Учебно-методическое пособие "Применение здоровье сберегающих технологий на урока"
учебно-методическое пособие на тему

Онтикова Ольга Сергеева

Описание основных здоровьездерегающих психологических  технологий, которые могут применяться педагогами для укрепление психологического здоровья у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_uroke.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится, первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране,  относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. [8, 22] В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий образовательного учреждения, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.   В ГАОУ СПО ПО многопрофильные техникум «Мокшанский интернат» обучаются студенты с ослабленным здоровьем и инвалиды, поэтому в нашей работе очень важно использовать педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья обучающихся. По словам профессора Н. К. Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.

РАЗДЕЛ 1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

1.1.Понятие здоровьесберегающая технология.

   Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего     общества, поскольку лишь здоровые обучающиеся в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

Ещё в древности мудрецы говорили: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля», «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться».

Чтобы говорить о здоровьесберегающих технологиях, необходимо разобрать, что же такое технология. Например,  в «Большой советской энциклопедии» даётся следующее определение: «Технология (в любой области) – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям» (С. 63-64).

Здоровьесберегательной технологии даёт определение В.И. Ковалько: «…это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья человека.

Различают здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии.

1.2.Основные компоненты здоровьесберегающей технологии:

  • Аксиологический: осознание обучающимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни;
  • Гносеологический: приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих способностей и возможностей, ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья;
  • Здоровьесберегающий: формирование гигиенических навыков и умений (уход за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой);
  • Эмоционально-волевой: создание условий для переживания положительных эмоций от здорового образа жизни;
  • Экологический: формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам (умение гуманно вести себя на природе, беречь имущество техникума, содержать его в чистоте и порядке);
  • Физкультурно-оздоровительный: владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.

1.3.Функции здоровьесберегающей технологии:

  1. формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
  2. информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
  3. диагностическая:  заключается в мониторинге развития обучающихся,  на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями студента;
  4. адаптивная: воспитание у студентов направленности на здоровый образ жизни,  оптимизировать состояние собственного  организма   и повысить  устойчивость к различного  рода стрессогенным факторам природной и социальной среды.
  5. рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
  6. интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.   

1.4. Виды педагогических здоровьесберегающих технологий.

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

 

Педагогические

здоровьесберегающие

Технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)

- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые :игротренинги,

игротерапия

- Коммуникативные игры

- Серия занятий«Уроки здоровья»

- Точечный самомассаж

- Технологии музыкального воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия цветом

- Психогимнастика

РАЗДЕЛ 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

 

2.1.Динамические паузы.

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости обучающихся. Рекомендуется для всех студентов в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Делать гимнастику для глаз:

- Не крутя головой, поводите глазами вправо - влево, вверх-вниз.

- Вращайте обоими глазами по кругу сначала в одну, потом в другую сторону. Делайте оба упражнения по 5 раз.

Повторите эти упражнения с закрытыми глазами.

- Смотрите обоими глазами на кончик носа до лёгкого утомления.

- Так же смотрите на переносицу, пока глаза не устанут.

- Откройте глаза как можно шире и посмотрите вверх. Сосчитав до 10, сомкните веки. Следите, чтобы при выполнении упражнения на лбу не образовывались морщины.

- Закройте глаза, затем широко их откройте и посмотрите вдаль, ненадолго задержав взгляд на каком-нибудь отдалённом предмете. Повторить 5 раз.

- Выберите за окном какой-нибудь предмет, поставьте на расстоянии 15-20 см перед глазами указательный палец так, чтобы он находился на одной линии с выбранным предметом, и переводите взгляд с пальца на дальний объект и обратно.

- Закройте глаза и несколько раз слегка надавите на глазные яблоки подушечками средних пальцев.

- Закройте глаза. Зафиксируйте наружные уголки глаз указательными пальцами, внутренние – безымянными, а середину бровей – средними. Преодолевая сопротивление пальцев, прищурьтесь, а потом нахмурьтесь. Повторите 5 раз.

- Поморгайте немного слегка прикрытыми веками. Затем закройте глаза и расслабьтесь.

2.2.Физкультминутки и физкультпаузы.

Сегодня являются обязательной составной частью урока и способствуют снятию локального утомления. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Норма - через 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 4-6 повторениями каждого.

Разминка

Прилетели птицы с юга (имитируются взмахи крыльями).

И расселись на ветвях (приседания).

Солнце движется по кругу (вращения головой)

И купается в морях (упражнения «мельница»).

Пробежала в поле мышка (бег на месте).

Речке клонится верба (наклон).

Из берлоги вылез мишка (в наклоне имитируется идущий медведь).

И сказал: «Весна пришла!» (корпус выпрямляется, руки разводятся в стороны).

Упражнения для  общего воздействия

1. И. п.- Встать на носки, руки вверх-наружу, подняться вверх за руками; 3-4 – дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. – стойка ноги врозь, правую руку вперёд, левую на пояс. 1-3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперёд. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки вперёд. 1- поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 раз. Темп быстрый.

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. И. п. – Стоя или сидя, руки на поясе. На счёт «1» - правую руку вперёд, левую вверх; «2» - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз, потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.

2. И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. На счёт «1-2» - свести локти вперёд, голову наклонить вперёд» «3-4» - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз. Затем руки опустить вниз и расслабленно ими потрясти. Темп медленный.

3. И. п. – сидя, руки вверх. На счёт «1» - сжать кисти в кулак; «2» - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

2.3.Релаксация

В любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

 Релаксационные упражнения для мимики лица

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить лоб. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.

2. Нахмуриться (сердитесь) – расслабить брови.

3. Расширить глаза (страх, ужас) – расслабить веки (лень, хочется подремать).

4. Расширить ноздри (вдыхаем – запах; выдыхаем страстно) – расслабление.

5. Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога.

6. Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.

7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) – расслабиться.

8. Оскалить зубы – расслабить щёки и рот

9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.

Медитация — это система духовной практики, позволяющая приблизиться к центру своего «Я». Некоторые специалисты, говоря о медитациях, подразумевают упражнения активного воображения либо направленной визуализации. Предложенные далее медитации содержат в себе метафоры ресурсных состояний для восстановления эмоционального состояния участников и повышения их работоспособности. 

Медитация «Огонь». Настраиваемся на медитацию. Вы дышите легко и свободно. Вы спокойны, спокойны... Ваше тело полностью расслаблено…Представьте, что вы сидите перед костром. Языки пламени текут вверх, выбрасывая искры в небо. Потрескивают сухие дрова. Веет теплом. Горячий воздух маревом струится над огнем. Вы всматриваетесь вглубь костра. Созерцаете танец огня. Чувствуете его тепло и ласку. Огненное пламя дарит вам приятное тепло. В вас просыпается любовь к огню. Это чувство заполняет вас изнутри, переполняет ваше тело. Вы впитываете в себя силу огня, его состояние, мощь, танец, свет и тепло. С каждым вдохом вы наблюдаете за огнем. Огонь растет, набирает силу и пламя. С каждым выдохом вы наблюдаете за огнем. Огонь тает и угасает. Вдохи и выдохи несут вам наслаждение возрождения и сгорания огня, сердца, поэзии, музыки, любви, юности. Вы едины с огнем. Вы дышите легко и свободно. Вы сидите перед костром. Вы созерцаете костер, его движение, треск сухих веток, дыхание огня.  Полный вдох. Открыли глаза. Медленный выдох. В любой художественной форме (танец, песня, рисунок) выразите свои переживания. 

Медитация «Чистое горное озеро». Настраиваемся на медитацию. Расслабляем тело. Вы дышите легко и свободно. Вы спокойны, спокойны, спокойны... Ваше тело полностью расслаблено. Расслабляются кисти, запястья, предплечья, локти, плечи. Расслабляется плечевой пояс, грудные мышцы, широчайшие. Расслабляется грудь, живот. Расслабляем поясницу, спину. Расслабляем шею, лицо. Расслабляем мышцы шеи, лица, головы. Ваша шея и лицо полностью расслаблены. Ваше тело полностью расслаблено от пальчиков ног до макушки головы. Вы спокойны, расслаблены, умиротворены. Легкость растекается по вашему телу. Вы полностью расслаблены. Ваше тело становится все легче и легче. Течения и воздушные потоки увлекают вас, и вы летите над городом, планетой, реками и морями. Горы проплывают под вами. Вы летите, летите, летите... Вы медленно и плавно, как воздушный шар, проплываете над высокой-высокой горой. Обозреваете гору сверху. На плато, укрывшись от любопытных взоров снизу, покоится прозрачное горное озеро. Вы парите над ним, опускаясь все ниже и ниже. Уже веет прохладой, свежестью, вы опустились так низко, что видите дно, камешки, песок, водный мир животных и рыб. В своем парении вы опускаетесь на берег. Созерцаете воду. Сбрасываете с себя одежду. Идете к воде. Теплый воздух овевает вас, перемешиваясь с дуновениями бодрости озера. Солнышко припекает сверху своими лучами. Вы подходите все ближе и ближе к воде. Горное озеро готово принять вас в себя для кратковременного прохладного купания. Бодрость, свежесть воды обжигает вас, жар солнечных лучей сверху и теплый воздух лета — ничто по сравнению с глубокой чистотой прохладой горного озера. Вы зябко поеживаетесь, набираетесь смелости через полный вдох и прыжком устремляетесь в воду. Время останавливается для вас. Кажется, что сердце заполняется журчанием, чистотой, молодостью. Вы выскакиваете из воды. Тщательно растираетесь полотенцем и, подставляя грудь и лицо солнцу, совершаете спасительную своим согревом разминку и другие упражнения. Тело постепенно согревается, вам уже жарко, и решение искупаться повторно приходит как снег на голову. И вы бросаетесь в воду снова и снова... Проходит время, вы сушитесь у костра, ваши ноги обернуты теплым толстым спальником, куртка согревает плечи. Вам тепло и хорошо. Окружающий мир тает вокруг вас. Вы парите в воздухе, плывете над горой, как воздушный шар. Ваше тело наполнено теплом и прохладой, свежестью и бодростью, спокойствием и молодостью. Вы летите... Летите... Летите... Вы спокойны, расслаблены, умиротворены. Легкость растекается по вашему телу. Вы ощущаете необходимость завершить медитацию. Вы концентрируетесь в точку. Собираете, формируете вокруг точки свое тело. Представляете свое тело. Полный вдох. Открыли глаза. Медленный выдох. В любой художественной форме (танец, песня, рисунок) выразите свои переживания.

Медитация «Земля». Представьте, что вы сидите на земле, на поле, на пашне, в лесу на поляне, на лугу в траве.  Вы дышите спокойно.  Ваше сердце бьется спокойно. Вы ощущаете под собой землю, ее сырость, прохладу, плодородие, свежесть, детородную силу. Земля расстилается под вами, сохраняя в себе тайны прошлого и настоящего, былых цивилизаций, секреты кладов, сокровища царей и бедняков, ценности материи и духа. Вы проникаете своим сознанием в стихию земли. Сравниваете себя и стихию. Осознаете, кто вас кормит и держит на своей поверхности. Вы пытаетесь осознать свою роль на земле, свое предназначение в рамках этой стихии. В вас просыпаются чувства благодарности и любви. Эти чувства заполняют ваше тело, разум, полностью охватывают вас. Вы любите землю как стихию и как планету, как мать всего живого. Вы мысленно тянетесь к земле, сливаетесь с ней, проваливаетесь вглубь, в чернозем, к корню, к истокам всего живого на земле. Вы растворяетесь внутри стихии земли. Вы и земля — едины. Ваши тело и дух растворились в земле. Вы растеклись по огромной планете, превратились в шар, вобрали в себя мощь и силу, движение и гармонию, спокойствие и мудрость. Вы заполняете своим сознанием все пространство земли. Вы спокойны, расслаблены, умиротворены. Легкость растекается по вашему телу. Вы ощущаете необходимость завершить медитацию. Вы концентрируетесь в точку. Собираете, формируете вокруг точки свое тело. Представляете свое тело. Выныриваете на поверхность земли быстро и мгновенно. Вы сидите на земле. Земля — источник силы, кормилица, мать, она держит вас на себе. Вы созерцаете землю под вами, ее движение, дыхание. Полный вдох. Открыли глаза. Медленный выдох. В любой художественной форме (танец, песня, рисунок) выразите свои переживания.

Медитация «Море и камень».  Раннее июльское теплое утро. Полупустынный пляж. Море. С легким шуршанием волны накатывают на берег. Недалеко от берега возвышается большой камень. Со стороны моря камень отвесный, волны разбиваются о его стену. Вы сидите на камне и созерцаете восходящее солнце... Любовь к солнцу и к морю переполняет вас, заполняет собой каждую клеточку вашего тела. Вы чувствуете на коже ласку солнечных лучей и слышите пьянящий запах моря. Легкие прикосновения солнца пронизывают вас насквозь, и шепот морской волны успокаивает вас. Волна манит вас к себе летней прохладой и бархатной свежестью, перекатываясь и искрясь в золоте янтарного Солнца. Изумрудные блики в волнах завораживают взгляд и будоражат воображение. Вы спокойны, спокойны, спокойны. Ваше сердце бьется спокойно, спокойно, спокойно. Время замедляется внутри вас, величественно позволяя управлять им. Все происходит как в замедленном кино: вы медленно встаете и плавным перетекающим движением плывете, как волна по камню, в сторону моря. Отталкиваетесь от камня и летите вперед как в замедленной съемке. Невесомое перетекающее движение вперед продолжается бесконечно, вы летите как птица, в сторону открытого моря, навстречу искрящейся лазоревыми брызгами волне. Море парит вам навстречу, благоухая ароматом трав, йода и пролетающего мимо ветерка. Кончиками пальцев вы уже коснулись воды и медленно с восторгом плывете по морю. Сверкающий подводный лазурно-изумрудный мир принимает вас в свои бодрящие душу и тело объятия и отпускает вас в свободном парении среда хрустальных просторов подводно-солнечной фантазии. Вы медленно поднимаетесь к солнцу из сказочного царственного мира. Вы выныриваете, и воздух приветствует вас своим первым входом в легкие... Вы подплываете к камню и по ступенькам восходите опять на вершину, сохраняя состояние опъяненности морем и первым глотком живительного воздуха. Солнце и воздух принимают вас в себя, лаская горячими лучами и щекочущим касанием ветерка. Полный вдох. Открыли глаза. Медленный выдох. В любой художественной форме (танец, песня, рисунок) выразите свои переживания.

2.4.Динамическая гимнастика

ежедневно после сна можно рекомендовать учащимся выполнять самостоятельно.

 Общеукрепляющая гимнастика

1. «Массаж живота».

Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем и похлопываем ребром ладони с целью улучшения работы кишечника.

2. «Массаж области груди».

Выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая, красивая, хорошая» или любыми приятными для себя словами.

3. «Лебединая шея».

Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, любуемся длинной красивой шеей.

4. «Массаж головы».

Выполняется сидя, ноги раздвинуты на ширину плеч и выпрямлены. Сильным нажатием пальцев прорабатываем активные точки на голове («моем голову). Сгибаем пальцы рук (делаем «грабли»), расчёсываем волосы, затем спиральными движениями ведём от висков к затылку.

5. «Массаж рук».

 «Моем» кисти рук, сильно трём ладошки, надавливая на каждый палец до появления ощущения сильного тепла. Фалангами пальцев одной руки трём по ногтям другой. Такая «стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник. Создаётся ощущение лёгкости и радости внутри организма.

6. «Велосипед».

Сидя на стуле, крутим ногами педали воображаемого велосипедиста со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). Упражнение усиливает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника.

РАЗДЕЛ 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

 

3.1. Физкультурные занятия

Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

 Физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в техникуме, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Рациональное использование времени и повышение двигательной активности на занятиях во многом зависит от правильного выбора способов организации студентов при разучивании, закреплении и совершенствовании основных движений. Целью занятий по физической культуре в настоящее время считают укрепление здоровья детей и организацию здорового образа жизни через владение знаниями о функционировании своего организма и способах его защиты, поэтому интерес к физическому развитию  и совершенствованию собственных двигательных навыков является одним из условий процесса формирования определенного набора потребностей. Проведение физкультурных занятий требует особого внимания со стороны всего персонала, поэтому обязательным условием их проведения является осуществление медико-педагогического контроля. При этом большое значение имеют такие факторы, как: наличие условий для проведения занятий и их соответствие санитарно-гигиеническим требованиям; соответствие одежды и обуви гигиеническим требованиям и условиям погоды; внешние признаки утомления; предупреждение травматизма; соответствие нагрузки здоровью, физическому развитию студентов. Рекомендовано проводить 3-4 раза в неделю.

3.2.Коммуникативные игры 

Рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

 Упражнение 1

Все участники группы садятся по кругу.

Инструкция: «Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, «выбросить» одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать — раз, два, три — и на счет три все одновременно «выбрасывают» пальцы. Какое-то время, достаточное для того чтобы понять, справились ли мы с задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку. Понятно? Давайте начнем».

Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти. В любом случае упражнение дает богатый материал для обсуждения, который может использоваться в ходе тренинга, а также в различных социально-психологических практикумах.

В практикуме по психологии управления и социальной психологии можно обратить внимание на функционирование таких феноменов как общественное мнение, групповое давление, авторитет, групповое настроение.

Упражнение 2

Все участники садятся в круг.

Инструкция: «Я буду показывать вам то или иное количество пальцев. Иногда — на одной руке, иногда — на двух. Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько я покажу (не больше и не меньше). Например, если я поднимаю руку и показываю четыре пальца (поднимает и показывает), то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я опущу руку(и)».

Тренер несколько раз показывает группе то или иное количество пальцев. Вначале лучше показывать 5-7 пальцев, в конце — 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение встать?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состояниях других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблеме принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

Упражнение 3

Участники становятся в круг.

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом во время «распутывания» активного участия в поисках вариантов не принимает. Во время выполнения упражнения в группе достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать, что задача — решаемая, распутаться можно всегда. Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным: в опыте нашей работы оно варьировалось от 3-5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения.

Упражнение 6

Все участники становятся в круг.

Инструкция: «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями)».

Во время выполнения упражнения, в котором тренер участвует вместе с группой, он не называет таких чисел, когда один участник группы может остаться вне молекулы, например, 3 при общей (вместе с тренером) численности 10 человек. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству всех участвующих в упражнении.

Когда упражнение завершено и все заняли свои места, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Можем ли мы приступать к работе?» и т. д.

Упражнение 7

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».

Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.

После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Упражнение 8

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам этот холст Тане (это участница группы, сидящая слева от тренера). Она возьмет ее и нарисует на ней то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала, затем передаст картину дальше».

После того как тренер убедится, что все участники группы поняли, как они будут «рисовать» картину, он «берет» воображаемый холст в раме и говорит: «Я беру холст и рисую на нем линию горизонта», и передает будущую картину участнице, сидящей слева. Тренер внимательно слушает и запоминает, что нарисовал на картине каждый участник. Побывав у каждого, картина возвращается к тренеру, который «берет» картину и говорит: «И вот теперь я держу в руках эту картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал (а) я...» И дальше тренер проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы, называя его имя и обращаясь к нему в этот момент. Например, «...вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я, и море, которое нарисовала ты, Таня, и песчаный берег, который нарисовал ты, Игорь, и костер на берегу, который нарисовал ты, Андрей, и...»

В результате проведения этого упражнения в группе возникает позитивный эмоциональный настрой, создается эмоциональное единство. Иногда чувства, эмоции, образы настолько сильны, что затрудняют переход к более реалистическим, рациональным моментам работы. В этом случае надо дать возможность участникам группы отреагировать их чувства и эмоции, задав им вопрос: «Как вы себя чувствуете?» или: «Может быть, у вас возникли чувства, переживания, идеи, которыми вы хотели бы поделиться с другими?»

Это упражнение дает лучшие результаты, если проводится на 3-4 день работы группы, когда участники уже достаточно хорошо чувствуют друг друга и проявившиеся в ходе работы групповые ценности.

3.3.Занятия из серии «Уроки здоровья»

Могут быть проведены на классном часе в качестве познавательного развития. На которых можно рассказать о здоровом образе жизни и провести анкету «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни». См. приложение 1.

Варианты тем для классных часов:

 Репродуктивное здоровье юноши и девушки.

Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга.

Человек в семье.

Межличностные отношения в группе.

Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья.

Ответственность за распространение инфекционных заболеваний.

Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам.

Диеты, лечебное питание.

Травматизм в местах массового скопления людей.

Употребление ПАВ как ложный путь решения жизненных проблем.

Правовая и личная ответственность за распространение и применение наркотических веществ.

3.4.Самомассаж.

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

 Техника самомассажа отдельных частей тела

 Самомассаж головы и лица. При самомассаже головы ее необходимо

слегка наклонить вперед и вниз. Производят поглаживание, растирание

подушечками пальцев; прямолинейно, кругообразно, начиная от волосистой

части лба до затылка. Поглаживание волосистой части головы выполняется ладонной

поверхностью кисти. Массажные движения идут от лба к затылку и от середины головы к височной области

 Самомассаж шеи и трапециевидной мышцы.

Производится одной или двумя руками с применением поглаживания, растирания, разминания. Поглаживание выполняется двумя руками, при этом ладони кладут на затылок  (или подбородок) и производят поглаживание сверху вниз; при поглаживании

одной рукой, другая поддерживает ее за локоть. Затем осуществляют растирание и разминание подушечками пальцев от затылка к верхним отделам лопаток. Заканчивается массаж поглаживанием. Разминание трапециевидной мышцы производят по очереди правой и левой руками, при этом одна рука поддерживает другую под локоть. Движения идут от сосцевидного отростка к краю трапециевидной мышцы. Заканчивают массаж

поглаживанием.

Самомассаж спины. Выполняется в положении стоя или сидя. Массажные приемы: поглаживание, растирание. Растирание выполняют одной или двумя руками. Движения идут от поясницы вверх. Растирание проводят тыльной поверхностью правой (левой) кисти, взятой в замок с левой (правой); направление массажных движений продольное, поперечное, кругообразное.  Можно проводить растирание кулаками. Заканчивается массаж поглаживанием

Самомассаж верхних конечностей. Руки массируют в положении стоя и сидя. Используют поглаживание, растирание, разминание, потряхивание, встряхивание. Вначале массируют заднюю, а затем переднюю группу мышц. Применяют поглаживание и разминание трехглавой и двуглавой мышц от локтевого сгиба к плечевому суставу .

Массаж кисти и пальцев рук. Пальцы массируют каждый отдельно,

применяя растирание прямолинейное, кольцевое, подушечками всех пальцев;

растирание подушечками пальцев межпальцевых мышц.

3.5.Точечный массаж.

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется обучающимися с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.

1. Точка ин-сян (встреча ароматов, вдыхание запахов) относится к каналу толстой кишки. Расположена в носогубной складке у середины наружного края крыла носа. Это специфическая точка для лечения различных заболеваний носа.

Основные показания — ринит, в том числе аллергический, заложенность, полипы слизистой оболочки, выделения и кровотечения из носа, потеря обоняния, опущение угла рта при параличе лицевого нерва.

2. Точка битун — внеканальная точка, расположена сбоку от переносицы в углублении, соответствующем нижнему краю носовой кости, на линии, проведенной вертикально вверх от верхнего края носогубной складки. Точка проецируется на наружный край границы носовой кости и хряща носа.

Основные показания — аллергический ринит, боли в области лба, франтит, гайморит, фурункулы носа.

3. Точка цуань-чжу (ствол бамбука) относится к каналу мочевого пузыря. Расположена у внутреннего края брови у вертикальной линии, проведенной вверх от внутреннего угла глаза.

Основные показания — головная боль, франтит, невралгия тройничного нерва, близорукость, конъюнктивит, головокружение, бред, галлюцинации, маниакальное состояние.

4. Точка ин-тан — внеканальная точка, расположена на лбу посередине между внутренними краями бровей.

Основные показания — головные боли, ринит, боли с ощущением распирания в области глазного яблока, франтит, невралгия тройничного нерва, головокружение, бессонница, судороги, рвота у детей при высокой температуре, простудные заболевания, а также гипертоническая болезнь.

5. Точка сы-бай (четыре просветления или четвертая белизна) относится к каналу желудка. Находится под нижним краем глазницы на вертикали с центром зрачка смотрящего вперед глаза, проецируется на подглазничное отверстие.

Показания — слезотечение на морозе и ветре, головная боль, головокружение, зубная боль в верхней челюсти, невралгия тройничного нерва, неврит лицевого нерва, тик мышц лица, ринит, гайморит.

РАЗДЕЛ 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОРРЕКЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ.

4.1.Технологии музыкального воздействия

Применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

«Интонирование». Упражнение можно использовать для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма и углубления дыхания, снижения частоты сердечного пульса и повышения чувства благополучия. Интонируют на удобной для них ноте. Звук «м – м – м» снимает стресс и дает возможность полностью расслабиться. Звук «а – а – а» немедленно вызывает расслабление. Звук «и – и – и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3 – 5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма. Звук «о – о – о» - средство мгновенной настройки организма.

Упражнение «Шум моря». Учащиеся слушают звуки моря, а затем я предлагаю им «подышать», как море. Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем вверх руки. А потом выдыхаем «Ш». Выдыхаем долго-долго, втягиваем живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опускаем руки и снова вдыхаем.

Упражнение «Я – дирижер!». Под звучание симфонического оркестра каждый из учащихся дирижирует воображаемым оркестром. Это упражнение увеличивает заинтересованность ребят, способствует процессу восприятия музыкального отрывка и приносит психотерапевтический эффект.

4.2.Арт-терапия.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения.

Техника  «Клякса»

Цель: снижение эмоциональной напряженности, осознание своих чувств, переживаний, управление своими чувствами.

Изображение своего настроения. Педагог предлагает выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент. Кляксы. 1 вариант.  предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса». 2 вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.

Техника «Поделка из пластилина»

Цель: снятие тревожности, агрессивности, управление своим эмоциональным состоянием, в работах пары – для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений.

Первый этап.  даётся инструкция: в течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ своего гнева (обиды, того, что приятно, своего помощника и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить в зависимости от цели: можно предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. В случае, если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге и т.д.

Второй этап. Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что является для них защитой, приносит радость. На этапе обсуждения важно проговорить название их образа и что он несёт людям. Как лепили участники? Как они разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно детям в этих позициях? Какие чувства возникали и какое чувство преобладает при завершенном результате и т.д.? Важно подчёркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку работ.

Техника «Аппликация»

Цель: способствовать снижению  негативизма, зажатости, процессу адаптации в новом пространстве, подарить чувство успешности.

 Сухие листья приносят много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге. Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д.

Техника «Волшебный клубок».

Цель: снизить психоэмоциональное напряжение, агрессивность,

Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Работать можно как индивидуально, так и в паре. 

4.3. Сказкотерапия

Сказкотерапия –психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем клиента. В сказках в символическом виде отражаются основные психологические проблемы людей –  внутренние конфликты. 

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать психолог, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек.

Красная сказка (о любви).

Давным-давно в одном королевстве, что находится в стороне, где рождается Солнце, - жили Король с Королевой.  Каждое утро жители королевства могли видеть, как Солнце выходило на прогулку в золотой колеснице, запряженной четверкой крылатых коней, из ноздрей которых вырывалось пламя.  Все вроде бы было хорошо: народ любил своих Короля и Королеву, да и Король с Королевой берегли своих людей. Да вот несчастье: не было у царственной четы детей. И так это угнетало Королеву, что иногда она не сдерживалась и плакала всю ночь напролет. И вот однажды Солнце проснулось немного раньше обычного и решило не откладывая совершить свою прогулку. Когда солнечная колесница проезжала мимо окон дворца. Солнце заметило, что Королева горько плачет, а Король совсем выбился из сил, пытаясь ее успокоить. Когда Солнце узнало, в чем печаль Королевы, сердце его дрогнуло, и оно сказало:- Послушайте меня! Горю вашему я могу помочь, но взамен вы должны будете выполнить два условия. Вот они: первое - утром в семнадцатый день рождения принцессы (а у вас родится дочь) вы подарите ей лучезарно-красное платье и рубиновое ожерелье, которые я вам дам. Пусть принцесса выйдет встречать меня в этом наряде. Второе условие. В семнадцать лет принцесса встретит свою любовь (это еще один мой подарок ей), и кем бы ни был ее избранник - не препятствуйте их любви! Согласны? Через год родилась в королевской семье девочка, и назвали ее Аврора. Время неумолимо неслось вперед, и вот наступил семнадцатый день рождения принцессы Авроры. Рано утром, перед восходом Солнца, Король и Королева пришли в спальню Принцессы и рассказали о подарках Солнца. Аврора очень обрадовалась, поцеловала родителей и сделала все, как они ей сказали: надела лучезарно-красное платье, которое необыкновенно шло к ее лучезарно-золотым волосам, и рубиновое ожерелье. В таком наряде принцесса выбежала из дворца встретить Солнце и поблагодарить его за подарок необыкновенной красоты.  Но это еще не все: волшебной силы, спрятанной мной в камнях рубинового ожерелья, хватит, чтобы выполнить самое сокровенное твое желание, но только одно. В честь дня рождения принцессы Авроры был устроен бал, на который были приглашены все жители королевства.  Один непослушный лучик солнца спустился на землю в образе юноши. А сделал он это потому, что очень любил принцессу Аврору и  вот в один прекрасный день, возвращаясь с утренней прогулки, принцесса заметила за старым кленом юношу, и ей показалось странным, что она его не знает. Юноше уже глупо было прятаться, и он вышел навстречу принцессе, держа одну руку за спиной. - Кто ты? - спросила Аврора, с любопытством рассматривая юношу. - Меня зовут Эосфорос, - немного нерешительно ответил юноша, - я помогаю королевскому Садовнику ухаживать за садом, принцесса.- Как я могла его раньше не замечать? - подумала Аврора, а вслух спросила с чисто женским любопытством: - Эосфорос, можно узнать, что ты прячешь за спиной?- Розу, - ответил юноша и протянул цветок принцессе. По утрам Аврора по-прежнему выходила встречать Солнце, но теперь уже не одна - она брала с собой Эосфороса. И Солнце расплывалось в теплой улыбке, глядя на эту влюбленную пару. И вот однажды вечером Аврора подарила Эосфоросу рубиновую подвеску с ожерелья, подаренного Солнцем. Подвеска была знаком любви к Эосфоросу. И с этого дня влюбленные решили не скрывать своего чувства. Принцесса Аврора и Эосфорос собрались утром просить благословения у Солнца и Короля с Королевой. Вернувшись во дворец, принцесса рассказала родителям о своем избраннике, о том, как она счастлива, и о том, что завтра утром она и Эосфорос придут просить благословения, чтобы соединить свои жизни. Король был в гневе, но при Авроре не показал этого. Как только принцесса ушла отдыхать, поцеловав родителей перед сном, Король дал волю своему гневу: - Моя дочь!.. Моя прекрасная Аврора! Да этот садовник и мизинца ее не стоит - кто он и кто она?! Этот наглый юноша сбил ее с толку!.. - Король метался по комнате, он даже покраснел от напряжения! Королева пыталась успокоить своего разгневанного супруга и напомнила ему о втором условии Солнца, которое они обещали выполнить: «Не препятствовать любви дочери и ее избранника». - Ты, верно, смеешься надо мной, разве Солнце, Само Солнце, могло подослать мне такого зятька?! - отпарировал Король. И он нанял слуг, что бы они убили садовника. Итак, слуги и Король отправились разыскивать Эосфороса, чтобы сделать свое черное дело, хотя они его считали правым делом. Но кто не ошибается?..А юноша сидел на берегу реки и мирно рассказывал Луне о своей возлюбленной, поистине, эти минуты были бы последними в жизни юноши, если бы не вмешалась Луна. Да и сами посудите, не могла же она допустить, чтобы учинили расправу над любимым лучиком ее брата - Солнца. Она направила свои лучи на юношу: Король и его слуги даже не успели понять, что происходит, как Эосфорос звездой поднялся на небо... Когда проснулась принцесса то побежала сообщить солнцу, что нашла свою любовь, но на небе увидела новую звезду и поняла, что это ее избранник. Принцесса Аврор упала на колени; слезы сами текли из ее глаз. «Неужели я больше никогда не увижу Эосфороса - не смогу к нему прикоснуться... Он ушел... Но почему он не взял меня с собой? Почему?» - думала принцесса, роняя слезинки в траву, которые словно капельки росы блестели на Солнце. Да, Солнце уже все знало и ехало на встречу с принцессой Авророй. - Дитя мое, твой возлюбленный пришел с неба и на небо вернулся! Но тебе не о чем плакать... Сейчас у тебя есть сокровенное желание,- так воспользуйся моим подарком, рубиновым ожерельем, и оно исполнится. - Теплые лучи Солнца согрели принцессу, она перестала плакать, и в небо полетело ее желание:- Я люблю Эосфороса, а он любит меня, и у нас было только одно желание: быть вместе, чтобы никто и ничто не могло нас разлучить, неужели мы так много хотели?! Солнцу больно было смотреть, как страдали его дети, которых оно создало для любви и счастья. И с неба спустилась лестница с золотыми ступеньками, по которым принцесса легко, словно птица, поднялась на небо, протягивая руки к лучам утренней звезды. И чем ближе она была к звезде, тем отчетливее видела образ своего любимого...И стала зарей. Все это происходило в считанные минуты, и когда Король понял, что теряет свою дочь, он попытался ее остановить. Он звал принцессу по имени, но она его уже не слышала, - она шла по небу навстречу своему желанию. И вскоре ее не было видно с Земли, виден был лишь шлейф ее лучезарно-красного платья. О том, как на небе появились утренняя звезда Эосфорос - предвестник зари и принцесса Аврора - сама заря, вам расскажет любой житель королевства, которое находится в стороне, где рождается Солнце.

 Желтая сказка (о проблеме одиночества и поиске себя).

Стоял чудесный летний день. Солнечные лучи нежно ласкали землю своим теплом, заливая ее прозрачно-желтым светом. По дороге, в направлении моря, шел человек. Все его одеяние составлял балахон грязно-желтого цвета, подвязанный веревкой, сплетенной из древесной коры. Люди сторонились Странника, потому что не могли выдержать его взгляда: они смотрели ему в глаза и не находили в них ничего человеческого, за что можно было бы зацепиться. Необычность чаще всего пугает людей, поэтому Странник был одинок, и чем больше он погружался в одиночество, тем прозрачнее становились его глаза - так, что он сам терялся за ними. Единственной спутницей Странника была его тень. И от этого весь облик Странника был словно соткан из нитей печали. Этим он сильно отличался от людей, которые совсем его не понимали, - и со временем Странник перестал разговаривать с людьми: он полагал, что людям язык музыки будет понятен больше. чем язык слов. Странник делился своими мыслями, озвучивая их через любой музыкальный инструмент, к которому он прикасался, - здесь его талант не знал границ... Но люди все равно не понимали его: они просто слушали красивую музыку и думали о своем. И вновь Странник пускался в дорогу со своей неизменной попутчицей - тенью. Она словно преследовала Странника. Иногда ему казалось, что это она виновата в том, что жизнь легла на его плечи тяжким грузом непонимания и неприкаянности...Странник так долго был в пути, что уже не помнил, где его Родина. Он совсем отчаялся найти себе приют на Земле. Отчаяние влечет за собой физическую усталость. Странник снова доверился дороге, и однажды она привела его на окраину одного из многочисленных городов. Странник повстречал там Старца-отшельника. Старец знал много лекарственных трав и заклинаний, и он тоже был одинок. Люди считали Старца колдуном и избегали с ним встреч; правда, если кто-то из людей встречался с болезнью, они выбирали из двух зол, - меньшее и спешили к Старцу за помощью на окраину города. А Старец никому не отказывал, потому что он, как и его предки, нашел свой талант во врачевании по законам Природы. Это и было его назначением на Земле. Но даже Старец-отшельник не смог подобрать заклинание, чтобы исцелить Странника от печали. Он сказал Страннику так

- Ты видел много разных стран и городов, но нигде не смог найти себе пристанища; ты встречал много разных людей, но нигде не смог встретить себя... Твоя печаль в том, что ты потерял себя, ты забыл, зачем пришел на эту землю. Слушай же меня, Странник, и старательно запоминай каждое мое слово. Давным-давно, еще от моего прадеда, я слышал сказ о Колокольной горе. Думаю, твоя душа не случайно выбрала путь к морю, так как гора эта стоит как раз на берегу моря. Сложена эта гора из чистого желтого песка, отливающего золотом. Странник направился к морю по самой короткой дороге, какую указал Старец-отшельник, и опять его единственной попутчицей была его тень.. Вот вдалеке уже заблестела кромка моря. Чем ближе Странник приближался к ней, тем сильнее билось его сердце в ожидании чего-то светлого... Он наблюдал, лежа на берегу, как поднимается Солнце прямо из-за Колокольной горы, - как вдруг... вся округа загудела от звона колоколов подземного монастыря. Странник как зачарованный приблизился к горе и приложил к ней раскрытые ладони... Яркий свет вспыхнул в сознании Странника... он увидел нескольких монахов в балахонах чисто-желтого цвета. - Мы давно ждем тебя, брат Берилл. Ты долго странствовал: посетил все страны, видел все города, разговаривал с разными людьми, и тебе есть что рассказать... Теперь ты вернулся домой, - печаль покинет твое сердце и уступит место свету радости; твои плечи расправятся, сбросив с себя груз непонимания и неприкаянности, который они несли всю дорогу домой. Монах посмотрел на Странника своими прозрачными глазами, в которых блуждал золотой огонек Знания. Под этим взглядом Странник вспомнил, что его зовут брат Берилл, что монастырь, залитый желтым цветом, - его дом. Он вспомнил всю свою жизнь до странствования; вспомнил всех братьев-монахов и... орган...- Мой орган... Я помню его золотые трубы, я помню его светло-желтое звучание и резные клавиши.- Да, - отозвался монах, - с тех пор как ты, брат мой, отправился в странствие, орган безмолвствует. Он ждал твоего возвращения, как и все мы. Ты - один из нас, и мы гордимся этим! Странник больше не ощущал одиночества, и шепот слетал с его губ, словно птица: - Я дома. Я встретил себя...

Сказка  про маленькое облако  (о трудности в общении со сверстниками и чувстве неполноценности, ощущение себя “белой вороной”).

Далеко-далеко, за морями и горами, в царстве Неба (по соседству с Солнцем и Луной) жил маленькое Облачко, которого звали Пуфик. Он был очень веселым и беззаботным. Пуфик любил гулять по небу вместе со своей доброй и мягкой мамой – Кучевой Тучкой и сильным большим папой Громом, которые его очень любили. Часто втроем они катались по всему небу и любовались сказочной природой. Однажды Пуфик полетел гулять без родителей. Ему было весело и радостно смотреть сверху вниз на таких же маленьких детей, как он сам. Они смеялись и радовались хорошей солнечной погоде. Но неожиданно Пуфику стало грустно. Ему захотелось вместе с ними беззаботно радоваться солнышку, ловить солнечных зайчиков, бегать и играть в прятки. И он решил подойти, чтобы познакомиться с ними.

- Здравствуйте, меня зовут Пуфик, я живу на небе. Давайте играть вместе. Мне хотелось бы с вами дружить.

- А что ты можешь? – спросили дети.

- Я не знаю,- растерянно произнесло Облачко.

- Ты можешь играть в салки? – спросили дети.

- Нет, не могу,- ответило Облачко.

- А в мячик?

- В мячик? – переспросило Облачко.- Ой, тоже не могу, у меня нет рук, как у вас.

- А во что же ты будешь с нами играть? – недоуменно спросили дети.- Ты же ни во что не умеешь играть. Нет,- сказали дети,- мы не будем с тобой дружить. Ты нехороший, ты загораживаешь нам солнце. Ты не такой, как мы, и не сможешь с нами играть. Уходи, мы не будем с тобой дружить,- еще раз повторили дети.

И Облачко улетело. Ему было очень плохо. Оно чувствовало себя никому не нужным и покинутым.

- Меня никто не любит,- сквозь слезы всхлипывало оно.- Со мной никто не хочет играть, я ничего не умею. Почему я не такой, как эти дети?

Ему захотелось улететь далеко-далеко, чтобы его никто не видел.

- Если меня никто не любит, тогда зачем я здесь нужен, зачем мне жить,- думал маленький Пуфик.

- И родители меня, наверное, тоже не любят, они меня просто жалеют, потому что я ничего не умею, у меня ничего не получается.

Так облачко долго плыло по небу, пока не прилетело в пустыню, где ему настолько стало горько, что оно расплакалось еще сильнее, и его маленькие слезинки, горько падая на землю, образовали красивое синее озеро. А облачко все плакало и плакало, пока не услышало голоса животных и птиц, растений и деревьев. Эти голоса, доносившиеся с земли, благодарили его за то, что оно утолило их жажду и наполнило их новой жизнью.

И в этот момент маленькое беспомощное облачко с красивым и нежным именем Пуфик поняло, что оно тоже что-то умеет, что-то значит в этой жизни и может дарить радость окружающим. А главное – оно поняло, что любит все, что его окружает, и почувствовало, что и он кому-то очень нужен, его любят, ждут, на него надеются.

От всего этого ему вдруг стало очень весело и легко. Все звери и птицы стали восхвалять маленькое Облачко:

- Да здравствует Облачко! – кричали они. -Ты самое лучшее Облачко на свете! Ты такое красивое, легкое и пушистое, мы тебя очень любим и хотим, чтобы ты стало нашим другом!

Пуфик был счастлив! Он вновь полетел на свою полянку, где резвились дети, которые его так обидели. Но он на них уже не обижался, так как многое понял. Светило солнышко, было очень жарко и всем хотелось летней прохлады. Тогда Пуфик решил порадовать всех и пролил на землю летний ласковый дождик. Дети в восторге запрыгали по лужам и протянули ручки к Небу. И тут они увидели на Небе то самое маленькое Облачко, которое доставило им такую радость.

- Милое Облачко,- закричали они.- Не уходи, давай поиграем с тобой в прятки. Давай мы будем с тобой дружить!’

Для маленького Пуфика это было самой большой наградой за его труды. Он понял, что надо только постараться – и тогда обязательно найдешь много хороших друзей.

Светило солнышко, была прекрасная погода, по Небу весело плыло маленькое белое пушистое облачко, а внизу по травке бежали дети, пытаясь догнать своего нового друга. Они долго кружили в хороводе и пели Пуфику свои любимые песни.

 Обсуждение:

Почему Пуфик думал, что его никто не любит?

От чего стало Пуфику весело и легко? Что он понял?

С тобой когда-нибудь происходило что-нибудь похожее?

Сказка о счастливой звезде (о сохранение своей индивидуальности в любовных отношениях ).

 Там высоко на необъятном небе живут своею насыщенной эмоциями жизнью звезды. Все они очень разные и неповторимые - бывают и внушительные гиганты, а бывают совсем маленькие карлики, как и везде, есть звезды-мамы и звезды-папы, а есть и звезды-дети. Живут они своей счастливой жизнью - растут и постоянно увеличивают свое небесное сияние, чтобы освещать других, а другие в ответ освещали их. Иногда они встречаются и звезды уже складываются в удивительные по красоте созвездия, иногда разбегаются в разные стороны, потом снова показываются на небе вместе, а когда их продолжительный звездный путь подходит к завершению, угасают.
 Среди других звезд росла и еще одна яркая особенная Звездочка. Очень многим звездам-юношам она нравилась и они часто заглядывались на нее, но, к сожалению, признаться в этом и предложить сложиться в созвездие так пока и не решались. И плыла наша яркая, молодая, сияющая, свободная и немного грустная Звезда по небу одна. Но вот однажды на пути этой Звезды появилась целая Комета. Она мчалась навстречу, и хвост шлейфом тянулся за ней, рассыпаясь вихрями необыкновенных огненных брызг. Звезда увидела, что это самодостаточное небесное тело - симпатичный молодой человек. Они жадно всматривались друг дружке в глаза ощущая сильную взаимную симпатию и улыбались как будто были знакомые всю жизнь. Ощутив сильное эмоциональное притяжение они тут же вместе осознали, что не должны больше никогда расставаться. И неважно, что Звезде было очень тяжело двигаться за быстрым движением Кометы - она все равно вплеталась в светящийся шлейф и мчалась по небу, чувствуя себя самой счастливой во всей вселенной. Бывало, что Комета улетала по важным делам, а Звезда в это время ждала своего спутника терпеливо и предано. Тем временем, подружки нашей Звезды стали замечать, что свет у нее стал не таким ярким как раньше. Это происходило из-за того, что слишком уж она часто летала в огненном хвосте любимого, и ее солнечные искры растворялись в жарком пламени его шлейфа.  Проходило время и случалось, что Комета все больше покидала нашу Звезду, оставляя ее совсем одну. Всё продолжительнее и неприятнее становились эти разлуки, а встречи наоборот - все короче. Звезде становилось очень грустно от этого. И когда-то ее ослепительный свет сейчас почти совсем погас. А в одну неблагоприятную ночь Комета не вернулась к нашей Звезде совсем. От этого ей стало еще во много раз хуже и она впервые заплакала, заплакала холодными небесными слезами одиночества и обиды, роняя их на несущиеся по небесной глади облака, а те в свою очередь от этого засветились непонятным облачным светом. И совсем неожиданно каждое маленькое и большое облачко синхронно заиграло перламутровыми таинственными красками, а через несколько секунд все вокруг и вовсе осветилось нежным и теплым светом. Звезда от неожиданности подняла свои заплаканные, но все такие же прекрасные глаза и увидела, как к ней движется красивый молодой Месяц. Он тихо и очень крепко обнял нашу Звезду, вытер с ее ласкового лица последние слезинки, заставил улыбнуться и позвал ее с собой в незабываемое межгалактическое путешествие. После этого они никогда не разлучались, даже на минутку. Так и плывут они вместе крепко держа друг друга за руки и радуя всех тех, кто им встречается на пути, необыкновенными по своей красоте цветовыми переливами и счастливыми улыбками влюбленных.

4.4.Технологии воздействия цветом

Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой студента.

 Ярко-красный цвет увеличивает частоту пульса, дыхания, артериальное давление и в целом действует возбуждающе, заряжает энергией, оказывает оживляющее действие и разогревает. Он укрепляет сердце и систему кровообращения. Оранжевый цвет вызывает чувство радости и благополучия, пробуждает радость жизни и веселье,  заряжает энергией, активирует деятельность мозга, способствует концентрации внимания, повышает творческую активность, располагает к установлению диалога. Желтый самый оптимистичный цвет, он создает веселое, приподнятое настроение. Улучшает настроение, положительно влияет на нервную систему. Зеленый действует освежающе, успокаивающе. Оказывает мощный антистрессовый эффект, так как успокаивает нервы, устраняет состояние переутомления, усталости. Он успокаивает и располагает людей ко взаимному доверию. Голубой цвет вызывает ощущение прохлады и успокаивает, причём в большей степени, чем зелёный. Синий - означает спокойствие, равновесие, умиротворение и невозмутимость. Сиреневый  цвет оказывает расслабляющее воздействие на психику. Фиолетовые тона способствуют лучшей концентрации внимания, заметно снижают психическое напряжение.

4.5.Психогимнастика

Психогимнастика– это упражнения направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики студента, снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Весёлая пчёлка».

Вдох глубокий и свободный. На вдохе произносится звук «з-з-з». Представляем, что пчёлка села на нос, на руку или на ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.

Упражнение «Мне грустно».

Вспомните какой-нибудь печальный случай из своей жизни, из-за которого вам хочется заплакать. Поднимем голову, сдвинем брови, опустим уголки губ, всхлипнем – короткие, резкие вдохи(3-5 минут). За счёт этого происходит насыщение крови кислородом.

Упражнение «Холодно – жарко».

«Подул холодный ветер» - съёжились в комочек, «Выглянуло летнее солнышко – расслабились, обмахнулись («смена времён года» проводится 2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

Упражнение «Снежинка».  закройте глаза.  Педагог говорит:

  Представьте себе, что с неба падают снежинки. А теперь снежинка:

 легла на правую щеку – надуйте ее;

 легла на левую щеку – надуйте ее;

 легла на носик – наморщите нос;

 легла на лоб – пошевелите бровями;

 легла на веки – поморгайте глазами и откройте их.                              

Снегопад закончился.

Упражнение «Лимон».

Педагог предлагает представить, что в правой руке лимон, из которого нужно выжать сок. Как можно сильнее сжимайте правую руку в кулачок, затем расслабляйте ее.

Аналогичное упражнение выполняется левой рукой.

Упражнение «Силач».

Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног.

Вы держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще. Обучающиеся широко расставляют ноги и напрягают их. Нагибаются вперед, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз, и расслабляют мышцы.

Упражнение «Слушай хлопки»

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на 1 ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка студенты  возобновляют ходьбу.

Упражнение «Таяние снеговика»

 Изображают тающего снеговика. Выразительные движения: сначала становится прямо, руки на поясе; затем расслабляем все мышцы, голову наклоняем в сторону, руки опускаем. Спину расслабляем; потом ноги сгибаем в коленях. Садимся на ковер, медленно  опускаясь вниз всем телом.

 Упражнение «Сосредоточенность»

Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага.

Выразительные движения: левая рука упирается локтем о стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигает по воображаемой карте.

Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.

Библиографический список:

  1. Александров В.И. с соавтСловарь-справочинк физкультурно-спортивных терминов и понятий. Новосибирск. 1999.
  2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
  3. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.
  5. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2005.
  6. Декер-Фойгт Г.-Т. Введение в музыкотерапию./ пер. с нем. СПб.: Питер, 2003.
  7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству: (теория и практика сказкотерапии): книга для заботливых родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов / ред. Г. А.Седова.- СПб.: Златоуст, 1998.
  8. Ильющенков В. В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование. СПб, 1993.
  9. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.
  10. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.
  11. Котышева Е.Н. Музыкальнаяпсихокоррекция детей с ограниченными возможностями. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
  12. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: каталог. СПб., 1993
  13. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001.
  14. Методическое пособие “Школы йоги”. (Разработ. под руков. Л.М. Беленицкого.) Харьков. 1993г. В 2-х частях.
  15. Огненко, Н. Волшебная сила сказки: осуществление мечты и полцарства в придачу / Н. Огненко; худож. Н. Шелегина.- СПб.: Речь, 2008.
  16. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Н.К.Смирнов. - М, 2003.
  17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие. - М.: Академия. 2001.
  18. Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход – основа здоровьесберегающей технологии / Ярославский педагогический вестник. – 2002. - №4.
  19. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.; Ставрополь, 2001.
  20. Уварова О.В. Нефедова Е.А. Физкультурные минутки: материал для проведения физкультурных пауз.-М.,2005
  21. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2002.

Приложение №1.

Анкета «Отношение обучающихся  к ценности здоровья и здорового образа жизни».

1. Представь, что вы приехали в летний лагерь. Твоя подруга(или друг), которая приехала вместе с тобой, забыла дома сумку с вещами и просит тебя помочь ей. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшей подругой(другом):

  1. мыло, зубная паста
  2. зубная щётка, шампунь
  3. полотенце для рук, тапочки
  4. мочалка, полотенце для тела
  5. нижнее белье, кофта

2. На дверях столовой вывесили два варианта расписания приёма пищи: одно правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание.

  1. завтрак – 9.00 завтрак – 8.00
  2. Обед - 15.00 обед - 13.00
  3. Полдник – 18.00 полдник – 16.00
  4. Ужин – 21.00 ужин – 19.00

3. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав?

Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.

Вера: зубы чистят утром и вечером.

Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

4.Отметь, в каких случаях ты посоветуешь вымыть руки своим друзьям:

  1. перед чтением книги, перед едой,
  2. перед посещением туалета, перед тем как идёшь гулять,
  3. после посещения туалета, после игры в баскетбол,
  4. после того как заправил постель, после игры с кошкой и собакой.

5. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?

  1. каждый день,
  2. два – три раза в неделю,
  3. один раз в неделю.

6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

  1. положить палец в рот,
  2. подставить палец под кран с холодной водой,
  3. помазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой,
  4. помазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой.

7. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери четыре из них.

  1. иметь много денег, иметь интересных друзей,
  2. много знать и уметь, быть красивым и привлекательным,
  3. быть здоровым, иметь любимую работу,
  4. быть самостоятельным (решать, что делать и обеспечивать себя),
  5. жить в счастливой семье.

8. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Из приведённого перечня условий выбери четыре наиболее важных для тебя:

  1. - регулярные занятия спортом, - хороший отдых
  2. - возможность лечиться у хорошего врача,
  3. - знания о том, как заботиться о своём здоровье,
  4. - хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т. п.),
  5. - деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать и т. д.,
  6. - ежедневное выполнение правил здорового образа жизни.

9. Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня? Отметь цифрами «1» - ежедневно; «2» - несколько раз в неделю; «3» - очень редко или никогда.

утренняя зарядка,

  1. пробежка,
  2. прогулка на свежем воздухе,
  3. завтрак,
  4. сон не менее 8 часов,
  5. обед,
  6. занятия спортом,
  7. ужин,
  8. душ, ванна.

Тест Л.Ф. Тихомировой «Уровень направленности урока на здоровьесбережение».

Инструкция: дать оценку урока по следующим позициям:

  1. Учет степени трудности предмета при составлении расписания.

Да

1

Нет

0

2. Режим проветривания соблюден

Да

1

Нет

0

3. Температурный режим соблюден

Да

1

Нет

0

4. Продолжительность урока соответствует возрасту.

Да

1

Нет

0

5. Физкультпаузы

Есть

1

Нет

0

6. Стиль общения

Авторитарный

0

Либеральный

0

Демократичный

1

7. Психотравмирующие ситуации на уроке

Есть

1

Нет

0

8. Позиция учителя

Взрослый

0

Родитель

0

Ребёнок

1

9. Работоспособность учащихся

Отсутствие усталости

1

Отмечена усталость

0

10. Положительный эмоциональный настрой

Да

1

Нет

0

Оценка результатов:

7-10 баллов – урок способствует сохранению здоровья;

5-6 баллов - средний уровень направленности урока на здоровьесбережение;

0-4балла - урок негативно влияет на здоровье учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родительского собрания на тему:«Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии.

Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. ...

Тема: «Здоровье сберегающие технологии в системе работы классного руководителя со студентами группы»

Тема: «Здоровье сберегающие технологии в системе работы классного руководителя со студентами группы»...

Здоровье сберегающие технологии

Здоровье-сберегающие технологиина занятиях в группе продленного дня....

Конспект НОД Познавательное занятие «Кто такие микробы?» с использованием Здоровье сберегающей технологией в подготовительной группе.

Конспект НОД Познавательное занятие «Кто такие микробы?» с использованиемЗдоровье сберегающей технологией в подготовительной группе. Познавательное занятие «Кто такие микробы?» в подготовительной...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по ОДП.п.13 Информатика на тему: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 2010» с применением элементов здоровье сберегающей технологии

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей информационных дисциплин. Она поможет в организации открытого урока по теме: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 201...

Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка.

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физичес...