Мастер-класс "Неповторимый мир Шумана"
учебно-методический материал по теме

Левандовская Алла Закировна

. В данном мастер-классе будет продемонстрирована интегрированная форма занятия. В нем будут совмещены три составляющие программного курса: беседы о музыке,  исполнительское мастерство и концертная  деятельность. Использование межпредметных связей, позволило  соединить музыкальное исполнение с историей создания произведений.  Исполнение «Детских сцен»  для меня более убедительным было в интерпретации латышского исполнителя Валдиса Янциса. Этот исполнитель подчеркивает серьезность и глубокий лиризм этого цикла, тем самым выражая замысел самого Шумана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ ДОД «Любанская ДШИ»

Мастер – класс  

Левандовской Аллы Закировны

 «Неповторимый мир Роберта Шумана».

С видеозаписью  музыкального исполнения  «Детских сцен» с комментариями.

г. Любань

2011 г

Структура

Часть 1. Вступительная

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи

Часть 2. Лекционная

  1.  «Роберт Шуман- поэт – романтик фортепиано XIX века»
  2. Особенности фортепианного стиля Р.Шумана.
  3. Фортепианный цикл Р. Шумана «Детские сцены»

Часть 3. Концертная

  1. Музыкальное исполнение пьес фортепианного цикла с комментариями к исполнению цикла «Детские сцены». (Видеозапись прилагается.)
  2. Отзыв Клары Вик на фортепианный цикл «Детские сцены»

Часть 4. Домашнее задание

  1. Задание № 1
  2. Задание № 2

Заключительное слово учителя

  • Материально-техническое оснащение
  • Методико-дидактическое оснащение

Часть 1. Вступительная.

  1. Пояснительная записка

 Я решила отойти от традиционной формы урока. В данном мастер-классе будет продемонстрирована интегрированная форма занятия. В нем будут совмещены три составляющие программного курса: беседы о музыке,  исполнительское мастерство и концертная  деятельность. Использование межпредметных связей, позволило  соединить музыкальное исполнение с историей создания произведений.  Исполнение «Детских сцен»  для меня более убедительным было в интерпретации латышского исполнителя Валдиса Янциса. Этот исполнитель подчеркивает серьезность и глубокий лиризм этого цикла, тем самым выражая замысел самого Шумана.

Цели и задачи.

Сегодня я проведу мастер-класс по фортепианному циклу Р.Шумана «Детские сцены». Именно в шумановский период особенности романтизма - его вокальная контилена, речевая интонация, экспрессивная красочная гармония, яркая тембровая палитра звучания, безграничные технические возможности сделали фортепиано ведущим инструментом.

 Цель  вызвать у учащихся  фортепианного отдела

  • неугасающий интерес к занятиям музыкой
  • дать эмоциональную зарядку к их дальнейшей работе
  • обогатить их исполнительские знания,
  • развить воображение у учащихся,
  • повысить активность их эмоциональной сферы.

Задачи

  • ознакомить с фортепианным циклом «Детские сцены» Р. Шумана,
  • раскрыть характер каждой из 13 пьес цикла,
  • показать особенности фортепианного стиля в цикле,
  • раскрыть программность цикла
  • раскрыть технические сложности исполнения
  • ознакомить с гармонией шумановского романтизма
  • раскрыть роль педализации романтических  пьес
  • изобразительностью музыкального языка раскрыть внутренний мир ребенка глазами взрослого.

Часть 2. Лекционная.

  1.  «Роберт Шуман- поэт – романтик фортепиано XIX века».

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 г.  Он был пятым ребенком в семье. Это тонкий музыкант-психолог, с удивительной поэзией, воплотивший сложный, противоречивый мир человека. Это поэт- романтик фортепиано 19 века.

Многим своим произведениям Р. Шуман давал программные названия, которые были призваны возбудить фантазию слушателя и исполнителя. Ему удаются коротенькие небольшие музыкальные пьесы, в которых подобно запаху цветов, проносится какое-то чудное настроение души.

  1. Особенности фортепианного стиля Роберта Шумана.

Главная особенность фортепианного стиля Шумана – это полифоничность. Хотя в его пьесах не найти ни гамм, ни пассажей, ни игры двойными нотами. Пьесы ставят перед исполнителем сложные технические задачи, решить которые можно лишь понимая и претворяя образное содержание музыки. «Пальцы должны выполнять то, чего хочет голова, но не наоборот. Музыка должна быть не только в «пальцах», но и в «голове» и в «сердце».

  1. Фортепианный цикл Р. Шумана «Детские сцены».

  «Детские сцены» были рождены Р. Шуманом в годы, наполненные драматической борьбой за право соединить свою жизнь с возлюбленной- известной пианисткой Кларой Вик. Отец Клары Вик яростно противился браку. На протяжении нескольких лет возлюбленные лишены были возможности  видеться ,и вели тайную переписку. Знакомство Шумана с его будущей женой произошло, когда той шел 9- й год. Роберту тогда было 19. Шуман не истощимый на выдумки, развлекал маленькую Клару шарадой и сказками. Позднее беззаботная атмосфера детства вспоминается Шуманом как волшебный сон. Окрыленный этими воспоминаниями в марте 1838 года (Шуману 28 лет) он объединил 13 маленьких забавных пьес и назвал их «Детские сцены».

В 13 пьесах цикла звучат образы детства. Шуман с теплым юмором смотрит глазами взрослого на мир детей.

Часть 3. Концертная.

  1. Музыкальное исполнение пьес фортепианного цикла с комментариями к исполнению цикла «Детские сцены». (Видеозапись прилагается.)

Преподаватель играет пьесы и комментирует их

№ 1 «О чужих краях и людях»: Мечтательная пьеска о невиданном большом мире. Мелодия плывет на триолях в среднем голосе.

№ 2 «Странная история»: Мелодия настойчивая, упрямая с акцентом из-за такта на третью долю. Размер ¾. Мелодия как бы все время спрашивает, удивляясь неразрешимой ситуации.

№ 3 «Игра в жмурки» : Живая, ощущение запыхавшихся бегающих детей. С акцентами, как будто кто-то кого-то «застукал» т.е поймал.

№4 «Просящий ребенок»: Ползущая мелодия с повторам на пиано создает ощущение просьбы, как будто ребенок «клянчит». В конце вопрос повисает на фермате.

№ 5 «Полное счастье». Звучит радостно , взахлеб. На мелодию правой руки накладывается мелодия левой.

№ 6. «Важное событие»:  Темп шага, напыщенна, надута, акцентированные аккорды в двух руках.

№ 7 «Грезы». Явно песенное начало. Эта мелодия звучит у вечного огня. Берёт за душу.

№ 8 «У камина». Ощущение потрескивания дров. Беспрерывность огня создают синкопы в среднем голосе. У этой пьески  бодрящее настроение.

№9 «Верхом на палочке». Настоящая скачка верхом на лошадке. Галоп. Напористость и скорость.

№ 10 «Не слишком ли серьёзно?». Философская пьеска пытливого ума ребенка. Необычный ритм и сложное переплетение партии обеих рук.

№ 11 « Пуганье».Чередующие эпизоды в умеренном темпе и очень быстром создает впечатление азарта и увлеченности игрой.

№ 12 «Засыпающий ребенок». Можно подставить слова: «Спи мой хороший, спи мой пригожий…Пусть приснятся горы и долы..»

№  13 «Говорит поэт». Звучат речитативы, ощущение декламации, как будто звучит  вывод, т. е.заключение  всему услышанному.

  1. Отзыв Клары Вик на фортепианный цикл «Детские сцены».

Клара Вик :« Не правда ли , они принадлежат лишь нам двоим, они бесхитростны, ласковы, они совсем такие как ты сам. Мой восторг растет с каждым новым проигрыванием. Как много всего заложено в твоих звуках, и как я понимаю каждую твою мысль, я хотела бы утонуть в тебе и твоей музыке. Вся твоя душа раскрывается в этих сценах, в этой трогательной простоте».

Впечатления Клары Вик от проигрывания  пьес:

 № 1 «О чужих краях и людях»: «С самого начала была моей самой  любимой».

№ 2 «Странная история»: « Ее я тоже очень люблю ».

№ 3 «Игра в жмурки» : « Игра изображена очень просто, исключительно остроумно».

№4 «Просящий ребенок»: « так и видишь, как ребенок просит, умоляет , сложив на груди ручки»

№ 5 «Полное счастье»: «Вызвало во мне ощущение полного покоя, а переход в Фа мажор такой возвышенный, ты наверно чувствовал, как возносишься на вершину счастья».

№ 6. «Важное событие»: «Я играю с удовольствием, «Веско», вторая половина пьесы превосходна»

№ 7 «Грезы»: « Я словно вижу тебя, сидящего за фортепиано, это как прекрасный сон».

№ 8 «У камина»: « Это наш немецкий камин. Возле французского никогда не бывает так уютно».

№ 11 « Пуганье»: « Ты мастер этого дела. Несколько лет назад ты все время подшучивал надо мной, когда рассказывал мне о двойниках, или заявлял, что принес с собой пистолет. Я часто смеялась, но была единственной, кто всему этому верил. Ах ты, врун! Изволь в будущем мня не пугать, в особенности по вечерам, когда мы будем сидеть с тобой бок о бок».

№  13 «Говорит поэт»: « Неужели Поэт, который говорит в них, будет моим - не слишком ли это великое счастье».

Часть 4 .Домашнее задание.

  1. Задание. Этот цикл входит в репертуар многих крупнейших музыкантов: Альфреда Корто, Владимира Горовица, Святослава Рихтера. Предлагаю послушать дома пьесы в  исполнении  Альфреда Корто.Аудиозапись раздается каждому учащемуся. (Аудиозапись прилагается.)
  2. Задание. Более доступными  для детей цикл «Детские сцены» Р. Шумана становятся благодаря четырехручному переложению цикла для ансамблевого исполнения.  Пусть наши дети – приобщаются к чистым радостям совместного домашнего музицирования, постигая чудесный мир  шумановской  музыки. Задание: прочитать с листа в ансамблевом исполнении «Верхом на лошадке»-  ( партии распределяются в классе) .(Ноты раздаются каждому ученику с прописанной партией.)

Заключительное слово учителя.

Слушать и слушать - и испытывать потребность в этом. Здесь начало всех вопросов, которые ставит перед вами музыка. Здесь начало всех ответов на все вопросы о романтизме Шумана.

  • Материально-техническое оснащение
  1. Фортепиано;
  2. Портрет Р. Шумана;
  3. DVD диск с записью «Детских сцен» в  исполнении  Альфреда Корто;
  4. Парты и стулья в нужном количестве;

  • Методико-дидактическое оснащение
  1.  «Детские сцены» Р. Шуман / Легкие пьесы для фортепиано/ Государственное музыкальное издательство., Москва-Ленинград 1947 г.
  2. «Детские сцены» Р. Шуман./Фортепианные ансамбли/.
  3. DVD диск с записью «Детских сцен» в  исполнении  Альфреда Корто;
  4. А.В.Амброс «Роберт Шуман. Жизнь и творчество»
  5. В. Конен. «История зарубежной музыки», вып. № 3
  6. «Творческие портреты композиторов»/ Популярный справочник
  7. «Неповторимый мир Шумана»// Музыкальная жизнь, 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий портрет Роберта Шумана

Презентация "Творческий портрет Роберта Шумана" в формате PDF. В приложении - Р. Шуман.  Грезы (Traumerei)  (фрагмент) из цикла "Детские сцены" (хор г. Волгограда)...

Методическая разработка «Разработка профилактических мероприятий по защите от неблагоприятного воздействия шума»

Методическая разработкаУчебного занятияПо теме: «Разработка профилактических мероприятий по защите от неблагоприятного воздействия шума.»...

Влияние шума на организм человека

Данная презентация используется при изучении темы "Защита от шума и вибрации. На уроке мы знакомимся: источники шумка, уровни шума в разных условиях, влияние шума на организм человека, профилакти...

Сонатная форма на примере сонаты ор. 22 g-moll Роберта Шумана

Жанр сонаты — один из интереснейших и сложных явлений в истории музыки, который находится в развитии, несмотря на весьма долгое существование, и каждый композитор, стиль, эпоха, — раскрыва...

Фортепианное творчество Роберта Шумана

Расцвет фортепианной музыки в творчестве Роберта Шумана происходит в период с 1830 по 1840 годы. Это период «Sturm und Drang» в жизни и творчестве Шумана, в котором напряженность эмоционал...

Интерпретация вокальной лирики Шумана

Понятие музыкальной интерпретации включает в себя целую палитру различных граней. Интерпретация может касаться как акустического, так и знакового текста, и, соответственно являться частью музыкальной ...

Физиологические и патологические дыхательные шумы

Физиологические и патологические дыхательные шумы...