Методическая копилка

Иншакова Ольга Викторовна

Это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок»

.


Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

«Мой край Тамбовский»

Возраст обучающихся – 6-7 лет

Срок реализации – 1 год

 

Автор – составитель:

 Иншакова О.В.,

воспитатель

г. Мичуринск

2017

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Ф.И.О. педагога

Иншакова Ольга Викторовна

Вид программы

авторская

Тип программы

общеразвивающая

Образовательная область

познавательное развитие

Направленность деятельности

естественно-научная

Способ освоения содержания образования

практический

Уровень освоения содержания образования

ознакомительный

Уровень реализации   программы

дошкольное образование

Форма реализации программы

групповая

Продолжительность реализации программы

1 год


Пояснительная записка

          Психолог Л.С. Выготский отмечает: «Интерес – это естественный двигатель детского поведения…». Это положение Л.С. Выготского положено в основу и экологического воспитания дошкольника.

          Эколого-краеведческое  воспитание дошкольников осуществляется посредством освоения всех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

       Всё эколого-краеведческое воспитание имеет определённые формы реализации: драматизация, занятия-путешествия, чтение художественной литературы, классической поэзии, фольклора, ознакомление с народным календарем, развивающие игры, выполнение практических заданий, работа в экологической тетради.

        Программа «Мой край Тамбовский» представляет собой попытку обеспечить обновление содержания эколого-краеведческой работы с дошкольниками исходя из особенностей их развития.

          Предлагаемый эколого-краеведческий материал даёт ребёнку возможность познать и увидеть удивительную красоту родного Тамбовского края. Всё что нас окружает: воздух, вода, солнце, растения, животные тесно связано между собой и человеком. Это как большой дом, в котором мы живём и важно вызвать у детей желание изучать, любить и беречь этот дом под названием  «Мой край Тамбовский».

          Весь наработанный материал делится на блоки, которые связаны между собой по содержанию.

          Блок «Река Лесной Воронеж и другие водоёмы Тамбовской области» рассказывает о реке, на которой расположился наш город, об обитателях водоёмов и их охране.

          Блок «Растительный мир Тамбовской области»  знакомит детей с растительным миром нашей области, воспитывает бережное отношение к лесным богатствам.

          Блок  «Животный мир Тамбовской области» содержит материал о животных и птицах, даёт понятие «цепь питания леса».

          Завершающий блок  «Охрана природы» закрепляет знания детей о лесе и его богатствах, подводит детей к тому, что лес надо беречь и охранять.

          Как известно, в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип познавательной деятельности, поэтому большое  внимание уделяется эколого-эстетическому направлению.

          Образовательная деятельность строится с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия  ребёнком окружающего мира.

          Большое значение уделяю ведущей форме деятельности детей – игре (сюжетно-ролевые, подвижные, игры-воображения, самостоятельные игры эколого-краеведческого содержания).

          Огромное значение уделяю опытно-исследовательской деятельности – проведению опытов, наблюдений. Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит  от разнообразия деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Получение экологических знаний детьми в детском саду строится на основе исследовательской деятельности, имеющей основу в спонтанном  экспериментировании, поисковой активности ребёнка.

         Для образовательной деятельности эколого-краеведческого направления можно выделить следующие  «типы исследования».

          Опыты  (экспериментирование)

          Например, какой бывает вода?  Отвечая опытами на этот вопрос, мы знакомим детей со свойствами воды. В ходе исследования дети самостоятельно делают вывод, что лёд – это замёрзшая вода.

          Проводим опыт по очистке воды, который подводит детей к пониманию такой проблемы, как охрана воды – среды обитания  живых организмов.

          Коллекционирование (классификационная карта)

          Ребёнок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включённых в неё предметов (камней, листьев, семян).

Например, зимой, после ветреного дня, на снегу можно обнаружить семена клёна, берёзы и других растений. Это интересный повод для разговора о летающих семенах. Дети с удовольствием ищут на снегу похожие и разные семена, бросают их, наблюдая за особенностями полёта, его скоростью, соревнуются, чьё семечко улетит дальше.

         Путешествия по карте

          Дети работают не только с физической картой страны, но и контурной картой Тамбовской области. На неё дети наносят реку Лесной Воронеж, свой родной город Мичуринск, леса нашей области.

         И продолжая «путешествия по карте», мы отправляемся в путешествие по экологическим сообществам леса, водоёма, луга. Составляем простые цепи питания леса и наносим их на контурную  карту.

         В эколого-краеведческом обучении  использую наиболее эффективный интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности (продуктивная деятельность), музыки, художественного творчества, физической культуры, игры, чтение художественной  литературы, моделирование, т.е. экологизацию  различных видов деятельности.

       Данная программа разработана на основе авторской программы Н.А.Рыжовой «Наш дом-природа»

  Адресат программы. Программа предназначена для  обучающихся старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).

  Объем программы: 36 часов в год.

  Формы обучения и виды занятий. Обучение очное, проводится в группах.  В ходе реализации программы проводятся индивидуальные, групповые практические занятия, мастер-классы.

  Срок освоения программы – 1 год.

  Режим занятий: один раз в неделю по 30 минут.

          Программа нацелена на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Обучающие:

  • дать детям целостное представление о природе родного края;
  • сформировать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения;
  • обучить основам элементарной экологической безопасности;
  • формировать экологически грамотное поведение в быту и природе.

Развивающие:

  • развить понимание самоценности природы;
  • способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти.

Воспитательные:

  • воспитать уважительное отношение ко всем без исключения видам животных и растений;
  • воспитать у детей активную жизненную позицию;
  •  осознание ребёнком себя как части природы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

Тео-рия

Прак-

тика

1. ВВЕДЕНИЕ

2

2

-

  1. Знакомство с картой, глобусом

1

1

-

  1. Рисование карты Тамбовской области с нанесением родного города.

1

-

1

задание в рабочей тетради

  1. ВОДА

4

2

2

2.1. Волшебница  водица

2

1

1

задание в рабочей тетради

2.2. Где живёт вода.

2

1

1

задание в рабочей тетради

3.РЕКА ЛЕСНОЙ ВОРОНЕЖ

8

5

3

3.1. Куда бежит река Лесной Воронеж

1

1

-

3.2.Работа с контурной картой Тамбовской области

1

-

1

задание в рабочей тетради

3.3. Другие водоёмы Тамбовской области. Чтение «История одного пруда».

1

1

-

3.4. Растительный мир реки Лесной Воронеж.

2

1

1

задание в рабочей тетради

3.5. «Кто живёт в реке Лесной Воронеж».

2

1

1

задание в рабочей тетради

3.6. Охрана реки Лесной Воронеж. Чтение «Жила-была Река».

1

1

-

  1. ЛЕСА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

5

4

1

4.1. Лес – словно терем расписной.

4

4

-

4.2 Работа с контурной картой. Нанесение на неё лесов Тамбовской области.

1

-

1

задание в рабочей тетради

  1. ПТИЦЫ

6

4

2

5.1. Зимующие птицы нашего края.

3

2

1

задание в рабочей тетради

5.2. Перелётные птицы нашего края

3

2

1

задание в рабочей тетради

  1. ЖИВОТНЫЙ МИР

9

6

3

6.1. Животный мир Тамбовской области.

3

3

-

6.2. Работа с контурной картой. Нанесение на карту животного мира. 

1

-

1

задание в рабочей тетради

6.3.Что такое цепь питания?

1

1

-

6.4.Рисование цепей питания

1

-

1

задание в рабочей тетради

6.5. Берегите лес. Рисование знаков предупреждения.

2

1

1

задание в рабочей тетради

6.6.Последнее путешествие в лесную страну

1

1

-

  1. ПОВТОРЕНИЕ

2

1

1

7.1.Природа родного Тамбовского края

2

1

1

задание в рабочей тетради

ИТОГО:

36

24

12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел/

Тема

Содержание

Ожидаемый результат

Формы  контроля

1. ВВЕДЕНИЕ

2

  1. Знакомство с картой, глобусом

1

- познакомить детей  с картой и глобусом.

 - расширение знаний о карте и модели земли – глобусе;

  - активизация словарного запаса детей.

устный контроль

  1. Рисование карты Тамбовской области с нанесением родного города.

1

- учить работать с картой

- обучение детей  новому виду работы в рабочей тетради

задание в рабочей тетради

  1. ВОДА

4

2.1. Волшебница  водица

2

- закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни и жизни растений и животных;

- показать, где в каком  виде существует вода в окружающей среде;

- закрепить знания о превращениях воды: роса, дождь, снег

- воспитание бережного  отношения к природе и водным ресурсам;

- в ходе опытно-исследовательской деятельности развивать логическое мышление.

устный контроль,  

задание в рабочей тетради

2.2. Где живёт вода.

2

- закрепить знания детей о значении воды;

- показать, где в каком виде существует вода в окружающей среде;

- продолжать проводить опыты с водой.

- воспитание бережного отношения к воде;

- в ходе опытно-исследовательской деятельности развивать логическое мышление, коммуникативные навыки.

устный контроль,  

задание в рабочей тетради

3.РЕКА ЛЕСНОЙ ВОРОНЕЖ

8

3.1. Куда бежит река Лесной Воронеж

1

- познакомить детей с особенностями водоёмов на примере реки Лесной Воронеж.

- развитие зрительной памяти, воображения, мышления;

- активизация словаря детей.

- устный контроль,  

3.2.Работа с контурной картой Тамбовской области

1

- продолжить работу с контурной картой;

- совершенствование навыков работы с контурной картой;

- задание в рабочей тетради

3.3. Другие водоёмы Тамбовской области. Чтение «История одного пруда».

1

- закрепить знания детей о воде, как природном богатстве.

- развитие знаний  детей о местах обитания воды на примере пруда;

- воспитание бережного отношения к природе.

устный контроль,  

3.4. Растительный мир реки Лесной Воронеж.

2

-познакомить детей с растениями, обитающими в реке Лесной Воронеж;

-закрепить знания детей о водоёмах Тамбовской области;

- знакомство с произведениями художественной литературы, в которых описываются растения;

-совершенствование навыков работы  в рабочей тетради;

- воспитание бережного отношения к родной природе, реке.

устный контроль,  

задание в рабочей тетради

3.5. «Кто живёт в реке Лесной Воронеж».

2

- познакомить детей с обитателями реки;

- закрепить знания детей  о растительном мире реки

-совершенствование навыков работы  в рабочей тетради;

- воспитание бережного отношения к родной природе, реке

устный контроль,  

задание в рабочей тетради

3.6. Охрана реки Лесной Воронеж. Чтение «Жила-была Река».

1

- закрепить знания детей об обитателях реки

- знание  правил поведения на берегу реки;

- развитие мышления, воображения, памяти.

устный контроль,  

4.ЛЕСА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

5

4.1. Лес – словно терем расписной.

4

- познакомить детей с растительным миром Тамбовской области;

- основными породами деревьев

- воспитание бережного отношения к лесу;

- знание основных пород деревьев смешанного леса тамбовской области

устный контроль,  

4.2 Работа с контурной картой. Нанесение на неё лесов Тамбовской области.

1

- закрепить знания детей об основных породах деревьев;

- продолжить работу с контурной картой Тамбовской области

- воспитание эстетического вкуса.

задание в рабочей тетради

5.ПТИЦЫ

6

5.1. Зимующие птицы нашего края.

3

- познакомить детей с зимующими птицами  Тамбовской области, их повадками и образом жизни

- совершенствование навыков  работы с контурной картой и рабочей тетрадью;

- воспитание бережного отношения  к природе родного края.

устный контроль,  

задание в рабочей тетради

5.2. Перелётные птицы нашего края

3

- закрепить знания детей о зимующих птицах;

-познакомить детей с перелётными птицами Тамбовского края

- совершенствование навыков  работы с контурной картой и рабочей тетрадью;

- воспитание бережного отношения  к природе родного края.

устный контроль,  

задание в рабочей тетради

6.ЖИВОТНЫЙ МИР

9

6.1. Животный мир Тамбовской области.

3

- закрепить знания детей о животных, обитающих в лесах Тамбовской области;

- дать понятия травоядные, хищники, всеядные

воспитание бережного отношения ко всем без исключения видам животных.

устный контроль  

6.2.Работа с контурной картой. Нанесение на карту животного мира. 

1

- дать понятие ярусности леса и размещение в нём животного мира;

- продолжить работу в рабочей тетради.

- совершенствование навыков  работы в рабочей тетради.

задание в рабочей тетради

6.3.Что такое цепь питания?

1

- дать знания детям о простых цепях питания леса

- воспитание бережного отношения ко всем без исключения видам животных.

устный контроль  

6.4.Рисование цепей питания

1

- продолжить работу в рабочей тетради.

- совершенствование навыков  работы в рабочей тетради.

задание в рабочей тетради

6.5. Берегите лес. Рисование знаков предупреждения.

2

- продолжить работу детей по контурной карте;

 - определить с детьми правила поведения в лесу;

- воспитание бережного отношения ко всем без исключения видам животных;

- получение знаний о природоохранных мероприятиях

устный контроль,  

задание в рабочей тетради

6.6.Последнее путешествие в лесную страну

1

- вспомнить правила поведения  лесу;

-  закрепить знания детей о лесе и его богатствах.

- развитие зрительной памяти, воображения, мышления;

- активизация словаря детей.

устный контроль

7.ПОВТОРЕНИЕ

2

7.1.Природа родного Тамбовского края

2

Педагогическая диагностика проводятся по схемам и иллюстрациям.

Схемы, таблицы, задания


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

  • формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;
  • создание в детском саду благоприятной эколого-краеведческой среды.

Межпредметные

Познавательные:

  • проявляют познавательную активность;
  • проявляют интерес к явлениям родной природы (живой и неживой);
  • принимают активное участие в экспериментировании с различными предметами.

Регулятивные:

  • формирование умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
  • умеют устанавливать логические связи в зависимости от объектов природы и действий.

Коммуникативные:

  • предполагается эмоциональное развитие  ребёнка в целом,
  • формирование умения логически мыслить,
  • самостоятельно делать обобщения,
  • обогащение словаря,
  • развитие наблюдательности,
  • интереса к познавательной деятельности,
  • ассоциативного мышления;

Личностные:

  • привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту;
  • развитие желания предпринимать определённые действия по сохранению и улучшению природы;
  • воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

 ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Для определения результативности   реализации программы используются следующие способы:

Педагогическое наблюдение:

         Наблюдение — это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

        Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

        Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений.

Педагогический анализ:

      Это системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной образовательной среде во взаимодействии с социальным окружением, которое даёт объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по переводу её  в более качественное состояние.

       При оценке результатов проводится диагностика знаний детей непосредственно по программе «Мой край Тамбовский». Провожу диагностику знаний по темам, в каждой теме ставятся вопросы. Количество вопросов различно, в зависимости от объёма, изучаемого материала.

          Мониторинг детского развития провожу два раза в год (в сентябре и в мае). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, на развитие ребенка.

Мониторинг экологического  развития

          Основная задача мониторинга экологического развития – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

   

Оценка результатов деятельности:

  • Высокий уровень (3 балла). Ребенок без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к неживой природе и живой природе (животным, птицам и насекомым).
  • Средний уровень (2 балла).  Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к живой и неживой природе.
  • Уровень низкий (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к живой и неживой природе.

Диагностика экологической  воспитанности дошкольников

          В диагностике экологической воспитанности дошкольников основными категориями являются - «экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена на выявление у детей и того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.

          Поэтому методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента - специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель).

          Диагностику знаний осуществляю на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельности. 

      Диагностика сопряжена с обязательной фиксацией получаемых результатов. Для этого  веду карту развития, в которую заносятся ответы детей, особенности их поведения, различных эмоциональных проявлений. При длительном наблюдении - это каждодневные подробные записи дневникового характера; при опросе - таблица, в которой воспитатель плюсами и минусами помечает ответы детей. Зафиксированный и подробно описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года, как повлияла на них система эколого-педагогической работы. На основе результатов диагностики корректирую свою деятельность, планирую следующие этапы в экологическом воспитании дошкольников, в работе с их родителями, учитывая индивидуальные особенности развития детей.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

  • Количество учебных недель – 36
  • Количество учебных дней – 72
  • Продолжительность каникул (зимних) – 1 неделя (7 дней)
  • Учебный период – с 9 сентября по 25 мая


9 группа «Подсолнухи»

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма  

занятия

Кол-во часов

Раздел/Тема

Место

проведения

Форма  

контроля

2

1. ВВЕДЕНИЕ

1

сен

13

15.45-16.15

групповое

1

1.1Знакомство с картой, глобусом

группа № 9

Устный опрос

2

сен

20

15.45-16.15

практическое

1

1.2Рисование карты Тамбовской области с нанесением родного города.

группа № 9

Рабочая тетрадь

4

  1. ВОДА

3-4

сен

окт

27

4

15.45-16.15

групповое

практическое

2

2.1. Волшебница  водица

группа № 9

Устный опрос

Рабочая тетрадь

5-6

окт

11

18

15.45-16.15

групповое

практическое

2

2.2. Где живёт вода.

группа № 9

Устный опрос

Рабочая тетрадь

8

3.РЕКА ЛЕСНОЙ ВОРОНЕЖ

7

окт

25

15.45-16.15

групповое

1

3.1. Куда бежит река Лесной Воронеж

группа № 9

Устный опрос

8

нояб

1

15.45-16.15

практическое

1

3.2.Работа с контурной картой Тамбовской области

группа № 9

Рабочая тетрадь

9

нояб

8

15.45-16.15

групповое

1

3.3. Другие водоёмы Тамбовской области. Чтение «История одного пруда».

группа № 9

Устный опрос

10-11

нояб

15

22

15.45-16.15

групповое

практическое

2

3.4. Растительный мир реки Лесной Воронеж.

группа № 9

Устный опрос

Рабочая тетрадь

12-13

нояб

дек

29

6

15.45-16.15

групповое

практическое

2

3.5. «Кто живёт в реке Лесной Воронеж».

группа № 9

Устный опрос

Рабочая тетрадь

14

дек

13

15.45-16.15

групповое

1

3.6. Охрана реки Лесной Воронеж. Чтение «Жила-была Река».

группа № 9

Устный опрос

5

4.ЛЕСА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

15-18

дек

янв

20

10

17

15.45-16.15

групповое

4

4.1. Лес – словно терем расписной.

группа № 9

Устный опрос

19

янв

24

15.45-16.15

практическое

1

4.2 Работа с контурной картой. Нанесение на неё лесов Тамбовской области.

группа № 9

Рабочая тетрадь

6

5.ПТИЦЫ

20-22

янв

фев

31

7

14

15.45-16.15

групповое

практическое

3

5.1. Зимующие птицы нашего края.

группа № 9

Устный опрос

Рабочая тетрадь

23-25

фев

мар

21

28

7

15.45-16.15

групповое

практическое

3

5.2. Перелётные птицы нашего края

группа № 9

Устный опрос

Рабочая тетрадь

9

6. ЖИВОТНЫЙ МИР

26-28

мар

14

21

28

15.45-16.15

групповое

3

6.1. Животный мир Тамбовской области.

группа № 9

Устный опрос

29

апр

4

15.45-16.15

практическое

1

6.2.Работа с контурной картой. Нанесение на карту животного мира. 

группа № 9

Рабочая тетрадь

30

апр

11

15.45-16.15

групповое

1

6.3.Что такое цепь питания?

группа № 9

Устный опрос

31

апр

18

15.45-16.15

практическое

1

6.4.Рисование цепей питания

группа № 9

Рабочая тетрадь

32-33

Апр

май

25

3

15.45-16.15

практическое

2

6.5. Берегите лес. Рисование знаков предупреждения.

группа № 9

Рабочая тетрадь

34

май

10

15.45-16.15

групповое

1

6.6.Последнее путешествие в лесную страну

группа № 9

Устный опрос

2

7.ПОВТОРЕНИЕ

35-36

май

16

23

15.45-16.15

практическое

2

7.1.Природа родного Тамбовского края

группа № 9

Таблицы, схемы

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

  • столы, стулья;
  • дидактические игры;
  • уголок природы;
  • мольберт;
  • инструменты для проведения опытов и экспериментов (лупа, воронки, горшочки, лейки, декоративные грабельки, палочки, полиэтиленовые пакеты, стаканчики, банки и т.д.);
  • природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.);
  • дидактические материалы (картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.).

       К программе «Мой край Тамбовский» прилагается рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь по краеведению составлена с учётом возрастных и психологических  особенностей восприятия  ребёнком краеведческого материала. Задания включают игровой момент и построены в увлекательной для дошкольника  форме. Графические задания (дорисуй, раскрась, заштрихуй) развивают не только мелкую моторику рук, но и пространственное видение, цветовое восприятие, мышление. Работа  с тетрадью предполагает общение дошкольника с воспитателем, родителями, сверстниками; тем самым решаются проблемы  детского общения, формирования и развития правильной речи, приобретается первичный социальный опыт.

     Подготовлен и наглядный материал: это демонстрационный материал, дидактические игры, карточки с заданиями.

    Навыки детей обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, на скрытые от непосредственного  восприятия, а также причины станут основой для формирования у детей полноценных знаний в дальнейшем обучении в школе.

Информационное обеспечение

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  № 1155)
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Программно-методическое обеспечение

Фамилия, инициалы автора

Название программ и методической литературы

Название издательства

Город, год выпуска

Рыжова Н.А.

Наш дом - природа

ООО «Карапуз-дидактика»

Москва -2005

Николаева С.Н.

Программа экологического воспитания дошкольников

Новая школа

Москва 1993

Ашиков В. И.

Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста

Рос.пед.агентство

Москва 1997

Соломенникова О. А.

Экологическое воспитание в детском саду: программа  и методические рекомендации для занятий с детьми

Мозаика - Синтез

Москва 2005

Сетевые источники:

www.dovosp.ru (Издательский дом «Воспитание дошкольника»)

http://ipklabdo.lanta-net.ru/ipk_mediawiki/ (Тамбов – Вики)

 http://ipk.68.edu.ru/forum/ -  форум ТОГОАУ ДПО ИПКРО

http://www.maaam.ru/ - международный русскоязычный социальный образовательный интернет – проект.

http://dohcolonoc.ru/ - всё для воспитателей детских садов. http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

info@infourok.ru – ведущий образовательный портал России
http://vospitateljam.ru/
  - сайт для воспитателей детских садов

http://planetadetstva.net/  -  интернет журнал

 http://dou-sad.ru/  - сайт для работников ДОУ

http://www.moi-detsad.ru/  -  всё для детского сада

http://dohcolonoc.ru/  -  сайт для воспитателей детского сада

 http://ped-kopilka.ru/  - сайт для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей.

http://vospitatel.com.ua/  - сайт для работников дошкольного образования

http://detsadmickeymouse.ru/  - сайт "ДЕТСАД МИККИ МАУСА"  для воспитателей, нянь, родителей

 http://doshvozrast.ru/  - воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

http://pedsovet.org/  - всероссийский интернет-педсовет. Консультации, новости образования, советы и т.д.

http://www.leon4ik.com/load/oformlenie_detskogo_sada/edinoe_oformlenie_gruppy/5- оформление группы детского сада в едином стиле.

http://www.logoped.ru/mat.htm -  книги, статьи, конспекты занятий, материал для автоматизиции звуков, фонетическая зарядка.

 http://nsportal.ru/detskii-sad -  занятия, разработки утренников, развлечений, родительских собраний и т.д., тематические подборки материалов: презентации, стихи и т.д.

http://www.maaam.ru/ -  детские поделки, оформление, документация, сертификаты и свидетельства.

http://www.uchportal.ru/ -  презентации для детского сада

Кадровое обеспечение

  • Педагоги
  • Дети подготовительной группы «Подсолнухи»
  • Родители
  • Музыкальный руководитель
  • Педагог-психолог
  • Учитель-логопед

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

В систему занятий с детьми положен интегрированный подход в формирование основ экологической культуры

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • для преподавателя:

Программы:

1.  Ашиков В. И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М. : Рос.пед.агентство, 1997. - 132 с.

2. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников / Николаева С.Н. - М.: Новая школа, 1993. - 15 с.

3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа  и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.

4. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа»: блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М. : ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. - 192 с.

Книги:

5. Зотов В. В. Лесная мозаика: книга для воспитателей детского сада и pодителей / Зотов В. В. ; рис.В.Хpамова. - М.: Просвещение, 1993. - 237 с.

6. Виногpадова H. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виногpадова H. Ф., Куликова Т. А. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.

7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Николаева С. Н. - М. : Академия, 2002. - 336 с.

8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений / Николаева С.Н. - М. : Академия, 1999. - 181 с.

9. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. вузов, Педагогика / Серебрякова Татьяна Александровна. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

10. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду : книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов  и колледжей / Рыжова Н. А.; научный ред.Г.А.Ягодин. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. - 432 с.

11. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Волчкова В. Н., Степанова Н. В. - Воронеж : Учитель, 2004. - 131 с.

12. Николаева С. Н.  Как приобщить ребенка к природе : методический матеpиал для pаботы с pодителями в дошкольных учpеждениях / Николаева С. Н. - М.: Новая школа, 1993. - 64 с.

13. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка : пособие по экологическому образованию дошкольников / Рыжова Н. А. ; научый  ред.Г.А.Ягодин. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 126 с.

14. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальной школы / Егоренков Л. И. - М.: АРКТИ, 1999. - 128 с.

15.  Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево» : для детских садов и начальной школы / Рыжова Н. А. - М. : Карапуз-Дидактика, 2006; Творческий центр Сфера. - 256 с.

  • для обучающихся:

  1. Барков А.С. «Зоология в картинках», Москва «Росмен» 1999 г.
  2. Бианки В. «Невтерпёж»  стр. 115 «Естествознание» ред. Н.Я. Дмитриевой Москва «Просвещение» 1994 г. Дитрих А. «Космический адрес»  стр. 27 «Мир вокруг нас» Москва 1998 г.
  3. Дитрих А. «Сказка об угольке» стр. 69-70 «Мир вокруг нас»  Москва

    1998  г.

  1. Зотов В. «Лесная мозаика» стр. 150-152 «Ворон» Москва «Просвещение» 1993 г.
  2. Кривин Ф. «Сказка о полезных ископаемых»  стр. 69 «Мир вокруг нас» Москва 1998 г.
  3. Павлова Н. «Ягоды» стр. 197 «Естествознание» под ред. Н.Я. Дмитриевой Москва «Просвещение» 1994 г.
  4. Попова Т. «Сказка о солнышке и её  дружной семейке», «Мир вокруг нас» стр. 29 Москва 1998 г.
  5. Попова Т.  «Маленький солнечный лучик» стр. 32-33 «Мир вокруг нас» Москва 1998 г.
  6. Плешаков А.А. «Зелёные страницы», Москва «Просвещение» 1995 г.
  7. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»  Москва «Просвещение» 2001 г.
  8. Рыжова Н.А. «Стихотворение о воде» стр. 10 «Не просто сказки» Москва 2002 г.
  9. Рыжова Н.А. «История одного пруда» стр. 49 «Не просто сказки» Москва 2002 г.
  10. Рыжова Н.А. «Жила-была Река» стр. 26-28 «Не просто сказки» Москва 2002 г.
  11. Сладков Н. «Страшный невидимка» стр. 54 «Естествознание» ред. Н.Я. Дмитриевой Москва «Просвещение» 1994 г.
  12. Скребицкий Г. «Четыре художника» стр. 56 «Естествознание» ред. Н.Я. Дмитриевой Москва «Просвещение» 1994 г.
  13. Шим Э. «Сосна», «Берёзовые серёжки», «Дуб», стр. 92-93 «Мир вокруг нас» Москва 1998 г.
  14. «Я познаю мир» – детская энциклопедия «Экология» АСТ 1997 г.
  15. «Я познаю мир»– детская энциклопедия «Растения» Москва ТКО АСТ – 1997 г.
  16. «Всё обо всём» – популярная  энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С  АСТ»  Москва  1



Предварительный просмотр: