Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий при преподавании физики
статья на тему

Королева Ольга Ивановна

Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн).

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность студентов; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей студентов [2].

Физика – это одна из дисциплин, в ходе усвоения которой студенты вовлекаются во все виды деятельности: от наблюдения явлений и их исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и выводов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий при преподавании физики

О.И. Маслова, преподаватель физики

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волгоградский строительный техникум» (ГБОУ СПО ВСТ), г. Волгоград

Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн).

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность студентов; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей студентов [2].

Физика – это одна из дисциплин, в ходе усвоения которой студенты вовлекаются во все виды деятельности: от наблюдения явлений и их исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и выводов.

Основной целью преподавания физики является развитие абстрактного мышления студента и в этом преподавателю помогают информационные технологии.

Информационные технологии активно внедряются не только в нашу жизнь, но и в образование. Использование информационных технологий в учебном процессе приводит к:

  • развитию новых педагогических методов и приемов;
  • изменению стиля работы преподавателей, решаемых ими задач;
  • структурным изменениям в педагогической системе.

Компьютерные технологии позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам. Использование компьютерных программ в обучении, в частности при подготовке занятий по физике способствует развитию интереса студентов к дисциплине, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения [3].

Примером того, что роль информационных технологий в обществе растет, может служить федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, где в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы сказано:

«5.1.        …(специалист) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

… ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности…

… ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности» [1, 2]

Следовательно, необходимо большое внимание уделить применению информационных технологий в образовании, причем, не только, студентам, но и преподавателям.

Для решения проблемы: как более эффективно вовлечь студентов в активную деятельность, т.е. развить универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), необходимо внедрят информационные технологии в проведение занятие по физике.

Было проведено занятие «Сбережем электроэнергию» с использованием многофункционального портала «Энергоэффективная Россия» www.energosber.info.

В первую очередь данное занятие было направлено на повышение компьютерной грамотности студентов по использованию Интернет-ресурсов не только на занятиях по физике и информатике, но и в своей жизни. Интегрированность занятия дало возможность студентам изучить структуру браузера, получить первоначальный навык работы в сети Интернет, а также внимание студентов было привлечено к проблеме энергосбережения.

Но наиболее эффективно проходят занятия по физике с использованием табличного редактора MS Excel. В некоторых разделах физики (кинематике, электродинамике) студентам необходимо не только проанализировать, но и построить различные графики. В этом случае на помощь приходит данный табличный редактор.

Наиболее эффективным в моей деятельности является занятие по теме «Колебания», когда студентам предлагается с помощью MS Excel рассмотреть собственные биоритмы. На данном занятии студенты, задав свою дату рождения и расчетный период, строят графики собственных биоритмов по трем составляющим: физическому, эмоциональному и интеллектуальному циклу (рис. 1) и, проанализировав полученные графики, выводят соответствующие формулы по каждому из циклов и анализируют собственное самочувствие на расчетный период.

Рис. 1 Биоритмы

Построив и проанализировав собственных биоритмов, студенты приходят к следующим выводам:

  1. период колебаний физического цикла составляет 23 дня, эмоционального – 28 дней, а интеллектуального – 33 дня;
  2. вычислив циклическую частоту, выводят следующие формулы

Физический цикл:   Rф (х) = sin (2πx/23);

Эмоциональный цикл:  Rэ (х)  = sin (2πx/28);

Интеллектуальный цикл:  Rи (х)  = sin (2πx/33);

 где х – возраст человека в днях.

  1. с помощью специальной таблицы по анализу физического, эмоционального и интеллектуального состояния, каждый студент делает вывод по собственным графикам о своем состоянии на данный период времени.

Результаты проведенных занятий показали, что они очень интересны студентам,  вовлекают их в различные виды деятельности: позволяют каждому студенту высказаться по своим графикам, тем самым развивают у них умение говорить, выражать свои мысли, делать логические выводы, анализировать полученные графики.

Итак, вовлекая студентов в деятельность, связанную с работой по использованию информационных технологий, были сделаны следующие выводы: данная работа (поиск информации, ее обработка, анализ результатов и т.д.) очень интересна для студентов, причем получение знаний и навыков происходит не по одной, а по нескольким дисциплинам; работа в данном направлении должна продолжаться и совершенствоваться.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт – http://standart.edu.ru
  2.   http://school.omgpu.ru/mod/lesson/view.php?id=35132&pageid=3764 - Обучающий ресурс. "Деятельностный подход в образовании"
  3. http://old.college.ru/modules.php?name=Teacher¶m=viewlink&cid=96 – Мир знаний. Открытый колледж

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике

Данная статья представляет собой  обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия

Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...

Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.

Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий....

Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...

Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий

Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....