Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий
статья

Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Бычихина Е.И.

ОБПОУ «Обоянский аграрный техникум»

АННОТАЦИЯ

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает преподаватель, работая с  обучающимися. Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые называют общеучебными умениями. Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось преподавателем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными. Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для того или иного учебного предмета.
В современном образовании метапредметности уделяется очень большое внимание. Это связано в первую очередь с переходом современного образования на новый образовательный стандарт.

Обучение математике, как правило, сводится к тому, что обучающегося знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачи, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части обучающихся, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть обучающихся просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышление у всех обучающихся. Суть такого подхода заключается в создании преподавателем особых условий, в которых обучающиеся могут самостоятельно, но под руководством преподавателя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Обучающиеся могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы, причем многократное. [2]

        Хочется поделиться опытом по формированию некоторых метапредметных умений. Так умение самостоятельно  планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы можно достаточно эффективно формировать при использовании системы оценки и контроля знаний обучающихся с применением технологии сотрудничества.

Учебную деятельность обучающихся можно разделить на два основных вида: учебно-познавательную и контрольно-оценочную.  Контрольно-оценочная деятельность  подразумевает  контроль учебной работы обучающихся во всех его видах и на всех этапах учебного процесса, оценку результатов работы обучающихся, их учет, корректировку учебной деятельности отдельных обучающихся.

     Учет результатов усвоения работы я веду, начиная с уроков объяснения нового материала, начиная с первых минут урока, т. е. с контроля над усвоением изученного, с проверки домашнего задания и заканчивается выставлением оценок. Эта работа состоит из нескольких этапов. Так, проверка правильности выполнения письменной части домашнего задания мы можем выполнять как самопроверку по образцу. На интерактивной доске – образец решения задачи, уравнения и т. д. Тетради обучающихся открыты, и они проверяют выполнение номера, сопоставляя решения по образцу со своим решением. Также проверку можем выполнять как взаимопроверку по образцу. Эта проверка аналогична самопроверке, только работа проверяется соседом по парте.

    Такие метапредметные умения, как умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения, а также умение организовывать учебное сотрудничество  и совместную деятельность  с преподавателем и одногруппниками: определять цели и распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера;  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение можно формировать с использованием таких  форм работы на уроках математики, как воспитание выбора обучающегося  (технология сотрудничества). [1]

         Выбор формы подразумевает разнообразие форм учебы, в частности выбор обучающимся различных социальных ролей. Выбор содержания означает как возможность выбора самих заданий, так и изменение условий этих заданий, т.е. вариативность. На  уроках математики  я использую  как индивидуальные, так и групповые формы работы. При этом развитие роли  обучающегося в группе означает увеличение уровня выбора. И осознанная самостоятельная работа  обучающегося - это как раз и есть высшая форма выбора, сотрудничества самим с собой.  Так при фронтальном опросе я  с обучающимися нахожусь в диалоге,  прошу пояснить какую-то мысль и так стараюсь вырабатывать культуру поддержания диалога у обучающихся. Эта работа продолжается  в парах, где функции  преподавателя выполняют  уже обучающиеся - одни задают вопросы, другие отвечают на эти вопросы. Роли обучающиеся  выбирают себе  сами.

      Так, метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь обучающемуся овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

                                 Список литературы

  1. Педагогика и психология: курс лекций: учебное пособие (Часть I)/под ред. Проф. Л.И. Гриценко. – Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2009.-288с.
  2. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002. – с135-157.
  3. Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005 – 12 декабря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике

Данная статья представляет собой  обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия

Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...

Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий при преподавании физики

Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необход...

Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...

Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПО, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Остановимся на некоторых межпредметных понятиях в математике.Например, понятия «корень», «корень уравнения», «корень слова», «сфера», «сфера услуг...