Инновационные технологии в работе учителя-логопеда
консультация по логопедии

Рожкова Ольга Викторовна

Какие инновационные технологии может использовать в своей роботе учитель-логопед

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats-e_tehnologii_v_rabote_logopeda.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 2 городского округа                города Райчихинска

ДОКЛАД  на педагогическом совете ДОУ

на  тему: "Инновационные технологии в работе учителя-логопеда»

 

Подготовила:

Рожкова О.В.

г. Райчихинск, 2018 г.

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности.

На сегодняшний день идет рост новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Проводя коррекционную работу, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Учитывая, что основными видами в дошкольном  возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание в нашей группе отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они  позволяют создать возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и  связанные с ней неречевые виды деятельности.   Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, и как следствие развитие речи. Поэтому применение лего-технологии, ориентированной на развитие мелкой моторики являются незаменимым в коррекционной работе. Её основой является конструирование декораций,  воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предваряющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.  Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.  

Использование лего-технологий в образовательном процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. При этом, работа над связной речью ведётся с усложнением и с постепенным убыванием наглядности. Так как коррекционная работа  проводится не только над "внешним", речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная лего-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры). При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции. Так при конструировании фигур животных помогает детям учиться выделять части целого и отрабатывать падежные окончания.

Работа по развитию речи с применением лего-технологий сделала коррекционный логопедический процесс более эффективным. Дети воспринимают все задания как часть игры. Это постепенно приучило детей к, усидчивости, внимательности и более точному следованию инструкций. Как результат, улучшило усвоение коррекционного  материала. 

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, порой не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, которые помогают оптимизировать работу учителя-логопеда. В нашей группе ДУ применяются: кинезиологические игры,   логопедический самомассаж, использование Суд-жок, арома-терапии, музыко-терапии,  сказко-терапии и терапии с кинетическим песком.

Особое место в нашей группе занимают такие формы как игротерапия и арттерапия. В игровой деятельности дети развивают коммуникативные навыки: начинают делиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями, осознают их и соотносят с чувствами, других детей. И, что очень важно, учатся планировать деятельность и самостоятельно находить способы решения игровых задач. Другим важным направлением в работе с детьми является арттерапия. Во время рисования развивается способность осознавать свое настроение, чувства, эмоции; развивается способность соотносить свои чувства, настроение, действия с ситуацией, чувствами и действиями других людей.

Кроме этого, широко применяются компьютерные технологии. В последнее время в области специального образовании они стали как адаптивные, так и легко индивидуализированные средства обучения. Логопедический кабинет, имеющийся в группе для детей с ФФНР нашего ДОУ укомплектов разнообразными прикладными программами: «Учимся говорить правильно» 1 и 2ч. - развивающие занятия; «Смотри и говори» 1 и 2 ч.; «Игры для Тигры» и другие. Они являются мощным развивающим средством, способным быстро достичь цели, на которые в недалеком уходили годы. Это позволило в более короткие сроки решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.

У воспитанников нашей группы повысился интерес к процессу обучения, развились навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Такое построение обучения не только намного облегчило коррекционную работу всех специалистов группы, но и позволило добиться значительных улучшений и устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов. Используя такие программы, как MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest, Тrigger и другие, я самостоятельно могу готовить задания в электронном виде.

Использование программы создания презентаций MS PowerPoint очень удобный. На слайдах я размещаю необходимый материал: картинки,  фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. Кроме этого ее можно украсить музыкальным или голосовым сопровождением. 

Для улучшения  коррекционно – образовательного и диагностического процессов в 2074 – 2015 учебном году я планирую создать презентации  «Артикуляционная гимнастика» для постановки всех групп звуков, интерактивные игры «Дыхательные упражнения» и «Зрительная гимнастика». Кроме этого планируется диагностический материал оформить в программе Excel.  

Использование выше перечисленных технологий я планирую использовать  как учебные пособия для:  

 - педагогов и воспитателей нашего детского сада,

 - детей и родителей воспитанников группы с ФФНР,

 - передачи  опыта коллегам на ГМО.

И в заключении хочется отметить, что в конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения технологии. 

Список  методической  литературы:

1. Акименко В.М.  Новые  логопедические технологии: учебно-метод. Пособие.

2. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические пособия для дошкольных образовательных учреждений – М: ЛИНЕКС – ПРЕСС, 2008 г.

3. Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с не резко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: (Практ. Пособие)/ Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. – Воронеж: Учитель, 2001.

3. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов/ Сост.; С.М. Босова, Л.Н. Коротовских, Э.Ю. Злобина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.

Опыт работы с детьми, имеющими  речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Доклад выступления на спец совете учреждения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Текст выступления.Данные методики и спользуются в работе учителя-логопеда...

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда. Мнемотехника.

Презентация. Использование нновационных технологий в работе учителя- логопеда. Мнемотехника....

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда.

На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных образовательных учреждениях направляют все свои усилия на внедрение в работу различных инновационных технологий. Любая инновация пред...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...