Горкольцева Ольга Николаевна

сайт учителя музыки

Не знаешь как сделать? Просто сделай первый шаг к успеху!

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Проектная деятельность

Увлечения: Хоровое пение

Регион: Томская область

Населенный пункт: г. Томск

Место работы: МАОУ СОШ № 37 г. Томска

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gorkoltseva-olga
Единственный способ что-то узнать – это что-то делать.
Бернард Шоу

  В основе моей педагогической деятельности лежит концепция развивающего обучения и элементарного музицирования. Основная задача состоит в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

Процесс обучения базируется на дидактических системах:

 

    1. « Концепция музыкального воспитания», Д.Б. Кабалевского

    2.  « Элементарное музицирование» по системе К.Орфа

    3.   « Релятивная система музыкального воспитания», З.Кодая

 

Исходной позицией музыкально-воспитательных концепции выдающихся композиторов, фольклористов и педагогов) является убеждение в том, что основой музыкального образования и культуры нации есть народная музыка.

Данные системы  музыкального воспитания предусматривает множество разнообразных музыкально-методических приемов, относительно организации творческой деятельности детей, в частности, импровизации, воспроизведения и восприятия музыки. Их главная цель заложить основы музыкальной образованности учащихся, развить в них чувствительность к народным культурам, вооружить, необходимыми для хорового пения, знаниями и навыками, вызвать интерес к элементарному музицированию. Главными особенностями данных методик - есть сочетание певческой деятельности с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмичным аккомпанементом, играми, пластическим интонированием.

 

Педагоги считали, что к истинной музыкальной культуре можно прийти только путем активных занятий музыкой. Практика музицирования может стать основой музыкального воспитания и способна привести к настоящему переживанию и пониманию музыки. 

Элементы выбранных мною систем музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру уроков:
Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.

Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре. В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.

Системы легко сочетается с другими методиками музыкального развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;
• методики учитывают индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;
• методики закладывают огромный потенциал для развития детей разного возраста и их дальнейшей творческой деятельности.

 

О себе

Когда-то я и не подозревала, что стану учителем. Возможно поэтому  моё предпочтение отдано МУЗЫКЕ. Она позволяет отойти от строгих канонов и даёт огромный простор для ТВОРЧЕСТВА.

На пороге выпуска из школы для себя трудно было определить куда пойти учиться. А музыкальная школа это уже база. Вот и решила, что здесь я уже немного сложилась, как личность, так и определился мой жизненный путь. Училище, университет закончены, а  до сих меня тянет учиться у других ведущих педагогов-новаторов.

В 1996 году я увлеклась системой Карла Орфа, побывала на нескольких семинарах, и пришла в выводу, что система Д.Б.Кабалевского имеет много общего с орфовской. Анедавно я нашла этому подтверждение. Д.Кабалевский сам проходил курс обучения в Орфовском институте в Германии, вот почему много методов и приёмов им взято для своей системы обучения музыке в общеобразовательной школе.

Да и сам процесс познания музыка мной как педагогом для меня ещё не открыт полностью. Значит есть куда стремиться, а в этом мне помогают мои ученики. За что им огромное спасибо!

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Гипенрейтер. " Как общаться с ребёнком"

Ф.Барбль-Галль. " Как говорить с детьми об искусстве"

Мой взгляд на мир

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к сожалению, почти не касается музыкального образования, ведь в сегодняшнем понимании все, что связано с музыкой, на фоне важности преобразований в школьной системе, не выглядит серьезно и важно. Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в школах, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал. Психолог Маслоу А. написал: “Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено”

Мои достижения

ноябрь 2013

Семинар «Радуга дружбы» в рамках Молодёжного кросскультурного форума с международным участием «Этнокультурная мозаика»
Мастер-класс: «Ритм в орнаменте и музыке разных народов»

 

11.02.2015

Семинар «Этнокультурное образование в начальной школе в условиях введения ФГОС»
Мастер-класс:  виртуальная экскурсия «Культурный ковчег – тур о наследиях народов Томска»

 

Моё портфолио

  Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

В моём портфолио представлены разные материалы, составленные мной лично и в соавторстве с другими педагогами нашей школы и города.

Этот опыт прожит мной. Буду рада если он приготся и вам.

 

Добавить грамоту в портфолио