Обучение навыкам конструктивного взаимодействия в системе Родитель – ребенок

Цыплякова Наталья Николаевна

Консультация для родителей

Тема:«Обучение навыкам конструктивного взаимодействия в системе Родитель – ребенок»

 Педагога – психолога

Цыпляковой Натальи Николаевны

 

Каждому человеку приятнее общаться с собеседником, умеющим не только говорить о себе, но и активно слушать. И желательно, чтоб другой был дружески настроен и способен внимательно поддержать разговор.

Так вот, существует возможно уже кому - то знакомая, но эффективная и конструктивная техника «Активное слушание». Она, кстати работает как с детьми, так и взрослыми.

Смысл её заключается в том, что нужно понять не только содержание слов, но и эмоциональное переживание другого.
Для этого необходимо повторить, что сказал ребенок и назвать его ведущее чувство или состояние.

Очень важно после вашего ответа держать паузу. Она нужна для того, чтобы дать ребенку пространство и время подумать.

Повторять сказанное нужно в утвердительной форме. Когда вы задаете вопрос, то это значит, что вы хотите информировать себя. А когда вы произносите ту же фразу в утвердительной форме, вы рассказываете ребенку то, что услышали о нем.

Полезно подстраиваться под ребенка невербально, то есть повторять его позу, мимику, жесты, интонации, громкость и темп голоса, движения глаз и головы.

Не стоит начинать слушать, если нет времени. Воздержитесь от оценок, советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

Примерные ответы родителей при активном слушании:

- «Ты очень расстроилась, так как я не смог прийти раньше»;

- «Тебе сейчас неприятно, и ты не готова продолжать разговор».

Суть техники не в том, чтобы переделать ребенка или сделать, так как нам хочется, а в том, чтобы понять, что чувствует ребенок и принять его переживания.

Техника «Я - сообщения или Я - конструктивная коммуникация» поможет детям понять, что мы чувствуем как родители и узнать нас поближе. Часто конфликты возникают из - за обращения к детям через Ты - сообщения:

- «Ты постоянно все портишь», «Ты что не мог мне позвонить?» и т. п. Когда ребёнок или взрослый слышит такого рода сообщения, то они могут восприниматься как претензия, обвинения, после чего хочется занять оборонительную позицию и начать защищаться.

Если вам не нравится поведение ребенка, которое вызывает негативные переживания, то следует сообщить ему об этом спокойно через «Я – сообщение». Оно вносит вклад в решение проблемы не прямо, а тем, что создает доверительную, безопасную атмосферу при которой легче договориться с ребенком.

Безусловно, в повседневной речи не получится сразу придумать красивое предложение, но это делать и не обязательно, главное придерживаться простой схемы:

  1. Описать то, что не нравится (факт), без оценивания и перехода на личность;
  2. Описать свои ощущения, чувства, в связи с данным поведением;
  3. Описать то воздействие, которое поведение оказываем на вас или окружающих.
  4. Сообщить о своём желании, озвучить просьбу. То есть говорим, что хотелось бы видеть вместо того, что вызвало недовольство.

Пример: 

Ты - сообщение: «Ты не даёшь мне сказать ни слова!»

Я - сообщение: «Когда меня перебивают, то я расстраиваюсь, мне трудно вести диалог, я бы хотела тебя попросить дать мне возможность договорить и потом сказать, что ты думаешь».

Следующая эффективная техника, помогающая расположить к себе ребенка – «Золотые слова». Она предполагает использование в обращении с детьми слов и выражений, способствующих формированию доверительных и теплых отношений. Каждому человеку приятно слышать комплименты, после которых выделяются гормоны счастья и радости. Например: «Я рада, что ты у меня есть», «Мне нравится с тобой играть», «Общаясь с тобой, можно многому научится», «Я знаю, ты это сможешь сделать».

Очень важно, общаясь с ребенком помнить о двухстороннем контакте. Необходимо говорить по очереди, давая возможность высказаться каждому. При этом выдерживать паузу, которая сообщает о том, что вы закончили говорить и предоставляете слово ребенку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_za_yanvar_2024.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Консультация для родителей

«Обучение навыкам конструктивного взаимодействия в системе Родитель – ребенок»

 Педагога – психолога

Цыпляковой Натальи Николаевны

Каждому человеку приятнее общаться с собеседником, умеющим не только говорить о себе, но и активно слушать. И желательно, чтоб другой был дружески настроен и способен внимательно поддержать разговор.

Так вот, существует возможно уже кому - то знакомая, но эффективная и конструктивная техника «Активное слушание». Она, кстати работает как с детьми, так и взрослыми.

Смысл её заключается в том, что нужно понять не только содержание слов, но и эмоциональное переживание другого.
Для этого необходимо повторить, что сказал ребенок и назвать его ведущее чувство или состояние.

Очень важно после вашего ответа держать паузу. Она нужна для того, чтобы дать ребенку пространство и время подумать.

Повторять сказанное нужно в утвердительной форме. Когда вы задаете вопрос, то это значит, что вы хотите информировать себя. А когда вы произносите ту же фразу в утвердительной форме, вы рассказываете ребенку то, что услышали о нем.

Полезно подстраиваться под ребенка невербально, то есть повторять его позу, мимику, жесты, интонации, громкость и темп голоса, движения глаз и головы.

Не стоит начинать слушать, если нет времени. Воздержитесь от оценок, советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

Примерные ответы родителей при активном слушании:

- «Ты очень расстроилась, так как я не смог прийти раньше»;

- «Тебе сейчас неприятно, и ты не готова продолжать разговор».

Суть техники не в том, чтобы переделать ребенка или сделать, так как нам хочется, а в том, чтобы понять, что чувствует ребенок и принять его переживания.

Техника «Я - сообщения или Я - конструктивная коммуникация» поможет детям понять, что мы чувствуем как родители и узнать нас поближе. Часто конфликты возникают из - за обращения к детям через Ты - сообщения:

- «Ты постоянно все портишь», «Ты что не мог мне позвонить?» и т. п. Когда ребёнок или взрослый слышит такого рода сообщения, то они могут восприниматься как претензия, обвинения, после чего хочется занять оборонительную позицию и начать защищаться.

Если вам не нравится поведение ребенка, которое вызывает негативные переживания, то следует сообщить ему об этом спокойно через «Я – сообщение». Оно вносит вклад в решение проблемы не прямо, а тем, что создает доверительную, безопасную атмосферу при которой легче договориться с ребенком.

Безусловно, в повседневной речи не получится сразу придумать красивое предложение, но это делать и не обязательно, главное придерживаться простой схемы:

  1. Описать то, что не нравится (факт), без оценивания и перехода на личность;
  2. Описать свои ощущения, чувства, в связи с данным поведением;
  3. Описать то воздействие, которое поведение оказываем на вас или окружающих.
  4. Сообщить о своём желании, озвучить просьбу. То есть говорим, что хотелось бы видеть вместо того, что вызвало недовольство.

Пример: 

Ты - сообщение: «Ты не даёшь мне сказать ни слова!»

Я - сообщение: «Когда меня перебивают, то я расстраиваюсь, мне трудно вести диалог, я бы хотела тебя попросить дать мне возможность договорить и потом сказать, что ты думаешь».

Следующая эффективная техника, помогающая расположить к себе ребенка – «Золотые слова». Она предполагает использование в обращении с детьми слов и выражений, способствующих формированию доверительных и теплых отношений. Каждому человеку приятно слышать комплименты, после которых выделяются гормоны счастья и радости. Например: «Я рада, что ты у меня есть», «Мне нравится с тобой играть», «Общаясь с тобой, можно многому научится», «Я знаю, ты это сможешь сделать».

Очень важно, общаясь с ребенком помнить о двухстороннем контакте. Необходимо говорить по очереди, давая возможность высказаться каждому. При этом выдерживать паузу, которая сообщает о том, что вы закончили говорить и предоставляете слово ребенку.