рабочая программа учебной практики ПМ.03 "Работа на контрольно - кассовой технике и расчеты с покупателями"
рабочая программа

Южакова Татьяна Ивановна

рабочая программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ.03 "Работа на контрольно - кассовой технике и расчеты с покупателями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

УП.03. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

                                                                               2020 г.


Согласовано
на заседании цикловой комиссии
протокол № 1 от 31 августа 2020 г.

_____________/ С.А Яковенко/

Утверждаю
заместитель директора по УПР

__________  А.В. Соколов

«___»____________2020 г.

Программа учебной практики УП.03. Учебная практика по профессиональному модулю ПМ.03. «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» для профессии среднего профессионального образования  «Продавец, контролер-кассир».

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего  профессионального образования (далее – СПО) 38.01.02. «Продавец, контролер-кассир», утвержденного Приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 723 (ред. от 09.04.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 38.01.02. «Продавец, контролер-кассир».

Автор: Южакова Татьяна Ивановна, мастер производственного обучения


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…………………………………………4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ...6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ………8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ……………………………………….10

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

УП.03. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

по профессиональному модулю

ПМ.03. «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями»

1.1. Цель и планируемые результаты освоения учебной практики

В результате прохождения учебной практики студент должен освоить основной вид деятельности ВД 3: Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями  и соответствующие ему общие и профессиональные компетенции:

1.1.1. Перечень общих компетенций

Код

Наименование общих компетенций

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД 3

Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

ПК 3.1.

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 3.2.

Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 3.3.

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4.

Оформлять документы по кассовым операциям

ПК 3.5.

Осуществлять      контроль    сохранности    товарно-материальных ценностей.

1.1.3. В результате освоения учебной практики студент должен

Иметь практический опыт

обслуживания покупателей, продажи различных групп продовольственных товаров;

уметь

- осуществлять подготовку ККТ различных видов;

- работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;

- устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;

- распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;

- осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;

- оформлять документы по кассовым операциям;

- соблюдать правила техники безопасности

знать

- документы, регламентирующие применение ККТ;

- правила расчетов и обслуживания покупателей;

- типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;

- классификацию устройства ККТ;

- основные режимы ККТ;

- особенности технического обслуживания ККТ;

- признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;

- правила оформления документов по кассовым операциям

Программа разработана в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ, с учетом возможностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные  Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830.

Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано совместно с другими обучающимися.

Адаптированная программа разработана в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха, нарушения зрения, соматические заболевания), обучающихся совместно с другими обучающимися в учебной группе по специальности.

Реализация адаптированной программы осуществляется с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием электронного обучения.

1.2. Количество часов, отводимое на освоение учебной практики УП.03:

Всего 180 часов.

2. Структура и содержание учебной практики

2.1. Структура учебной практики

Коды профессиональных общих компетенций

Наименования разделов учебной практики

Суммарный объем нагрузки, час.

Объем учебной практики, кл. час.

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Самостоятельная работа

Промежуточ-ная аттестация

Обучение по МДК

Практики

Всего

В том числе

Лабораторных и практических занятий

Курсовых работ (проектов)

Учебная

Производственная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1.

ПК 3.2.

ПК 3.3.

       ПК 3.5.

Раздел 1. Соблюдение правил эксплуатации ККТ и выполнение расчетных операций с покупателями.

-

-

-

-

144

-

-

-

      ПК 3.4.

Раздел 2. Оформление документов по кассовым операциям.

-

-

-

36

-

-

-

Всего:

-

-

-

-

180

-

-

-

2.2. Тематический план и содержание учебной практики (УП)

Наименование разделов и тем учебной практики (УП)

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем  в часах

1

2

3

МДК 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники

Тема 1.1.

Устройство контрольно-кассовой техники (ККТ)

                                                Содержание практических занятий

36

  1. Изучение устройства основных функциональных узлов контрольно-кассовых техники (ОРИОН 100-к, ЭКР 2102 Ф, SAM- 4S, POS –терминала)
  1. Изучение устройства основных функциональных узлов контрольно-кассовых техники (ОРИОН 100-к, ЭКР 2102 Ф)
  1. Изучение устройства основных функциональных узлов контрольно-кассовых техники (SAM- 4S, POS –терминала)

Тема 1.2.

Эксплуатация ККТ и

выполнение расчетных операций с покупателями.

  1. Эксплуатация ККТ ОРИОН 100-к   и выполнение расчетных операций с покупателями (подготовка к работе ККТ, работа на ККТ, окончание работы на ККТ)

108

  1. Эксплуатация ККТ ЭКР 2102 Ф и выполнение расчетных операций с покупателями (подготовка к работе ККТ, работа на ККТ, окончание работы на ККТ)
  1. Эксплуатация ККТ SAM- 4S и выполнение расчетных операций с покупателями (подготовка к работе ККТ, работа на ККТ, окончание работы на ККТ)
  1. Эксплуатация ККТ POS –терминала и выполнение расчетных операций с покупателями (подготовка к работе ККТ, работа на ККТ, окончание работы на ККТ)
  1. Эксплуатация ККТ МЕРКУРИЙ 130 и выполнение расчетных операций с покупателями (подготовка к работе ККТ, работа на ККТ, окончание работы на ККТ)

Тема 2.1.

Оформление документов по кассовым операциям

  1. Оформление справки кассира - операциониста

36

  1. Оформление журнала кассира - операциониста
  1. Оформление акта о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам
  1. Оформление приходных и расходных кассовых ордеров
  1. Оформление сопроводительных инкассаторских документов
  1. Составление отчета кассира

Всего:

180

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Для реализации программы учебной практики должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Реализация программы учебной практики проходит при  наличии учебных кабинетов:

-   «Организации и технологии розничной торговли»;

Лабораторий:

-   «торгово-технологического оборудования» (учебный кабинет);

- учебный магазин.

Оборудование учебного кабинета:

- Рабочее место педагога

- Рабочее место обучающегося

- Демонстрационная мебель, витрины, витражи

          - Коллекции образцов непродовольственных товаров различных групп

     - Комплект учебно-наглядных пособий

     - Комплект дидактических материалов

     - Комплект контрольно-измерительных материалов

     - Фонды оценочных средств

          - контрольно-кассовое оборудование

     - ПК

Оборудование кабинета  «организации и технологии розничной торговли»:

- Рабочее место педагога

- Рабочее место обучающегося

- Демонстрационная мебель, витрины, витражи

          - Коллекции образцов непродовольственных товаров различных групп

     - Комплект учебно-наглядных пособий

     - Комплект дидактических материалов

     - Комплект контрольно-измерительных материалов

     - Фонды оценочных средств

        - весы

    - контрольно-кассовое оборудование

Оборудование учебного магазина:

- Демонстрационная мебель, витрины

- Современное торговое оборудование:

   а) измерительное,

   б) механическое,

   в) технологическое,

   г) контрольно-кассовое оборудование (компьютеризированная кассовая машина – POS терминал)

- Рабочее место педагога

- Рабочее место обучающегося

- ПК

Материально-техническое обеспечение

Учебный кабинет оснащен для обучающихся с различными видами ограничений здоровья (нарушения зрения, слуха, нервно – психические нарушения, соматические заболевания).

Для слабовидящих обучающихся в учебной аудитории предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране).

Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.

    3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь  печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе.

  1. Печатные издания
  1. Федеральный закон от 21.12.2014г. № 236-ФЗ «О защите прав потребителей»
  2. Пиляева В.В., Федеральный закон "О защите прав потребителя" в схемах и определениях: Учебное пособие: –   Изд.  «Кнорус», 2016
  3. Л.И. Никитченко Контрольно – кассовые машины Учеб. пособ. – М.:  Изд. центр «Академия», 2017
  4. Косолапова Н.В. Оборудование предприятий торговли для продажи товаров:  Учеб. пособ. – М.:  Изд. центр «Академия», 2017.
  5. Горохова С.С. Охрана труда на предприятиях торговли: Учеб. пособ. – М.:  Изд. центр «Академия», 2016.
  6. А.А. Кыров, Комментарий к закону РФ "О защите прав потребителя"– Изд. «Проспект», 2017
  7. Применение ККМ в торговле. Особенности бухгалтерского учета и оформления первичных учетных документов»: Практическое руководство/ И.В. Перелетова, И.П. Комиссарова – Изд. «ЭКСМО», 2019.
  8. Селянин А.В. Защита прав потребителя: Учебное пособие – «ЮСТИЦ ИНФОРМ», 2016.
  9. Соколова С.В. Основы экономики: Учеб. пособ. - 5е изд., стер. – М.:  Изд. центр «Академия», 2017.
  10. Стяжкина Т.А., Правила торговли. /11-е изд. –  Изд. «Экзамен»,  2016.

Электронные издания (электронные ресурсы)

  1.  kkm.ru  Торговое оборудование для магазинов - продажа торгового...
  2.  buh-v-seti.ruraschetyi-dengami/internet…kkm/  Интернет-эквайринг и ККМ – обязательно или несовместимо?
  3. buhonline.ruforum/index?g=posts&t=186624  Применение ККМ при оплате по картам в интернет-магазине
  4. ip365.ruzakon/kkm2016.html ККМ 2016: Какие нас ждут изменения?
  5.  smartcode.ru  Контрольно-кассовые машины

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля

Критерии оценки

Методы оценки

ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

Знает устройство контрольно-кассовых машин (ККМ)

Проверка знаний по устройству ККТ (тестирование, контрольная работа)

Соблюдает правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ)

Наблюдение за процессом эксплуатации  контрольно-кассового оборудования

Выполняет расчетные операции с покупателями.

Наблюдение за процессом расчетных операций различных категорий покупателей. Проверка документа на соответствие требованиям нормативных документов.

ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

Проверяет платежеспособность государственных денежных знаков

Наблюдение за процессом определения подлинности государственных денежных знаков. Проверка продукта на соответствие требованиям нормативных документов.

ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

Идентифицирует отпускаемый товар

Наблюдение за процессом проверки качества и количества товара  прикассовой зоны.  Наблюдение за процессом осуществления контроля соответствия цен  требованиям нормативных документов

Контролирует количество, качество товаров, упаковки и маркировки отпускаемого товара (услуг)

ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям

Оформляет документы по кассовым операциям

Наблюдение за процессом расчетных операций различных категорий покупателей. Проверка документа на соответствие требованиям нормативных документов.

ПК 3.5. Осуществлять      контроль   сохранности    товарно-материальных  ценностей

Осуществляет контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей

Проверка продукта на соответствие с требованием нормативных документов

Проводит инвентаризацию.

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявляет интерес к будущей профессии через отношение к покупателям, через трудовую деятельность, внеклассные мероприятия по привитию любви к избранной профессии.

Экспертиза портфолио, участие в конкурсах профмастерства.

Анкетирование, наблюдение

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Организовывает собственную деятельность в соответствии с требованиями квалификационной характеристики по профессии.

Оценка  выполнения производственной ситуации

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществляет экспертную оценку собственной деятельности при решении производственных задач.                          

  Проводит коррекцию собственной деятельности, несет ответственность за результаты своей работы.

Оценка  выполнения производственной ситуации

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Осуществляет поиск информации через практическую работу, через СМИ, проведение исследования, работу с литературой.

МДЭ.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Использует информационно-коммуникационные технологии для решения производственных задач.

Самопрезентация, резюме.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Работает в команде, эффективно общается с коллегами и руководством, клиентами, в том числе на конкретном предприятии торговли.

КВН, диспут, дискуссия, деловые игры.   Оценка                                  процессом обслуживания покупателей в соответствии с требованиями «Правил продажи товаров».

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

Соблюдает правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами в учебно-производственных магазинах при продаже товаров.

Оценка соблюдения правил продажи при реализации товаров.

Для осуществления мероприятий итоговой  аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной профессиональной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех заявленных компетенций.

С целью определения особенностей восприятия обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их готовности к освоению учебного материала предусмотрен входной контроль в форме тестирования.

Текущий контроль успеваемости осуществляется мастером п/о  в соответствии с разработанным комплектом оценочных средств по виду практики, адаптированным к особым потребностям студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.)  В обучении используются карты индивидуальных заданий (и т.д.).

Форма проведения промежуточной аттестации для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (письменное тестирование, компьютерное тестирование и т.д.) При необходимости инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Промежуточная аттестация для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по необходимости может проводиться в несколько этапов, формы и срок проведения которых определяется мастером п/о.

В качестве внешних экспертов при проведении промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ привлекаются председатель цикловой комиссии и (или) мастера п/о смежной дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями. Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального госуд...

Комплект оценочных средств по ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями для профессии 100701.01

Комплект оценочных средств по ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями для профессии 100701.01...

Экзаменационные билеты по ПМ 03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.

Экзаменационные билеты по ПМ 03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине МДК 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники по теме «Режимы работы на контрольно – кассовой технике. Правила расчетов с покупателем.»

Изложена методика проведения современного урока получения новых знаний с использованием элементов интерактивных технологий обучения....

Дифференцированный зачет по дисциплине ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

Задания дифференцированного зачета предназначены для определения уровня обученности и качества знаний по учебной  дисциплине ПМ03.Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями дл...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями по профессии СПО

Программа данного модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы...