут для этой картинки-эмблемы? Дети выбирают картинку, рассказывают, что на ней изображено и размещают в определенном «окошке»  рядом с эмблемой.

  • Третье задание.

- А теперь давайте немного поиграем. Игра называется «Снежный ком в руках держи, зимнюю забаву назови» Мы сейчас с вами встанем в круг,  будем передавать друг другу «снежный ком» и рассказывать, чем можно заниматься зимой и что любите делать вы?

Третья дорожка приведет Айко к зимним забавам. Как вы думаете, какая из картинок подойдет для этой картинки-эмблемы.

 Дети вместе с педагогом выбирают картинку, с изображением «дети на прогулке», прикрепляют ее на ватман, и стрелкой определяют «окошко» где будут размещать картинки с изображение зимних забав.

Как вы думаете, какие из картинок подойдут для этой картинки-эмблемы? Дети выбирают картинку, рассказывают, что на ней изображено и размещают в определенном «окошке»  рядом с эмблемой.

  • Четвертое задание

Последнее задание вы выполните, если отгадаете загадки и правильно назовёте что изображено на экране.

Есть они у детворы,

Лихо мчат меня с горы!

И Егорку, и Оксанку

 По дорожке катят …

                          (Санки)

Этой палкой бей смелее,

Чтоб удар был, как из пушки,

Эта палка - для хоккея

И она зовется

                          (Клюшка)

Две дощечки на ногах

И две палочки в руках.

Если мы дощечки смажем —

Снежный экстра-класс покажем!

Зимние рекорды ближе

Тем, кто очень любит…

                                          (Лыжи)

Металлических два братца,

Как с ботинками срослись,

Захотели покататься,

Топ! — на лёд и понеслись.

Ай, да братья, ай, легки!

 Братьев как зовут?    

                                        (Коньки)

А какие же еще предметы для зимних забав изображены на экране?

Ответы детей.

Выберите, пожалуйста, карточки, на которых изображены предметы для зимних забав, и прикрепите их в окошко, которое соединено стрелочкой с «Зимними забавами».

III этап. Подведение итогов.

Педагогическая цель: создать условия для обобщения и закрепления

информации через обсуждение интеллект – карты.

Цель, которую должны достигнуть дети: рассказать о том, что размещено на интеллект – карте.

-Ребята, посмотрите, какая интеллект карта у нас получилась. Про что эта карта? Что мы рассказали про зиму?

Ответы детей: зимние признаки, зимняя одежда, зимние забавы, предметы для зимних забав.

- Мы  эту карту отправим Айко по почте, чтобы он мог рассказать своим друзьям, что такое зима и какие зимние забавы можно придумать.

          IV этап.  Рефлексия

Педагогическая цель: мотивировать детей на дальнейшую деятельность.

Цель, которую должны достигнуть дети: получить положительные эмоции и настрой на дальнейшее познание.

  • Слайд: Ребята, спасибо!  Теперь я знаю, что такое зима, и как весело можно играть на улице зимой.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

V этап. Оценка детьми занятия, своей деятельности.

Педагогическая цель: подвести детей к самооценке своей деятельности.

Цель, которую должны достигнуть дети: рассказать о том, что понравилось, что было трудно.

         Педагог подводит итог: Чем мы сегодня занимались? Какой получился результат? Что вам понравилось больше всего? Что было трудно? (дети отвечают).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Удомельская гимназия №3 имени О. Г. Макарова»

Самоанализ  НОД в средней группе (4 – 5 лет)

«Зима» с использованием интеллект - карты

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).

                                          Выполнила:  воспитатель

МБОУ «Удомельская гимназия №3 имени О.Г. Макарова»

Смурова Светлана Борисовна

г. Удомля, 2023 г.

Самоанализ НОД средней группе по теме «Зима» с использованием интеллект - карты

Цель: закрепление знаний детей о зиме, зимних признаках.

Задачи:

-совершенствовать умение детей создавать интеллект- карту с использованием картинок;

- закреплять умение детей называть признаки зимы, отвечать на вопросы полными предложениями;

- решать проблемные ситуации с опорой на имеющиеся знания;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать навыки общения, диалогическую речь.

- воспитывать умение детей работать в коллективе;

Программное содержание соответствует возрасту и уровню развития детей данной группы. Метод «интеллект–карт» применять в НОД и самостоятельной деятельности начала с ноября месяца 2022 года, поэтому детей разделяю на подгруппы.

Все задачи реализованы через сочетание словесных, демонстрационных и практических методов:

- создание проблемных ситуаций;

- метод интеллект-карт;

- метод вопрос-ответ;

- интерактивная игра;

- отгадывание загадок;

- совместное изготовление карты.

Для проведения НОД созданы условия: гигиенические, педагогические, эстетические.

При проведении НОД соблюдался принцип интеграции образовательных областей.

«Физическое развитие» - постоянная смена деятельности.

«Социально – коммуникативное развитие» - НОД проходило в игровой форме, была создана ситуация успеха для каждого ребенка, дети работали в коллективе выстраивая положительные взаимоотношения.

«Познавательное развитие» - дети проводили сравнительный анализ, сопоставление, поиск. Искали ответы на проблемные вопросы и ситуации, отгадывали загадки.

 «Речевое развитие» - отвечали на вопросы, активизировали словарь.

«Художественно-эстетическое развитие» - была использована продуктивная деятельность: наклеивание картинок.

Все образовательные области реализовались оптимально по времени и нагрузке, взаимосвязаны по смыслу.

Оборудование, дидактический и наглядный материал соответствует цели НОД и педагогическим требованиям; рационально используется в ходе работы.

В соответствии с программным содержанием были отобраны методы и приемы взаимодействия с детьми:

здоровьесберегающие технологии,  ИКТ, работа с интеллект – картой, игровые приемы, приемы привлечения внимания детей, приемы активизации мышления речи, создание ситуации выбора, а также художественное слово. Грамотно организована и самостоятельная, и практическая деятельность детей, индивидуальная работа с ними.

Удачно использованный организационный момент в начале работы способствовал созданию проблемной ситуации и положительному настрою на предстоящую деятельность. Структура НОД построена в поисковой  форме, в процессе которой дети логически рассуждали, имели право выбора и проявляли инициативу и самостоятельность, делали умозаключения, закрепили знания о времени года «Зима». Формировались следующие социально-нормативные характеристики: эмоциональная отзывчивость, любознательность, умение слушать, действовать по инструкции.

Основная часть НОД была динамичной, со сменой видов деятельности. По ходу НОД рационально менялись виды детской деятельности, при этом вся деятельность воспитанников была направлена на дополнение и закрепление знаний.

Основные три этапа НОД прослеживаются. Структура НОД выстроена таким образом, что все части взаимосвязаны между собой, этапы четко и логично переходят от одного к другому.

Дети меня порадовали тем, что их деятельность  была осознанной, самостоятельной. Отмечалось включение каждого ребенка в процесс. Речевая и познавательная активность высокая. Дети отвечали на вопросы, рассуждали, отстаивали своё мнение в споре, оказывали помощь друг другу. Психологическая атмосфера была благоприятная, высокая степень доброжелательности, заинтересованности всех участников процесса.

В ходе рефлексии было выявлено, что занятие детям понравилось.

Поставленные в НОД задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности, позволила, провести ее не выходя за рамки времени - 20 минут.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Удомельская гимназия №3 имени О. Г. Макарова»

Эссе на тему: «Быть педагогом – искусство»

Выполнила Смурова Светлана Борисовна

воспитатель МБОУ УГ №3 имени О. Г. Макарова

г. Удомля 2023


«Искусство воспитания имеет ту особенность,

что почти всем оно кажется делом знакомым

и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее

и легче кажется оно, чем менее человек с

ним знаком теоретически или практически»

Ушинский К.Д.

У каждого из нас свой жизненный путь, который состоит из проб и ошибок, взлетов и падений, познания новых знаний и усовершенствование накопленного опыта. Профессий то же в мире много, но как говорил Конфуций: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Свою профессию я выбрала по велению сердца и с гордостью себя называю ВОСПИТАТЕЛЕМ.

Почему я выбрала профессию воспитатель? Потому что я люблю детей,  мне нравится находиться в постоянном контакте  с детьми. Быть нужной для родителей, осознавать то, что моя помощь для них востребована. Встречаясь по утрам и прощаясь вечерами, не дать  им повода  ни на одну секундочку сомневаться в безопасности и любви к их детям.

А что значит быть воспитателем? По данным Википедии Воспитатель (воспитательница) — педагог, занимающийся воспитанием и обучением детей дошкольного возраста.

Я тоже попробую ответить на этот вопрос.

Говорят, что быть воспитателем это искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. Не каждый человек, закончив консерваторию становиться музыкантом, так и не каждый  человек, который получил профессию воспитателя, может им работать.

Искусство воспитателя заключается: в умении вкладывает  свою душу в души своих воспитанников; возможность реализовать свои способности как друга для маленьких детей, который всегда может помочь, подсказать, вместе поиграть. По моему мнению, игра это самая главная тропинка в жизни дошкольника, проходя по которой дети развиваются, обучаются, приобретают свой жизненный опыт.

В каждом детском саду быть воспитателем – это искусство быть советчиком и союзником для своих воспитанников, который не  дает готовые истины, а  сопровождает в поиске истины.

Быть воспитателем – это искусство  видеть в своих воспитанниках - «своих  детей»,  которые, по  сути,   не  являются родственниками,  но  про  которых  начинаешь  говорить – «мои  дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам.

Быть воспитателем - это значит, находится в постоянном поиске чего-то нового, проявлять творческий подход, открывая что – то новое.

Профессия воспитатель - это не только безграничное творчество, не только серьезная ответственность, но и трудная, кропотливая работа, требующая больших усилий и затрат.

В соответствие с задачами  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), необходимо объединять обучение и воспитание детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;  формировать общую культуру личности детей, развивать их социальные, нравственные, эстетические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка. И поэтому я постоянно нахожусь в поиске эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

         В своей педагогической работе я активно применяю новые технологии, такие как: информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, «Модель трех вопросов» ментальные карты и другие.

 «Человек, который посвятил свою жизнь развитию и становлению личности ребенка в первую очередь должен быть творцом, созидателем, наставником и другом. И тогда ребенок сможет сотворить свой неповторимый мир». С. Могилевский.



Предварительный просмотр:

     

Сопровождающий текст к презентации «Метод создания интеллект карт»

текст

N слайда

Добрый день коллеги. Меня зовут Смурова Светлана Борисовна, я воспитатель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Удомельская гимназия №3 имени О. Г. Макарова». Мой педагогический стаж работы 28 лет.

1 слайд

И сегодня разрешите представить вашему вниманию мою творческую находку в работе с детьми дошкольного возраста соответствующую современным тенденциям развития образования.

2 слайд

Детский сад является первой важной ступенью образования. И с внедрением ФГОС в дошкольное образование, в основу которого заложен системно – деятельностный  подход, направленный на создание основы для самостоятельного и успешного усвоения дошкольниками новых знаний умений и навыков, приобретение и применения  личного опыта, возникла необходимость поиска новых образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению детьми таких качеств как; уверенность в себе, любознательность, инициативность, самостоятельность, активность.

3 слайд

Изучив и апробировав множество новых современных образовательных технологий и методик, я решила применить в своей работе с детьми методику создания интеллект карт, или как их еще называют: карта ума, ментальная карта.

4 слайд

Интеллектуальные карты (mind maps) придумал Тони Бьюзен - психолог, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д.

5 слайд

Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко.

6 слайд

Что же такое интеллект-карта? И почему метод составления интеллект карты актуален в наше время.

7 слайд

Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие.

8 слайд

Интеллект-карта  (или  «карта ума») - это уникальный и простой метод запоминания информации, причем этот метод универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Цели  создания карт могут быть самые разнообразные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса

9 слайд

Метод позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи: 

-Развивать психические, познавательные функции.

-Стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.

-Развивать интересы детей, любознательность  и познавательную мотивацию.

- Развивать общение и взаимодействие  ребенка  с взрослыми и сверстниками.

-Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности  и саморегуляции  собственных  действий.

-Развивать социальный и эмоциональный  интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность  к совместной деятельности со сверстниками.

-Развивать воображение и творческую активность.

-Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.

10 слайд

Какова оригинальность использования данного метода?

При составлении интеллект-карты  в процессе усвоения информации задействованы оба полушария. Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

11 слайд

наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;

12 слайд

привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

13 слайд

запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;

14 слайд

своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

15 слайд

творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;

16 слайд

возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем направлениям:

Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте: Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.

17 слайд

Второе направление

Закрепление и обобщение материала через создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, закрепляют ранее полученные сведения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.

18 слайд

Третье направление - развитие связной речи.

Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, активизируется словарь,  становится точен и разнообразен.

Работа по составлению интеллект карт проводиться индивидуально, подгруппами, фронтально.

19 слайд

А так же происходит вовлечение родителей в образовательный процесс.

20 слайд

1.4.Требования к составлению интеллект-карты

Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты. Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается горизонтально,

21 слайд

главная идея располагается  в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет.

Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации.

Каждая мысль обводится и  в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

22 слайд

Схематическое составление интеллект карты

23 слайд

Рекомендации

24 слайд