ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ

Мацко Кристина Юрьевна

 

Семинар для родителей «Речевое развитие детей посредством сказки»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.  Самое главное - сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо.

Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке?

Сказки позволяют ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Педагоги получают возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.

Работа со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать что такое «хорошо», и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить роль родителя, оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир, близких людей. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.

Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Велика роль сказки и в коррекции речевых нарушений у детей. В «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.

Большинство детей с нарушениями речи не умеют слушать и слышать, как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков. Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других, проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое, - вот характерные особенности детей с нарушениями речи.

Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи. Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше. Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес, развилась чувствительность, то это означает, что у педагогов станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь.

Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

Суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если созданы они в чужой стране, где люди живут иными проблемами. И, побывав вместе с ребенком в сказочном мире, вступаем с ним в чудесный заговор, где смыкаются наши с ним миры – взрослый и детский. Мы возвращаемся из сказки с добычей, одухотворяющей будничную жизнь.

Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить следующими достоинствами:

  • в сказках нет обучения и нравоучений;
  • главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может быть везде;
  • дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;
  • тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного.

Любая сказка выполняет в развитии ребенка ряд функций:

·       ознакомительную;

·       коррекционно-развивающую (развивается мышление, воображение, память, внимание ребенка, мелкая моторика и координация движений рук; развивается речь, фонематический слух, артикуляционная моторика);

·       интеграционную (ребенок включается в социальную среду)

Например,  при чтении сказки можно спросить у ребенка: Как дует ветерок? (вью-вью). Как дует ветер? (у-у-у). Как дрожат от холода? (в-в-в). Как жужжит шмель? (ж-ж-ж). Как рычит собака? (р-р-р).

С помощью сказки родители смогут развить у ребенка:

  • умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • интерес к занятиям;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора

Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В данном возрасте дети идентифицируют себя с животными и могут легко перевоплощаться в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает идентифицировать себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами, богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать волшебные сказки.

Читающий или рассказывающий родитель, должен помнить некоторые правила:

  • При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны  запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и первый раз.
  • Разными интонациями и жестами «окрашивайте» положительные и отрицательные поступки участников рассказа, сказки.
  • Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
  • Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.
  • В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
  • Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над плохими силачами.

Сказка – это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.

Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его

фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться. 

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

        

 

 

Консультация для родителей

 

«ДОМАШНЯЯ РАБОТА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»

 

Добрый вечер, уважаемые родители!

Занятия пальчиковыми играми со стихотворным проговариванием способствуют расширению словарного запаса. А если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать нам, взрослым. учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать. повышает речевую активность крохи. да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу:) Пальчиковые игры учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение!

Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти ребёнка.

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно "рассказывать" целые истории!

Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои "пальчиковые истории".

Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними

 

 

 

 

 

 

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ПАЛЬЧИКИ И ЛАДОШКИ"

Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, количество повторений упражнений можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка.

  1. Дайте ребенку круглую щетку для волос.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

2. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

3. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

4. Предложите ребёнку собрать спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними .

5. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «сжимайте» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это непалец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

6. Возьмите веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завяжите на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

7. Предложите ребёнку поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого, проговаривая слова стихотворения:

Сидит белка на тележке, или Этот пальчик хочет спать,

Продает она орешки: Этот пальчик – прыг в кровать,

Лисичке-сестричке, Этот пальчик прикорнул,

Воробью, синичке, Этот пальчик вдруг зевнул,

Мишке толстопятому, Ну а этот уж заснул.

Заиньке усатому.

8. Покажите ребёнку, как правильно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочередно их выпрямлять, начиная с большого пальца, и приговаривая:

Ну-ка, братцы, за работу, или Мизинчик идти на прогулку решил.Покажи свою охоту: Но безымянный не разрешил, Большаку – дрова рубить, А средний об этом услышал – Печи все тебе топить, Едва из терпенья не вышел. А тебе воду носить, И печально сказал указательный: А тебе обед варить, «Огорчится большой обязательно». А тебе детей кормить. Досталось мизинцу

От всех по гостинцу.

9. «Футбол». Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами правой (левой) руки.

10. «Крестики-нолики»: ребенок поочередно делает «крестики» из Указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.

11. «Колокольчики»: ребенок в течение 30 - 60 секунд потряхивает кистями рук.

12. Упражнение «змейка»: ребенок пытается дотронуться кончиками указательного, среднего и остальных пальчиков в отдельности то до основания этого же пальчика, то как можно дальше до ладони. Повторить упражнение обеих рук 3-4 раза.

13. «Музыка»: ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3-4 раза.

14. «Ножницы»: ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести указательный пальчик от остальных, крепко сжатых. Повторить 5 раз.

15. «Круги»: ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук. Повторить 5 раз.

 

16. Поделка «Котёнок».

Для выполнения нашей работы понадобится: картинка любого персонажа, пластилин, нитки. Первым делом найдите или нарисуйте сами рисунок котенка на картоне. Картинка должна быть не цветной. Подготовим пластилин. Теперь возьмем картинку и пластилин. Облепим картинку пластилином. Этот этап работы очень важен для развития ребенка. Опять мы имеем дело с развитием пальчиков. Ребёнку приходится выполнять забавное, но не совсем простое действие – размазывать пластилин. Если ребенок выполняет это действие впервые - покажите ему, как он должен действовать. Для этого от пластилина отрывается небольшой кусочек, этот кусочек пластилина кладется на рисунок кошки. Втирающими движениями размазываем пластилин. Следует оставлять не замазанным контур глаз и т. д. Иначе получим просто неведомый овал. Выполняйте эту работу совместно с ребенком. Так как его пальчики быстро устанут. После того, как картинка будет полностью залеплена пластилином – приступайте к следующему этапу работы. Возьмите нитки. Разрежьте нить на небольшие кусочки. Нарезав нитки – прилепим их на наш пластилин. Для этого берем кусочек нитки, кладем его на картинку с пластилином. Чуть нажимаем на нитку, для того чтобы она приклеилась к пластилину. Для украшения картинки можно использовать разные цвета нити.

 

 

 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_2.docx22.09 КБ
Файл palchiki.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей «Речевое развитие детей посредством сказки»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.  Самое главное - сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо.

Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке?

Сказки позволяют ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Педагоги получают возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.

Работа со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать что такое «хорошо», и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить роль родителя, оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир, близких людей. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.

Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Велика роль сказки и в коррекции речевых нарушений у детей. В «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.

Большинство детей с нарушениями речи не умеют слушать и слышать, как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков. Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других, проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое, - вот характерные особенности детей с нарушениями речи.

Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи. Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше. Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес, развилась чувствительность, то это означает, что у педагогов станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь.

Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

Суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если созданы они в чужой стране, где люди живут иными проблемами. И, побывав вместе с ребенком в сказочном мире, вступаем с ним в чудесный заговор, где смыкаются наши с ним миры – взрослый и детский. Мы возвращаемся из сказки с добычей, одухотворяющей будничную жизнь.

Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить следующими достоинствами:

  • в сказках нет обучения и нравоучений;
  • главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может быть везде;
  • дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;
  • тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного.

Любая сказка выполняет в развитии ребенка ряд функций:

·       ознакомительную;

·       коррекционно-развивающую (развивается мышление, воображение, память, внимание ребенка, мелкая моторика и координация движений рук; развивается речь, фонематический слух, артикуляционная моторика);

·       интеграционную (ребенок включается в социальную среду)

Например,  при чтении сказки можно спросить у ребенка: Как дует ветерок? (вью-вью). Как дует ветер? (у-у-у). Как дрожат от холода? (в-в-в). Как жужжит шмель? (ж-ж-ж). Как рычит собака? (р-р-р).

С помощью сказки родители смогут развить у ребенка:

  • умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • интерес к занятиям;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора

Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В данном возрасте дети идентифицируют себя с животными и могут легко перевоплощаться в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает идентифицировать себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами, богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать волшебные сказки.

Читающий или рассказывающий родитель, должен помнить некоторые правила:

  • При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны  запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и первый раз.
  • Разными интонациями и жестами «окрашивайте» положительные и отрицательные поступки участников рассказа, сказки.
  • Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
  • Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.
  • В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
  • Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над плохими силачами.

Сказка – это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.

Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его

фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться. 

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

        

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ДОМАШНЯЯ РАБОТА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Занятия пальчиковыми играми со стихотворным проговариванием способствуют расширению словарного запаса. А если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать нам, взрослым. учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать. повышает речевую активность крохи. да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу:) Пальчиковые игры учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение!

Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти ребёнка.

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно "рассказывать" целые истории!

Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои "пальчиковые истории".

Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ПАЛЬЧИКИ И ЛАДОШКИ"

Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, количество повторений упражнений можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка.

  1. Дайте ребенку круглую щетку для волос. 

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

2. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

3. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

4. Предложите ребёнку собрать спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними .

5. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «сжимайте» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это непалец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

6. Возьмите веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завяжите на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

7. Предложите ребёнку поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого, проговаривая слова стихотворения:

Сидит белка на тележке, или Этот пальчик хочет спать,

Продает она орешки: Этот пальчик – прыг в кровать,

Лисичке-сестричке, Этот пальчик прикорнул,

Воробью, синичке, Этот пальчик вдруг зевнул,

Мишке толстопятому, Ну а этот уж заснул.

Заиньке усатому.

8. Покажите ребёнку, как правильно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочередно их выпрямлять, начиная с большого пальца, и приговаривая:

Ну-ка, братцы, за работу, или Мизинчик идти на прогулку решил.Покажи свою охоту: Но безымянный не разрешил, Большаку – дрова рубить, А средний об этом услышал – Печи все тебе топить, Едва из терпенья не вышел. А тебе воду носить, И печально сказал указательный: А тебе обед варить, «Огорчится большой обязательно». А тебе детей кормить. Досталось мизинцу

От всех по гостинцу.

9. «Футбол». Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами правой (левой) руки.

10. «Крестики-нолики»: ребенок поочередно делает «крестики» из Указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.

11. «Колокольчики»: ребенок в течение 30 - 60 секунд потряхивает кистями рук.

12. Упражнение «змейка»: ребенок пытается дотронуться кончиками указательного, среднего и остальных пальчиков в отдельности то до основания этого же пальчика, то как можно дальше до ладони. Повторить упражнение обеих рук 3-4 раза.

13. «Музыка»: ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3-4 раза.

14. «Ножницы»: ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести указательный пальчик от остальных, крепко сжатых. Повторить 5 раз.

15. «Круги»: ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук. Повторить 5 раз.

16. Поделка «Котёнок».

Для выполнения нашей работы понадобится: картинка любого персонажа, пластилин, нитки. Первым делом найдите или нарисуйте сами рисунок котенка на картоне. Картинка должна быть не цветной. Подготовим пластилин. Теперь возьмем картинку и пластилин. Облепим картинку пластилином. Этот этап работы очень важен для развития ребенка. Опять мы имеем дело с развитием пальчиков. Ребёнку приходится выполнять забавное, но не совсем простое действие – размазывать пластилин. Если ребенок выполняет это действие впервые - покажите ему, как он должен действовать. Для этого от пластилина отрывается небольшой кусочек, этот кусочек пластилина кладется на рисунок кошки. Втирающими движениями размазываем пластилин. Следует оставлять не замазанным контур глаз и т. д. Иначе получим просто неведомый овал. Выполняйте эту работу совместно с ребенком. Так как его пальчики быстро устанут. После того, как картинка будет полностью залеплена пластилином – приступайте к следующему этапу работы. Возьмите нитки. Разрежьте нить на небольшие кусочки. Нарезав нитки – прилепим их на наш пластилин. Для этого берем кусочек нитки, кладем его на картинку с пластилином. Чуть нажимаем на нитку, для того чтобы она приклеилась к пластилину. Для украшения картинки можно использовать разные цвета нити.