Разноуровневое обучение при проведении лабораторного практикума по химии в 11 классе

Мангатаева Елена Цыреновна

Организация разноуровневого обучения при проведении лабораторного практикума по химии в 11 классе

Основная причина, по которой возникает необходимость разноуровневого обучения – разная степень усвоения учебного материала учащимися. В старшей ступени при отсутствии возможности создания профильных классов необходимость организации разноуровневого обучения общеобразовательным предметам становится еще более острой. В одном классе обучаются ученики, которые при изучении химии ставят перед собой разные цели, одни ученики не планируют вообще когда-либо вне школьной жизни сталкиваться с химией, другие выбирают этот предмет как профильный для поступления в ВУЗ.

Организация разноуровневого образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. При разноуровневом обучении увеличивается профильная составляющая, при этом не нарушается объем, предусмотренный стандартом, не увеличивается нагрузка на обучающихся. Осуществление разноуровневого обучения в личностно-ориентированном образовании потребует:

  • изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
  • определение критериев деления учащихся на группы;
  • умение анализировать их работу, подмечая положительные сдвиги и трудности;
  • перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленное на руководство учебным процессом;
  • умение заменить малоэффективные приемы разноуровневого обучения более рациональными

Основная задача разноуровневого обучения - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Разноуровневое обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Следующий шаг состоит в том, чтобы создать разноуровневую программу. Она состоит из комплексной дидактической цели и совокупности дифференцированных учебных занятий. Для создания разноуровневой программы необходимо выбрать крупную тему или раздел, разбить на теоретическую и практическую части, в зависимости от их объема распределить часы и изучать раздельно. Это позволит проходить первую, теоретическую часть темы быстро, компактно и создавать целостное представление о теме (разделе). Практические задания при этом выполняются на базисном уровне, что позволяет лучше освоить основные понятия, общие законы. Вторая часть освоения темы— это развитие индивидуальных способностей детей на практическом уровне. Практическая часть завершается уровневой контрольной работой. И, наконец, необходимо выделить интегрирующие дидактические цели на трех уровнях для каждого учебного занятия и отобрать содержание. В каждой теме выделяется базис — это тот минимум знаний, который позволит при желании освоить всю тему даже самостоятельно. Дифференцированное обучение должно просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах. Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их внимания, памяти, мышления, речи, а также стимулирование интереса к изучению предмета, возможно и выбора профиля ориентированного на изучение именно этого предмета, в свете профильного образования обучающихся на старшей ступени. Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приемов, способствующих формированию у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основных химических знаний. Они, в свою очередь, становятся базой для новых понятий, суждений и выводов, раскрывающих в объеме, доступном для обучающихся, основные законы жизни и развития органического мира.

Как организовать разноуровневое обучение в таком классе, где только 5-6 человек выбрали химию для итоговой аттестации? Примером организации дифференцированного обучения служит лабораторный практикум по химии в 11 классе. На вводных уроках учитель организует изучение качественных реакций неорганических и органических веществ, реакции ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций. Вместе с учениками составляет планы мысленных экспериментов, демонстрирует примеры решения экспериментальных задач. При проведении лабораторного практикума по решению экспериментальных задач, обучающиеся делятся на группы, которые решают разные варианты. Лучше всего лабораторный практикум проводить на спаренных уроках, чтобы обеспечить обучающимся комфортную психологическую обстановку, которую дает большее время на решение задач.

На базовом уровне задача на распознавание неорганических и органических веществ ставится как определение номеров, под которыми скрываются заданные вещества. Группа из 5-6 человек составляет план распознавания и приступает к его реализации после одобрения учителем или его помощника из профильной группы. Результаты эксперимента каждый участник группы оформляет в виде таблицы самостоятельно. В таблице ученик указывает реактивы, которые использовал для решения задачи, наблюдения, уравнения реакций и выводы.

Обучающиеся на повышенном уровне, работают в парах. Профильная группа решает задания, подобранные учителем из заданий по подготовке к ЕГЭ. Эта группа также составляет план распознавания, который проверяется учителем и осуществляет его. Пары работают с разной скоростью и могут, решив свои задачи, взять оборудование у другой пары и продолжить работу. Результаты работы профильные группы также оформляют в виде таблицы.   

У обучающихся на базовом уровне часто возникает вопрос о целесообразности изучения химии. Поэтому в лабораторный практикум можно включить задачи, использующие субъективный опыт учащихся или устанавливающие связь с жизненными ситуациями. Это могут быть задачи на распознавание волокон, которые дети приносят с собой из дома, проверка горючести строительных и отделочных материалов, определение щелочности мыла или синтетических моющих средств и другие подобные задачи. В это же время профильные группы проводят опыты по темам «Скорость химических реакций» или «Катализ».

При организации разноуровневого обучения на уроке необходимо, чтобы поставленная цель шла от ученика, а не для него, причем на разноуровневом занятии единая цель должна быть расписана по целям для каждого из трех уровней. Организация дифференцированного подхода позволяет учащимся реально оценивать возможности, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся. Адекватной стала самооценка учащихся, исчез страх перед проверкой знаний. Проанализировав возможности использования технологии разноуровневого обучения на уроках химии можно сделать выводы о том, что данная технология эффективна.

 

Литература

1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: "Педагогика", 1990.

2. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968.

3. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.

4. Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. --Мн., «Народнаяасвета», 1992.

5. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. - М., 1990.

6. Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками // 1992, №2.

7. Пурышева Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. М.: "Прометей", 1993.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_laboratornogo_praktikuma.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Организация разноуровневого обучения при проведении лабораторного практикума в 11 классе

Основная причина, по которой возникает необходимость разноуровневого обучения – разная степень усвоения учебного материала учащимися. В старшей ступени при отсутствии возможности создания профильных классов необходимость организации разноуровневого обучения общеобразовательным предметам становится еще более острой. В одном классе обучаются ученики, которые при изучении химии ставят перед собой разные цели, одни ученики не планируют вообще когда-либо вне школьной жизни сталкиваться с химией, другие выбирают этот предмет как профильный для поступления в ВУЗ.

Организация разноуровневого образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. При разноуровневом обучении увеличивается профильная составляющая, при этом не нарушается объем, предусмотренный стандартом, не увеличивается нагрузка на обучающихся. Осуществление разноуровневого обучения в личностно-ориентированном образовании потребует:

  • изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
  • определение критериев деления учащихся на группы;
  • умение анализировать их работу, подмечая положительные сдвиги и трудности;
  • перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленное на руководство учебным процессом;
  • умение заменить малоэффективные приемы разноуровневого обучения более рациональными

Основная задача разноуровневого обучения - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Разноуровневое обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Следующий шаг состоит в том, чтобы создать разноуровневую программу. Она состоит из комплексной дидактической цели и совокупности дифференцированных учебных занятий. Для создания разноуровневой программы необходимо выбрать крупную тему или раздел, разбить на теоретическую и практическую части, в зависимости от их объема распределить часы и изучать раздельно. Это позволит проходить первую, теоретическую часть темы быстро, компактно и создавать целостное представление о теме (разделе). Практические задания при этом выполняются на базисном уровне, что позволяет лучше освоить основные понятия, общие законы. Вторая часть освоения темы— это развитие индивидуальных способностей детей на практическом уровне. Практическая часть завершается уровневой контрольной работой. И, наконец, необходимо выделить интегрирующие дидактические цели на трех уровнях для каждого учебного занятия и отобрать содержание. В каждой теме выделяется базис — это тот минимум знаний, который позволит при желании освоить всю тему даже самостоятельно. Дифференцированное обучение должно просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах. Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их внимания, памяти, мышления, речи, а также стимулирование интереса к изучению предмета, возможно и выбора профиля ориентированного на изучение именно этого предмета, в свете профильного образования обучающихся на старшей ступени. Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приемов, способствующих формированию у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основных химических знаний. Они, в свою очередь, становятся базой для новых понятий, суждений и выводов, раскрывающих в объеме, доступном для обучающихся, основные законы жизни и развития органического мира.

Как организовать разноуровневое обучение в таком классе, где только 5-6 человек выбрали химию для итоговой аттестации? Примером организации дифференцированного обучения служит лабораторный практикум по химии в 11 классе. На вводных уроках учитель организует изучение качественных реакций неорганических и органических веществ, реакции ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций. Вместе с учениками составляет планы мысленных экспериментов, демонстрирует примеры решения экспериментальных задач. При проведении лабораторного практикума по решению экспериментальных задач, обучающиеся делятся на группы, которые решают разные варианты. Лучше всего лабораторный практикум проводить на спаренных уроках, чтобы обеспечить обучающимся комфортную психологическую обстановку, которую дает большее время на решение задач.

На базовом уровне задача на распознавание неорганических и органических веществ ставится как определение номеров, под которыми скрываются заданные вещества. Группа из 5-6 человек составляет план распознавания и приступает к его реализации после одобрения учителем или его помощника из профильной группы. Результаты эксперимента каждый участник группы оформляет в виде таблицы самостоятельно. В таблице ученик указывает реактивы, которые использовал для решения задачи, наблюдения, уравнения реакций и выводы.

Обучающиеся на повышенном уровне, работают в парах. Профильная группа решает задания, подобранные учителем из заданий по подготовке к ЕГЭ. Эта группа также составляет план распознавания, который проверяется учителем и осуществляет его. Пары работают с разной скоростью и могут, решив свои задачи, взять оборудование у другой пары и продолжить работу. Результаты работы профильные группы также оформляют в виде таблицы.  

У обучающихся на базовом уровне часто возникает вопрос о целесообразности изучения химии. Поэтому в лабораторный практикум можно включить задачи, использующие субъективный опыт учащихся или устанавливающие связь с жизненными ситуациями. Это могут быть задачи на распознавание волокон, которые дети приносят с собой из дома, проверка горючести строительных и отделочных материалов, определение щелочности мыла или синтетических моющих средств и другие подобные задачи. В это же время профильные группы проводят опыты по темам «Скорость химических реакций» или «Катализ».

При организации разноуровневого обучения на уроке необходимо, чтобы поставленная цель шла от ученика, а не для него, причем на разноуровневом занятии единая цель должна быть расписана по целям для каждого из трех уровней. Организация дифференцированного подхода позволяет учащимся реально оценивать возможности, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся. Адекватной стала самооценка учащихся, исчез страх перед проверкой знаний. Проанализировав возможности использования технологии разноуровневого обучения на уроках химии можно сделать выводы о том, что данная технология эффективна.

Литература

1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: "Педагогика", 1990.

2. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968.

3. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.

4. Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. --Мн., «Народнаяасвета», 1992.

5. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. - М., 1990.

6. Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками // 1992, №2.

7. Пурышева Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. М.: "Прометей", 1993.