Кутькова Людмила Александровна

Сайт учителя обществознания Кутьковой Людмилы Александровны

В каждом ребенке видеть личность

Профессия: учитель обществознания

Профессиональные интересы: информационные технологии во внеклассной работе учителя

Увлечения: театр

Регион: Алтайский край

Населенный пункт: п.Новые Зори Павловский район

Место работы: Краевая Барнаульская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

Звание, ученая степень: Отличник народного просвещения

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kutkova-lyudmila-aleksandrovna
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Ричард Олдингтон

Знания об обществе являются ориентиром в понимании происходящего в конкретном социуме в определенное время, поэтому курс обществознания и учитель должны помочь учащимся принимать верные решения.  Главной целью своей профессиональной деятельности считаю социализацию подростка, а также формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого опыта.

 Задачи моей деятельности многофункциональны, но основными являются:

  1. Подготовка компетентного гражданина общества, которая требует понимания языка массовой социально-экономической, политической и нравственной информации.
  2. Развитие умений анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания в своей практической жизни.
  3. Создание оптимальных условий для реализации творческих способностей учащихся, организации их самообразования.

О себе

Образование - Барнаульский педагогический институт по специальности история и обществоведение, 1977 год

Квалификация -высшая квалификационная категория

Награждена знаком " Отличник народного просвещения"

Работаю в Барнаульской школе-интернат с первоначальной летной подготовкой 14 лет

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

На определенном жизненном этапе у каждого человека есть книги, которые формируют внутренний мир, жизненную позицию, взгляды.  Особое впечатление  на меня произвели  роман  А.Солженицына "В круге первом", «Доктор Живаго» Б.Пастернака, «Лето Господне» Шмелева.Чтобы понимать, что такое добро и зло, любить жизнь и «научится переносить страдания без жалоб» эти книги  нельзя не прочитать хотя бы раз, но в них столько ценного, что их хочется перечитывать снова и снова. Эти книги не прочитаешь легко, они заставляют думать.

Мой взгляд на мир

Каждый учитель должен стремиться к совершенствованию методов преподавания и воспитания. Поэтому каждый из нас не только учит, но и учится сам. Самообразование необходимо планировать, отслеживая его влияние на результаты работы. Только тогда оно может быть эффективным.

Мои достижения

 В 2009 году воспитанник 2 курса Барсуков Данил стал победителем 2 Краевой конференции научно – исследовательских работ кадет Алтая, заняв 1 место с работой « Развитие авиации  в Сибири и на Алтае».

В 2010 году воспитанник Барсуков Данил с данной научно – исследовательской работой стал победителем Всероссийского открытого конкурса творческих, научно – исследовательских и проектных работ « Первые шаги», заняв 2 место.

В 2013 году воспитанник 1 курса Литвинов Дмитрий стал победителем Всероссийского открытого конкурса творческих, научно - исследовательских и проектных работ ,заняв 2 место.

Успешная сдача воспитанниками  ЕГЭ – качество знаний– 58,85%, что выше районного и краевого показателей.

Презентация собственной педагогической деятельности (в качестве классного руководителя)

Всероссийские конкурсы:

« Военно – патриотическое воспитание в ОУ» Информационно - Методический центр « МАУНЕД « Магистр», июль 2013. Разработка внеклассного мероприятия , « Самый классный час»

« Армия и общество» 2 место; презентация « Мы – разные, но мы вместе» 3 место; « Семейный альбом»3 место.

Моё портфолио

 

  На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главной целью которой является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

  Знания об обществе являются ориентиром в понимании происходящего в конкретном социуме в определенное время, поэтому курс обществознания и учитель должны помочь учащимся принимать верные решения.  Главной целью своей профессиональной деятельности считаю социализацию подростка, а также формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого опыта.

 Задачи моей деятельности многофункциональны, но основными являются:

  1. Подготовка компетентного гражданина общества, которая требует понимания языка массовой социально-экономической, политической и нравственной информации.
  2. Развитие умений анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания в своей практической жизни.
  3. Создание оптимальных условий для реализации творческих способностей учащихся, организации их самообразования.

Для достижения поставленной цели и решения задач в своей работе применяю современные педагогические технологии (развивающего обучения, деятельностную, лично-ориентированную, разноуровневую дифференциацию, ИКТ, педагогику сотрудничества), которые дают возможность гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Постоянно обновляю содержание преподаваемого предмета за счет освоения новейших достижений педагогической науки, профильной области знания, умения творчески решать практические задачи. Планирую и прогнозирую обучение на основе диагностического изучения учащихся. Провожу анализ факторов, повышающих образовательную эффективность, и полученные результаты учитываю при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса, позволяющих прогнозировать результаты обучения, учитывая реальные возможности и имеющиеся резервы.

Использование различных методов ( исследовательского, проблемно-поискового, совместного ориентирования, оценочно-дискуссионного, рефлексивной деятельности, стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности, интерактивного диалога и других) способствовало повышению результативности учебной деятельности.

 При разном уровне познавательных способностей учащихся   применяю дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени  оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий. Это важно для слабоуспевающих учащихся. Работу организую так, чтобы со временем степень самостоятельности возрастала, а доза помощи снижалась. Для этого использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры,памятки-алгоритмы, тесты, карточки-инструкции и т.д.

  Разноуровневая дифференциация, личностно-ориентированное обучение позволяют опираться на жизненный опыт учащихся, на их индивидуальные возможности, создавать ситуации успеха для каждого ученика, обеспечивать условия  для творчества « неуспешных» учеников.

       Основной формой обучения является урок. Важным для себя считаю взаимодействие учителя и ученика, организованное на основе четкого структурирования, систематизации,  программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения. Наряду с традиционным методом построения урока, применяю и нетрадиционные формы( урок-исследование, конференция, уроки с ролевой и деловой игрой, уроки- панорамы,уроки осмысления жанра эссе и т.д.) потому, что считаю наиболее эффективно решающими задачи формирования людей с новым типом мышления, инициативных,творческих, компетентных, смелых в принятии решений. Апробировав форму интегрированного урока (обществознание и география), сделала вывод, что данные уроки расширяют кругозор учащихся и способствуют гармоничному развитию личности. При сравнительном анализе после подобных проведенных уроков отмечаю, что эффектив- ность обучения повышается. Для учеников такие уроки - это переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, ощущение себя в новом качестве,возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение со стороны, ощутить взаимосвязь разных наук. Для меня такие уроки, с одной стороны - возможность оценить индивидуальные особенности учеников. С другой стороны, возможность для самореализации, творческого подхода к работе. Считаю важным включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока, начиная с целеполагания, планирования, познавательной деятельности, рефлексивной фиксации и самооценки полученных результатов и заканчивая самоанализом. Обращаю внимание на каждого ученика, стремлюсь построить урок так, чтобы каждый воспитанник оказался вовлеченным в процесс деятельности, осознал полезность и значимость знаний. В каждом ученике стараюсь видеть уникальную личность, ищу его лучшие качества и опираясь на них, создаю педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения со мной, одноклассниками.

Применяю различные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, парную, групповую, фронтальную. Мой опыт использования парной, групповой форм организации  подтверждает, что данная форма способствует заинтересованности учащихся в предмете, дает возможность быть активным участником учебного процесса, воспитывает чувства взаимоответственности и взаимопомощи.              Важным элементом урока считаю отработку глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков, которые провожу на протяжении всего урока. Немаловажное значение имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго. В системе работы по предмету накоплен собственный методический пакет контрольно – измерительных материалов, отражающих как предметную специфику выделяемых педагогических технологий, способов деятельности, так и уровень их реализации. Наиболее востребованной системой контроля при итоговой аттестации в форме  ЕГЭ является сегодня тестирование.Тесты использую для обучения и самоконтроля учащихся, проверки изученного материала, текущего и итогового контроля, при подготовке к ЕГЭ.                 

Очень важным моментом в педагогической практике, на мой взгляд, является оценивание результатов достижений учащихся. К оценке знаний подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса понимать уровень освоения изучаемого материала. Поэтому, кроме традиционного способа оценивания ( пятибальная система ) ищу более конструктивные подходы: использую стимулирующие функции при оценивании (накопление бонусов ), самооценку, взаимооценивание. Поощряю не только творческую деятельность, но и любые усилия подростка, направленные на приобретение знаний.

 В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития учащихся, что дает каждому ученику всесторонне и гармонично развиваться и создает условия для самореализации личности. По итогам тестирования выпускников – 2010года награждена нагрудным знаком « БШИ с ПЛП им. Героя Советского Союза К.Г. Павлюкова».

Активно применяю в своей работе ИКТ. Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки и учета знаний учащихся. На своих уроках и консультациях я применяю мультимедийное оборудование, обучающие программы, составляю уроки – презентации по отдельным темам курса. Это позволило мне повысить интерес к предмету,  качество знаний по сравнению с прошлым  учебным годом также увеличилось. Убедилась, что применение данной технологии активизирует внимание учащихся на уроке, повышает их работоспособность.

Учебно – исследовательская работа – новый вид школьной работы и моей тоже. Пришла к выводу, что достоинство этой работы состоит в том, что он развивает мышление школьника, дает возможность самостоятельного поиска и радость открытия. Я на себе испытала как изменяется роль учителя в обучении: учитель становится партнером в исследовании проблемы и одновременно обучает методике эксперимента. Это дало мне возможность более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. В 2009 году воспитанник 2 курса Барсуков Данил стал победителем 2 Краевой конференции научно – исследовательских работ кадет Алтая, заняв 1 место с работой « Развитие авиации  в Сибири и на Алтае». В 2010 году воспитанник Барсуков Данил с данной научно – исследовательской работой стал победителем Всероссийского открытого конкурса творческих, научно – исследователь- ских и проектных работ « Первые шаги», заняв 2 место.В 2013 году воспитанник Литвинов Дмитрий с работой " История Барнаулького Высшего Военного Училища Летчиков" занял 2 место на Всероссийском конкурсе " Первые шаги".

Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентноспособ-ная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. В полной мере это можно отнести и профессиональному самосовершенствованию учителя. Только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентноспособный учитель способен взрастить конкурентноспособную личность. Поэтому постоянно продолжаю совершенствовать свое педагогическое мастерство. С опытом своей работы выступала на заседаниях педагогического совета, методического объединения, курсах повышения квалификации, краевой научно – практической конференции по патриотическому воспитанию молодежи. Работаю над методической темой « Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении обществознания». Отчетом по теме самообразования за аттестационный период были проведенные открытые уроки: « Гражданство РФ», « Товар и его свойства», « Деньги и их функции». Своебразным продолжением урока считаю внеклассную работу по предмету, при проведении которой учитываю потребности учащихся в обществоведческих знаниях, использую интеграцию разных предметов, что соответствует современным требованиям. Мною разработаны и проведены следующие  открытые мероприятия: конференция « Россия – Родина моя», конкурсы ораторов, игра « Разрешите взлет!». Участвовала в создании школьного музея – осуществляла сбор информации, ее систематизацию и разрабатывала содержание экспозиционного материала.

В своей работе руководствуюсь программой базового уровня по обществознанию, рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства РФ. Использую методические пособия по обществознанию для учителя, задачники по экономике и праву, электронные ресурсы, Интернет – поддержки, методические пособия для подготовки к ЕГЭ.

Все перечисленное позволило мне добиться эффективных результатов в усвоении воспитанниками знаний, умений, навыков, формирования их индивидуальной образовательной перспективы, развития личностных свойств и нравственных качеств.

Добавить грамоту в портфолио