Консультация для родителей Цыпляковой Н.Н. «Влияние деструктивных детско-родительских отношений на развитие детей старшего дошкольного возраста»

Цыплякова Наталья Николаевна

Консультация для родителей

 

Тема: «Влияние деструктивных детско-родительских отношений на развитие детей старшего дошкольного возраста»

 

Педагог – психолог

Цыплякова Н.Н.

 

Сегодня мы видим серьезные изменения, касающиеся развития детей. Они связаны с появлением новых подходов к воспитанию ребенка. А также, с внедрением информационных технологий, ставших частью повседневной жизни, отмечается повышение значимости интеллектуального развития с самого раннего возраста. Родители стремятся сделать досуг ребенка полезным и продуктивным. Эта идея становится сверхценной, а времени на простое общение не остается. Форсирование развития ребенка может отрицательно сказаться на его психологическом здоровье. Завышенные требования в дошкольном возрасте могут привести к утрате учебной мотивации, эмоциональным дисгармониям, «выученной» беспомощности, возникновению психологических защит, другим неприятным последствиям.

Семья является главным институтом, играющим первостепенную роль в воспитании личности ребенка. Большую часть времени ребенок находится в семейной системе, перенимая реакции, поведение, способы взаимодействия значимых взрослых.

Родители оказывают большое влияние на развитие ребенка. Дети, получившие любовь, ласку имеют меньше проблем со здоровьем. Как правило, у них нет трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. У детей, в семье которых часто случаются скандалы, отмечают: холодность друг к другу, отсутствие понимания, различные комплексы и психологические проблемы во взрослом возрасте. Родители воздействуют на построение личности, самооценки ребенка. Дети хотят быть похожими на отца и мать, копируют их поведение. От того, как относятся родители к ребенку, происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если, авторитарное деспотичное поведение семьи, подавление интересов ребенка, навязывание своих взглядов формируют неуверенную, несамостоятельную в себе личность, то сочетание доброго, заботливого, внимательного отношения к ребенку без навязчивости и стремлением помочь, поддержать в трудной ситуации становится залогом становления полноценной, душевно здоровой личности. В процессе воспитания ребенка родителям необходимо в семье особое внимание уделять таким компонентам: особенностям эмоционального отношения, мотивам, целям, ценностям, стилю взаимодействия с ребенком, способам разрешения проблемных ситуаций, социальному контролю.

Ребенок по факту рождения не является личностью, но у него есть все задатки ее стать. Это происходит по мере того, как человек овладевает самим собой, научается управлять своим поведением, психическими процессами. Формирование личности начинается в младшем школьном возрасте, вся предыдущая жизнь ребенка, лишь подготовка к такому формированию.

У ребенка появляются такие образования, которые позволяют назвать его личностью. К ним относят: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. В три года малыш уже имеет чувство собственного достоинства, гордится своими достижениями и стремится быть лучше во всем. Когда у ребенка возникает отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок.

Ребенок к 5 – 6 годам может обладать навыками для регуляции своих действий, поведения. Важно, чтобы родители оказывали поддержку в познавательной активности ребенка, давали возможность для приобретения своего собственного опыта. В период старшего дошкольного возраста закладывается мировоззрение, формируется характер, способности. Под контролем и разъяснением разных ситуаций ребенок замечает ошибки в своей деятельности и в работе других, перенимает образцы для подражания.

Убеждения или установки родителей служат основой для воспитания детей. Под ними понимаются восприятие ребенка родителем, его отношение к нему, способ обращения. Они формируют особенности поведения ребенка.

Большое влияние на развитие познавательных процессов ребенка оказывают стили родительского воспитания. Они зависит от жизненного сценария личности родителя, от значения, которое человек придает самому себе и миру, целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем.

Семейные отношения, в которых наблюдаются отклонения, считаются деструктивными. В таких семьях у ребенка отмечаются: тревожность, беспокойность, трудности в общении с людьми, плохая успеваемость в учебе. Эмоциональное состояние влияет на познавательную деятельность ребенка, интеллектуальное развитие. Гиперопека родителей характеризуется отсутствием проявления инициативы у ребенка. В семье, где присутствует жесткий авторитаризм, происходит насилие над ребенком. Оно может быть, как физическим (побои), так и словесным (оскорбления). Однако в первом и во втором случае результат получается одинаковый. Частым спутником у ребенка является сочетание боли, обиды, чувства вины, страха, беспомощности. Все это может нанести вред психике ребенка, привести к серьезным расстройствам.

К деструктивным факторам в семейных отношениях относят: отсутствие теплоты между родителем и ребенком, жестокое отношение, враждебность, низкий уровень доходов (малообеспеченные), злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками. Дети научаются защищать себя с помощью психологических защит. Они подавляют свои чувства, отрицают, что происходит. Гнев, агрессию, ненависть проецирует на друзей, учителей, предметы.

Таким образом, деструктивные родительские убеждения и атмосфера семьи нарушают высшие психические функции детей, так как они формируют свои установки и взгляды через значимых взрослых. В то время как здоровые семейные отношения и вовлеченность родителей в психологическую и эмоциональную жизнь ребенка положительным образом влияют на его психику. Именно поэтому важно создавать благоприятные условия для развития здоровой и всесторонне развитой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Влияние деструктивных детско-родительских отношений на развитие детей старшего дошкольного возраста»

Педагог – психолог

Цыплякова Н.Н.

Сегодня мы видим серьезные изменения, касающиеся развития детей. Они связаны с появлением новых подходов к воспитанию ребенка. А также, с внедрением информационных технологий, ставших частью повседневной жизни, отмечается повышение значимости интеллектуального развития с самого раннего возраста. Родители стремятся сделать досуг ребенка полезным и продуктивным. Эта идея становится сверхценной, а времени на простое общение не остается. Форсирование развития ребенка может отрицательно сказаться на его психологическом здоровье. Завышенные требования в дошкольном возрасте могут привести к утрате учебной мотивации, эмоциональным дисгармониям, «выученной» беспомощности, возникновению психологических защит, другим неприятным последствиям.

Семья является главным институтом, играющим первостепенную роль в воспитании личности ребенка. Большую часть времени ребенок находится в семейной системе, перенимая реакции, поведение, способы взаимодействия значимых взрослых.

Родители оказывают большое влияние на развитие ребенка. Дети, получившие любовь, ласку имеют меньше проблем со здоровьем. Как правило, у них нет трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. У детей, в семье которых часто случаются скандалы, отмечают: холодность друг к другу, отсутствие понимания, различные комплексы и психологические проблемы во взрослом возрасте. Родители воздействуют на построение личности, самооценки ребенка. Дети хотят быть похожими на отца и мать, копируют их поведение. От того, как относятся родители к ребенку, происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если, авторитарное деспотичное поведение семьи, подавление интересов ребенка, навязывание своих взглядов формируют неуверенную, несамостоятельную в себе личность, то сочетание доброго, заботливого, внимательного отношения к ребенку без навязчивости и стремлением помочь, поддержать в трудной ситуации становится залогом становления полноценной, душевно здоровой личности. В процессе воспитания ребенка родителям необходимо в семье особое внимание уделять таким компонентам: особенностям эмоционального отношения, мотивам, целям, ценностям, стилю взаимодействия с ребенком, способам разрешения проблемных ситуаций, социальному контролю.

Ребенок по факту рождения не является личностью, но у него есть все задатки ее стать. Это происходит по мере того, как человек овладевает самим собой, научается управлять своим поведением, психическими процессами. Формирование личности начинается в младшем школьном возрасте, вся предыдущая жизнь ребенка, лишь подготовка к такому формированию.

У ребенка появляются такие образования, которые позволяют назвать его личностью. К ним относят: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. В три года малыш уже имеет чувство собственного достоинства, гордится своими достижениями и стремится быть лучше во всем. Когда у ребенка возникает отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок.

Ребенок к 5 – 6 годам может обладать навыками для регуляции своих действий, поведения. Важно, чтобы родители оказывали поддержку в познавательной активности ребенка, давали возможность для приобретения своего собственного опыта. В период старшего дошкольного возраста закладывается мировоззрение, формируется характер, способности. Под контролем и разъяснением разных ситуаций ребенок замечает ошибки в своей деятельности и в работе других, перенимает образцы для подражания.

Убеждения или установки родителей служат основой для воспитания детей. Под ними понимаются восприятие ребенка родителем, его отношение к нему, способ обращения. Они формируют особенности поведения ребенка.

Большое влияние на развитие познавательных процессов ребенка оказывают стили родительского воспитания. Они зависит от жизненного сценария личности родителя, от значения, которое человек придает самому себе и миру, целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем.

Семейные отношения, в которых наблюдаются отклонения, считаются деструктивными. В таких семьях у ребенка отмечаются: тревожность, беспокойность, трудности в общении с людьми, плохая успеваемость в учебе. Эмоциональное состояние влияет на познавательную деятельность ребенка, интеллектуальное развитие. Гиперопека родителей характеризуется отсутствием проявления инициативы у ребенка. В семье, где присутствует жесткий авторитаризм, происходит насилие над ребенком. Оно может быть, как физическим (побои), так и словесным (оскорбления). Однако в первом и во втором случае результат получается одинаковый. Частым спутником у ребенка является сочетание боли, обиды, чувства вины, страха, беспомощности. Все это может нанести вред психике ребенка, привести к серьезным расстройствам. 

К деструктивным факторам в семейных отношениях относят: отсутствие теплоты между родителем и ребенком, жестокое отношение, враждебность, низкий уровень доходов (малообеспеченные), злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками. Дети научаются защищать себя с помощью психологических защит. Они подавляют свои чувства, отрицают, что происходит. Гнев, агрессию, ненависть проецирует на друзей, учителей, предметы.

Таким образом, деструктивные родительские убеждения и атмосфера семьи нарушают высшие психические функции детей, так как они формируют свои установки и взгляды через значимых взрослых. В то время как здоровые семейные отношения и вовлеченность родителей в психологическую и эмоциональную жизнь ребенка положительным образом влияют на его психику. Именно поэтому важно создавать благоприятные условия для развития здоровой и всесторонне развитой личности.