СТРАНИЦА УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА)

Шевелева Светлана Александровна

"Выбираем ребенку очки"

             1.         Детское лицо еще не полностью сформировано, что порой вызывает ряд неудобств при ношении очков. Многие люди, носящие очки с раннего детства, помнят о своих до крови стертых переносицах. В силу того, что максимум веса готовых очков приходится на переносицу, необходимо подбирать оправу, добиваясь наибольшего прилегания, так называемого мостика (переносицы) оправы именно в этом месте. По мере взросления ребенка его переносица становится выше и уже, поэтому для оптимального прилегания очков, обеспечения правильной посадки следует чаще производить их замену – рекомендуется делать это не реже одного раза в год.

         2.       Следует обращать внимание на конструкцию и длину заушников. Независимо от выбираемого дизайна заушника принципиальное значение имеет его правильная длина. Заушники не должны оказывать давление на боковую поверхность головы – а только на верхнюю часть уха. Правильная длина заушников обеспечат комфортное ношение очков и стабильность их положения на лице. Более длинные гибкие заушники («пружинки»), хорошо закрепляемые за ухом, рекомендуются для подвижных детей любого возраста, но в особенности для малышей. Чтобы юным потребителям было удобнее носить очки, разработаны дополнительные средства фиксации очков – стопперы на заушники,  шнурки с фиксаторами.

         3.       Материал линз. Наиболее практичным материалом  для детских очковых линз является поликарбонат, так как он характеризуется самой высокой устойчивостью к ударным нагрузкам, а очки с поликарбонатными линзами наиболее травмобезопасны и  в 2-3 раза легче минеральных.

         4.       И, конечно же, оправа должна не только отвечать требованиям взрослых, она должна нравиться ребенку, это поможет избежать тяжелых психологических проблем, связным с ношением очков.

Учитель - дефектолог Борн Елена Валерьевна

 

 

 

 

Развитие эмоционального мира дошкольников

 с нарушением зрения.

консультация для родителей

В настоящее время особо значимой является проблема исследования эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями в развитии, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его успех в межличностном общении. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими. Всему этому надо учиться. Взрослые, сопровождающие детей, могут научить их понимать «язык эмоций» - научить присматриваться к лицам и жестам человека, к выражению глаз, улавливать изменения в интонации речи, замечать и понимать различные нюансы её звучания. Понятие «эмоциональный интеллект» охватывает следующие способности:

·       Способность распознавать собственные эмоции;

·       Способность владеть собственными эмоциями;

·       Способность к самомотивации;

·       Коммуникативная способность.

Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Приобщение ребёнка к эмоциональной культуре поможет формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности.

Во время коррекционно-развивающей деятельности со слабовидящими детьми и детьми с тяжелыми нарушениями речи (старшие и подготовительные группы) я провожу различные игры, которые способствуют развитию эмоционального мира дошкольников.

Эти игры не только развивают умение детей в распознании различных эмоциональных состояний, эмоциональный словарь дошкольников, но и способствуют развитию зрительного восприятия цвета, слухового и зрительного внимания, развивают у детей глазодвигательную функцию, формируют чувство близости с другими, чувства ценности других и самоценности.

1. Игра «Солнце, дождь и ветер». 

Цель: развивать у детей внимание, связанное с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов, мимику и пантомимику.

Ход игры: на разные 3 сигнала – картинки: солнце, туча, ветер – дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице.

Смотри, не зевай! Солнце, дождь и ветер различай!

Что увидишь на картинке, то и проживай!

 «Солнце» - подпрыгивают, хлопают в ладоши, улыбаются.

 «Туча» - тело напряжено, плечи приподняты, можно обхватить себя за локти      и прижать их к телу. На лице грусть, недовольство. Очень неприятно, потому что у детей нет зонта.

«Ветер» - дети немного раскачивают тело из стороны в сторону, на лице спокойствие.

Для развития внимания нужно менять сигнал и его название.

2. Игра «Яблочное настроение». 

Цель: закреплять умения детей в распознавании различных эмоциональных состояний (чувств) по мимике, развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать различные эмоции, развивать цветовосприятие, цветоощущение.

Ход игры: рассмотреть красивые необычные яблоки (их может принести сказочный персонаж). Беседа:

  • какое настроение у этого яблока? (весёлое, радостное)

  • какое чувство оно переживает? (веселье, радость)?

  • какого цвета грустное яблоко? И т. д.

  • обыгрывание и показ яблочного настроения.

3. Игра «Солнце, облака и месяц». 

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния по мимике на рисунках, развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать разные эмоции. Развивать зрительное внимание, восприятие: глазодвигательную функцию, прослеживающую функцию взора.

Ход игры: рассказать детям сказку с использованием иллюстраций.

«На ночном небе звёзды светят ярким светом, как фонарики. Когда наступает утро, небо становится светлым и всходит доброе Солнышко. Его любят все люди, природа: звери, птицы, цветы, деревья. Вокруг Солнца проплывают Облака, разные по форме и цвету. Они двигаются то медленно, то быстро, обгоняя друг друга и играя в догонялки.

Однажды Солнце задержалось и не появилось на небе в срок. Облака перестали улыбаться и играть. Одно Облачко испугалось и всё время повторяло: «Как страшно без Солнца. Я боюсь, боюсь!» Другое Облачко так расстроилось, что даже стало плакать: «Кап-кап!». А это Облачко обиделось, рассердилось на своих друзей, на Солнце, нахмурило брови, стало ругаться и даже драться с другими Облаками. От этого появились молнии, загремел гром. Только одно Облачко не испугалось, не заплакало и не рассердилось. Оно всех успокаивало: «Не бойтесь, не грустите и не злитесь! Солнце обязательно скоро взойдёт, и мы все успокоимся. Давайте будем танцевать,  улыбаться и тогда Солнышко к нам вернётся». Облака послушались и перестали злиться и грустить, стали улыбаться, петь песни и танцевать.

И произошло чудо – Солнышко выглянуло и согрело всех своими лучами. Всё стало как прежде. Вечером Солнце ушло спать, а на небе появился Месяц. Он спел Облакам колыбельную песенку, и все заснули волшебным сном. Месяц улыбался и от удовольствия даже сам закрыл глаза.

А звёздочки освещали небо и радовались, что все отдыхают, что на небе царит покой и дружба».

Вопросы и задания:

-найдите глазами облако, которое улыбается? Грустит? Злится?

-какое настроение у  облака с права от грустного?

-какое облако слева от злого?

-какое облако висит ниже всех? Выше всех?

-кто выше всех (солнце)?

-у кого на небе одинаковое настроение?

-постарайтесь проследить глазами (нарисовать) дорожку от весёлого облака к злому облаку, от испуганного облака к солнцу. И т. д.

4. Игра «Новый клубочек». 

Цель: развивать уверенность, гордость за свои успехи, новые знания и умения; формировать чувство близости с другими; способствовать принятию детьми друг друга; формировать чувство ценности других и самоценности.

Дети, сидя в кругу, передают друг другу клубочек и рассказывают:

-какое у них сегодня настроение;

-сравнивают своё настроение с каким-либо явлением природы;

-передают пожелания друг другу;

-затем рассказать детям, что в мире всё меняется, и к ним пришёл новый клубочек (клубок другого цвета и размера). Он повзрослел, стал больше, т.к. у него больше знаний. Клубочек хочет услышать от своих друзей, чему новому они научились, что нового узнали, какое настроение у них сейчас и почему? Клубочек желает своим друзьям, чтобы они стремились узнать что-то новое и интересное и хотели измениться в лучшую сторону, чтобы быть умными, интересными людьми.

5. Игры: «Рукопожатие по кругу»; «Испорченный телефон» (передаём радостные слова, страшные слова, грустные слова и т.д.); «Комплименты»; «Вместе весело шагать…» (пение песен в кругу); «Волшебный стул» (на стуле сидит грустный или обиженный ребёнок, дети по очереди кладут ему руку на плечо и говорят добрые и ласковые слова).

6. Упражнения:

  • «Встаньте все, кто…………. любит бегать, радуется хорошей погоде, любит дарить цветы, и т.д.»

  • «Что такое радость?» (высказывания детей)

  • «Кто как радуется?»

  • «Что нам делать с этим чувством?»

  • «Зеркало» (показ перед зеркалом своих эмоций).

  • «Волшебный мешочек» (оставить в мешочке все плохие слова).

  • «Коврик злости»

  • «Возьми себя в руки» ( при неприятной ситуации обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека).

  • «Фигуры эмоций», «Поставь балл эмоции», «Угадай эмоцию».

  • «Связующая нить».

7. Релаксационные упражнения: Солнечный зайчик, Воздушный шарик, Самолёт, Тропический остров, Спаси птенца.

8. Использование ритуалов:

  • приветствия – радость от встречи, желание играть со всеми, пожелания радостного настроения, здороваемся с солнышком и небом, со всеми детьми;

  • прощания – пожелания друг другу, прощание с добрыми словами.

Учитель-дефектолог Борн Елена Валерьевна

 

Консультация для родителей 

«Наши глазки».

        То, что важно иметь хорошее зрение и сохранить его на долгие годы, особых доказательств не требует. С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации – познает мир, благодаря глазам он имеет возможность читать и писать.
Анатомически орган зрения – глаз – устроен очень сложно и тесно связан со структурами мозга. Все отделы глаза важны, и изменения в любом отделе могут влиять на состояние зрения.
        С целью выявления возможной патологии органа зрения у детей необходимо своевременно проходить врачебные профилактические осмотры.

Рассмотрим подробнее некоторые из зрительных патологий:

Амблиопия – функциональное снижение остроты зрения одного или обоих глаз без видимой причины. Развивается в детском возрасте в результате искажения зрительной информации или ограничения ее при поступлении в головной мозг.

Косоглазие– отклонение одного глаза от совместной точки фиксации.  Косоглазие не только косметический дефект. Оно приводит  к нарушению зрительных функции, а так же травмирует психику ребенка, снижает работоспособность.

У детей с косоглазием мозг получает две картинки, которые он не может сопоставить в одну.

У ребенка возникает двоение, на что его мозг быстро реагирует подавлением одного изображения, чтобы работать с другим. Один глаз будет просто выключаться из акта зрения. 
        У детей косоглазие обязательно необходимо обнаружить как можно раньше, поскольку дети очень легко адаптируются.
       Лечение косоглазия у детей комплексное и осуществляется в несколько этапов. Сначала врач прописывает очки, затем пытается «уравнивать» глаза – если косит только один из них. Выравнивание делается при помощи специальных приборов.
        Синоптофор - является основным аппаратом для лечения косоглазия. Из других приборов, укрепляющих глазодвигательные мышцы, применяется электростимулятор. Лечение проводится под строгим контролем врача-офтальмолога.
        Конечная цель в лечении детского косоглазия – высокое зрение при симметричном положении глаз и объёмном стереоскопическом зрении.

 Косоглазие и амблиопия являются относительно распространёнными глазными заболеваниями.

    Чаще всего они возникают в возрасте до 3-х лет, что говорит о необходимости ранней коррекции зрения в условиях систематического медицинского и педагогического воздействия.

     Имеющийся опыт лечебно-восстановительной работы показывает, что эффективность лечения в условиях специализированного детского сада выше, чем в кабинетах охраны зрения.

        Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой, одним их направлений которой является развитие зрительного восприятия. Разработана специальная методика занятий по развитию зрительного восприятия, которая предусматривает во всех видах детской деятельности применение специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации и развития зрения.                                                                                       

 Учитель-дефектолог Борн Елена Валерьевна