Рейтинговая система оценки качества знаний обучающихся

Викулова Елена Владимировна

Модернизация содержания школьного образования, профилизация старших классов, современные педагогические технологии, основанные на идеях личностно-ориентированного и развивающего обучения, требуют использования новых теоретических подходов и технологий оценки качества знаний обучающихся.

 Применяемая до сих пор в школе количественная пятибалльная шкала оценки, несмотря на свою простоту и конкретность, имеет множество недостатков. Ими являются: нерегулярность (эпизодичность) обратной связи;  неполный охват проверкой всего содержания обучения (выборочность);  отсутствие проверки  процесса работы ученика за определенный период (проверяется в основном конечный результат); недостаточная вовлеченность самих учащихся в самоконтроль (слабость внутренней обратной связи), а также  низкая информативность количественной шкалы оценки, вследствие чего практически невозможно измерить какие-либо качественные изменения  в обучении. В ходе контроля и оценки качества учебного процесса «преимущественно должны использоваться  формы и методы, опирающиеся на процессуальные критерии, критерии деятельности участников образовательного процесса. Сюда следует отнести:   рейтинг, «портфолио индивидуальных достижений», оценку образовательных продуктов (проектов) обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reytingovaya_sistema_ocenki.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рейтинговая система оценки качества знаний обучающихся

                                                     Викулова Елена Влдадимировна – учитель биологии высшей  

                                                     квалификационной категории муниципального общеобразовательного

                                                     учреждения – средней общеобразовательной школы №1 р.п. Степное

                                                     Советского района Свратовской области.

Модернизация содержания школьного образования, профилизация старших классов, современные педагогические технологии, основанные на идеях личностно-ориентированного и развивающего обучения, требуют использования новых теоретических подходов и технологий оценки качества знаний обучающихся.

 Применяемая до сих пор в школе количественная пятибалльная шкала оценки, несмотря на свою простоту и конкретность, имеет множество недостатков. Ими являются: нерегулярность (эпизодичность) обратной связи;  неполный охват проверкой всего содержания обучения (выборочность);  отсутствие проверки  процесса работы ученика за определенный период (проверяется в основном конечный результат); недостаточная вовлеченность самих учащихся в самоконтроль (слабость внутренней обратной связи), а также  низкая информативность количественной шкалы оценки, вследствие чего практически невозможно измерить какие-либо качественные изменения  в обучении.

        В связи с возникающим резким противоречием между современными содержанием образования, технологиями обучения и не справляющейся со своими функциями традиционной системой оценивания необходимо использовать иные подходы к  оценке качества обучения.  В ходе контроля и оценки качества учебного процесса «преимущественно должны использоваться  формы и методы, опирающиеся на процессуальные критерии, критерии деятельности участников образовательного процесса. Сюда следует отнести:   рейтинг, «портфолио индивидуальных достижений», оценку образовательных продуктов (проектов) обучающихся.

        Среди преимуществ данных форм выделяются следующие:

  1. лучшая приспособленность к изменяющимся условиям обучения (гибкость оценки);
  2. более справедливая оценка, чем другие (субъективность оценки);
  3. более широкий инструмент, не только в плане охвата учебных тем, а в плане оценки компетентностей и достижений обучающихся;
  4. способствуют развитию социальных умений и интеллектуальных способностей;
  5. более «аутентично» (подлинно) оценивают реальные способности обучающихся в естественных жизненных и учебных ситуациях.

Рейтинг в переводе с английского языка – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного явления. Часто под рейтингом (или рейтинговой оценкой) понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Формируется рейтинг путем набора (накопления) количественных баллов  за выполнение учебных действий. Основывается  на экспертной оценке, определяющей критерии и условия набора этих баллов, которые в итоге выражаются в рейтинге – конечной оценке результата деятельности обучающихся.

Главным побуждающим мотивом внедрения  в нашей школе рейтинговой системы оценки качества знаний десять лет назад явилось желание как-то дифференцировать отметку “3», расширить диапазон и объективность оценки усилий каждого ученика. Мне кажется, что трудно убедить ученика в том, что, делая 10 ошибок вместо 20, он стал учиться лучше, если он все равно получает отметку “2”. Тогда как, работая в рамках рейтинговой оценки, “по баллам” как говорят учащиеся, каждый видит реально итоги своей работы.

Рейтинговая система контроля знаний – один из возможных способов оценки работы учащихся, позволяющий создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса.Рейтинг дает возможность реализовать индивидуально ориентированное обучение через сравнение достижений каждого ученика с его же предыдущими результатами за определенный промежуток времени.

Рейтинговая система оценки позволяет:

  1. определить уровень подготовки каждого ученика на любом этапе обучения;
  2. получить объективную динамику базового уровня знаний по общеобразовательным предметам не только в течение года, но и за более длительный промежуток времени;
  3. корректировать свою работу, анализируя эту динамику, не только учителю, но и ученику, ставя его в позицию субъекта обучения;
  4. планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, сопоставляя возможности каждого ученика с образовательными  стандартами.
  5. повысить объективность оценки знаний и развивать нравственно-волевые качества личности: чувство ответственности, мотивации, стремления к достижению поставленной цели;
  6. обеспечивать ученику право выбора и ответственности за свой выбор, а также возможность работы с учетом своих способностей и стремлений, что, безусловно, важно в современных условиях постоянного обновления знаний.

Методическим советом  МОУ-СОШ № 1  разработано Положение о порядке и формах  процессуальной  оценки качества обучения.  Определены следующие формы:  контрольные работы по рейтинговой системе (2,3, 5-8 классы), рейтинговый контроль оценки качества  знаний  (4-9 кл.), прикладная предметная олимпиада (2-8 кл.), оценка портфолио индивидуальных достижений (участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях), оценка образовательных продуктов (проектов) обучающихся (в рамках работы УНО «Эврика», БДО). Итогом является – публичная оценка знаний учащихся, награждение лучших учащихся школы в 7 номинациях: «Ученик года», «Особые заслуги», «Через тернии к звездам», «Лига интеллектуалов», «Золотое перо», «Я – гражданин», «Надежда спорта», что определяет основную цель работы нашего педагогического коллектива – создание школы адаптивного типа; обучение и воспитание творческой личности, способной применить полученные знания на практике.

Рейтинговая система  оценки отражает уровень знаний по изучаемым предметам, сформированность общеучебных  и специфических предметных навыков, что повышает  ответственность каждого  учителя-предметника за результат труда и за степень усвоения учащимися государственных образовательных стандартов. Промежуточная аттестация учащихся  в форме контрольной  работы по рейтинговой системе проводится во 2-3, 5-8 – 10  классах (с 22.04 по 28.04).

Выбор предметов для проверки знаний определял методический совет школы.

        На основании решения методического совета издается  приказ директора школы. Классные руководители 2-3, 5-8 – 10 классов доводят до сведения учащихся и родителей список предметов, сроки и формы проведения  контрольной  работы по рейтинговой системе.         

РКР проводятся по  русскому языку, иностранному языку, математике, биологии (природоведению), истории, географии, химии, физике, с  использованием 3-х уровневых  заданий, с которыми учащиеся  знакомятся заранее (не менее чем за неделю  до проведения). Контрольные работы проводятся по графику, составленному  заместителем директора по УР  и утвержденному директором школы с учетом  требований СанПина  (не более 2-х  контрольных  работ в день, чтобы избежать перегрузки учащихся). За период работы в рейтинговой системе сформировалась шкала перевода баллов в традиционную пятибалльную оценку:

минимум 90% суммарных баллов соответствуют оценке “5”, минимум 70% - оценке “4”, минимум 50% - оценке “3” и оценке “слабое три” - 30%. Оценку (“слабое три”) следует применять только в особых случаях, например, ученик часто и подолгу болеет, пропускает много уроков, для него выполнение и 30% необходимого объема затруднительно, но, однако, зарабатывая этот минимум, он видит результат своих усилий. Данная шкала перевода хорошо согласуется с подходом  Федерального центра  тестирования. Максимальное количество баллов за работу по каждому предмету – 13 баллов. Карточка состоит из 3 -х уровневых  заданий, которые оцениваются следующим образом (1-3 балла, 2-4 балла, 3-5 баллов) + 1 балл за оформление работы. Окончательный результат оформляется  следующим образом:

                                                            11-13 баллов – «5»

8 – 10 баллов – «4»

                                                             5 – 7 баллов  «3»

                                                             4 – 2  балла – «слабое 3», «2»

                                                             0 – 1  балла – «1»

Баллы начисляются в зависимости от верности и неверности решения:

  1. если решил верно, то максимальное количество баллов за данный вопрос;
  2. если решил, но допустил не грубую ошибку – отнять один балл;
  3. если допустил ошибку, но довел решение до конца – отнять один балл;
  4. если приступил к решению, но не закончил – отнять 3 балла;
  5. не приступал к решению – 0 баллов.

Учителя-предметники, проверив контрольные работы, составляют  рейтинговую шкалу по предмету. Все баллы и виды работ регистрируются в личном журнале учителя, который может быть и электронным. Каждый ученик имеет  право  ознакомится с результатами своей работы.  Классные руководители согласно отчету учителей-предметников составляют  рейтинговую шкалу класса, определяя лучшего ученика класса.

Заместители директора по УР на основании отчетов классных руководителей определяют  средний балл каждого класса и сильнейший класс параллели по уровню обученности. Важно отметить, что при проведении РКР количество неудовлетворительных отметок как правило является минимальным, так как учащимся  дается возможность повторить  учебный материал.

По итогам  ШМО проводится  анализ рейтинговых контрольных работ  с целью определения уровня овладения общеучебными навыками учащимися в сравнении с предшествующим периодом, разрабатывается план мероприятий по устранению пробелов в знаниях и повышению мотивации к обучению (Например, уровень овладения общеучебными навыками учащимися 5 – 7 классов в 2009-2010 гг  по сравнению с 2008-2009 учебным годом повысился на 8%, уровень овладения общеучебными навыками учащимися 8 классов повысился на 3%. Высокий уровень обученности продемонстрирован учащимися 10б класса социально – экономического профиля, ниже уровня  предыдущего периода  у учащихся 10а класса физико – информационного профиля). Результаты засчитываются  учащимся как итоги промежуточной аттестации.

        Вторым этапом  проверки знаний учащихся является прикладная  предметная олимпиада,  цель которой – предоставить учащимся возможность продемонстрировать  ораторское искусство, умение работать в команде, применять на практике знания, полученные в школе. Прикладная олимпиада включает в себя задания проблемного характера, направленные на развитие логического мышления. Для участия в предметной  олимпиаде  формируются  команды из 10 учащихся, имеющих лучший результат по рейтинговой шкале класса. Капитан команды получает «Карту образовательных результатов», в которой указаны умения, которые должны продемонстрировать учащиеся и в которую  будут занесены достигнутые результаты.

        В течение 2 академических часов учащиеся посещают  предметные секции:  выполняя задания. Руководитель секции и его помощники фиксируют  в «Карте образовательных результатов» умения учащихся и количество набранных баллов. По итогам  прикладных предметных олимпиад  определяются сильнейшие классы в параллели.  Применение  данной  формы  процессуальной оценки качества обучения  не отягощается со стороны учащихся боязнью получения плохой отметки, неуверенностью в собственных силах, нервным напряжением, ведь оценивается лишь положительный результат.

        Рейтинговая система  оценки знаний обеспечивает  равные условия для обучения всех детей, давая возможность каждому ребенку получить полноценное образование, соответствующее социальным ожиданиям семьи.

Рейтинговый контроль знаний в 9 –х  классах  используется  как  одна  из  форм  контроля  качества  знаний  учащихся, а также с  целью  определения  уровня  обученности   и  повышения  качества  образования; формирования  классов  профильного  обучения.  

      В 2007-2008 учебном году учителями – предметниками  в рамках ШМО был обновлен банк заданий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к государственной (итоговой)  аттестации выпускников 9 –х классов, изменена  шкала баллов.

        Данный  вид  контроля  является  наиболее  технологичным, объективным и эффективным  на  сегодняшний  день, позволяет  с  достаточной  дифференцирующей  способностью   распределить и оценить учебные достижения учащихся. Результаты  рейтингового контроля позволяют избавиться от пробелов в построении образовательного процесса, знаниях учащихся.

Анкетирование учащихся и родителей 9-х классов об отношении их к рейтинговой  системе оценки знаний показало, что подавляющее большинство положительно относится к рейтингу  и считает его объективным. Обсуждение  итогов  рейтинга проводится  на родительских и классных собраниях. В школьном пресс – центре вывешивается рейтинг – лист, в котором  фамилии всех учащихся  расположены в порядке уменьшения количества набранных баллов. Применение системы рейтингового контроля знаний  в школе становится актуальным, так как в высшей школе бально – рейтинговая оценка в условиях двухуровневой системы обучения является  обязательной и в ней используется накопительный принцип.  Цветовая гамма рейтинг - листа показывает определенные зоны толерантности: красная – зона успеха, орнжево – желтые тона – зона благоприятного действия, зеленая – зона спокойствия, сине – голубые  тона – зона нарастания тревожности, черная – опасная зона. Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда учебу школьники начинают рассматривать, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден "статус-кво" данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.

По итогам  рейтингового контроля знаний в 4.9 классах также  определяются  лучшие учащиеся и лучший класс в параллели. Данный вид контроля позволяет определить также уровень обученности  учащихся  по предметам: Определяется диапазон баллов от самого высокого до низкого, средний и общий балл по классам, вычисляется  показатель уровня  обученности учащихся, производится  его сравнение  с  показателями прошлого учебного года. Одним из аспектов работы по системе рейтингового контроля учащихся 9 является определение профиля класса для дальнейшего обучения.

          Сравнение данных рейтингового контроля за  2009 -2010  учебный год с данными прошлого года показывает, что качество обученности учащихся 9-х классов  повысилось на  5%.  Опыт показывает, что учащиеся с интересом относятся к процедуре проведения рейтингового контроля, стремятся улучшить свои знания к итоговой аттестации, появляются навыки развития различных методов предъявления знаний.  Это позволяет уже в школе получить своеобразный “профиль социальной успешности” молодого человека, обозначить сильные и слабые стороны, отразить все многообразие его возможностей – в сопоставлении с другими “профилями”.   Чтобы оценка была публичной и получала дополнительный общественный резонанс в конце учебного года на традиционном школьном празднике «Созвездие школьных талантов»  проводится  оценка достижений учащихся в учебной и общественной деятельности, творческие  достижения  в рамках БДО. Учащиеся  имеют возможность быть названными  победителями в одной из номинаций: «Ученик года», «Особые заслуги», «Через тернии к звездам», «Лига интеллектуалов», «Золотое перо», «Я – гражданин», «Надежда спорта». Каждый учащийся по итогам учебного года в целом может увидеть  не только свои учебные достижения (“академический рейтинг”), но и оценить участие  в олимпиадах («олимпийский рейтинг»), научно-практических конференциях, конкурсах, соревнованиях любого уровня. 
В этом, и состоит преимущество рейтинга как модели: каждое учебное заведение может по своему усмотрению наполнять ее собственным содержанием. Неизменным остается лишь принцип открытого соревновательного набора баллов.  Рейтинг позволяет получать объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний и навыков, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик. Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда. Конечно, внедрение рейтинговой системы сопряжено с определенными рисками психологического и организационного характера.

Во -  первых, сама идея ранжирования детей является достаточно спорной в педагогике. Возникает вопрос: не получится ли, что от введения рейтинга выиграют только те, кто занимает в нем верхние строчки, а  остальным рейтинг нанесет психологическую травму? Однако практика и опросы участников образовательного процесса показывают, что это в большинстве случаев не так. Многочисленные рейтинги стали неотъемлемой частью нашей жизни и не вызывают резкого отторжения, наоборот, приобретают все большую популярность (достаточно вспомнить всевозможные хит- парады). Кроме того, наш рейтинг – инструмент не наказания, а поощрения и стимулирования. 

Во- вторых, существует риск необъективной оценки. Но он оказывается гораздо меньшим, чем в обычной пятибалльной системе, т. к. рейтинг составляется коллегиально и учитывает различные виды достижений. Практика свидетельствует, что именно рейтинговая таблица чаще всего отражает реальный статус учащегося в коллективе. Основная задача нашей школы, школы  адаптивного типа – создать принципиально вариативную образовательную среду со множеством возможных форм самореализации, в которой рейтинговая система является надежным компасом, позволяющим ученику, педагогу, родителю со своих позиций анализировать правильность выбора и успешность продвижения в том или ином направлении, выявлять возможные ошибки, пробелы, а при необходимости переключаться на другие виды и формы образования. 


 

Комментарии

Какорина Валентина Ефимовна

Я проводила эксперимент в 10 классе по МХК с такой темой. Мне он очень понравился, хотя работы у учителя довольно много прибавляется. Но когда я стала готовить результаты эксперимента, то, оказалось, что дети (кроме троих)отрицательно отнеслись в анкетах к данной форме работы. Причины они выдвинули следующие: приходилось "шевелиться", чтобы набрать баллы (если будешь пропускать уроки, то подавно не наберешь), а также неопределенность с оценками, что некоторых пугало.Поэтому, вводить такую форму работы я уже не рискую.