Конспект выездного занятия с использованием мобильного автогородка к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль»
план-конспект занятия

Славная Алина Яковлевна

В работе представлен конспект выездного занятия с использованием мобильного автогородка  к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль», 1 год обучения. Р1.Т1. Вводное занятие. 

Занятие проходит на закрытой площадке, предоставленной учебным заведением или на площадке Автогородка на Бассейной 28.

Цель: Осуществить на закрытой от других участников дорожного движения территории  имитацию городской дороги для наиболее полного погружения детей в дорожную ситуацию и развития у них навыков безопасного поведения на дороге 

 Задачи: 1. Выявить и закрепить у обучающихся первоначальные навыки безопасного поведения на дороге                                                                                

    2. Познакомить обучающихся  с понятиями дорога и ее элементы, понятие дорожного движения и участников дорожного движения.

  3. Ознакомить обучающихся с видами транспортных средств (механические и немеханические)

  4. Познакомить обучающихся со средствами технического регулирования дорожного движения (дорожные знаки)

   5. Отработать у обучающихся навыки движения в пределах дороги.

      6.    Развивать произвольное внимание.

      7.Упражнять в умении анализировать дорожную ситуацию.

   8. Воспитывать культуру взаимоотношений участников дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА

МОСКОВСКОГО РАЙОНА

Спортивно-технический отдел

КОНСПЕКТ ВЫЕЗДНОГО ЗАНЯТИЯ

                                 с использованием мобильного автогородка

к образовательной программе

«Школьник-дорога-автомобиль», 1 год обучения

Р1.Т1. Вводное занятие.

Продолжительность: 2 учебных часа

                           Возрастной состав обучающихся: 7-11 лет

                                                                 Педагог:

                                                                 Славная Алина Яковлевна

                                         Санкт-Петербург

                                                  2020

Занятие проходит на закрытой площадке, предоставленной учебным заведением или на площадке Автогородка на Бассейной 28.

Цель:         Осуществить на закрытой от других участников дорожного движения территории  имитацию городской дороги для наиболее полного погружения детей в дорожную ситуацию и развития у них навыков безопасного поведения на дороге  

 Задачи: 1. Выявить и закрепить у обучающихся первоначальные навыки безопасного поведения на дороге                                                                                

    2. Познакомить обучающихся  с понятиями дорога и ее элементы, понятие дорожного движения и участников дорожного движения.

  3. Ознакомить обучающихся с видами транспортных средств (механические и немеханические)

  4. Познакомить обучающихся со средствами технического регулирования дорожного движения (дорожные знаки)

   5. Отработать у обучающихся навыки движения в пределах дороги.

      6.    Развивать произвольное внимание.

      7.Упражнять в умении анализировать дорожную ситуацию.

   8. Воспитывать культуру взаимоотношений участников дорожного движения.

Материал:

            1. Мобильный автогородок (веломобиль, велосипеды, светофор, дорожные знаки и дорожная разметка)

2.Учебные пособия по Правилам дорожного движения . М.Л.Форштат

        Методы и формы:

-   Беседа

  • Развивающие игры
  • Самостоятельная работа

                                                          Ход  занятия:

Вводная часть. 10 минут

Знакомство с группой обучающихся. Игра «Давайте познакомимся».

Педагог: Заранее подготавливает площадку для проведения занятия.

Приветствует обучающихся и знакомит с Дворцом детского (юношеского) творчества, знакомит с ИУЦ «Автоград». Представляется.

Педагог: Сегодня мы разберем, что является основой безопасного поведения на дороге, с  понятиями дорога и ее элементы, определим, кто участвует в дорожном движении, узнаем, что является средствами технического регулирования дорожного движения,  ознакомимся с видами транспортны средств и научимся правильно двигаться по дороге.

Педагог:        предлагает обучающимся разделиться на несколько групп по 5-7 человек.

Обучающиеся:         делятся на группы.

Педагог: предлагает каждой команде выбрать себе название и капитана каждой команды.

Обучающиеся: выбирают и располагаются на площадке в соответствии с выбранной командой.

Основная часть:        70 минут      

       Педагог:        Ребята, что самое главное для каждого из нас, когда мы находимся на дороге? (безопасность)

Обучающиеся: работают группами, отвечают.

Педагог: На основании какого закон написаны Правила дорожного движения?  (на основании закона о безопасности дорожного движения РФ)

Обучающиеся : с помощью педагога отвечают

Педагог: В случае отсутствия верного ответа подводит обучающихся к ответу.

Педагог: Как вы думаете, что такое дорога? Для чего она нужна?( Дорога – это полоса земли или поверхность искусственного сооружения, предназначенная для движения, по дороге двигаются транспортные средства и люди.

Обучающиеся: работая группами, отвечают: дорога нужна для движения транспортных средств.

Педагог: А кто еще, кроме транспортных средств двигается по дороге? (люди)

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: Как называются эти  люди? Кто участвует в дорожном движении?

( Водитель, пассажир и пешеход)

Обучающиеся: обсуждают группами и отвечают.

Педагог: А кто такой водитель? (человек, управляющий транспортным средством).

Обучающиеся: группами отвечают.

Педагог: выбирает наиболее точный ответ.

Педагог: А как называли раньше водителя? (шофер)

Обучающиеся: затрудняются дать правильный ответ.

Педагог: Шофер.

Педагог: А кто знает, из какого языка пришло к нам это слово и как оно переводится? (из французского, обозначает «кочегар»)

Обучающиеся: пытаются ответить на этот вопрос, педагог им помогает.

Педагог: в случае отсутствия верного ответа, сам отвечает на этот вопрос. А кто такие кочегары? (люди, которые топят печь)

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: выбирает наиболее верный ответ.

А почему кочегара называли шофером или водителем? (Первые автомобили появились во Франции и они двигались на пару. Тот, кто кидал угли в печь и приводил в движение транспортное средство. Но на сегодняшний день это понятие устарело, так как паровых автомобилей сейчас нет).

Педагог: А кто еще находится в транспортном средстве, но им не управляет? (пассажир)

Обучающиеся: дают верный ответ.

Педагог: обсуждает с обучающимися, где находится пассажир в легковом автомобиле, как перевозят детей до 12 лет. ( пассажир может находиться, как спереди, так и сзади в автомобиле, но должен быть пристегнут типовым ремнем безопасности. Дети до 12 лет должны находиться в специальных детских удерживающих устройствах, соответствующих росту и весу ребенка).

Обучающиеся: отвечают и обсуждают с педагогом наличие таких устройств в своих автомобилях.

Педагог: Кто еще двигается по дороге, уже вне транспортного средства? (пешеход).

Обучающиеся: быстро дают ответ.

Педагог: А знаете ли вы, какое у нас в России движение? Правосторонее или левостороннее? (правостороннее)

Обучающиеся: не сразу, но дают правильный ответ.

Педагог: А в чем принцип правостороннего движения? (все транспортные средства придерживаются при движении правой стороны. Пешеходы тоже придерживаются этого принципа.)

Обучающиеся: с помощью педагога, отвечают.

Педагог: А в каких странах сохранился принцип левостороннего движения? (Англия, Япония, Кипр и т.п.)

Педагог: предлагает обучающимся поиграть в игру «Правостороннее и левостороннее движение».

Педагог: А какие вы знаете дороги в зависимости от скоростного режима? (автомагистрали, дороги вне населенных пунктов (загородные). дороги в населенных пунктах (городские).

Обучающиеся: отвечают группами с помощью педагога .

Педагог: А в чем особенности скоростного движения на этих дорогах? (Максимальная скорость движения по автомагистрали -110 км/час, вне населенных пунктов -90 км/час, в населенных пунктах – 60 км/час).

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: А какие вы знаете элементы городской дороги? (проезжая часть, разделительная полоса, поребрик, тротуар, пешеходный переход, трамвайные пути).

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: А для чего нужен каждый элемент? (проезжая часть – для движения безрельсовых транспортных средств, трамвайные пути – для движения трамваев, разделительная полоса – для разделения проезжих частей, пешеходный переход – для пересечения пешеходами проезжей части, тротуар – для движения пешеходов, поребрик – для отделения тротуара от проезжей части.)

Обучающиеся:        с помощью педагога дают правильный ответ.

Педагог: А какие вы знаете элементы загородной дороги? (проезжая часть, обочина , кювет).

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: Для чего нужен каждый элемент? (обочина – для движения и остановки транспорта, кювет (с французского «емкость для сбора воды» -для отвода воды с поверхности дороги)

Обучающиеся: с помощью педагога отвечают.

Педагог: Как двигается пешеход по обочине ? (лицом навстречу движению транспортных средств).

Обучающиеся: быстро дают правильный ответ.

Педагог: Для чего нам необходимо знать части дороги? (для безопасного нахождения на дороге).

Обучающиеся:        с помощью педагога дают наиболее оточный ответ.

Педагог:         Давайте поиграем в игру «Городская и загородная дорога»

Обучающиеся: вместе с педагогом разбирают правила безопасного передвижения по дороге.

Педагог: А какие вы знаете виды транспортных средств? (механические и немеханические)

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: А в чем разница этих транспортных средств? (механические приводятся в движение с помощью двигателя объемом более 50куб.см, а немеханические – мускульной силой людей (велосипед) или двигателем, объемом не более 50 куб.см(мопед).

Обучающиеся: дают ответ, не всегда правильный.

Педагог: помогает наводящими вопросами прийти к верном ответу.

Педагог:  По каким элементам дороги двигаются механические транспортные средства? (безрельсовые механические – по проезжей части, трамваи – по трамвайным путям, велосипеды и мопеды – по велосипедной дорожке или, при ее отсутствии – по правому краю проезжей части).

Обучающиеся:  отвечают группами.

Педагог: Вы уже знаете, как двигаются транспортные средства и пешеходы, а как регулируется их движение? Назовите способы регулирования дорожного движения (регулировщик, светофор, работающий в нормальном режиме, дорожные знаки, дорожная разметка и дорожное покрытие.)

Обучающиеся: отвечают с помощью преподавателя.

Педагог: А кто является главным лицом на дороге? (регулировшик, он своими сигналами отменяет сигналы светофора, а при необходимости требования дорожный знаков и разметки).

Обучающиеся: отвечают, педагог ,при необходимости, их поправляет.

Педагог: А теперь рассмотрим дорожную ситуацию при работающих и неработающих светофорах.

Обучающиеся: на велосипедах и пешком проходят заданный педагогом маршрут.

Педагог: Какие вы знаете средства технического регулирования дорожного движения?(дорожные знаки и разметка).

Обучающиеся: отвечают и показывают их.

Педагог: Для чего нужны дорожные знаки дорожная разметка? (это наиболее наглядные  и доступные способы технической организации дорожного движения).

Обучающиеся: с помощью педагога отвечают.

Педагог: Сколько всего дорожных знаков и разметок? (знаков – более 300, разметок – 40).

Обучающиеся: отвечают, педагог помогает.

Педагог: Сколько вы знаете групп знаков? Назовите их. (8 групп: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, особых предписаний, информационные, сервиса, дополнительной информации).

Обучающиеся: отвечают группами, не всегда сразу.

Педагог: Что такое постоянные и временные знаки? (постоянные знаки устанавливаются и действуют постоянно, временные – на тот момент времени, когда нужно изменить существующую структуру движения).

Обучающиеся: отвечают группами.

Педагог: А теперь разберем порядок движения по дороге, где установлены дорожные знаки. Расставляет дорожные знаки и разбирает с обучающимися дорожную ситуацию.

Обучающиеся: двигаются группами по дороге и разбирают дорожные ситуации.

 Заключительная часть:  10 минут

Закрепление и общение пройденного материала.

Педагог:    подводит итоги занятия, определяет по количеству правильны ответов (набранных баллов ) победившую команду.

        Сегодня мы с вами узнали, что дорога необходима каждому участнику движения для безопасного передвижения по ней, вы узнали, какие элементы дороги необходимы для каждого из участника дорожного движения, научились безопасно двигаться по дороге в качестве водителя и пешехода.

Вы знаете, какие виды транспортных средств двигаются по дороге. Вам известны способы регулирования и технической организации дорожного движения. Вы сделали вывод, что все эти способы регулирования и технической организации дорожного движения направлены на обеспечение безопасности каждого участника дорожного движения.

В дальнейшем, мы с вами продолжим изучение правил дорожного движения , но уже сегодня, вы убедились в необходимости хорошего знания и выполнения всех правил, необходимых для безопасности нашей жизни на дороге.

Игра-разминка «Правостороннее и левосторонее движение»

Цель: Дать представление о принципах право- и левостороннего движения.

Правила игры:

Дети должны выбрать действия из двух предложенных педагогом.

Ход игры:

  1. Педагог выбирает двух участников дорожного движения и отправляет их в Средневнековье, предлагая одну из предположительных версий возникновения принципа правостороннего движения.

Участникам движение предлагается представить себя рыцарями. Рыцари берут в правые руки копья, а в левые – щиты. Двигаясь навстречу друг другу, не зная намерений друг друга, рыцари прикрываются щитами  и разъезжаются левыми боками ( то есть щитами). Копья остаются в правых руках на случай внезапного нападения одного из участников движения.

Преподаватель, в заключении игры, комментируя, сообщает о удобстве использования этого принципа и в наши дни.

  1. Педагог отправляет ребят в Англию., в период развития  морского пароходства.

Английское морское пароходство огласило принцип безопасного движения пароходов: пароходы разъезжаются «по ходу движения солнца. Солнце встает на востоке и заходит на западе.

Выбирается два участника движения и наглядно демонстрируют принцип разъезда двух пароходов (принцип левостороннего движения).

В заключении игры, преподаватель подводит итоги: в каких странах используется принцип правостороннего движения, а в каких – левостороннего.

Игры – разминки:

 «Дорога и ее элементы».

« Городская и загородная дорога».

Цель: Закрепить у обучающихся понятия «городская» и «загородная» дороги. Дать навыки движения в качестве водителей и пешеходов.

Правила игры:

Детям предлагается с использованием передвижного автогородка правильно выбрать действия  соответственно дорожной ситуации на загородной и городской дорогев качестве  водителя велосипеда, веломобиля и пешехода.

Ход игры:

 Раскладывается с помощью передвижного автогородка  городская дорога.

Выкладывается проезжать часть, тротуар, поребрик, линии разметки и пешеходный переход.

Устанавливаются средства технического регулирования дорожного движения - дорожные знаки.

Устанавливается средства регулирования движения :светофор, работающий в нормальном режиме и регулировщик.

Преподаватель напоминает обучающимся основные элементы городской дороги: проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, поребрик.

Вызывается 2 участника дорожного движения в качестве пешеходов и два участника движения в качестве водителей.

Водители передвигаются на велосипедах.

Используя принцип правостороннего движения, водители и пешеходы, не мешая друг другу, двигаются по макету городской дороги.

Дается задача: прямолинейное движения по элементу дороги, предназначенному для движения каждого их участника, разворот и движение в обратном направлении.

Отрабатываются задачи движения пешеходов и транспортных средств через регулируемый и нерегулируемый пешеходный переходы.

Раскладывается с помощью передвижного автогородка перекресток и отрабатываются навыки безопасного движения через регулируемый и нерегулируемый перекресток.

Одновременно разбираются различные дорожные ситуации.

Раскладывается с помощью передвижного автогородка загородная дорога.

Повторяются основные элементы загородной дороги: проезжая часть, обочина и кювет.

Два водителя и два пешехода отрабатываю верные и безопасные навыки движения по загородной дороге в светлое и темное время суток, использую принцип правостороннего движения.

Дается та же задача, что и на городской дороге: движение в прямом направлении, разворот и движение в обратном направлении.

В заключительной части занятия разбирается конструкция веломобиля. Общее и отличие веломобиля от велосипеда, механического транспортного средства. Органы управления веломобилем. Правила безопасного движения на веломобиле.

Обучающиеся самостоятельно передвигаются по площадке, имитирующей городскую дорогу на веломобиле.

                                               Самоанализ

проведения выездного занятия по программе «Школьник-дорога-автомобиль» с использованием мобильного автогородка

                                

Педагог:          Славная Алина Яковлевна

Объединение: «Школьник-дорога-автомобиль»

Дата:                 сентябрь 2020 г

Тема:         дорога и безопасный путь по ней

Тип занятия:  систематизация и обобщение знаний

Цель:         Осуществить на закрытой от других участников дорожного движения территории  имитацию городской дороги для наиболее полного погружения детей в дорожную ситуацию и развития у них навыков безопасного поведения на дороге  

 Задачи: 1. Выявить и закрепить у обучающихся первоначальные навыки безопасного поведения на дороге                                                                                      

    2. Познакомить обучающихся  с понятиями дорога и ее элементы, понятие дорожного движения и участников дорожного движения.

   3. Познакомить обучающихся со средствами технического регулирования дорожного движения (дорожные знаки)

   4. Ознакомить обучающихся с видами транспортных средств (механические и немеханические)

   5. Отработать у обучающихся навыки движения в пределах дороги.

   6. Воспитывать культуру взаимоотношений участников дорожного движения.

Вид занятия:   практическое занятие

Методы использовались традиционные и инновационные:

                -      Беседа

                -      Развивающие игры

  • Самостоятельная работа
  • Знакомство с историческими фактами по БДД

Использование собственных технологий, приемов, методик, разработок:

          -   разбиение на группы

        -   определение задания каждой группы

  • взаимосвязь работы различных групп
  • применение игр на развитие внимания
  • обсуждение правильных ответов с целью закрепления
  • работа с использование мобильного автогородка, имитирующего дорожную ситуацию на закрытой площадке

Применение заданий разной сложности

Межпредметные  связи: исторические факты

Результативность: развития у обучающихся навыков безопасного поведения на дороге  

Обратная связь: обучающиеся сами анализировали правильность выполнения заданий

Стиль работы педагога: высокий уровень  культуры речи

Установление контакта с детьми: установлен положительный

                                                          контакт

Учитывается возрастные особенности детей: умение сформулировать мысль, работать в группе, анализировать в ответе дорожную ситуацию.

Занятие прошло на большом эмоциональном уровне, психофизиологические возрастные особенности

На занятии воспитываются качества: чувство ответственности,  коллективизма, забота о близких, желание получить новые знания.

Выводы и предложения:

занятия необходимы для:

- наиболее полного погружения в дорожную ситуацию

     - общего развития детей                                

- профилактика ДТП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые программы, используемых при проведении занятий по БДД в объединениях «Юный пешеход», «Пешеходная грамота», «Школьник-дорога-автомобиль»

В работе представлен перечень игр, используемых при проведении занятий по образовательным программам «Юный пешеход», «Пешеходная грамота», «Школьник-дорога-автомобил...

Презентация "История появления светофора" к образовательным программам: "Юные пешеходы", "Школьник-дорога-автомобиль"

В работе представлена Презентация "История создания светофора" к образовательным программам: "Юные пешеходы" Раздел 7 Способы регулирования дорожного движения. Тема 7.1. Истор...

Презентация к интерактивной доске "Викторина История светофора" к образовательным программам: "Юные пешеходы"; "Школьник-дорога-автомобиль"

В работе представлена Презентация к интерактивной доске Презентация "Викторина История светофора" к образовательным программам: "Юные пешеходы". Раздел 7. Способы регулировани...

Учебная презентация «История развития метрополитена» К образовательной программе «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», 2 год обучения Р.3.Т.6. История развития метрополитена.

В работе представлена Учебная презентация «История развития метрополитена» К образовательной программе «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», 2 год обучения Р.3.Т.6. История развит...

Методическая разработка "Конспект занятия с использованием ЭОР «История изобретений. Изобретения, которые погубили своих создателей» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» Р.3.Т.10.Зачетное занятие по теме «ПДД для пассажиров"

В работе представлен материал по подготовке исследовательской работы обучающихся 2 года обучения объединения "Школьник-дорога-автомобиль" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского р...

Учебная презентация "Изобретения, которые погубили своих создателей" к зачетному занятию по теме «Правила дорожного движения для пассажиров» к образовательной программе «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», 2 год обучения

В работе представлена учебная презентация "Изобретения, которые погубили своих создателей" к зачетному занятию по теме ««Правила дорожного движения для пассажиров» к о...

Методическая разработка: Учебная презентация "Безопасность на велосипеде" к образовательной программе "Школьник-дорога-автомобиль", 2 год обучения. Раздел 8 Дорожная безопасноть Тема Р.8.Т.1. Дорога и безопасный путь по ней.

В работе представлена Учебная презентация "Безопасность на велосипеде" к образовательной программе "Школьник-дорога-автомобиль", 2 год обучения. Раздел 8 Дорожная безопасноть ...