МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
план-конспект урока на тему

Распопин Андрей Викторович

лекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdunarodnoe_gumanitarnoe_pravo.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель – организатор ОБЖ Распопин А.В.

План-конспект

проведения занятий по ОБЖ

Тема:

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО ПО ЗАЩИТЕ

НАСЕЛЕНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

Время: 1 час.

Место проведения занятия: класс ОБЖ

ЛИТЕРАТУРА:

1. Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года

2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. // Действующее международное право: В 3 т. Т. 2.

3. Устав ООН и Статут Международного суда ООН // Действующее международное право: В 3 т.

4. Тиунов В.И. Международное гуманитарное право. Учебник. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2009 г.

5. Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001

6. Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. МККК, 2001 г.

7. Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве. Сборник статей и документов. МККК, 2000.

8. Международное публичное право. Учебник. Издание второе. Под редакцией К. А. Бекяшева. - М.:ПБОЮЛ Грачёв С. М., 2010.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Методическая разработка предназначена для проведения лекционного занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Во вводной части проверить готовность слушателей к учебному занятию, показать актуальность изучаемой темы для проведения занятий по безопасности жизнедеятельности, коротко остановиться на основных изданиях по данному вопросу, в полном объеме отражающих суть вопроса, следует подчеркнуть необходимость в современных условиях ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон.

При изложении учебного материала основное внимание уделить рассмотрению основных понятий по теме, целям, задачам и области применения международного гуманитарного права. Раскрыть основополагающие принципы и нормы международного гуманитарного права, направленные на ограничение последствий вооруженных конфликтов, необходимо особое внимание уделить разъяснению целей, основных субъектов современного международного гуманитарного права военных конфликтов.

ВВЕДЕНИЕ

Термин «международное гуманитарное право» впервые был предложен в 50-х гг. XX в. известным швейцарским юристом Жаном Пикте и за сравнительно небольшой период получил широкое распространение и признание сначала в публицистике, в юридической литературе, а затем вошел в название Женевской дипломатической конференции (1974—1977) по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов.

Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны (далее — Женевская конвенция 1864 г.).

Неоценимая роль в работе по подготовке и принятию Конвенции 1864 г. принадлежит швейцарскому предпринимателю Анри Дюнану, свидетелю страданий и мук раненых и умирающих французских и австрийских солдат после битвы между австрийскими и франко-итальянскими войсками в 1859 г. при Сольферино, во время войны в Италии. По предложению Анри Дюнана был создан комитет, состоявший из единомышленников Дюнана, так называемый «Комитет пяти», од-ной из основных целей которого была разработка международных гуманитарных принципов, а также изучение возможности создания в каждой стране добровольного общества помощи, члены которого будут обучаться, и готовиться в мирное время к оказанию помощи военно-медицинской службе во время военных действий. В дальнейшем именно этот комитет явился учредителем Комитета Красного Креста, а с 1880 г. стал называться Международным ко-митетом Красного Креста.

Существует много причин, обусловливающих необходимость распространения международного гуманитарного права. Основными из них являются:

•совместные обязательства государств и Движения Красного Креста;

•необходимость облегчения страданий жертв вооруженных конфликтов и их защита;

•безопасность покровительствуемых лиц, в том числе персонала Международного комитета Красного Креста, национальных обществ Красного Креста или Красного Полумесяца;

•эффективность гуманитарной деятельности, как в мирное, так и в военное время;

• имплементация международного гуманитарного права;

•разъяснение деятельности Международного комитета Красного Креста (его полномочий, принципов);

• пропаганда духа мира.

Сегодня мы являемся свидетелями многочисленных вооруженных конфликтов. Миллионы мужчин, женщин, детей вынуждены оставлять свои дома, подвергаются пыткам, насилию.

При этом суровая реальность такова, что число жертв в вооруженных конфликтах, во время которых, собственно, и должно применяться гуманитарное право, увеличивается, особенно страдают те, кто должен в соответствии с этим правом пользоваться защитой, то есть гражданское население.

Именно поэтому распространение — и углубление — знаний о международном гуманитарном праве приобретает особую значимость.

Не требует доказательства утверждение: если человек не знает закон, то он не может его выполнять.

Государство — участник Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. (далее — Женевские конвенции) и Дополнительных протоколов к ним от 10 июня 1977 г. (далее — Дополнительные протоколы) в соответствии со статьями 47,48,127.144 соответственно всех четырех Женевских конвенций берет на себя обязательство, как в мирное, так и в военное время распространять как можно шире тексты Конвенций, а также включать их изучение в учебные про-граммы военных и гражданских учебных заведений с тем, чтобы ознакомить население в целом и личный состав вооруженных сил и прикрепленный к ним медицинский и религиозный персонал с основополагающими нормами и принципами международного гуманитарного права.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

Право вооруженных конфликтов — отрасль международного права, призванная регулировать ведение военных действий в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов, обеспечить защиту их жертв. С другой стороны, объектом регулирования этой отрасли является широкий спектр отношений между субъектами международного права. Он охватывает не только ограничение или запрещение применять определенные средства ведения войны, но и такие правила, как:

а) ограничение во времени применения средств ведения военных действий, в частности нормы о начале войны и ее окончании, о перемирии, о мирном договоре и т.д.; 

б) пространственные ограничения применения средств ведения военных действий, особенно нормы о театре военных действий, о театре войны, об оккупированных территориях, о нейтралитете, о демилитаризованных и нейтрализованных территориях, о необороняемых местностях и т.д.;

в) ограничения, касающиеся индивида, т.е. нормы, ограничивающие применение средств ведения военных действий против определенных категорий лиц, в частности правовой режим раненых, больных, военнопленных, гражданского населения, граждан нейтральных государств, иностранцев и т.д.;

г) нормы, содержащие гарантии осуществления правил ведения военных действий, об ответственности за их нарушение, о военных преступлениях и т.д.

Вышесказанное и лежит в основе системы изложения авторами права вооруженных конфликтов с должным учетом соответствующей международно-правовой доктрины.

Иначе говоря, право вооруженных конфликтов в широком его понимании полностью сохраняет свою силу и действенность.

В то же время полностью сохраняет свое значение и право вооруженных конфликтов в узком его понимании, как часть права вооруженных конфликтов (подотрасль), призванная регулировать собственно ведение военных действий в ходе международных и немеждународных конфликтов, обеспечивать защиту их жертв

Международное гуманитарное право (далее - МГП) - это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооруженных конфликтов.

Цель международного гуманитарного права

Не запретить, а удержать вооруженный конфликт под КОНТРОЛЕМ и, тем самым, облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые боевыми действиями лицам, непосредственно не принимающим участие в боевых действиях, включая тех лиц, которые перестали принимать в них участие вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине.

Определения:

Война – состояние государства для продолжения политики иными, насильственными средствами.

Вооруженный конфликт – состояние части силовых структур государства для  разрешения национально-этнических, религиозных и других противоречий международного и немеждународного характера.

Область применения международного гуманитарного права:

Нормы МГП вступают в действие с началом вооруженного конфликта:

  - международного характера – в полном объеме;

  - немеждународного характера – в зависимости от интенсивности.

 - применяются в равной степени ко всем сторонам, участвующим в конфликте;

применение норм МГП прекращается с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории – по окончании оккупации;

- лица и объекты, окончательное решение участи которых будет принято позднее, остаются под защитой международного гуманитарного права.

Основные источники международного гуманитарного права:

Основными источниками международного гуманитарного права, которые реализуют данные принципы в виде конкретных положений, требований и норм, являются:

 -Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.;

-Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.;

-Женевский протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или подобных газов и бактериологического оружия 1925 г.;

-Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море, 1949 г.;

 -Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.;

-Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.;

-Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;

 -Дополнительные протоколы I, II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны;

 -Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.;

-Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972г.;

-Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия 1993 г.;

 -Конвенция о запрещении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. и I, II, III протоколы к ней.

 В настоящее время Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области международного гуманитарного права.

 Для преподавателя (Женевские конвенции и протоколы к ним систематизировали, кодифицировали и развили огромный относящийся к международному гуманитарному праву нормативный материал, их участниками стали практически почти все члены международного сообщества государств. Их положения действуют ныне и как нормы обычного международного права.

Конференция государств, созванная швейцарским Союзным советом, выработала Первую Женевскую конвенцию 1864 г. об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях. Эта конвенция неоднократно улучшалась и расширялась: в первый раз в 1906 г., далее в 1929 г. и, наконец, в 1949 г. Конвенцией об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях (Конвенция I). Она состоит из 64 статей и двух приложений.

Постановлениями Десятой Гаагской Конвенции 1907 г. принципы Женевских конвенций 1864 и 1906 гг. были распространены на морскую войну. Эта Конвенция также подверглась новации в 1949 г. Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II). Она содержит 63 статьи.

В Гаагских правилах сухопутной войны 1899 и 1907 гг. имелся раздел о положении военнопленных. Нормы установленного для них в 1929 г. режима получили дальнейшее развитие в Женевской конвенции 1949 г. об обращении с военнопленными (Конвенция III). Она состоит из 143 статей и пяти приложений.

К этим трем конвенциям (в 1949 г. лишь подвергшимся новации) следует добавить новую Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны (Конвенция IV). Конвенция регулирует положение гражданского населения, как на территории воюющих сторон, так и на оккупированных территориях и на территориях нейтральных государств. Она состоит из 159 статей и трех приложений.

Эти четыре Женевские конвенции были объединены под названием «Женевские конвенции о защите жертв войны» и 12 августа 1949 г. приняты конференцией государств, созванной в Женеве по предложению Международного комитета Красного Креста. К конвенциям приложено 11 рекомендаций конференции.

Эти четыре конвенции содержат многочисленные положения общего характера, помещенные частично в начале, частично в конце текстов конвенций. Наиболее существенные из них следующие.

1. Конвенции подлежат соблюдению «при любых обстоятельствах», и соблюдение их должно быть обеспечено. Серьезные нарушения этого положения должны быть уголовно наказуемы.

2. Конвенции подлежат применению не только в случае объявленной войны, но и при вооруженных конфликтах, когда одна из сторон еще не признала состояния войны, а также при военной оккупации, которой не оказывается никакого сопротивления. Договаривающиеся государства остаются связанными этими положениями также по отношению к не состоящему участником конвенции государству, если последнее «принимает и применяет» их в каких-либо конкретных конфликтах. Из этого следует, что некоторые положения конвенций гуманного порядка подлежат применению также и в гражданской войне.

3. Указанными конвенциями покровительствуемым лицам присваиваются права, от которых они не могут отказаться. Такие лица имеют также право просить о помощи державу-покровительницу. За отсутствием таковой должна выступить какая-либо организация, преследующая гуманные цели, как, например, Международный комитет Красного Креста. Никакие отступления от этих положений посредством заключения соглашения с государством, которое в результате военных событий оказывается ограниченным в своей свободе действий, не допускаются.

4. Конвенции подлежат применению в сотрудничестве и под наблюдением державы-покровительницы или заменяющей ее организации, преследующей гуманные цели.

5. В случае разногласий относительно толкования и применения конвенции держава-покровительница или заменяющая ее организация, преследующая гуманные цели, должна предложить свои услуги. Они могут предложить организовать встречу представителей сторон. По требованию одной из сторон должно быть проведено расследование любого предполагаемого нарушения конвенции. Если между сторонами не будет достигнуто соглашение о порядке производства такого расследования, стороны должны назначить третейского судью, который разрешит процедурный вопрос. Впрочем, в конвенциях нет положения, предусматривающего порядок разрешения споров, если стороны не достигли соглашения ни о процедуре, ни о назначении третейского судьи. Конференция лишь рекомендовала государствам передавать такие споры на рассмотрение Международного Суда.

6. Все неурегулированные конвенциями дела подлежат разрешению на основании общих принципов этих конвенций.

7. Запрещаются меры возмездия против лиц и объектов, состоящих под покровительством согласно конвенциям.

8. Нейтральные государства, принявшие у себя покровительствуемых лиц, обязаны разумно применять конвенции.

9. В честь Швейцарии устанавливается эмблема в виде Красного Креста на белом фоне в качестве отличительного знака защиты жертв войны. Наряду с этим допускается также изображение вместо Красного Креста Красного Полумесяца и Красного Льва на белом фоне. Злоупотребление этими эмблемами наказуемо.

Таковы наиболее существенные общего характера положения Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г.

Как следует из сказанного, Конвенции I, II и III явились результатом длительных усилий международного сообщества государств, начиная с 1864 г., в направлении прогрессивного развития их положений.

Новеллой в этом плане явилась Конвенция IV — о защите гражданского населения во время войны. Положения этой конвенции касаются защиты гражданских госпиталей, помощи детям, раненым и больным; устанавливают обязанность государств-участников допускать свободную пересылку медикаментов и медицинских средств, предметов, необходимых для отправления церковных обрядов, предназначаемых исключительно для гражданского населения, а также посылок продовольственных продуктов, одежды и средств для поддержания здоровья детей моложе 15 лет, беременных женщин и рожениц.

Конвенция содержит также нормы об иностранцах, в том числе не имеющих гражданства, находящихся под властью одной из воюющих сторон на собственной или на оккупированной территории. Они касаются и граждан нейтральных и совоюющих государств, если эти государства не поддерживают нормальных дипломатических сношений с государством, захватившим военнопленных.

Все эти лица имеют право при любых обстоятельствах требовать уважения их личности, чести и их семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Они подлежат гуманному обращению и защите от нападений и оскорблений. Применение к ним каких-либо насильственных мер недопустимо, равно как наложение коллективных наказаний, всякое запугивание, терроризирование, взятие заложников.

Конвенцией регулируется также режим лиц, интернированных государством-участником на своей собственной или на оккупированной территории.

Суммарное число статей четырех Женевских конвенций о защите жертв войны (без учета приложений) — 439. Легко себе представить, насколько это обширный и сложный для изучения и применения правовой материал.

Но этим дело далеко не ограничивается. Необходимо, кроме того, учитывать положения универсальных международных конвенций, касающихся запрещения применения оружия массового поражения, в частности это касается Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и его уничтожении 1972 г.. Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г., а также Конвенции о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1981 г. и протоколов к этой конвенции, касающихся необнаруживаемых осколков, запрещения или ограничения применения мин, мин-ловушек и других устройств, о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия; Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.

Далее, в 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I—о защите жертв международных вооруженных конфликтов и Протокол II — о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Целью этих протоколов является внести целесообразные уточнения и дополнения в нормы Женевских конвенций 1949 г.

Так, принципиальные положения общего характера гуманитарного права изложены в Протоколе I (ст. 35) следующим образом:

«1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.

3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде».

Законными участниками военных действий являются лица, именуемые комбатантами (сражающимися). Общая их характеристика, согласно Протоколу I, такова:

«Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов».

Протокол I содержит 102 статьи и два приложения. В нем дается, в частности, юридическое определение важнейших употребляемых в международном гуманитарном праве терминов-понятий.

Весьма важной новеллой гуманитарного права является ст. 36 Протокола I, которая требует, чтобы лица, разрабатывающие новые виды оружия или способы ведения военных действий, определяли, не подпадают ли они под запреты в соответствии с Протоколом или иными нормами международного права, т.е. запрещает разрабатывать соответствующие новые виды оружия или способы ведения военных действий.

Дополнительный протокол II — о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера имеет своей целью уточнение и развитие положений четырех Женевских конвенций 1949 г., составляющих содержание идентичных для всех четырех этих конвенций положений ст. 3.

Принципы международного гуманитарного права:

  • Законность - строгое и точное соблюдение норм МГП всеми органами управления, военнослужащими и гражданскими лицами;
  • Различие – проведение при любых обстоятельствах различия между гражданскими и военными объектами, военнослужащими и гражданскими лицами, а также лиц, не принимающих участие в военных действиях

-  Соразмерность – воюющие стороны не должны наносить ущерб гражданским объектам и вызывать потери среди гражданского населения, несоразмерные с преимуществом над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий.

- Гуманность – уважение и защита лиц, которые непосредственно не принимают участия в боевых действиях, включая и лиц из состава вооруженных формирований противника, сложивших оружие или прекративших принимать участие в бою по любой другой причине

- Военная необходимость – выбор любых, но незапрещенных нормами международного гуманитарного права, способов выполнения поставленной задачи.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права

Военные объекты - объекты, захват которых, уничтожение и разрушение оказывает или может оказать влияние на ход боевых действий

К ним относятся:

1. Войска в районах дислокации, сосредоточенные на марше, стартовых и огневых позициях, отдельные военнослужащие.

2. Аэродромы военно-воздушных и военно-морских баз.

3. Военные корабли и транспорты.

4. Пункты управления и узлы связи.

5. Радиотехнические системы обнаружения  наведения  и управления оружием.

6. Органы и объекты тыла Вооруженных сил, подразделений (соединений, объединений).

7. Узлы дорог и крупные мосты.

8. Военные полигоны.

9. Предприятия военно-промышленного комплекса.

10. Отдельные  транспортные средства Вооруженных Сил, боеприпасы, средства ведения вооруженной борьбы и их носители.

Статус физических лиц воюющих сторон

Комбатанты (воюющие) - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте (за исключением военно-медицинского и военно-духовного персонала). Комбатантами в ряде случаев могут признаваться партизаны, лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение Сопротивления, а также некоторые другие категории лиц. Они имеют право принимать непосредственное участие в боевых действиях и в случае захвата противником получать статус военнопленного. Комбатанты обязаны соблюдать в своих действиях нормы международного гуманитарного права и отличать себя от гражданского населения, по крайней мере, открытым ношением оружия в ходе боя или на виду у противника перед вступлением в бой.

 Некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооруженных сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках. Они имеют специальный правовой статус в случае задержания их неприятелем.

 Таким образом, различия в правовом положении комбатантов и некомбатантов связываются с правом непосредственного участия в боевых действиях. Комбатанты в процессе военного конфликта вправе применять к неприятелю высшую меру насилия, т.е. уничтожать его, в то время как некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только в целях самообороны.

Наряду с законными участниками в международном гуманитарном праве упоминается и о других особых участниках военных конфликтов, к которым относятся наемники, шпионы. Для участников контртеррористических операций в Чеченской Республике и других республиках Северного Кавказа термин «наемники» имел и в настоящее время продолжает иметь под собой реальную основу. Что же с точки зрения международного права представляют собою наемники? Впервые это понятие было сформулировано в ст. 47 Дополнительного протокола 11977 года. В соответствии с ней наемник - это лицо:

а) специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимающее участие в военных действиях;

в) принимающее участие в военных действиях с целью получить личную выгоду, материальное содержание которой значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства;

 г) не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории;

д) не входящее в личный состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте;

е) не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

 Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена, и, более того, с точки зрения международного права они являются уголовными преступниками, которые должны нести ответственность перед судом.

Кодекс участника боевых действий

В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях. Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений. Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны. Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Вывод: Таким образом, были рассмотрены основные понятия по теме, цели, задачи, принципы, область применения международного гуманитарного права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар по Международному гуманитарному праву «Через гуманизм к миру» («Per humanitatem ad pacem»)

Урок-семинар для учащихся  9-11 класса. Можно использовать в рамках элективного курса по праву или в  профильных классах с углубленным изучением права....

План-конспект учебного занятия "Источники международного экологического права"

План-конспект учебного занятия "Источники экологического права" можно использовать для проведения дистанционного занятия по учебной дисциплине ОП.04 Основы экологического права специальности...

«Международная защита прав детей»

Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и уязвимая. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и...

Признание государства и особенности формирования международно-правового механизма сотрудничества в сфере международного уголовного права

Научная статья "Признание государства и особенности формирования международно-правового механизма сотрудничества в сфере международного уголовного права" (Научно-практическая конференция &la...

Методическая разработка открытого классного часа "Международный день прав человека"

В группе У -100 прошел открытый классный час посвященный «Международному дню прав человека». Целью является формирование у студентов правовых компетенций, гражданской ответственности, глуб...