Применение здоровье сберегающих технологий в моделировании и макетировании а также при занятиях техническим творчеством.
методическая разработка

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_zdorove.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: Применение здоровье сберегающих технологий

в моделировании и макетировании а также при занятиях техническим творчеством.

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

  1. Особенности занятий моделизмом и макетированием.
  2. Проблемы связанные со здоровьем.
  3. Решение и возможные упражнения, направления.
  4. План занятий.

Особенности занятий моделизмом и макетированием.

Актуальность занятий обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.

В настоящее время наше государство испытывает огромный дефицит инженерно-технических работников и квалифицированных кадров. Развитие производства, военной техники, приумножение достижений в науке возможны лишь при условии раннего развития творческих технических способностей у молодого поколения, выявления одарённых ребят, создания необходимых условий для их творческого роста.

Привлекательным моментом в работе объединения секции является то, что воспитаники проходят все этапы создания объектов: от создания проблемной ситуации до нахождения главной идеи технического решения и материального воплощения.

Секция «Судомоделирования» представляет собой лабораторию технического моделирования, где воспитанники приобретают знания и навыки по истории судостроения, истории Российского, Советского и мирового флота, учатся приемам работы с различными материалами и овладевают навыками работы с самым широким спектром инструментов.

Проблемы связанные со здоровьем.

Моделизм — увлечение, помогающее мальчику не только в познании окружающего мира, но и в становлении истинно мужских качеств. Это хобби для настоящих мужчин.

Какую пользу принесёт детям увлечение моделизмом?

Перво-наперво, это, конечно, навыки точного ручного труда, аккуратности, внимательности, усидчивости. Как правило, именно в этих навыках больше всего нуждаются мальчики. Кроме того, сборка моделей может приносить истинное удовольствие, как от самого процесса создания интересных поделок, так и от результата — собственной галереи разнообразных моделей, начиная от самых простых зверюшек, геометрических фигур, домиков, машинок (с которыми можно придумать интересную игру), заканчивая сложными моделями радиоуправляемых или аккумуляторных машин. Собирая модели, дети развивают моторику рук. Это особенно полезно малышам от 3 до 7 лет, поэтому иногда доктора даже рекомендуют моделизм как лечебное средство.

Занимаясь моделизмом, мальчик приобретёт навыки необходимые в домашнем быту. Боязнь молотка, дрели, электропроводки пропадает навсегда. Особенно важны такие умения мальчикам, которым в семье не хватает мужского общения, ведь моделизмом занимаются преимущественно мужчины. А если заглядывать ещё дальше в будущее, то приобретенные при собирании моделей знания облегчат детям поступление на технический факультет или в художественное училище. Кроме того, сборка моделей всевозможной техники может стать самостоятельной и высокооплачиваемой профессией — в мире существует множество коллекционеров, которые в детстве не наигрались в машинки и теперь с удовольствием приобретают серьезные модели, способные двигаться.

Подводя итог, можно сказать, что занятие моделизмом невероятно увлекательно и даже слишком. Приверженцы этого хобби говорят, ничего не может сравниться с удовольствием творить новый мир своими руками. А уж участие в соревнованиях, с самостоятельно сделанной ездящей, плавающей и летающей техникой — приведёт в восторг любого мальчишку.

От моделизма теоретически есть толк детям, как приучение к усидчивости, внимательности и развития мелкой моторики рук. Но так же есть и негатив который может нанести непоправимый вред здоровью ребенка. Поэтому одна из задач педагога это контроль негативных факторов во время проведения занятий.

Попробуем перечислить факторы влияющие на здоровье ребенка при занятиях моделированием и макетированием и привести маленькие примеры по борьбе с ними.

  1. Многие работы (в основном) выполняются сидя
  2. Общая напряженность
  3. Напряжение глаз
  4. Напряжение рук (пальцы)
  5. Замкнутость помещения.

Решение и возможные упражнения, направления.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет.

Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. 

Что же могут сделать педагогические работники для сохранения и развития здоровья каждого воспитаника? Каковы же приоритеты заботы о здоровье обучающихся?

Прежде всего, соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся (объем, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся).

Очень важно помнить о том, что в любом поступке, действии обучающегося сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. Неудачи в деятельности, разочарования угнетают психологическое ребенка и, как следствие, ухудшают общее состояние здоровья.

Не менее важный приоритет в вопросе здоровьесбережения детей - активность. Только активное включение обучающихся в процесс снижает риск переутомления.

В дополнительном образовании используются три основных вида здоровье сберегающих технологий:

санитарно-гигиенические,

психолого-педагогические,

физкультурно-оздоровительные.

Безусловно, применение каждой из этих технологий невозможно без учета соответствующих критериев здоровье сбережения:

Критерии санитарно-гигиенические - это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете.

К психолого-педагогическим критериям прежде всего относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.

Физкультурно-оздоровительные критерии - организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. 

Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми педагогами, особенно в младших группах. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек – вот только некоторые моменты оздоровления, для которых педагог должен найти место и время в ходе проведения занятий. Так, например, точечный массаж поможет расслабиться, успокоиться, снимет нервное и мышечное напряжение. Детям очень нравятся подобные упражнения, которые можно весело обыграть. На занятиях, требующих напряжения зрения, особенно полезно проводить гимнастику для глаз. Хорошо активизирует детей дыхательная гимнастика, она восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании, но и активно включает в работу все части тела, повышая общий мышечный тонус.

ИГРЫ

Игры - это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

На занятиях с детьми, в качестве здоровьесберегающей технологии, можно проводить физкультминутки и динамические паузы в форме игры.

Все действия можно выполнять под стихотворный текст. Важно, чтобы стихотворение для физкультминутки было подобрано соответственно возрасту ребенка.

Время начала физкультурной минутки определяется преподавателем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15-я - 20-я минута каждого занятия. С позиции здоровье сбережения польза от простого выполнения нескольких упражнений  минимальна, если при этом не учитывается 3 условия:

УСЛОВИЯ

1. Состав упражнений должен зависеть от особенностей занятия, специфика кружка, в какой вид деятельности включены ребята до этого, какого их состояние.

2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций ребят может быть различной: от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

3. Педагогу необходимо выработать 2-3 условных вербально - поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать ребят в другой режим деятельности.

Задача педагога дополнительного образования – создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровьесбережение – ключевой момент нового мышления, требующий переоценки, пересмотра всех компонентов педагогического процесса, поскольку радикально меняет суть и характер образовательного процесса, ставя во главу угла здоровье ребенка.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология – это:

- условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая образовательная технология– это:

система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся и педагогов).

В эту систему входит:

- Использование данных о состоянии здоровья детей и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

- Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.

- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

- Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий.

- Принцип «Не навреди!»

- Принцип сознательности и активности.

- Принцип непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.

- Принцип систематичности и последовательности.

- Принцип доступности и индивидуальности.

- Всестороннего и гармоничного развития личности.

- Системного чередования нагрузок и отдыха.

- Постепенного наращивания оздоровительных мероприятий.

- Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

Средства Здоровьесберегающих технологий.

Средства двигательной направленности:

-элементы движений;

-физические упражнения;

-подвижные и другие игры;

-танец;

-физкультминутки;

-динамические паузы;

-пальчиковая гимнастика.

Оздоровительное воздействие различных видов искусства:

-музыка,

-изобразительное искусство,

-театральное искусство,

-поэзия.

Гигиенические факторы:

-Выполнение требований САНПИН;

-Личная и общественная гигиена;

-Проветривание и уборка учебных кабинетов;

-Соблюдение режима дня.

-Двигательная активность ребенка в разных видах продуктивной деятельности.

-Физкультминутки.

-Динамические паузы.

-Игры малой подвижности.

Физкультминутки, игры малой подвижности, динамические паузы - использование этих форм работы определяются практической необходимостью дать детям кратковременный отдых во время занятий, связанных с большим умственным напряжением и однообразным положением тела.

Минутку отдыха можно сделать и музыкальной: включить магнитофон, и пусть дети в зависимости от мелодии выполняют любые танцевальные или физкультурные движения. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Очень полезна зарядка для глаз. Такие упражнения выполняются после 10-15 минут напряженного зрительного труда.

С учетом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на занятиях эти формы работы предупреждают утомление, нарушения осанки, зрения, а также способствуют повышению работоспособности, активизации мыслительных процессов, улучшению памяти и внимания.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости.

Мы знаем, что переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки - и как можно быстрее снять их.

Основные признаки утомления:

— нарушение недавно сформированных умений

— нарушение координации мелких движений, их замедленность

— длительные отвлечения

— примитивные манипуляции (постукивание, накладывание, бросание)

— повышенная раздражительность.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Создание благоприятного психологического климата на занятии играет особую роль. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время занятий. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого учащегося.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний и, как следствие, к более высоким результатам.

Педагогу дополнительного образования при организации и проведении занятия необходимо учитывать:

- Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

- Число видов учебной деятельности: (опрос учащихся, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, игры, инсценировки).

- Однообразность занятия способствует утомлению детей. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

- Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

- Позы учащихся во время занятия, чередование поз.

- Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность.

- Наличие у детей мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации.

- Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

- Психологический климат на занятии.

- Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, игровых

сюрпризных моментов и т.п.;

- Недопустим быстрый темп, «скомканность», отсутствие времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев подведение итогов занятия. Необходимо спокойное завершение учебного занятия: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать успехи учащихся, попрощаться с ними на положительных эмоциях.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

Эффективность применения данной здоровьесберегающей технологии; поддержание умственной и физической работоспособности детей на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления, снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения; снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи.

Таким образом, становится очевидным, что здоровьесберегающие технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья детей как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Задача педагога - обучить ребёнка сохранению своего здоровья.

Применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании. Воспитание здорового поколения на сегодняшний день приобретает большую актуальность, т.к состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Проблема сохранения здоровья учащихся является приоритетным направлением развития образовательной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родительского собрания на тему:«Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии.

Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. ...

Тема: «Здоровье сберегающие технологии в системе работы классного руководителя со студентами группы»

Тема: «Здоровье сберегающие технологии в системе работы классного руководителя со студентами группы»...

Здоровье сберегающие технологии

Здоровье-сберегающие технологиина занятиях в группе продленного дня....

Конспект НОД Познавательное занятие «Кто такие микробы?» с использованием Здоровье сберегающей технологией в подготовительной группе.

Конспект НОД Познавательное занятие «Кто такие микробы?» с использованиемЗдоровье сберегающей технологией в подготовительной группе. Познавательное занятие «Кто такие микробы?» в подготовительной...

Учебно-методическое пособие "Применение здоровье сберегающих технологий на урока"

Описание основных здоровьездерегающих психологических  технологий, которые могут применяться педагогами для укрепление психологического здоровья у обучающихся....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по ОДП.п.13 Информатика на тему: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 2010» с применением элементов здоровье сберегающей технологии

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей информационных дисциплин. Она поможет в организации открытого урока по теме: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 201...

Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка.

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физичес...