Фортепианное творчество Роберта Шумана
статья

Хайруллина Гузель Радиковна

Расцвет фортепианной музыки в творчестве Роберта Шумана происходит в период с 1830 по 1840 годы. Это период «Sturm und Drang» в жизни и творчестве Шумана, в котором напряженность эмоциональной жизни, связанная с утверждением пути композитора в искусстве, и любовь к Кларе Вик, нашли выражение в сочинениях для фортепиано. В эти годы Шуман создает свой романтический фортепианный стиль, яркими примерам которого стали «Карнавал», «Симфонические этюды», Сонаты, «Крейслериана», Фантазия C-dur, «Танцы Давидсбюндлеров», Новеллетты, «Фантастические пьесы», «Детские сцены», «Ночные пьесы».

Шуман вошёл в историю музыки как один из смелых новаторов. Поиски новых средств в фортепианном творчестве композитора с одной стороны были направлены на более тонкое ощущение фортепиано, с другой — на расширение возможностей фортепиано, приближение его к оркестру. В своем творчестве композитор, так же как и его предшественники, обращался к народно-бытовому искусству и наследию классиков, однако стиль его произведений резко отличается лирико-психологическими и «новеллистическими» чертами. Еще одна особенность шумановских произведений — отсутствие в них манеры «блестящего» виртуозного пианизма, популярной в 30-40-х годах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fortepiannoe_tvorchestvo_roberta_shumana.docx312.23 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Звёздный» 

Фортепианное творчество Роберта Шумана

Преподаватель Хайруллина Г. Р.

г. Санкт-Петербург, 2022 г.

Расцвет фортепианной музыки в творчестве Роберта Шумана происходит в период с 1830 по 1840 годы. Это период «Sturm und Drang» в жизни и творчестве Шумана, в котором напряженность эмоциональной жизни, связанная с утверждением пути композитора в искусстве, и любовь к Кларе Вик, нашли выражение в сочинениях для фортепиано. В эти годы Шуман создает свой романтический фортепианный стиль, яркими примерам которого стали «Карнавал», «Симфонические этюды», Сонаты, «Крейслериана», Фантазия C-dur, «Танцы Давидсбюндлеров», Новеллетты, «Фантастические пьесы», «Детские сцены», «Ночные пьесы».

Шуман вошёл в историю музыки как один из смелых новаторов. Поиски новых средств в фортепианном творчестве композитора с одной стороны  были  направлены  на  более  тонкое ощущение фортепиано, с другой — на   расширение   возможностей   фортепиано,  приближение  его    к оркестру. В своем творчестве композитор, так же как и его предшественники, обращался к народно-бытовому искусству и наследию классиков, однако стиль его произведений резко отличается лирико-психологическими и «новеллистическими» чертами. Еще одна особенность шумановских произведений — отсутствие в них манеры «блестящего» виртуозного пианизма, популярной в 30-40-х годах.

Произведения Шумана отличаются своей образно-композиционной составляющей. Это проявляется как в общих контурах формы, так и во внутреннем синтаксисе произведений, структуре разделов, насыщенности контрастными темами. Между темами часто исчезают переходы и связки, а развитие происходит путем накопления новых тематических образований, фрагментов. В то же время произведениям Шумана свойственна тенденция к монотематизму, интонационно-тематическим аркам. Образные контрасты выразились в индивидуализированности фортепианной фактуры: то легкой, ажурной, полной поющих внутренних голосов, то упруго-динамичной, «рвущейся вперед» в полновесных аккордах или насыщенных полифонией фигурациях, то простой, гомофонной мелодии на фоне аккомпанемента, строгих «хоральных» аккордах.

Темы Шумана полимелодичны, каждая деталь фактуры образна. Текучие мелодии Шумана обладают большой психологической выразительностью и эмоциональной подвижностью. Непосредственность мелодиям придают гибкие переходы, свобода рисунка, отсутствие застывших формул (в частности, каденционных). Часто мелодическая линия звучит в средних голосах и сливается с гармонией и фактурой. Все это в совокупности создает ощущение многоплановости.

Важный выразительный фактор, используемый Шуманом, это фрагментарность, незавершенность, обрыв мелодической фразы. Такой способ дает возможность передать быструю смену настроений и импульсивность эмоций.

К числу средств музыкальной выразительности, значительно обогатившихся благодаря Шуману, принадлежит ритм. Композитор достиг замечательной гибкости и пластичности ритмических последований, чутко откликающихся на тончайшие движения шумановской фантазии. Условно можно выделить несколько ритмических сфер: флорестановская (нервноимпульсивные, капризные, подчеркнуто-острые ритмы), сфера Эвсебия (завуалированные, плавно-текучие ритмы) и ритмы жанровых эпизодов (нарочито четкие ритмы, подчеркнутые ритмические акценты). Ритмический принцип организованного движения является стержнем, объединяющим музыкальные образы. Выдержанный ритмический фон оттеняет выразительные детали гармонии, капризной мелодии, полимелодической фактуры. Новое в ритмах Шумана  прихотливость темпа, отражающего колебания душевных состоянии. Одним из стилистических признаков шумановской фортепианной музыки в крупных формах становится непрерывное нарастание темпа в конце произведения. Не исключение и соната ор. 22 g-moll.

Нотный пример 1. Соната ор. 22, g-moll, I часть. Кода.

В интонационном строе фортепианной музыки Шумана ярко выделяются две лейтсферы. Флорестановская сфера — это острые пунктирные ритмы, ямбические мотивы, насыщенность фигурациями. Тематизм этой сферы упругий, динамичный, приподнято-страстный.  Нежнейшие мелодические сплетения, изысканная хрупкость или, наоборот, интимнейшая простота интонаций характеризуют сферу Эвсебия, полную импровизационной свободы, недомолвок, задумчивых вопросов, мгновенных вспышек и угасаний.

Нотный пример 2. «Крейслериана», ор. 16.

Нотный пример 3. «Карнавал» («Эвсебий»), ор. 9.

Новизна гармонического языка Шумана часто зависит от фактурных приемов, создающих колористические штрихи. К примеру, постепенное снятие нижних тонов аккорда при помощи педали создает впечатление постепенного истаивания звучности в пространстве. Обратный эффект создает постепенное соединение отдельных мелодико-гармонических элементов в аккорд, завершающееся мягким касанием запаздывающего баса.

Нотный пример 4. Соната ор. 22, g-moll, II часть, такты 16-20.

Характерную Шуману полифоничность музыкальной ткани создает взаимодействие мелодии и гармонии. Нередко мелодия возникает из гармонического фона-фигурации или гармония насыщается мелодическими интонациями. Это придает музыкальной ткани объем, эффект воздушности, особое внутреннее движение. Такого эффекта композитор добивается, используя сложные колоритные гармонии, неожиданные модуляции, неподготовленные диссонансы, хроматические последования, энгармонизм, а так же смешение красок при помощи педали.

Нотный пример 5. Фантастические пьесы ор. 12, «Вечером».

Сфера педализации относится к числу наиболее дискуссионных аспектов фортепианного стиля композитора. Для Шумана характерны два способа обозначения педали: традиционный, когда педаль берется и снимается на строго определенных долях такта, и «свободный», когда указываются лишь участки применения педали без конкретной ее расшифровки. Изобретательное сопоставление традиционной и «свободной» педализации с беспедальной игрой позволяет не только оттенить динамическую и темброво-регистровую «перспективу», но и добиться четкого разграничения тематических элементов и композиционных разделов. Таким образом, шумановское толкование педали свидетельствует о стремлении композитора к максимально тесному взаимодействию различных средств выразительности.

Программность — характерная черта романтической эпохи и творчества Шумана в том числе. Стремление к программности среди композиторов-романтиков вызвано желанием выразить языком музыки конкретный замысел, образ, характер, сблизить музыку с другими видами искусства, такими как литература и живопись. Дополнительные авторские указания, необходимые для направления внимания исполнителей и слушателей появилась благодаря новизне музыкальных форм и выразительных средств.

В своем творчестве Шуман применяет программность по-разному. В одних произведениях он ограничивается одним общим названием для всего цикла миниатюр, например «Бабочки», «Крейслериана», «Юмореска», «Цветы». В других случаях композитор детализирует содержание произведения, сообщая каждой входящей в цикл миниатюре индивидуальный заголовок. Это относится к «Карнавалу», «Фантастическим пьесам», «Лесным сценам». Некоторые названия произведений Шумана требуют дополнительную расшифровку. Например: вариации «Abegg», тема ASCH для «Карнавала», «Бабочки».

Эмоциональная лирика, психологичность, глубина и яркие образы музыки Шумана, могли быть раскрыты только посредством нового фортепианного звучания — многоэлементной полифонизированной фактуры, красочно-тембровых эффектов, педального смешения красок. Многие произведения Шумана для рояля требуют огромного исполнительского темперамента, звукового блеска и технической оснащенности.  Шуман широко раздвинул границы фортепианного искусства в своем творчестве. Исполнительская техника в его произведениях является не только виртуозной составляющей, но и средством воплощения музыкального образа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства: учебник в 3-х ч. / А. Д. Алексеев. – Москва: Музыка, 1988. – Ч. 1 и 2. – 415 с.
  2. Амброс, А. В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество / А. В. Амброс, А. Н. Серов, – Москва: Музыка, 1988. – 64 с.
  3. Григорьева, А. В. Об одной из сущностей романтического в фортепианном творчестве Роберта Шумана / А. В. Григорьева, Г. Ю. Демченко // Тамбов: Грамота, 2018. – № 2(88). – C. 112-116.
  4. Демченко, Г. Ю. Фортепианное творчество Роберта Шумана: монография / Г. Ю. Демченко, – Саратов: Саратовский источник, 2006. – 83 с.
  5. Жабинский, К. А. Фортепианное творчество Роберта Шумана и австро-немецкая клавирная традиция XVII-XVIII веков / К. А. Жабинский // «От барокко к романтизму». Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация / Отв. ред. С. В. Грохотов — Москва: Научноиздательский центр «Московская консерватория», 2010. — 288 с.
  6. Жирикова, А. Н. Фортепианное творчество Р. Шумана в аспекте исполнительских проблем / А. Н. Жирикова // Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова (Ростов-на-Дону), 2015. – № 2 (19). –С. 31-38.
  7. Житомирский, Д. В. Роберт Шуман / Д. В. Житомирский. – Москва: Музыка, 1964. – 880 с.
  8. Зенкин, К. В. Диалектика классической и аклассической формы в фортепианной миниатюре Шумана / К. В. Зенкин // Музыка-Эйдос-Время. А. Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. Москва: Памятники исторической мысли, 2015. – 464 с.
  9. Конен, В. Д. История зарубежной музыки  / В. Д. Конен. – Москва: Музыка, 1965. – 728 с.
  10.  Музыка Австрии и Германии ХIХ века. кн. 2.: учебное пообие / Т. Э. Цытович. – М., 1990. – 526 С.
  11.  Стасов, В. В. Избранные сочинения в трех томах. Живопись, скульптура, музыка. Том третий. – Москва: Искусство, 1952.
  12.  Чернявская, Ю. Г. Фантазийные сочинения Роберта Шумана: к истории и теории жанра фантазии [Электронный ресурс]: дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Автор Ю. Г. Чернявская. – М., 2017. – 206 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий портрет Роберта Шумана

Презентация "Творческий портрет Роберта Шумана" в формате PDF. В приложении - Р. Шуман.  Грезы (Traumerei)  (фрагмент) из цикла "Детские сцены" (хор г. Волгограда)...

Радиогазета, посвященная творчеству Роберта Бернса

В соавторстве с Рубцовой Т.А. Радиогазета, посвященная творчеству Роберта БернсаЦели и задачи мероприятия:1. Развитие интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферы личности.2. Нравственно...

Фортепианное творчество Ференца Листа

Фортепианное творчество Ференца Листа...

Статья "Фортепианный концерт Арнольда Шенберга в свете эволюции его фортепианного стиля".

Фортепианный концерт Арнольда Шенбергав свете эволюции его фортепианного стиля. Шенберговский пианизм в том виде, в каком он предстает перед нами, есть апогей фортепианного стиля, чрезвычайно эфф...

Заметки о фортепианном творчестве А.С.Аренского

Впечатления о фортепианном творчестве композитора А. Аренского. Обзор произведений для двух фортепиано и произведений для фортепиано в четыре руки....

Сонатная форма на примере сонаты ор. 22 g-moll Роберта Шумана

Жанр сонаты — один из интереснейших и сложных явлений в истории музыки, который находится в развитии, несмотря на весьма долгое существование, и каждый композитор, стиль, эпоха, — раскрыва...

Сценарий фортепианного концерта "Волшебная фортепианная музыка от малого до великого"

Участие в концертах является одним из любимых видов деятельности обучающихся в ДШИ, предоставляющей любому ученику возможность творческого самовыражения и профессионального роста....