«Блокадной памяти страницы»

Ядрышникова Екатерина Ивановна

Предварительный просмотр:

 Сценарий, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда

для детей старшего дошкольного возраста

 «Блокадной памяти страницы»

                           

 Музыкальный руководитель: Ядрышникова Е.И. высшая категория

Цель:

- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного  Ленинграда в годы Великой отечественной войны;  

- расширить представление о жизни  детей блокадного Ленинграда;

- формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;

- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;

- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

Ход мероприятия:

Видеоролик о Блокаде Ленинграда.

1Ведущий:

Страшней того, что было в Ленинграде,

Сегодня в мире больше не найти!

Ведь речь пойдет сегодня о блокаде,
О страшном времени, о горестном пути!

2 Ведущий:

 В этом году мы отмечаем 80 лет со дня снятия блокады. Восьмого сентября 1941 года немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от страны. 900 дней город Ленинград находился во вражеском кольце. Ребята, давайте с вами мысленно вернемся в то время. Когда город назывался Ленинградом, а прадедушки и прабабушки были еще совсем юными, но на их долю выпали тяжкие испытания.                                   

1 Ведущий:

Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ.

И послал солдат немецких

Против всех людей советских -

Это значит против нас!

2 Ведущий:

В мирную тишину мирных жителей ворвался из уличных репродукторов громкий тревожный голос: 

Фонограмма репродуктора «Голос Левитана, объявление войны»

2 Ведущий: В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна, огромная!».

     Песня «Священная война».

1 Ведущий:

Враг подступал к городу. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. Город бомбили все чаще и чаще. Много рабочих ушло на фронт. Они стали солдатами и матросами.

Стихи читают 4 мальчика (элементы военной формы, атрибуты)

Телефонист (с телефоном):

Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.

Почти совсем не слышно вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас, алло, алло.

Моряк (смотрит в бинокль).

На, горизонте самолет.

По курсу полный ход, вперед!

Готовься к бою, экипаж,

Отставить, истребитель наш.

Летчик (с картой).

Пехота здесь, а танки тут.

Лететь осталось семь минут.

Понятен боевой приказ.

Противник не уйдет от нас!

Рядовой (в пилотке, с орденом).

Я пехотинец молодой.

С фашистом дрался под Москвой.

Не раз в разведку я ходил,

Меня полковник наградил.    Садятся на места.

2Ведущий:  22 июня 1941 года в 4 часа утра фашисты напали на нашу страну. А 8 сентября вероломные враги окружили наш Ленинград. Город был осаждён. В городе не было ни света, ни тепла, ни воды. Очень рано наступили сильные морозы. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах. Люди были обессилевшими от голода. Им трудно было тащить санки с грузом. Но это был единственный способ.

1Ведущий :

Немцы взорвали многие продовольственные склады, а оставшиеся в городе продукты вскоре закончились. Страшным испытанием стал для ленинградцев голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Ломтик хлеба, кружка кипятка – вот и весь обед блокадного ленинградца… «125 блокадных грамм с песком  и кровью пополам». Хлеба было очень мало и многие умирали от голода. Но ленинградцы не сдавались! (показ кусочка хлеба) Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день.

2 Ведущий: Письма в блокадном городе…..

Они были нужны ленинградцам не меньше, чем хлеб. На фронте никто не знал и даже представить себе не мог, что происходит в Ленинграде. Письмо с сообщением «жив и здоров» могло на время заставить забыть о голоде, холоде и обо всём происходящем.                                                                

Весной сорок второго  года фашисты объявили, что в осажденный Ленинград даже птица не может пролететь. В ответ многие жители города стали носить на груди жетон. Он представлял собой ласточку, несущую в клюве письмо, и означал ожидание доброй вести с большой земли. 

Девочки читают стихотворение:

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна —

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

1 Ведущий:  Блокада Ленинграда стала испытанием не только для взрослых, но и для детей. 872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили наравне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города.

2 Ведущий: Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, было решено не останавливать работу школ. Ребята сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. Но даже в таких жутких условиях дети продолжали учиться. Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

Дети читают стихи:                                                                    

А мы не стали памяти перечить,

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на маленькие плечи

Огромная недетская беда.

Была земля и жесткой, и метельной,

Была судьба у всех людей одна,

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

Мальчишки и девчонки Ленинграда,

Война у вас детство украла.

Лишила родных и близких.

Мы вам поклонимся низко.

Вы повзрослели так рано.

Работали ночью и днём.

За ваши душевные раны

Низкий поклон.

И голод, и холод вас сковывал,

Пронзала жгучая боль.

Игрушки отброшены в сторону,

А цель лишь одна — фронт!

Спасибо, спасибо, ребята,

За вашу отвагу и труд.

И эта скорбная дата

Запомнится всем вокруг.

1 Ведущий : У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. В их умах сложились особенные ценности и представления о добре и зле. Дети войны очень быстро повзрослели. В своё маленькое сердце они приняли большую боль войны. Сколько их, маленьких отважных сердец … Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои Великой Отечественной войны.        Минута молчания

2 Ведущий: А может те, кого не стало,  превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землёй и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.

Девочки  (птицы) читают стихи:

Летела стая белых птиц,

И люди взор к ним устремили,

Застыв, затихнув, замерев.

Про все дела свои забыли….

Сколько вас? Попробуй перечислить –

Не сочтешь, а впрочем, всё равно

Вы сегодня с нами,

в наших мыслях,

В каждой песне,

В легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Танец «Птицы белые».

1 Ведущий: Ленинград! Для всех людей на планете  стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. 27 января 1944 года, наши войска прорвали блокаду!

Звучит фонограмма, голос Левитана о прорыве Блокады.

1 Ведущий:                                                                        

От усталости шатаясь, ленинградцы

Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»

И сквозь слёзы начинали обниматься, –

Всё! Закончилась блокадная пора!

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

2 Ведущий:

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия невыживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Есть салют у нас весной – на День Победы,

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды

Тот салют в голодно-белом январе…

           Игра «Салют»

1 Ведущий: Ребята, наша армия победила врага в страшной войне. Героев армии знает вся страна. Она и сейчас стоит на страже мира. И, наверняка, многие из вас хотят быть похожими на героев, быть сильными, отважными, готовыми преодолеть все трудности и опасности.

Дети читают стихи:

Чтоб под солнцем мирным

Жили мы с тобой,

Армия родная бережет покой.

Самолеты в небе, в море корабли

Стерегут границы нашей всей земли.

Чтоб войну не знали дети!
Чтоб был мирным небосвод.
И остался чтоб игрушкой
Навсегда пехотный взвод.

Песня "Песня о мире"

2 Ведущий: 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокоренных ленинградцев. 14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января 1944года полностью освободили Ленинград от фашистской блокады. Наши воины победили благодаря всем жителям города. За стойкость и героизм жителей, нашему городу было присвоено звание «Город-герой».

1 Ведущий:

Мы никогда не забудем тех, кто защищал город Ленинград! Тех, кто проложил дорогу жизни и спас жителей блокадного Ленинграда ценою собственной жизни.

Приглашаю всех вас подойти и приклеить  ладошки, которые держат кусочек хлеба, которым так дорожили  ленинградцы во время войны.

Аппликация «Блокадный хлеб».

Раздача детям карточки «Блокадный хлеб».

2 Ведущий: Человек рождается, чтобы жить, радоваться жизни, быть счастливым. Ребята, сегодня мы обращаемся ко всем: «Мы, все вместе, можем и должны хранить мир на Земле!»

Фото с аппликацией и карточкой Блокадный хлеб.

Под фонограмму «Не отнимайте солнца у детей» заканчивается праздник.