Консультация для родителей Цыпляковой Н.Н. «Психологическая готовность ребенка к школе»

Цыплякова Наталья Николаевна

Готовность к школе – это очень важный, волнительный и ответственный период в жизни ребенка и родителей. Она обусловлена переходом из одной социальной группы (сада) в другую (школу).

Родители хотят, чтобы его ребенок был готов к школьному обучению. И когда мы говорим про готовность, то многим на ум приходит  такие критерии как умение считать, читать, писать. Безусловно, они важны, но также важна и психологическая готовность к школе, которая состоит из мотивационного, социального, волевого, интеллектуального компонентов.

К мотивационному относят то, что побуждает к действию: потребности, интересы, желания. Мотивы могут быть разные. Например, желание идти в школу может быть детерминировано познавательным интересом (узнать, что – то новое), а также и игровым (будет много детей, с кем можно поиграть). Важно рассказывать ребенку, что его ждет в школе, это могут быть истории из своего школьного периода, основанные на положительных моментах. Также вы можете вместе посмотреть фильмы, мультфильмы о школе, приводить реальные примеры тех, кто уже посещает школу, чем они там занимаются. Родителям необходимо рассказывать о важности посещения и обучения школы, об обязанностях школьника.

Социальный обусловлен желанием приобретения нового социального статуса – быть школьником, иметь свой портфель, учебники, принадлежности, свое рабочее место. Сюда же относят и уровень сформированности коммуникативных навыков для взаимодействия с другими, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальный компонент включает сформированность у ребенка мыслительных процессов, к которым относят обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, классификация предметов по существенному признаку. Это наличие хорошей памяти, внимания, представления ребенка о себе, других людях, природе, окружающем мире. Важно организовать спокойную, благоприятную атмосферу дома, так как в эмоционально стабильной обстановке ребенок лучше усваивает материал.

Волевая готовность проявляется в способности регулировать эмоциональное состояние, поведение. Ребенок понимает, что необходимо прикладывать волевые усилия, чтобы решить задачу, справиться с трудностью. Волевая готовность определяется умением ребенка понимать задачу.

Также хочется сказать о таком важном моменте, по мнению психологов и педагогов успешная адаптация проходит тогда, когда дети умеют общаться. Критериями общения являются навыки: слышать и слушать собеседника, не перебивать собеседника, проявлять терпение. Говорить тогда, когда другой собеседник закончит свою мысль. Использовать вежливые слова при общении.

Часто родители сообщают о том, что дети не слушают друг друга, перебивают их, сверстников. В таком случае можно решить проблему через игру. Для нее нужны два телефона или два предмета – заместителя. Взрослые воспроизводят ситуации «Звонок брату/другу/бабушке», «Приглашение друга на день рождение». Разыгрывание таких ситуаций формируют у ребенка умение вести диалог, общаться с родителями, сверстниками.

А теперь мне бы хотелось дать вам несколько полезных рекомендаций по повышению уровня готовности к школе:

1) Прививать любовь к чтению, пересказывать, озвучивая основную мысль и последовательность изложения событий. Через свой пример показывать любовь к книгам. Рассказывать о своих любимых книгах, формирование своей собственной библиотеки. Поощрение ребенка по общению с детьми, которые любят читать.

2) Для расширения кругозора посещайте музеи, театры, выставки, гуляйте в парках, ходите на экскурсии, ездите в другие города. Чаще играйте с ребенком, так как в игре происходит развитие познавательных процессов. А это память, внимание, мышление, восприятие, речь, воображение. В процессе игры формируются коммуникативные навыки.

3) Хвалите и поддерживайте своего ребенка за любые достижения. Акцентируйте внимание на том, что получается у ребенка. Не осуждайте ребенка если что – то у него не получается, лучше похвалите за то, что он старается, пробует делать и обьясните, что в этом нет ничего страшного. Совершать ошибки абсолютно нормально, это характерно для всех. Важно при этом делать выводы и пробовать дальше, искать другие способы выполнения задания.

4) Говорите и пробуйте вместе с ребенком организовывать свою деятельность, соблюдать распорядок дня.

Помните о том, что в ваших силах создать безопасную, спокойную обстановку дома, которая ребенка подготовит к успешной учебе. Это позволит занять ему достойное место среди сверстников и чувствовать себя в школе комфортно.

Образование может сделать ребенка умным, но насколько он будет счастливым, зависит от качественного, разностороннего взаимодействия с ним.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Готовность к школе»

Педагога – психолога

Цыпляковой Натальи Николаевны

Готовность к школе – это очень важный, волнительный и ответственный период в жизни ребенка и родителей. Она обусловлена переходом из одной социальной группы (сада) в другую (школу).

Родители хотят, чтобы его ребенок был готов к школьному обучению. И когда мы говорим про готовность, то многим на ум приходит  такие критерии как умение считать, читать, писать. Безусловно, они важны, но также важна и психологическая готовность к школе, которая состоит из мотивационного, социального, волевого, интеллектуального компонентов.

К мотивационному относят то, что побуждает к действию: потребности, интересы, желания. Мотивы могут быть разные. Например, желание идти в школу может быть детерминировано познавательным интересом (узнать, что – то новое), а также и игровым (будет много детей, с кем можно поиграть). Важно рассказывать ребенку, что его ждет в школе, это могут быть истории из своего школьного периода, основанные на положительных моментах. Также вы можете вместе посмотреть фильмы, мультфильмы о школе, приводить реальные примеры тех, кто уже посещает школу, чем они там занимаются. Родителям необходимо рассказывать о важности посещения и обучения школы, об обязанностях школьника.

Социальный обусловлен желанием приобретения нового социального статуса – быть школьником, иметь свой портфель, учебники, принадлежности, свое рабочее место. Сюда же относят и уровень сформированности коммуникативных навыков для взаимодействия с другими, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальный компонент включает сформированность у ребенка мыслительных процессов, к которым относят обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, классификация предметов по существенному признаку. Это наличие хорошей памяти, внимания, представления ребенка о себе, других людях, природе, окружающем мире. Важно организовать спокойную, благоприятную атмосферу дома, так как в эмоционально стабильной обстановке ребенок лучше усваивает материал.

Волевая готовность проявляется в способности регулировать эмоциональное состояние, поведение. Ребенок понимает, что необходимо прикладывать волевые усилия, чтобы решить задачу, справиться с трудностью. Волевая готовность определяется умением ребенка понимать задачу.

Также хочется сказать о таком важном моменте, по мнению психологов и педагогов успешная адаптация проходит тогда, когда дети умеют общаться. Критериями общения являются навыки: слышать и слушать собеседника, не перебивать собеседника, проявлять терпение. Говорить тогда, когда другой собеседник закончит свою мысль. Использовать вежливые слова при общении.

Часто родители сообщают о том, что дети не слушают друг друга, перебивают их, сверстников. В таком случае можно решить проблему через игру. Для нее нужны два телефона или два предмета – заместителя. Взрослые воспроизводят ситуации «Звонок брату/другу/бабушке», «Приглашение друга на день рождение». Разыгрывание таких ситуаций формируют у ребенка умение вести диалог, общаться с родителями, сверстниками.

А теперь мне бы хотелось дать вам несколько полезных рекомендаций по повышению уровня готовности к школе:

1) Прививать любовь к чтению, пересказывать, озвучивая основную мысль и последовательность изложения событий. Через свой пример показывать любовь к книгам. Рассказывать о своих любимых книгах, формирование своей собственной библиотеки. Поощрение ребенка по общению с детьми, которые любят читать.

2) Для расширения кругозора посещайте музеи, театры, выставки, гуляйте в парках, ходите на экскурсии, ездите в другие города. Чаще играйте с ребенком, так как в игре происходит развитие познавательных процессов. А это память, внимание, мышление, восприятие, речь, воображение. В процессе игры формируются коммуникативные навыки.

3) Хвалите и поддерживайте своего ребенка за любые достижения. Акцентируйте внимание на том, что получается у ребенка. Не осуждайте ребенка если что – то у него не получается, лучше похвалите за то, что он старается, пробует делать и обьясните, что в этом нет ничего страшного. Совершать ошибки абсолютно нормально, это характерно для всех. Важно при этом делать выводы и пробовать дальше, искать другие способы выполнения задания.

4) Говорите и пробуйте вместе с ребенком организовывать свою деятельность, соблюдать распорядок дня.

Помните о том, что в ваших силах создать безопасную, спокойную обстановку дома, которая ребенка подготовит к успешной учебе. Это позволит занять ему достойное место среди сверстников и чувствовать себя в школе комфортно.

Образование может сделать ребенка умным, но насколько он будет счастливым, зависит от качественного, разностороннего взаимодействия с ним.