Клубная деятельность библиотек

Общество сталкивается с вызовами и изменениями, которые требуют новых подходов и стратегий в образовании и социокультурной сфере. Молодежь, будущее нашей страны, особенно нуждается в поддержке и развитии своих талантов и способностей. Одно из ключевых инструментов формирования литературно-творческих способностей молодежи – это участие в проектной деятельности общедоступных библиотек. Они играют важную роль в развитии социально-культурной среды и предоставлении доступа к информации и культурным ресурсам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryzhikov_diplom.docx86.89 КБ

Предварительный просмотр:

Общество сталкивается с вызовами и изменениями, которые требуют новых подходов и стратегий в образовании
и социокультурной сфере. Молодежь, будущее нашей страны, особенно нуждается в поддержке и развитии своих талантов и способностей.

Одно из ключевых инструментов формирования литературно-творческих способностей молодежи – это участие в проектной деятельности общедоступных библиотек. Они играют важную роль в развитии социально-культурной среды и предоставлении доступа к информации и культурным ресурсам.

В общедоступных библиотеках одно из главных направлений работы – это социально-культурная деятельность, в которой основное внимание уделяется культурно-досуговым и развлекательным мероприятиям. Благодаря открытости, доступности и бесплатности, библиотеки выполняют функцию организации досуга для местного населения, предоставляя помещения клубам и группам с общими интересами.

Творческие любительские объединения читателей стали неотъемлемой частью работы в библиотеках. Именно они, кружки и клубы по интересам, создают в библиотеках атмосферу, которая способствует самореализации и нахождению друзей и социальных партнеров.

Непринужденное свободное общение положительно влияет на отдельных людей, поскольку они получают информацию относительно новых книг и журналов, обмениваются опытом, оказывают помощь другим любезным советом, находят собратьев по интересам и заключают дружеские связи.

В современном мире, когда доступ к информации становится более удобным и простым благодаря сети Интернет и цифровым технологиям, возникают вызовы для сохранения интереса молодежи к книгам
и литературной творчеству. Библиотеки предоставляют доступ к книгам, организуют литературные мероприятия, круги по интересам, литературные конкурсы и многое другое. Однако их эффективность нуждается в изучении и анализе для оптимизации и развития культурно-просветительской работы библиотек.

Тема достаточно разработана, поскольку существует широкий массив литературы и научных исследований, касающихся роли общедоступных библиотек в формировании литературно-творческих способностей молодежи. Вопрос проектной деятельности общедоступных библиотек рассматривается теоретиками и практиками библиотечного дела: Е. А. Асоновой, Л. А. Афанасьевой, Е. Ю. Божок, А. А. Булычевой, Л. Н. Жуковской, Е. А. Казаковой, Г. М. Павловой, О. Н. Юрченко.

Проектами по формированию литературно-творческих способностей молодежи занимались такие специалисты как: И. С. Горяйникова,
М. Захаренкова, Т. Ищук, И. И. Ковалева, Н. С. Колесникова, К. А. Кулагина, Е. П. Лапина, И. Ю. Матвеева, Е. Романова, Т. А. Сергеева, А. Яковлев.

Многие исследования проводились с участием конкретных общедоступных библиотек в различных регионах, что представляет схожий контекст. Однако здесь рассматривается специфика проектной деятельности библиотек, уделяется особое внимание формированию литературно-творческих способностей молодежи в конкретном регионе – Краснодарском крае. Можно сделать вывод, что проведение исследования в данной области предполагает углубленный анализ конкретных практик общедоступных библиотек Краснодарского края, что является новым и уникальным аспектом работы.

Исследование проектной деятельности общедоступных библиотек Краснодарского края по формированию литературно-творческих способностей молодежи представляет значимый научный интерес в контексте разработки эффективных стратегий культурно-просветительской работы. Результаты используются для улучшения практик работы библиотек и оптимизации их взаимодействия с молодежью в целях формирования литературно-творческих способностей.

Объект исследования – проектная деятельность общедоступных библиотек Краснодарского края, направленная на формирование литературно-творческих способностей
у молодежи.

Предмет исследования – изучение проектной деятельности общедоступных библиотек Краснодарского края в контексте их влияния
на формирование литературно-творческих способностей молодёжи.

Цель состоит в изучении
и анализе опыта проектной деятельности общедоступных библиотек Краснодарского края по формированию литературно-творческих способностей молодежи.

Задачи:

  • изучить понятие и сущность проектной деятельности библиотеки;
  • проанализировать современное состояние общедоступных библиотек для молодёжи;
  • исследовать проектную деятельность библиотек Краснодарского края для молодёжи по формированию литературно-творческих способностей;
  • разработать и внедрить проект «Библиотечный клуб для молодых начинающих писателей «Пиши для души».

В ходе исследования были использованы научные методы: терминологический анализ, сравнительный анализ, анализ библиотечной документации.

Научная новизна исследования: на основе исследованных теоретических работ по проблеме проведен анализ проектной деятельности общедоступных библиотек, изучены современные проекты общедоступных библиотек для молодежи по формированию литературно-творческих способностей, предложен инновационный проект творческой направленности «Библиотечный клуб для молодых начинающих писателей «Пиши для души».

На современном этапе, когда невозможно представить жизнь человека без информационных технологий, к библиотекам предъявляются все более строгие требования, в свете чего возрастает актуальность проектной деятельности в библиотеках.

Современное развитие библиотечной сферы происходит в условиях постоянных изменений в обществе, что приводит к изменениям
в библиотечной практике, ориентированной на удовлетворение запросов пользователей через разнообразные услуги.

Использование проектного подхода в библиотечной работе постепенно становится важным критерием оценки эффективности работы, способом воплощения творческих идей и планов.

Проектная деятельность библиотеки – это методологический подход
и организационно-творческий процесс, направленный на создание
и реализацию проектов, способствующих развитию и расширению функций библиотек. Она является эффективным инструментом для активизации деятельности библиотек, повышения их социальной значимости
и удовлетворения разнообразных информационных потребностей населения.

Проектная деятельность библиотеки представляет собой систематическую и организованную работу, направленную на решение определенных задач и достижение поставленных целей. В рамках этой деятельности библиотека разрабатывает и реализует проекты, которые помогают совершенствовать работу организации, обеспечивать актуальность предоставляемых услуг и повышать комфорт для посетителей.

Проектирование представляет собой деятельность, цель которой – поиск новых решений, оформленных в виде комплекта документации. Проектирование – это практическая деятельность по составлению проекта.

Л. А. Афанасьева дает следующее определение:

Библиотечный проект – это совокупность мероприятий, которые обеспечивают достижение конкретных результатов в конкретные сроки с использованием ограниченных средств и ресурсов.

Существует еще несколько определений.

Проект – это ограниченная во времени последовательность действий
с четко определенной целью и затратами. Достижение поставленной цели определяет завершение проекта.

Проект – это уникальная идея, преобразованная в решение конкретной задачи с известным результатом.

Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями.

Проект – целенаправленная деятельность временного характера, предназначенная для создания уникального продукта или услуги, ограниченная во времени и связанная с потреблением ресурсов.

Проект – это идея (задача, проблема) и необходимые средства
ее реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата.

Обобщая определения данного термина в различных источниках, можно сказать, что любой проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (пути решения проблемы) и полученные в процессе реализации результаты (эффективность).

Основными особенностями проектов являются:

  • целевой характер, четкая ориентация на достижение определенных целей и задач (направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов);
  • социальная значимость (востребованность обществом);
  • комплексность предполагаемых работ;
  • четкие сроки начала и окончания работ;
  • ограниченность по бюджету, материальным и трудовым ресурсам;
  • уникальность, отличительные особенности.

Библиотечные проекты представляют собой социальные некоммерческие проекты (т.е. библиотека не извлекает материальной выгоды из реализуемого проекта) в области обеспечения более полного
и качественного доступа населения к информации, реализации социально-культурной и просветительской функций. Под библиотечным проектом понимается также логическая совокупность мероприятий в рамках установленного календарного плана (графика) и бюджета. При этом проект отличается от плана работ тем, что расширяет рамки деятельности библиотеки, выводит ее на новый уровень развития, позволяет спрогнозировать результаты. В результате реализации библиотечного проекта возникают новые образовательные, информационные, культурные
и социальные услуги, новые возможности, новые структуры.

Библиотеки ведут проектную деятельность как за счет собственных средств, так и путем привлечения дополнительного финансирования.

С используемыми собственными средствами библиотеки осуществляют проведение разнообразных мероприятий и проектов с целью привлечения посетителей и обогащения их культурного опыта. Это может включать организацию лекций, семинаров, мастер-классов, выставок, культурных программ и прочих мероприятий, направленных на образование и развитие посетителей.

Кроме того, библиотеки активно привлекают дополнительное финансирование из различных источников. Это может быть поддержка
от государственных или муниципальных органов власти, выделение грантов
и субсидий, спонсорская помощь от коммерческих организаций
и добровольных взносов граждан.

Привлечение инвестиционных средств дает возможность библиотекам расширять границы своей деятельности и оказывать дополнительные услуги пользователям; позволяет приобретать в фонд новую литературу и другие ресурсы, улучшать библиотечное оборудование и программное обеспечение, а также обновлять инфраструктуру библиотеки для создания удобной
и комфортной обстановки для посетителей.

Библиотечная проектная деятельность – это спланированная
и систематическая работа, сфокусированная на достижении определенных целей и решении конкретных задач. Она базируется на применении проектного подхода, который включает планирование, исполнение и контроль определенных проектов.

Основная цель проектной деятельности в библиотеке – это улучшение качества предоставляемых услуг и удовлетворение информационных потребностей пользователей. Для достижения цели библиотеки ставят перед собой различные задачи, такие как: повышение доступности информации, развитие информационной грамотности, привлечение новых пользователей
и прочее.

Проектная деятельность в библиотеке основывается на определенных принципах: учет потребностей пользователей, партнерство и сотрудничество, инновационность и творчество, эффективное использование ресурсов и так далее. Она включает несколько этапов: планирование, реализация, оценка
и корректировка проектов.

Главные принципы проектной деятельности библиотеки:

  • активное взаимодействие с пользователями, основанное на их потребностях;
  • гибкость и адаптивность к быстро меняющейся информационной среде;
  • партнерство с другими учреждениями и организациями для совместной реализации проектов;
  • использование инновационных технологий и современных форм коммуникации;
  • мониторинг результатов проектов и их последующая адаптация
    в соответствии с потребностями пользователей.

Проектная деятельность в библиотеке имеет цели и задачи, которые достигают определенных результатов и улучшают работу библиотеки.

Цели:

  • развитие и совершенствование библиотечных услуг и ресурсов;
  • повышение качества обслуживания пользователей
    и удовлетворенности их потребностей;
  • расширение и привлечение аудитории;
  • создание и поддержка инноваций в библиотечной сфере;
  • улучшение имиджа и репутации учреждения.

Цели проекта в библиотеке зависят от задач, которые он ставит перед собой. К примеру, обновление и улучшение коллекции, реорганизация фонда или внедрение новых сервисов и технологий.

Проект ставит цель развивать социокультурную сферу. Библиотеки – это центры культурной жизни, где проводятся лекции, семинары, выставки
и другие культурно-просветительские мероприятия. В рамках этого пропагандируется активная и плодотворная деятельность библиотек в сфере культуры и образования, их вовлечение в различные совместные работы
с другими учреждениями.

Содержание проекта определяет задачи, выработку стратегии и плана действий, оценку необходимых ресурсов и их мобилизацию. Кроме того, проект предусматривает взаимодействие с другими организациями, как внутри, так и вне библиотечной сферы, для достижения поставленных целей.

Одна из главных задач библиотечного проекта – это обеспечение доступности информации. В современном обществе библиотеки предоставляют легкий доступ к качественным и достоверным источникам знаний. Проект направлен на активное использование современных технологий, создание электронных ресурсов, в том числе электронных каталогов и баз данных, а также на развитие Интернет-ресурсов библиотек для дальнейшего улучшения доступности информации.

Важный критерий библиотечного проекта – это развитие информационной грамотности. Библиотеки обучают пользователей навыкам поиска, оценки и использования информации. Проект предполагает проведение обучающих программ, мастер-классов и тренингов, которые повышают информационную грамотность и развивают навыки самообразования. Читатели научатся не только эффективнее использовать доступные ресурсы, но и критически оценивать информацию и принимать обоснованные решения.

Помимо всего вышесказанного к задачам библиотечных инновационных проектов относят: планирование и организация проектов, направленных
на развитие библиотечных услуг; исследование и анализ потребностей пользователей для определения приоритетных направлений развития; разработка и внедрение новых технологий, которые удовлетворяют потребности пользователей; сотрудничество с другими организациями
и учреждениями; оценка эффективности и анализ полученных результатов; обеспечение доступности и удобства использования библиотечных ресурсов; продвижение и маркетинг библиотечных услуг для привлечения новой аудитории.

Каждый проект имеет определенные цели и задачи, которые достигаются в результате его реализации. Библиотека определяет, какой конкретный результат она хочет получить от проекта и как это будет способствовать развитию учреждения и удовлетворению потребностей пользователей.

Важный аспект проекта – это учет и анализ результатов для оценки эффективности и достижения поставленных целей. Исследование помогает библиотеке определить успешность проекта и выделить уроки, которые применятся в будущем.

Деятельность библиотечного проекта предусматривает несколько этапов.

Первый этап – это анализ существующей ситуации в библиотеке. Проводится детальное исследование библиотечных процессов, оценивается качество предоставляемых услуг и состояние имеющихся ресурсов; изучение потребностей и ожиданий посетителей, проблемных моментов и слабых сторон деятельности учреждений.

На втором этапе формулируются цели и задачи проектной деятельности. На основе результатов анализа определяются основные направления развития, конкретные цели и задачи, которые необходимо достичь. Разрабатываются миссия и стратегия библиотеки и ключевые показатели эффективности,
по которым оценивается успешность реализации проекта.

Следующий этап – это создание и планирование проекта. Определяются ключевые этапы реализации, составляется единый план работ; распределяются ресурсы (кадровые, финансовые и информационные); выявляются сроки и риски, связанные с реализацией проекта; предусматривается система контроля и оценки достигнутых результатов.

Четвертый шаг – это реализация. Осуществляются запланированные мероприятия. Внедряются новые библиотечные услуги и технологии, улучшается инфраструктура, обновляются технологии и обучается персонал. Важно грамотно организовать взаимодействие с посетителями, провести мероприятия по продвижению сервиса и ресурсов, отслеживать
и анализировать полученные данные.

Заключительным этапом являются оценивание и коррекция проекта. После завершения реализации подводятся итоги с целью выявления результатов, анализа эффективности и принятия необходимых правок. Используются различные методы оценки, включающие анализ статистических данных, обратную связь от посетителей. На основе полученных выводов решается, требуется ли внести изменения и улучшения в проделанную работу, либо можно переходить к следующему проекту.

Проектная деятельность библиотек имеет преимущества.

Первое – это создание инновационных программ. Проекты
в библиотеках объединяют разные форматы работы, сочетая традиционные библиотечные функции с новыми методами и технологиями. Это способствует разнообразию библиотечных услуг, исследованию многообразных сфер деятельности и внедрению передовой практики.

Библиотеки, активно использующие проектную деятельность, развиваются как многофункциональные центры образования. Проекты интегрируют библиотечную деятельность с активной образовательной работой, формируя место, где люди не только получают информацию,
но и развиваются, приобретают новые знания и навыки. Проекты в библиотеках развивают цифровую грамотность, культуру чтения, искусства и многих других областей.

Следующее преимуществом проектной деятельности в библиотеках – это развитие гражданского активизма. Проекты позволяют публике стать прогрессивными участниками процесса и влиять на содержание и формат библиотечных услуг. Взаимодействия между библиотекой и аудиторией через проекты расширяет круг посетителей и формирует прочные и доверительные отношения с обществом.

Проектная деятельность способствует ее интеграции в информационно-культурное пространство. Библиотека становится центром событий, важным и актуальным для своей аудитории. В то же время проекты расширяют сети партнерств с другими образовательными учреждениями, что обогащает предлагаемые условия проведения мероприятий.

В современном обществе, где непрерывно меняющиеся потребности пользователей требуют постоянного совершенствования услуг, библиотеки
не могут оставаться пассивными хранителями информации. Проектная деятельность позволяет активно адаптироваться к переменам и создавать инновационные услуги, отвечающие потребностям целевой аудитории.

Библиотечный проект – это инициатива, нацеленная
на совершенствование и развитие сферы библиотечного дела. Сочетая в себе доступность информации, развитие культурной сферы и формирование информационной грамотности, такой проект обеспечивает надлежащее функционирование библиотек и максимально раскрывает их потенциал.

Сущность проектной деятельности библиотеки – это систематическое исследование потребностей пользователей и разработка программ
и мероприятий, направленных на улучшение качества обслуживания
и продвижение библиотечных ресурсов.

Проектная деятельность библиотеки направлена на различные аспекты обслуживания пользователей. Одно из наиболее распространенных направлений – расширение доступа к информации и ресурсам посредством использования новых технологий. Библиотеки создают электронные каталоги, разрабатывают онлайн-ресурсы, проводят вебинары и другие формы дистанционного обучения. Читатели получают доступ к информации
в удобное им время и из любого места.

Другой важный аспект – это продвижение чтения и культурного развития. Библиотеки организуют книжные выставки, литературные клубы, конкурсы и встречи с авторами. Проекты формируют навык чтения у детей, создают читательское пространство или популяризируют литературу определенных жанров или авторов.

Проекты библиотек развивают медиаграмотность и цифровые навыки пользователей. Учреждения проводят тренинги по поиску и оценке информации, обучают использованию компьютерных программ и ресурсов, позволяющих эффективно работать с материалами.

Другим элементом проектной деятельности библиотеки является организация медиаклубов и кружков, где пользователи проявляют свои творческие способности. В рамках этих мероприятий проходят дискуссии, презентации, конкурсы, что способствует коммуникации пользователей
и обмену знаниями.

Библиотеки активно сотрудничают с школами и учебными заведениями. Люди изучают основы критического мышления, учатся анализировать
и оценивать информацию, отличать факты от мнений. Это помогает им быть осведомленными и компетентными в современном информационном пространстве.

Проекты развивают и совершенствуют библиотеку и улучшают сервис, предоставляемый ее пользователям. Программы позволяют библиотеке быть в курсе последних тенденций, привлекать новых посетителей и создавать более удобные и доступные условия для всех, кто нуждается
в информационных ресурсах и услугах.

Проектная работа развивает инфраструктуру и ресурсы библиотеки. Библиотекари предлагают новые технологические решения – автоматизированные системы управления каталогами или цифровые ресурсы, которые облегчают доступ и поиск информации для пользователей. Библиотеке становятся более эффективными и удобными.

Библиотечные проекты коммуницируют с местным сообществом
и предоставляют услуги, которые отвечают их потребностям. Библиотеки выполняют не только функцию хранения и доступа к книгам, но и становятся центром культурной жизни и образования в районе. Например, для детей
и подростков организуются творческие мастер-классы, кружки, литературные конкурсы и клубы, что развивает их таланты, стимулирует интерес к чтению
и расширяет кругозор.

Для взрослых посетителей проводятся лекции, дискуссионные клубы
и семинары по самым разным темам: от литературы и искусства
до практических навыков и профессионального развития. Это не только помогает следить за актуальными событиями и новинками, но обмениваться опытом с единомышленниками.

Библиотеки часто участвуют в различных социальных проектах, например, организуют чтения для людей с ограниченными возможностями или ветеранов войны, оказывают поддержку малообеспеченным семьям в виде бесплатного доступа к книгам и образовательным программам, а также содействуют социализации и адаптации иностранных граждан в новой стране.

В результате анализа материала отметим, что проекты в библиотеке имеют неоспоримое значение для ее развития и улучшения сервиса. Они укрепляют связь с читателями, развивают технологическую инфраструктуру
и предоставляют услуги, отвечающие потребностям местного сообщества. Благодаря проектам библиотека становится не только местом хранения книг, но и центром культурной и образовательной жизни.

На фоне быстрого развития информационных технологий и доступа к новейшим электронным изданиям, общедоступные библиотеки для молодёжи занимают особое место в образовательном процессе и формировании культурного развития общества. Доступность Интернета изменила представление о библиотеках. Они больше не являются просто хранилищем книг, но стали многофункциональными пространствами, интегрирующими все сферы знаний и искусства. Библиотеки для молодёжи активно занимаются проектной деятельностью, позволяя людям проявлять творческую инициативу. Эти учреждения – это не только непременный оазис знаний и книжной мудрости, но и место, где молодые люди могут провести свободное время общаясь, участвуя в интересных мероприятиях и расширяя кругозор.

Современные библиотеки нацелены на создание комфортных пространств, которые содействуют обучению и стимулируют креативность. Одной из ключевых задач этих библиотек является предложение уютного и инновационного окружения, где молодые люди свободно исследуют новые знания и воплощают свои творческие идеи.

В эпоху стремительных изменений и развития технологий библиотеки становятся важными центрами образования и интеллектуального развития. Они обеспечивают доступ к электронным ресурсам, базам данных и онлайн-обучению и предлагают обширную коллекцию печатных и аудиовизуальных материалов.

Комфортные пространства внутри библиотек создаются с учетом потребностей молодежи и адаптированы к их интересам. Предлагается современная мебель, специально разработанная для обучения и творчества: индивидуальные рабочие столы, удобные кресла и помещения для сотрудничества. Библиотеки открывают студии для записи музыки, оснащенные музыкальными инструментами и звукозаписывающим оборудованием.

Такие учреждения для молодежи стремятся быть центрами общественной активности и местами, где люди встречаются и обмениваются идеями. Они предлагают комнаты для проведения лекций, семинаров и клубов, а также организовывают мероприятия и культурные программы, которые способствуют общению и взаимодействию.

Важный аспект работы современных библиотек – это развитие информационной грамотности. Библиотекари консультируют и обучают поиску и анализу информации, использованию электронных ресурсов, критическому мышлению и защите от недостоверных источников.

Все эти усилия развивают молодежь, помогают раскрыть свой потенциал и достичь успеха в профессиональной и личной жизни. Такие учреждения создают комфортное и стимулирующее окружение, где каждый может обучаться, творчески выражаться и реализовывать идеи.

Сегодня общедоступные библиотеки для молодёжи предлагают широкий спектр услуг и программ, которые позволяют удовлетворить разнообразные интересы и потребности подрастающего поколения. Они становятся местом, где молодые люди не только свободно читают книги и журналы разных жанров, но и изучают иностранные языки, посещают мастер-классы по разным творческим направлениям или участвуют в дискуссиях на актуальные темы.

Благодаря библиотекам молодое поколение не только находит информацию, но и развивает навыки социального взаимодействия. Учреждения организовывают разнообразные мероприятия, форумы и клубы, где молодежь встречается, обменивается идеями и принимает участие в коллективных проектах. Такие формы социальной активности укрепляют и расширяют круг общения и развивают лидерские качества и навыки работы в команде.

Современные общедоступные библиотеки активно используют информационные и коммуникационные технологии для привлечения и удержания молодой аудитории. Компьютеры с доступом в Интернет, электронные ресурсы, электронные книги, аудиокниги становятся неотъемлемой частью библиотечного пространства, предоставляя молодежи возможность учиться, исследовать и совершенствоваться в различных областях знаний.

Один из аспектов проектной деятельности библиотек – это поддержка и поощрение интеллектуального и творческого потенциала. Библиотекари – наставники и помощники, особенно для тех, кто только начинает свой путь в проектной деятельности. Они показывают, как правильно использовать ресурсы библиотеки, советуют темы проектов и оказывают вспомогательную поддержку на всех этапах его реализации.

Однако несмотря на все преимущества современных технологий, общедоступные библиотеки для молодёжи сохраняют значение и важность в обществе. Они продолжают быть социальной площадкой, где молодёжь учится сотрудничеству, развивает навыки личной коммуникации, общается с другими людьми и находит единомышленников.

Проектная деятельность играет значительную роль в культурном и интеллектуальном развитии молодого поколения. Библиотеки сталкиваются с вызовами современности и стремятся привлечь внимание молодежи, предоставляя им возможность обрести новые знания, навыки и интересы.

Библиотеки для молодых людей ведут активную проектную работу, направленную на создание привлекательной образовательной среды и стимулирование интеллектуального роста молодежи. Они разрабатывают и проводят разнообразные мероприятия, которые включают в себя лекции, семинары, мастер-классы, круглые столы, курсы и тематические встречи. Под руководством опытных специалистов молодое поколение расширяет кругозор, узнает новое и получает полезные навыки для успешного старта взрослой жизни.

В рамках проектной деятельности библиотек осуществляется работа с использованием современных информационных технологий. Это не только предоставляет доступ к электронным ресурсам, но и развивает навыки цифровой грамотности у молодежи. В библиотеках встречаются компьютерные классы, где молодые люди осваивают программы редактирования видео, создания аудиоматериалов, дизайна и программирования. Молодежь проявляет творческий потенциал, учится решать сложные задачи и стимулирует взаимодействие между разными возрастными группами.

Еще одно важное направление проектной деятельности библиотек – это работа по привлечению к чтению и культурному наследию. Организации культуры проводят книжные выставки, литературные вечера, лектории и клубы по интересам, где молодежь обсуждает книги, делится впечатлениями и развивает литературные вкусы. Такая работа формирует уважение к истории, культуре и искусству, развивает логическое мышление и воображение.

На примере библиотек Краснодарского края наблюдается множество успешных проектов, которые построены на взаимодействии библиотекарей с молодыми людьми и позволяют создать условия для полноценного развития личности каждого из них.

Один из наиболее популярных проектов, реализуемых библиотеками Краснодарского края, – это организация тематических чтений и дискуссий. В ходе таких мероприятий молодежь познакомится с произведениями различных жанров, обсуждает их с другими участниками и развивает навыки анализа и критического мышления.

К примеру, Краснодарская краевая юношеская библиотека имени
И. Ф. Вараввы ежегодно проводит краевой литературный проект «Лихоносовские чтения». Он направлен на сохранение, изучение и популяризацию литературного достояния Кубани. В 2023 году Чтения были посвящены продвижению в молодежное сообщество литературного наследия Виктора Ивановича Лихоносова, русского писателя и публициста.

Задачи Чтений:

  • знакомство молодежи с литературным творчеством
    В. И. Лихоносова;
  • продвижение культуры чтения и развитие критического мышления через чтение произведений В.И. Лихоносова;
  • формирование гражданской позиции молодежи на основе нравственных и художественных ценностей, выраженных в произведениях писателя;
  • расширение профессионального взаимодействия в библиотечной сфере.

Задача участников конкурса – написать эссе по творчеству Виктора Ивановича Лихоносова. Эссе представляет собой прозаический текст небольшого объема и свободной композиции, отражающий впечатления и размышления автора, основанные на материале произведений
В. И. Лихоносова. Работа содержит индивидуальную и аргументированную позиция автора.

Итогом проекта является сборник читательских эссе «Виктор Лихоносов. Певец кубанской старины», куда попадают лучшие работы участников.

Такие учреждения культуры для молодежи стали мощными катализаторами развития и обучения. Они предлагают молодым людям развивать свои навыки и таланты, проявлять креативность и обретать новые знания. Библиотеки для современного поколения – не просто место, где можно найти нужную книгу, но и источник вдохновения и поддержки для достижения личных и профессиональных целей.

В современном обществе формирование литературно-творческих способностей – это важная задача, особенно среди молодого поколения.

В условиях стремительного развития технологий и всеобщего доступа к информации, многие молодежь обращает меньше внимания на свое воображение, описательное мышление и умение выражать мысли и эмоции через письменное слово.

Однако несмотря на это, литературно-творческая деятельность остается великим искусством, которое имеет огромное значение для развития индивидуальности и формирования личности. Практика письма и творческого мышления расширяет кругозор и развивает креативность и фантазию.

Одним из самых эффективных способов развития творческих способностей является чтение. Чтение хорошей литературы помогает понять различные точки зрения, открывает новые миры и идеи и развивает воображение и эмпатию. Знакомство с различными стилями письма дает возможность понять, как авторы передают свои мысли и эмоции через слово, и взять на вооружение их приемы.

Кроме чтения огромную роль в формировании литературно-творческих способностей играет и практика письма. Сочинение эссе, стихов, рассказов или даже простого дневника помогает выразить свои идеи, переживания
и сомнения, развить навыки описания и аргументации. Когда человек пишет, он становится активными создателями собственной реальности, а процесс написания позволяет лучше понять себя и окружающий мир.

Важно не забывать о значимости обратной связи. Обсуждение и критика работы улучшают навыки как писателя. Открытость к новым идеям
и конструктивной критике делает литературную деятельность более зрелой.

Одним из направлений работы учреждений культуры с молодежью является проведение литературно-творческих мероприятий. Это могут быть литературные вечера, клубы книжной пропаганды, конкурсы и фестивали. Широкий спектр мероприятий не только привлекает внимание молодого поколения к чтению и литературе, но и помогает участникам самим проявить творческие способности.

Основная цель проектной деятельности библиотек России для молодежи – это формирование интереса к чтению литературы разных жанров и направлений. Для ее достижения создаются разнообразные программы, направленные на привлечение и удержание внимания молодых читателей. Проекты сфокусированы на конкретных авторах, литературных направлениях или тематиках, что способствует более глубокому погружению в литературный мир.

Среди проектов, проводимых библиотеками для молодежи, особое место занимают креативные и интерактивные формы работы. Например, организовываются литературные квесты, писатели приглашаются на встречи с читателями, проводятся мастер-классы по творчеству и обсуждения произведений современных авторов. Все эти мероприятия не только расширяет кругозора молодых людей, но и развивают их мышление и самовыражение.

Библиотеки активно привлекают молодежь к созданию собственной литературы. Для этого организуются литературные конкурсы, публикации произведений юных авторов и поддержка их творческого роста. Признание своих работ и возможности увидеть себя в печати мотивируют молодых писателей на дальнейшие свершения.

Благодаря разнообразным творческим мастерским, молодежь узнает о процессе создания книг, изучает основы литературного ремесла и улучшает свои навыки письма. Многие библиотеки проводят литературные конкурсы и конференции для молодых авторов, предоставляя им возможность показать свои работы и получить обратную связь от опытных специалистов.

Такие учреждения культуры создают среду, способствующую вдохновению и творческому развитию. В них присутствуют уютные уголки для чтения и написания, доступ к разнообразным источникам информации. Библиотекари готовы помочь авторам найти нужную литературу, исследовать различные сферы знаний и найти новые идеи для своих произведений.

Написание собственной литературы становится все более доступным и популярным благодаря содействию, оказываемому библиотеками. Они раскрывают творческий потенциал молодежи и помогают им найти свое место в мире литературы.

Одним из главных преимуществ библиотек для писателя – это возможность погружения в обширный мир литературы и искусства. В этих учреждениях культуры можно найти произведения различных жанров, от классической литературы до современных бестселлеров. Чтение уже существующих произведений помогает писателю изучить стилистику, развить свой собственный слог и получить вдохновение. Библиотеки предоставляют доступ к различным исследовательским материалам, энциклопедическим справочникам и другим ресурсам, которые могут быть полезны при написании художественных текстов.

Но помимо доступа к уже созданной литературе библиотеки дают возможность писателям делиться своими произведениями с другими людьми, организуя различные литературные мероприятия, такие как: авторские чтения, литературные клубы, конкурсы и выставки. Благодаря этому писатели получают обратную связь от читателей, делятся своими идеями и узнают мнение других людей о своих произведениях. Библиотеки помогают писателям в публикации и распространении своих произведений, проводя мероприятия по продвижению.

Написание собственной литературы – это сложный, но увлекательный процесс. Содействие, предоставляемое библиотеками, помогает писателям найти необходимые ресурсы, вдохновение и поддержку для своего творчества. Библиотеки становятся настоящими источниками возможностей и вдохновения для создания собственной литературной работы.

Для наглядного и подробного изучения процесса формирования литературно-творческих способностей у молодежи через проектную деятельность рассмотрим несколько примеров реализованных проектов в общедоступных библиотеках России.

Например, "Литературный слэм РГБМ" в Российской государственной библиотеке для молодежи. Здесь каждый желающий представляет свои творческие произведения аудитории. Участники должны прочитать короткие рассказы или фрагменты текста в течение трех минут в самом артистичном и выразительном стиле. Это соревнование проходит в несколько раундов, а победитель или победители получают уникальную возможность записать свои аудиокниги продолжительностью 30 минут в профессиональной студии звукозаписи. Основная цель проекта – помочь молодым авторам преодолеть страх перед публичными выступлениями и найти свою аудиторию.

Еще один проект, проведенный в 2020 году Российской государственной библиотекой для молодежи, – конкурс малой прозы «Грамматика любви». Он был посвящен 150-летию со дня рождения выдающегося русского писателя, поэта, переводчика и лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина. В рамках конкурса участникам была предоставлена возможность проявить фантазию и писательский потенциал.

Каждый автор, приступая к своему литературному путешествию в мир Бунина, выбирал собственный "исходный пункт". Это могла быть судьба конкретного героя, место действия, предложенное самим Бунином, или атмосфера и эпоха "темных аллей". Каждый участник имел возможность экспериментировать и вдохновляться художественной вселенной Бунина, создавая альтернативные рассказы из этого уникального мира.

Единственным неизменным условием было обращение к творческой вселенной сборника рассказов И.А. Бунина. Конкурс "Грамматика любви" стал возможностью для молодых авторов раскрыть свою фантазию и писательский потенциал в контексте бунинского мира "темных аллей".

Конкурс был организован с несколькими целями. Главная – это стимулирование интереса молодого поколения к творчеству выдающегося русского писателя Ивана Алексеевича Бунина, особенно в свете его юбилейного года. Библиотека стремилась привлечь внимание молодежи к наследию этого писателя, показать его значимость и важность для нашей литературной культуры.

Конкурс направлялся на поддержку и открытие молодых талантливых писателей, которые пишут на русском языке. Цель заключалась в том, чтобы найти и представить публике новых авторов, проживающих как в России, так и за ее пределами. Было важно дать им возможность проявить себя и найти место в литературном мире.

Последняя цель конкурса – это поддержка творческого поиска в активной молодежной среде. Библиотека хотела поощрить молодых авторов к самовыражению, исследованию новых направлений и идей, считая, что именно в молодежной среде скрывается огромный потенциал и свежие взгляды, которые могут привнести что-то новое в литературное искусство.

Этот литературный конкурс стал уникальным инструментом для молодых авторов, позволяющим им проникнуть в удивительные миры великого писателя и воссоздать его творческое наследие. Участие в нем позволило юным писателям не только ощутить себя членами классического литературного круга, но и развить свои художественные способности, тем самым стремительно продвигаясь на пути к совершенствованию литературного мастерства. Конкурс вдохновил истинных поклонников писательского искусства и стал источником роста и развития для каждого участника, открыв перед ними новые горизонты и возможности к творческому самовыражению.

Каждый год на Васильевском острове ГБУ "Подростково-молодежный центр Васильевского района Санкт-Петербурга" проводит еще один конкурс литературного творчества XVI открытый конкурс поэтического и прозаического творчества "Проба пера". Это мероприятие является настоящим творческим праздником, где каждый писатель демонстрирует способности в области поэзии и прозы и показывает свои работы широкой общественности и признанным профессионалам. Это стимулирует авторов не только проявить свои таланты, но и раскрыть творческие возможности. Благодаря этому конкурсу каждый писатель заявляет о себе и привлекает к своим работам внимание аудитории, получает оценку от экспертов и критиков. "Проба пера" отличается своими открытыми возможностями и предоставляет писателям уникальный форум для самовыражения и участия в творческом процессе. Этот конкурс настоящий вызов, который мотивирует и вдохновляет авторов на создание новых произведений иносказательности, что делает его значимым событием в литературной жизни Санкт-Петербурга.

Конкурс «Проба пера» уже давно вышел за рамки Санкт-Петербурга и охватил не только города России, но и страды Ближнего и Дальнего зарубежья. Он стал символом творческой свободы и любви к слову, поощряя талантливых авторов к письменному самовыражению и обмену опытом.

Цель литературный конкурс «Проба пера» это развитие и популяризацию литературного искусства. Осуществляется поддержка и выявление талантливой молодежи, развитие способностей в области поэзии и прозы. «Проба пера» предоставляет возможность участникам показать свои работы профессионалам и общественности, что способствует раскрытию творческого потенциала.

Важный аспект – возможность участникам творчески высказаться с точки зрения своего возраста и передать взгляд на события минувших лет. Благодаря это молодое поколение осознает свою роль и значение в обществе, выражает себя и идеи через литературное творчество.

Дополнительно конкурс «Проба пера» имеет еще одну составляющую, целью которой – это воспитание патриотических чувств у молодежи. Участники конкурса выражают свою любовь к Родине через свои произведения и наполнить их национальной гордостью и патриотизмом.

Цели и задачи конкурса «Проба пера» заключаются в развитии и популяризации литературного искусства, поддержке и выявлении талантлив среди молодого поколения, предоставлении возможности участникам привлечь внимание профессионалов и общественности к своим работам, выражении своего взгляда на события минувших лет через творчество, а также патриотическое воспитание молодежи. Ежегодно конкурс собирает творческих людей различных возрастов и помогает им раскрыть свой потенциал, получить признание и вдохновение для дальнейшего развития в литературном мире.

Проектная деятельность библиотек Краснодарского края для молодежи, направленная на формирование литературно-творческих способностей, является неотъемлемой частью развития образования и культуры в регионе. Она создает благоприятные условия для раскрытия потенциала молодых людей, развивает их творческое мышление и обеспечивает приобретение навыков в области литературы и искусства. Благодаря таким проектам молодые люди погружаются в мир литературы, проявляют свою индивидуальность и развивают интерес к чтению и письму. Такие проекты расширяют кругозор молодежи, знакомят с культурным наследием региона и позволяют активно участвовать в создании искусства. Библиотеки Краснодарского края содействуют росту молодежных талантов, организуя различные конкурсы, мастер-классы, культурные вечера и мероприятия. Все это в совокупности помогает молодежи раскрыть свой потенциал и достичь успеха в литературной и художественной сферах.

Одной из основных задач проектной деятельности является организация различных литературных и культурных мероприятий, таких как: чтения, конкурсы, фестивали, мастер-классы, творческие встречи с писателями и поэтами. Благодаря этим мероприятиям молодые люди не только расширяют свой кругозор и обогащаются новыми знаниями, но и находят вдохновение для собственного творчества.

Проводятся различные творческие лаборатории, где молодые писатели развивают свои навыки письма, чтения и анализа литературы. Здесь они практикуются в написании собственных произведений, получают обратную связь от опытных писателей и литературных экспертов, делятся своими работами с другими участниками проекта.

Важный компонент – это доступ к современным технологиям и ресурсам, которые позволяют молодежи не только ознакомиться с новинками современной литературы, но и использовать их в своем творчестве. Библиотеки Краснодарского края предлагают доступ к электронным книгам, онлайн-журналам, базам данных и другим цифровым ресурсам, что дает возможность молодым людям быть в курсе последних тенденций в литературе и искусстве.

Один из масштабных проектов, реализуемых централизованной библиотечной системой города Краснодара и Краснодарским региональным отделением "Союза писателей России", это поэтический конкурс для детей и молодежи под названием "Крылатые качели". Основная цель – это стимулирование творческого потенциала в области поэзии у молодого поколения, поиск и выявление талантливых участников. В прошлом году конкурс был посвящен празднованию 230-летия города Краснодара и включал в себя три основные номинации: "Краснодар, любовь моя" – раздел, в котором участники показали свою любовь и привязанность к родному городу и его окрестностям; "Богатырские дали России" – раздел, посвященный патриотической тематике о Великой Отечественной войне, героических подвигах русского воина и народа; "Порывы сердца твоего" – свободная тематика, позволяющая участникам выразить свои внутренние эмоции и чувства через поэтические произведения. Конкурс не только служит важной площадкой для молодых поэтов, давая возможность раскрыть свой потенциал и найти аудиторию среди любителей поэзии, но и является продуктивным и вдохновляющим мероприятием, способным возвысить и обогатить культурную жизнь города Краснодара и его окрестностей.

Интересный проект – II Краевой литературный конкурс «Диалог», организуемый Мастерской художественного слова «Южный Маяк» при поддержке ГБУК «Краснодарская краевая юношеская библиотека имени
И. Ф. Вараввы». Его основная цель в привлечении молодежи к миру творчества и отечественной культуры.

II Краевой литературный конкурс «Диалог» – это прекрасная возможность для молодых авторов проявить себя в литературном пространстве. Он призван обнаружить новые таланты, дать возможность выразить свои мысли и идеи, поделиться произведениями с широкой аудиторией.

Цель данного конкурса – это поддержка и развитие традиций литературного творчества, стремление найти новых талантливых авторов, помочь раскрыть их творческий потенциал и способствовать повышению литературного мастерства молодых писателей. Кроме того, конкурс также нацелен на поддержку и популяризацию наиболее талантливых литераторов кубанского региона.

В 2022 году на базе ГБУК «Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И. Ф. Вараввы» проводился краевой литературный фестиваль «Каков я есть, рассудит время…», посвященный 95-летию со дня рождения
В. Б. Бакалдина.

Цель данного проекта заключалась в привлечении молодежи Кубани к богатому творческому наследию В. Б. Бакалдина, в стимулировании интереса к литературе и краеведению.

Одной из задач проекта – это активизация юношеского творчества через проведение литературных конкурсов.

Одним из мероприятий в рамках данного проекта стал увлекательный конкурс эссе под названием «Лишь бы откликнулось эхо в чьей-то душе молодой». Участники были приглашены выбрать понравившуюся цитату из заранее предложенного произведения, а затем написать небольшое эссе, в котором раскроют глубину своего восприятия текста, поделятся чувствами, образами и ассоциациями, возникшими при чтении выбранной строки.

Ключевой момент в оформлении эссе – это раскрытие мысли автора и его глубокого понимания текста. Участники прониклись идеей, которую автор хотел донести до читателя, и передали ее через свое собственное восприятие. Было важно выразить собственные чувства и эмоции, которые возникли в процессе чтения выбранной цитаты.

Конкурс эссе «Лишь бы откликнулось эхо в чьей-то душе молодой» стал отличной возможностью для начинающих писателей раскрыть свой творческий потенциал и найти новые источники вдохновения.

Также проектом, направленным на развитие литературно-творческого потенциала у молодежи, является писательская мастерская «Порядок слов», проводимая центральной городской библиотекой им. Н. А. Некрасова в рамках проекта «Гений места». Это удобная площадка для подростков и молодых людей по созданию художественных текстов в популярных жанрах, действие которых происходит в Краснодаре и Краснодарском крае. На мероприятиях гости встречаются с экспертами в писательском деле: историками, авторами, поэтами, журналистами.

Цель писательской мастерской «Порядок слов» – создание площадки для развития книжной культуры среди молодежи города Краснодара на базе библиотеки.

Она создавалась для решения следующих задач:

  • формирование комфортной среды для раскрытия творческого потенциала молодых авторов на базе библиотеки.
  • повышение осведомленности молодежи города Краснодара о культурном своеобразии юга России, казачестве, современной книжной культуре.
  • содействие развитию современной книжной культуры Юга России.

Проект способствует открытию новых имен в литературе Юга России, их творческому развитию и самореализации. Участники мастерской раскроют идеи и смыслы, актуальные для русской культуры и отражающие историческое и культурное своеобразие Краснодарского края.

На протяжении 2024 года в рамках проекта запланированы встречи с писателями, экспертами, журналистами, лекции, мастер-классы. Участники площадки раскроют свои творческие способности, преодолеют страх «чистого листа», научатся увлекательно писать, брать интервью и создавать сценарии. Результатом работы площадки станет сборник рассказов и стихотворений на любую тему, действия которых происходят в Краснодаре и Краснодарском крае.

Одно из мероприятий «Мастера и муза»: поэтический турнир в рамках писательской мастерской «Порядок слов». На нем для учащихся СОШ № 103 и студентов КГИК провели мастер-класс по поэтическому творчеству. Турнир проходил между двумя командами: «Мастера» в составе членов Союза писателей России – детского писателя Широбоковой Н. А. и поэта Степуры Е. Н. и «Муза» из приглашенных участников мероприятия. Команды принимали участие в викторине, угадывали авторов по строчкам из стихов, узнавали секретные литературные приемы в написании сказок А. С. Пушкина, получали жетоны и призы за правильные ответы. Победительница маленького конкурса «Буриме по Пушкину», задачей которого было написание небольшого стихотворения по заготовленному шаблону, получила в подарок книгу от автора
Широбоковой Н. А. Мероприятие помогло гостям познать тонкости поэтического мастерства, разобраться в нюансах при написании стихов и лучше узнать отечественных поэтов.

Так 19 марта 2024 года организовывалась встреча с писательницей, журналистом и художником Айгуль Трофимовой. Писательница рассказала о создании своих книг, об авторском пути и поделилась с гостями советами.

Н. А. Некрасова проводит встречи с кубанскими писателями и поэтами. 9 апреля 2024 года прошла встреча с писательницей, поэтессой, прозаиком, членом правления Союза писателей России, председателем Краснодарской краевой писательской организации, главным редактором журнала «Краснодар литературный», заслуженным деятелем искусств Краснодарского края, лауреатом литературных премий Светланой Макаровой-Гриценко. На ней презентовалась новая книга писательницы «Жизнь на этой земле», присутствовали выдающиеся деятели литературного искусства: Василий Дворцов, писатель и прозаик; Любовь Мирошникова, поэт, член Союза писателей России; Людмила Мурашова, поэт, переводчик, критик, руководитель Клуба молодых литераторов КРО СП России, член Союза писателей России, и другие. Помимо обсуждения новой книги «Жить на этой земле» писатели делились с гостями собственным опытом, рассказывали, как пришли к этой деятельности.

Подобные мероприятия показывают начинающим авторам, что можно активно и плодотворно заниматься писательской деятельностью, взаимодействовать с Союзами писателей и местными творческими объединениями.

Проектные инициативы общедоступных библиотек Краснодарского края играют ключевую роль в развитии литературно-творческих способностей молодежи. Они укрепляют интерес к чтению и литературе, поощряют развитие творческого мышления. Реализованные проекты доказывают успешность такого подхода. Инициативы общедоступных библиотек стимулируют творческую активность молодого поколения, помогая найти свое место в культурной среде и способствуя развитию. Чтобы продолжать двигаться вперед в этом направлении, необходимы дополнительные исследования, разработка новых проектов и обеспечение доступности информации о них для молодежи. Это увеличит количество участников и улучшит влияние проектной деятельности на формирование литературно-творческих способностей.

Одним из основных направлений работы в общедоступных библиотеках является социально-культурная деятельность, в числе составляющих которой ведущее место занимает культурно-досуговая, развлекательная функция.

Библиотеки, в силу особенностей, открытости, доступности и бесплатности, взяли на себя функции организации досуга населения, предоставляя помещения различным клубам и группы по интересам.

Творческие любительские объединения читателей прочно вошли в практику библиотечной работы. Именно они создают в библиотеках обстановку, где можно легко и свободно общаться, реализовать себя, раскрывать способности и таланты, находить друзей и соратников.

Свободное, непринужденное общение очень полезно для людей. Получая информацию о новых книгах и журналах, пользователи обмениваются опытом, помогают советом друг другу, находят единомышленников.

Клуб при библиотеке – это добровольное объединение читателей, имеющих общие или близкие познавательные, эстетические интересы, основным средством удовлетворения которых служит книга, чтение.

Клубы по интересам при библиотеках создаются с целью привлечения новых читателей, расширения кругозора, объединения людей разных возрастов и профессий, организации их досуга. Главная задача – пропаганда литературы и руководство чтением, участие населения в активном пользовании услугами библиотеки.

Пользователи объединяются в клубы по различным интересам и увлечениям, однако ведущим всегда остается интерес к книге.

Книга служит источником разнообразной информации по всем направлениям человеческой деятельности, является средством удовлетворения самых общих культурных запросов, средством общения людей.

Деятельность клуба позволяет библиотеке привить читателям вкус к чтению, к самообразованию.

Проект направлен на продвижение чтения и раскрытие писательского потенциала молодежи, способствование развитию культуры чтения и литературного вкуса, повышение статуса чтения как творческого процесса через интерес к литературе путем написания собственных текстов и представления их публике.

На протяжении многих лет проблема развития литературно-творческих способностей учащихся привлекает к себе внимание представителей самых различных областей науки – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования знаний. Из всех форм творчества литературное-словесное является самым характерным для людей любого возраста. Главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые задают тон литературной деятельности.

Многие начинающие авторы боятся делиться своими произведениями в Интернете и еще сильнее – рассказывать о нем кому-то из знакомых. На заседаниях клуба юные писатели будут по желанию представлять свое творчество друг другу. Суть работы клуба – привлечение людей, занимающихся литературной деятельностью, а именно написанием прозы и/или поэзии, с целью раскрытия их творческого потенциала. Гораздо проще делиться своими художественными текстами с незнакомой аудиторией.

Целью клуба не будет жесткая критика. Хотелось бы, чтобы молодые писатели выступали как в роли автора, так и слушателя/читателя, и именно последние могут дать дельный совет, касающийся текста. Так у начинающих писателей будет шанс работать над собой и своими произведениями и презентовать их по началу на маленькую аудиторию.

Цель проекта:

Организация внеучебного досуга студентов, выявление, развитие и продвижения литературно-авторского творчества среди молодёжи, привлечение внимания к важным социальным вопросам по средствам художественного текста.

Задачи:

• продвижение чтения и раскрытие художественно-творческого потенциала молодежи;

• способствование развитию культуры чтения и литературного вкуса;

• повышение статуса чтения как творческого процесса через интерес к литературе путем написания собственных произведений и презентации их на публику.

Проект направлен на:

  1. Повышение участия молодежи в культурной жизни и литературном творчестве;
  2. Активное взаимодействие молодых людей с литературой через написание собственных произведений и их презентацию перед аудиторией;
  3. Раскрытие художественно-творческого потенциала молодежи;
  4. Укрепление интереса к литературе и чтению.

Ожидаемые результаты, прогнозируемые в рамках проекта:

Качественные:

  • рост интереса молодежи к писательской деятельности;
  • повышение статуса библиотеки в глазах местного сообщества и привлечение новых пользователей в библиотеку.

Количественные:

  • 30 участников проекта;
  • увеличение количества пользователей, регулярно посещающих библиотеку и систематически читающих на 15%.

Этапы реализации проекта:

1 этап:

  • разработка концепции проекта, прогнозирование ожидаемых результатов;
  • анализ мероприятий библиотек Краснодарского края
    по формированию литературно-творческих способностей молодежи.

2 этап:

  • моделирование: разработка рабочего плана подготовки проекта, формирование участников.
  1. этап, реализация проекта:
  • создание удобной формы обратной связи (чат для оффлайн и онлайн участников, гугл документы для заполнения анкеты при вступлении в клуб, таблицы);
  • организация комфортной адаптации в проекте (правила, поддержка каждого участника; интерактивы для знакомства и улучшения общения, поддержание приятной атмосферы в оффлайн и онлайн пространствах);
  • контроль результатов (помощь участникам, которые в ней нуждаются; регулирование выполненных в срок заданий; работа с ошибками)

4 этап:

  • подведение итогов проекта;
  • рекомендации для библиотекарей по организации клуба по формированию литературно-творческих способностей молодежи.

В качестве рекомендаций по организации деятельности библиотеки по формированию литературно-творческих способностей молодежи нами предложено следующее:

  1. Использовать опыт РГБМ в работе общедоступных библиотек Краснодара по формированию литературно-творческих способностей молодежи;
  2. Использовать проект «Библиотечный клуб для молодых начинающих писателей «Пиши для души» в работе общедоступных библиотек Краснодара для развития литературно-творческих способностей молодежи;
  3. Использовать современное технологии в разработке проектов, направленных на формирование литературно-творческих способностей молодежи;
  4. Увеличить число мероприятий, развивающих литературно-творческие способностей молодежи, в традиционном и онлайн режимах;
  5. Привлекать известных писателей, поэтов, журналистов и других профессионалов этой сферы для проведения мастер-классов и лекций.

Все это важно для успешного развития проектной деятельности, направленной на формирование литературно-творческих способностей молодежи.

Проект – целенаправленная деятельность временного характера, предназначенная для создания уникального продукта или услуги, ограниченная во времени и связанная с потреблением ресурсов.

Проектная деятельность библиотек – один из ключевых инструментов в формировании литературно-творческих способностей молодежи. Благодаря проектам начинающие авторы могут реализовать себя в авторской сфере, развить и улучшить свои навыки в написании художественных текстов, принять участие в конкурсах.

Библиотеки для молодежи ведут активную проектную работу, направленную на создание привлекательной образовательной среды и стимулирование интеллектуального роста молодых людей. Они разрабатывают и проводят разнообразные мероприятия, которые включают в себя лекции, семинары, мастер-классы, круглые столы, курсы и тематические встречи.

Важным направлением проектной деятельности библиотек для молодежи является работа по привлечению к чтению и культурному наследию. Библиотеки проводят книжные выставки, литературные вечера, лектории и клубы по интересам, где молодежь может обсуждать книги, делиться впечатлениями и развивать свои литературные вкусы. Такая работа способствует формированию уважения к истории, культуре и искусству, развивает логическое мышление и воображение.

Российская государственная библиотека для молодежи осуществляет проект «Литературный слэм ГРБМ», который позволяет всем желающим представить аудитории свои короткие произведения или отрывки из них. Победители «Слэма» получают возможность записать свои аудиокниги в профессиональной студии звукозаписи. Благодаря этому проекту молодым авторам удается победить страх перед публикой и набрать собственную аудиторию.

Помимо доступа к уже созданной литературе, библиотеки предоставляют возможность писателям делиться своими произведениями с другими людьми. Многие библиотеки организуют различные литературные мероприятия, такие как: авторские чтения, литературные клубы, конкурсы и выставки. Писатели получают обратную связь от читателей, делятся своими идеями и узнают мнение других людей о произведениях. Библиотеки также помогают в публикации и распространении творчества, организовывая мероприятия по продвижению местных авторов.

РГБМ провела еще один проект – конкурс малой прозы «Грамматика любви», приуроченный к 150-летию И. А. Бунина. Условием конкурса было обращение к творчеству великого писателя, в остальном же авторам предоставлялась полная свобода творчества: каждый участник экспериментировал и вдохновлялся художественной вселенной Бунина, создавая свои альтернативные рассказы.

Конкурс литературного творчества «Проба пера», проводимый ГБУ "Подростково-молодежный центр Васильевского района Санкт-Петербурга" уже давно вышел за пределы культурной столицы. В его рамках каждый участник продемонстрирует способности в области поэзии и прозы, показывает работы широкой общественности и признанным профессионалам. Каждый автор имеет возможность заявить о себе, привлечь к своему творчеству аудиторию и получить оценку от экспертов. Конкурс «Проба пера» помогает участникам творчески высказаться с точки зрения своего возраста и передать взгляд на события минувших лет; имеет патриотическую составляющую, цель которой – воспитание патриотических чувств у молодежи.

Большое внимание проектной деятельности по формированию литературно-творческих способностей молодежи уделяется в библиотеках Краснодарского края.

Библиотеки активно привлекают молодежь к созданию собственной литературы. Для этого организуются литературные конкурсы, публикации произведений юных авторов и поддержка их творческого роста. Признание своих работ и возможности увидеть себя в печати мотивируют молодежь на дальнейшие творческие свершения, способствуя их развитию.

Централизованная библиотечная система города Краснодара вместе с Краснодарским региональным отделением "Союза писателей России" реализует поэтический конкурс для детей и молодежи "Крылатые качели". Цель конкурса – стимулирование творческого потенциала в области поэзии и выявления талантливых молодых поэтов. Конкурс не только служит важной площадкой для молодых поэтов, позволяя им раскрыть потенциал и найти свою аудиторию среди любителей поэзии, но и является продуктивным и вдохновляющим мероприятием, способным возвысить и обогатить культурную жизнь города Краснодара и его окрестностей.

Мастерская художественного слова «Южный Маяк» при поддержке ГБУК «Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И. Ф. Вараввы» реализуют проект – II Краевой литературный конкурс «Диалог», призванный обнаруживать новые таланты, дающий возможность выражать свои мысли и идеи и делиться произведениями с широкой аудиторией. Цель – поддержка и развитие традиций литературного творчества, стремление найти и поддержать новых талантливых авторов, помочь раскрыть их творческий потенциал и способствовать повышению литературного мастерства молодых писателей.

ГБУК «Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И. Ф. Вараввы» проводила еще один проект – литературный фестиваль «Каков я есть, рассудит время…», посвященный 95-летию со дня рождения
В. Б. Бакалдина. Цель – привлечение молодежи Краснодарского края к творческому наследию В. Б. Бакалдина и стимулировании интереса к литературе и краеведению. Одно из направлений фестиваля – конкурс эссе «Лишь бы откликнулось эхо в чьей-то душе молодой». Участники писали небольшие произведения по выбранным цитатам, позволяющие раскрыть глубину восприятия текста и поделиться своими чувствами, возникшими при чтении выбранной строки.

МУК «ЦБС г. Краснодара» в 2024 году в рамках проекта «Гений места» реализует писательскую мастерская «Порядок слов», проводимую на базе центральной городской библиотекой им. Н. А. Некрасова, направленную на развитие литературно-творческого потенциала у молодежи. Цель – создание удобной площадки для развития книжной культуры среди молодежи в Краснодаре. На мероприятиях участники мастерской встречаются с экспертами в писательском деле: авторами, поэтами, историками, журналистами. Мастерская создана для формирования комфортной среды, в которой начинающие авторы смогут раскрыть свой творческий потенциал; повышения осведомленности молодежи кубанской столицы о современном культурном своеобразии юга России; содействию развитию современной книжной культуры региона. На протяжении всего года запланированы встречи с писателями, журналистами и экспертами, лекции и мастер-классы. Результатом работы площадки станет сборник рассказов и стихотворений на любую тему, действия которых происходят в Краснодаре и Краснодарском крае.

Для знакомства с профессионалами писательского дела начинающих авторов центральная городская библиотека им. Н. А. Некрасова проводит встречи с кубанскими писателями и поэтами.

В рамках проекта «Гений места» в марте была организована встреча с писательницей, журналистом и художником Айгуль Трофимовой, на которой гости познакомились с ее творчеством, узнали тонкости издания книг, особенности работы с иллюстрациями.

В апреле гости библиотеки встретились с писательницей, поэтессой, публицистом, заслуженным деятелем искусств Кубани Светланой Макаровой-Гриценко. На мероприятии присутствовали члены Союза писателей России. В ходе встречи посетителям рассказали о творчестве Светланы Макаровой-Гриценко, сама писательница поделилась своим писательским путем, возникшими трудностями, дала несколько советов начинающим писателям.

Проектные инициативы общедоступных библиотек Краснодарского края играют ключевую роль в развитии литературно-творческих способностей молодежи. Они способствуют укреплению интереса к чтению и литературе, а также поощряют развитие творческого мышления. Реализованные проекты библиотек доказывают успешность такого подхода.