Творческая группа как средство распространения педагогического опыта
статья по теме

Стрелко Мария Валерьяновна

Обобщение опыта работы районной творческой группы "Малокомплектная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Устьянская средняя общеобразовательная школа»

Творческая группа как средство распространения педагогического опыта

Педагогические чтения "Профессиональное мастерство учителя"

                                         

  Руководитель районной творческой

  группы "Малокомплектная

  начальная школа"

  Стрелко Мария Валерьяновна,

  учитель начальных классов

I квалификационной категории

                                                МБОУ «Устьянская средняя

                                                      общеобразовательная школа»

с. Шангалы, 27.03.2012 год

Творческая группа как средство распространения педагогического опыта

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать большее»

Эмиль Золя

Творческая группа - это добровольное содружество учителей, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость профессионального взаимного общения. Основанием для объединения учителей в такую группу является единство интереса к какой-то проблеме.

В нашей творческой группе такой проблемой стало то, что в последнее время число начальных малокомплектных школ в районе существенно увеличилось. Это обстоятельство побудило рассмотреть вопросы организации учебных занятий в особых условиях объединения 2-х, 3-х и даже 4-х классов, учитывая современный подход в образовании. Главная трудность – это отсутствие четких методических рекомендаций по построению и проведению уроков в условиях работы в малокомплектной школе. Педагогу приходится самостоятельно искать, пробовать, отбирать приемы и методы для работы в классах с малой наполняемостью.

Районная творческая группа "Малокомплектная начальная школа" существует с 2007 года и в этом году исполняется  пятый юбилейный год нашему творческому содружеству. Год от года количество членов нашей группы постоянно увеличивается: начинали работу 7 педагогов из 5 школ, сейчас - 24 педагога из 14 школ Устьянского района.

Имена "первопроходцев":

  1. Попова Валентина Павловна - МОУ "Глубоковская общеобразовательная основная школа";
  2. Шилова Вера Павловна - МОУ "Глубоковская общеобразовательная основная школа";
  3. Крутова Татьяна Григорьевна - МОУ "Едемская основная общеобразовательная школа";
  4. Летавина Татьяна Васильевна - Тарасонаволоцкая основная общеобразовательная школа";
  5. Едемская Ольга Михайловна - МОУ "Костылевская начальная школа-детский сад";
  6. Темежникова Ирина Дмитриевна - МОУ "Орловская общеобразовательная основная школа".

Главные цели объединения:

  1. включение педагогов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу, направленную на реализацию основных направлений модернизации образования;
  2. повышение эффективности педагогического процесса в  условиях малокомплектной начальной школы на основе инновационного опыта;
  3. совершенствование педагогического мастерства учителей малокомплектных начальных школ путем развития интереса к творческому поиску и самосовершенствованию.

Тема на учебный год:

  1. 2007-2008 учебный год - " Современный урок в малокомплектной начальной школе";
  2. 2008-2009-2010 уч. годы - "Компетентностный подход при обучении детей в малокомплектной школе";
  3. 2010-2011 уч. год - "Педагогическая компетентность: стандарты второго поколения";
  4. 2011-2012 уч. год "Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты в малокомплектной начальной школе".

Темы заседаний:

  1. "Особенности разновозрастного обучения в МКШ";
  2. "Однопредметный и однотемный урок в МКШ";
  3. "Организация однотемных уроков литературного чтения в МКШ";
  4. "Организация однотемных уроков окружающего мира в МКШ";
  5. "Организация однотемных уроков математики в МКШ";
  6. "Формирование речевой компетенции младших школьников в МКШ";
  7. "Педагогическая компетентность: стандарты второго поколения";
  8. "Использование ИКТ - неотъемлемая часть современного УВП";
  9. "Инновационные технологии, используемые в МКШ";
  10. "Формирование универсальных учебных действий".

Содержание работы:

  1. Открытые уроки

Дата

Класс

Предмет

Тема урока

Школа, педагог

20.12.2007

1 кл.

4 кл.

Окруж. мир

Русский яз.

Как живут животные

Имена существительные

Глубоковская ООШ  

Шилова Вера Павловна

20.12.2007

2 кл.

3 кл.

Литер. чтен.

Русский яз.

"Люблю природу русскую"

Правописание приставок

Глубоковская ООШ

Попова Валентина П

9.04.

2008

1 кл.

2 кл.

Литератур-ное чтение

"Апрель" С.Я. Маршак

"Апрель" А.Л.Барто

Орловская ООШ

Темежникова И.Д.

17.12.2008

1 кл.

3 кл.

Обуч. грам.

Литер. чтен.

Буква Ч,ч. Сказки

"Сказка про храброго зайца".

Тарасонаволоцкая ООШ

Стрелко М.В.

6.05.

2009

2 кл.

4 кл.

Внекл. чтен.

Окр. мир

Стихи о войне

"Великая война. Великая победа"

Едемская ООШ

Крутова Т.Г.

23.11.2009

1 кл.

3 кл.

Математика

Число и цифра 7

Закрепление таблицы умножения

Костылевская нач. школа - д/сад

Остапова Алина Николаевна

23.04.2010

2 кл.

4 кл.

Русский яз.

Конструирование текста

Сочинение по картине

Ульяновская СОШ

Гневашева Вера Вас

24.11.2010

3 кл.

4 кл.

Окруж. мир

Кто что ест?

Лес и человек

Бестужевская СОШ  

Честнейшина М.И.

19.12.2011

1 кл.

3 кл.

Технология

Окруж. мир

Фантазируем с бумагой

Кожа - надёжная защита организма

Михалёвская ООШ

Юрьева Ольга Мих.

19.12.2011

2 кл.

4 кл.

Литератур-ное чтение

Тайны и чудеса зимушки-зимы

Михалёвская ООШ

Илатовская Е.С.

  1. Мастер-классы
  1. "Мониторинг развития речи и психолого-педагогическая коррекция" - Засухина Т.В. (Орловская школа);
  2. "Использование ЦОР во внеклассной работе" - Крутова Т.Г. (Едемская школа).
  1. Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ-технологии

Окружающий мир. Творческая мастерская "Дыхание весны" - Темежникова И.Д., Засухина Т.В. (Орловская школа).

Особое внимание группа уделяет организации однотемных и однопредметных уроков, т.к. именно такой урок является современным средством повышения эффективности учебного процесса в малокомплектной школе. По мнению участников творческой группы, именно это является инновацией в работе современного учителя малокомплектной школы.

 В результате целенаправленной работы по организации однотемных однопредметных уроков была создана новая методическая система организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, благодаря  которой появились следующие "плюсы" в работе учителя малокомплектной школы :

  1. появилась возможность для совместной деятельности детей разного возраста ( постановка общей проблемы и задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех, использование исследовательских заданий, создание ситуации поиска, совместное обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований, театрализации;
  2. успешнее формируется умение школьника работать самостоятельно, что очень важно в условиях работы в разновозрастной группе;
  3. однотемные уроки позволяют ребёнку чаще отвечать самому, требуют от него внимательного отношения к ответам товарищей, учат культуре ведения учебного диалога, развивают речевые умения. Тем самым расширяются рамки речевого общения, что также особенно важно в условиях МКШ, где наблюдается его дефицит;
  4.  создаются условия для разновозрастного учебного сотрудничества, где младшим школьникам, по нашему мнению, предоставляется новое место в системе учебных отношений. Педагогизация учебной деятельности детей, взаимообучение, консультирование предполагает делегирование старшим ученикам ряда педагогических функций ( контроль, объяснение нового материала, помощь младшим в преодолении учебных трудностей и др.);
  5. таким образом, создаются условия для успешного развития мотивации учения, которая является движущей силой в учебной деятельности младших школьников.

Конечно, разработка и проведение однотемных уроков требуют значительных усилий от учителя и дальнейшего его совершенствования.

В результате работы группы был разработан документ под грифом Управления образования "Рекомендации об обучении первоклассников в условиях МКШ в соответствии с новыми образовательными стандартами" (письмо Управления образования от 19.04.11г. № 124).

Создана цифровая методическая копилка из опыта работы учителей МКШ.

Педагоги районной творческой группы "Малокомплектная начальная школа" активны, талантливы, заинтересованы в успехе общего дела. Постоянно повышают свой профессионализм на курсах АО ИППК, Московского марафона учебных предметов, семинарах  издательства Вентана-Граф. Повышают квалификационную категорию, участвуют в конкурсах профессионального мастерства "Учитель года" и ПНПО. Обобщают опыт на педагогических конференциях и педагогических чтениях. Участвуют и занимают призовые места в конкурсах муниципального, регионального и федерального значения. Есть публикации в журналах "Начальная школа", "Сельская школа",  на сайтах "Фестиваль 1 сентября", "NSPortal", в сборниках АО ИППК, в районной газете "Устьянские вести". Многие являются активными пользователями интернета. Группа размещает отчёты о проделанной работе на сайте информационно-ресурсного центра.

Малокомплектные школы сегодня нуждаются в особой организации учебно-воспитательного процесса, в специфических подходах к развитию личности ребёнка, учитывающих многие региональные, социально-экономические, культурные и другие факторы жизни села. Поэтому районная творческая группа "Малокомплектная начальная школа" - это действительно хорошее средство формирования и распространения педагогического опыта работы в разновозрастных группах. Учитель получает реальную помощь и находит моральную поддержку в работе среди педагогов-единомышленников, работающих в нелёгких условиях малокомплектной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта младших школьников на основе интерактивных психологических игр и упражнений

Каждый педагог, особенно в начале школе, стремится создать в классе дружную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и учителем, тем самым облегчить п...

Распространение педагогического опыта на тему: "Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок".

Распространение педагогического опыта на тему: "Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок"....

Обобщение и распространение педагогического опыта

Обобщение и распространение педагогического опыта...

Распространение педагогического опыта

Участие в разных мероприятиях....

Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...

распространение педагогического опыта"КТД - как форма организации досуга детей в группе продленного дня"

Работая воспитателем группы продленного дня, использую различные формы и способы организации детского досуга, но особый интерес у подростков вызывают  коллективно-творческие дела....