Организация психологической деятельности школы

Виктория Юрьевна Епишина

Психолого-педагогическая служба нашей школы состоит из педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и социального педагога. 

При поступлении в наше отделение, ребенок проходит психолого-педагогический консилиум, где проводится комплексная диагностика ребенка разными специалистами. После заседания консилиума, коллегиально составляется индивидуальный образовательный маршрут ребенка. На основе Заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии специалисты прописывают:

- Основное направление коррекционно-развивающей работы на учебный год;

- Конкретные задачи;

- Режим и формы работы с данным ребенком;

- Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы;

- Формы оценки результатов коррекционно-развивающей работы.

В своей работе мы опираемся на то, что своевременно оказанная психолого-педагогическая поддержка оптимизирует развитие ребенка и способствует снятию или смягчению психологических проблем в семье и в школе.

Основными видами деятельности школьного психолога являются:

  • психологическое просвещение,
  • психологическое консультирование,
  • психологическая диагностика,
  • психологическая коррекция,

·         психологическая профилактика.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик.

Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Кроме того, психолог участвует в принятии решения о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса на индивидуальное обучение и обратно.

Одной из задач психолога является составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики.

Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы.

В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.

Целью работы является улучшение учебного процесса. Работа строится не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде «ученик – родитель – учитель».

Необходимо, чтобы ребенок, родители и учителя не были «изолированы» друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения.

Направления работы психолога.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, содействие преодолении кризисных периодов в жизни учащихся  через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов.

Значимым направлением развивающей работы педагога-психолога является  помощь старшеклассникам  в определении  их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении.

Основными в работе педагога-психолога являются три диагностических этапа:

1. В начальный период обучения в школе  в  два этапа. Цель диагностического исследования на первом этапе – выделение  группы детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации.  На  втором этапе  проводится  изучение личностных и индивидуальных особенностей учащихся для выделения групп  детей, находящихся в социально опасном положении,  учащихся  с повышенными интеллектуальными способностями,   имеющих  особенности обучения и развития для  психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образовательного маршрута.

2. Также в два этапа – в четвертом и пятом классах.  Основная цель диагностики в четвертом классе – мониторинг процесса обучения и уровня обученности учащихся  для  организации профилактической и развивающей работы, подготовки психолого-педагогических рекомендаций  педагогам средней школы. Цель диагностики в пятом классе – содействие созданию благоприятных социально-психологических условий учащимся  и классным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы.

3. На этапе предпрофильной подготовки  с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для  организации последующей профориентационной работы.

Психолог тесно сотрудничает со всеми педагогами, которые работают в школе. Такая работа ведется по двум направлениям. Во-первых: психолог помогает педагогам выстроить гармоничные отношения с учащимися. Во-вторых, психологическая поддержка также нужна педагогам. Например, психолог поможет предотвратить эмоциональное выгорание.

Одним из направлений в деятельности психолога является повышение эффективности взаимодействия внутри педагогического коллектива. Эта работа подразумевает следующие виды деятельности:

·        консультирование индивидуальное или групповое по проблеме возрастных особенностей детей, особенностей взаимодействия с ними и их родителями;

·        просветительская работа, включающая профилактику межличностных взаимоотношений в коллективе, развивающая тренинговая работа, направленная на формирование сплоченности педагогического коллектива и улучшение психологического климата.

Задачи работы с родителями:

1. Научить родителей устанавливать доброжелательные, доверительные отношения с ребенком.

2. Информировать родителей о возрастных психологических особенностях детей.

3. Оказать помощь в вопросах воспитания и развития детей.

4. Дать навыки эффективного общения с ребенком.

Формы работы с родителями включают:

1. Индивидуальные консультации. Психолог информирует родителей о психологических особенностях развития детей в разном возрасте. Темы консультаций для родителей могут быть разными. Психолог даст рекомендации относительно распределения умственной нагрузки школьников, выбора хобби или будущей профессии, а также ответит на любые вопросы родителей о взаимоотношениях с детьми.

2. Тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Если в тренинге участвуют оба родителя, то его эффективность возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

3. Анализ конкретных ситуаций (кейс-метод). Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент времени.

Важно сочетать формы работы, направленные на сплочение группы родителей, поиск точек соприкосновения и выработку некой общей позиции, с методами, помогающими родителям выражать их собственную точку зрения.