учителя

Инклюзия в образовательном пространстве города Оренбурга.

Инклюзивное (франц) включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Слайд 1 – определение- Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями

 

Слайд 2 --Принципы инклюзивного образования

 Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

• Каждый человек способен чувствовать и думать;

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

• Все люди нуждаются друг в друге;

•Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

Слайд 3- СТРУКТУРА ДЕТСКОГО КОНТИНГЕНТА,
В ТОМ ЧИСЛЕ, НУЖДАЮЩЕГОСЯ В ПОДДЕРЖКЕ

5% -дети инвалиды

19% -дети с ОВЗ ограниченными возможностями здоровья- не имеющие статуса инвалидов

35% -дети группы риска

50% -дети с нормальным развитием

 

На территории г.Оренбурга по данным  стат. управления Оренбургской области  на 05.01 2015 проживало 1821 ребенок-инвалид  в возрасте от 0 до 18 лет, из них в системе дошкольного и школьного образования – 1707 детей.

 Из этого количества  дошкольников - 528 чел., детей, обучающихся в специализированных школах и школах - интернатах – 562 чел., в общеобразовательных школах обучаются 617 детей-инвалидов.

 

Во всех 85 муниципальных общеобразовательных организациях  в настоящее время обучается по образовательным программам общего образования вместе со здоровыми детьми  391 ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Среди них есть дети слабослышашие (21 чел.), слабовидящие (26 чел.), 68 детей – с нарушением опорно-двигательного аппарата, 24 ребенка - с ДЦП,  2 чел. – с задержкой речевого развития.

Для тех учащихся, кто не может посещать школу по медицинским показаниям (166 чел.), организовано обучение на дому.

В 17 общеобразовательных организациях города (20% от общего количества школ) созданы и функционируют 67 классов для детей с ОВЗ (так называемые классы корреционно - развивающего обучения), в которых 717 детей обучаются по адаптированным образовательным программам.

7 базовых общеобразовательных организаций города (№ 6, 8, 32, 33, 52, 65, 78) включены приказами министерства образования Оренбургской области в реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»

Слад 4 - Направления работы с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровь)я в образовательных организациях города

  1. Изучение семьи и её воспитательного потенциала (начинается с изучения социальных паспортов семей и выявления детей-инвалидов)
  2.  Обеспечение условий для успешного обучения детей-инвалидов.

 

Слайд 5 -Условия для успешного обучения детей-инвалидов

1.Помощь в организации:

•          учебной деятельности в рамках учебного процесса (обеспечение учебной литературой, составление графика дополнительных занятий учителями-предметниками, разработка индивидуального образовательного маршрута);

учебной деятельности во внеурочное время (привлечение учащихся к работе в школьных кружках и элективных курсах, учебно-исследовательской деятельности);

 

Слайд 6- Условия для успешного обучения детей-инвалидов

2.Организация обучения на дому

(составление адаптированной образовательной программы, учебного плана, индивидуального расписания занятий, определение формы аттестации; проведение индивидуальных консультаций для родителей учителями-предметниками);

3.Консультирование и помощь в переходе на дистанционное обучение.

 

Слайд 7-Направления работы с детьми с ОВЗ в образовательных организациях города

3.Психологическое сопровождение.

4.Оздоровление.

5.Социальная адаптация.

 

Слайд -8 Воспитание толерантного отношения

В рамках «Декады инвалидов» классные часы по темам:

«Доброта спасёт мир»,

 «Помоги ближнему своему» и т.д.; 

привлечение детей к проведению акций: «Вторая жизнь книге»,

 «Дай вещи вторую жизнь»,

«Помоги ребенку»,

 

Слайд 9- Направления работы с детьми с ОВЗ в образовательных организациях города Организация правовой и социальной защиты.

 

Слайд 10 --Условия дистанционного образования

Наличие мультимедийного оборудования (компьютер, принтер, сканер, веб - камера и т.д.),

с помощью которого поддерживается связь ребенка с Центром дистанционного обучения и которое устанавливается детям на дому бесплатно

 

 

Слайд 11-  Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию инклюзивного обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательных классах

Внесены изменения:

-  в Устав в части совместного обучения (воспитания) детей с ОВЗ;

- в должностные инструкции педагогов, включенных в процесс сопровождения инклюзивного обучения;

Разработаны локальные акты, связанные с реализацией инклюзивного обучения в школе:

Необходимо: Мониторинговое исследование

Видеоролик вести с урока математики, английского языка, логопеда, в  бассейне

школа № 8 и 33

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С «ОСОБЫМИ ДЕТЬМИ»

 

1.     Выбор учебно-методического комплекта:

а) учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей;

б) опознавательные знаки для разного уровня сложности;

в) удобная знаково-символичная система;

г) развитие мыслительных операций и общеучебных навыков;

д) наличие заданий по выбору;

е) единая концептуальная линия;

ж) красочное оформление.

«Особых детей» необходимо обеспечить аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст, и персональным компьютером для выполнения письменных работ.

Чтобы не носить учебники в школу, «особые» дети должны иметь  два комплекта учебников, для школьных и домашних занятий.

2.     Организация пространства в инклюзивном классе:

а) «особым» детям следует предоставлять наиболее удобные для них места для посадки;

б) желательно сажать этих детей рядом со старательными и хорошо успевающими учениками; или рядом с тем, кто является носителем положительной ролевой модели;

в) избегать посадки с отвлекающими внимание предметами;

г) необходима безопасная, свободная от препятствий среда и адекватное пространство для передвижения;

д) доску не следует загромождать посторонними предметами;

е) зона, где сидит «особый» ребенок, должна быть тихая и спокойная;

ж) организовать учебные места так, чтобы для учащихся было возможно работать и взаимодействовать на уроке в гибких группах.

3.     Разработка системы правил для «особых детей»:

а) обязателен строгий распорядок дня и четкий режим;

б) изучение расписания занятий;

в) для наглядности расписания использование картинок, рисунков, знаков;

г) прослеживание последовательности событий в течение дня;

д) использование фотографий или карточек, отражающих школьную деятельность;

е) своевременное сообщение об изменении распорядка дня детям и родителям;

ж) вовлечение ребенка в подготовку занятий;

з) изготовление вместе с ребенком наглядного алгоритма действий.

4.     Индивидуальная образовательная программа включает:

а) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

б) сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;

в) лепку;

г) рисование;

д) четкое разъяснение заданий;

е) предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите небольшое сочинение; предоставьте устное сообщение по данной теме);

ж) поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

з) обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;

и) демонстрация уже выполненного задания;

к) обеспечение перемены видов деятельности (можно даже отвести

     ребенка в какое-нибудь тихое место);

л) предоставление  дополнительного времени для завершения задания;

м) обеспечение  копией конспекта других учащихся или записями

     учителя; печатными копиями заданий, написанных на доске;    

н) использование видео и диафильмов, диктофона.

 

        

С детьми с ОВЗ ограниченными возможностями здоровья: систематически работают психологи

 

image

Последние обсуждения

Инклюзия в образовательном пространстве Инклюзивное (франц) включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми...
Попова Татьяна Дмитриевна
image

Новые материалы

14.11.2017 - 20:21 Конспект урока "Состав атомных ядер .Изотопы" Цели урока:Обобщающая – обобщение  знаний учащихся о составе атома и атомного ядра. Раскрыть физический смысл...
Попова Татьяна Дмитриевна