"Новые логопедические технологии".

Ксензюк Елена Анатольевна

Выступление на МО начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_log._tehn.doc95.76 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                        Выступление

       

                         на МО учителей  нач. кл.

                                       

 «Новые логопедические технологии

        и нетрадиционные методы

       в коррекционной педагогике».

                   

                                    / 2011 – 2012 уч.г. /

   

 

                                                                       Уч – ль логопед: Ксензюк  Е. А.

Нетрадиционные методы  в коррекционной педагогике.

В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия и т. д.

    Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

                                 Фитотерапия:

 Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений.

 Фитотерапию использовали вавилоняне еще в ХI в. до н.э.

 Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения

  при  различных речевых аномалиях для:

• восстановления умственной и физической работоспособности;

• устранения усталости, вялости, астенического синдрома;

• профилактики нарушений мозгового кровообращения;

• устранения бессонницы, нервозности;

• профилактики и устранения расстройств памяти;

• восстановления мышечного тонуса.

                                    Ароматерапия:

            Исследования ученых показали, что запахи способны

   управлять работоспособностью и настроением человека.

• Аромат лаванды и розмарина - действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.

• Запах лимона и эвкалипта - возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.

• Эфирное масло чабреца — успокаивает.

• Мята — снимает головную боль и тошноту.

Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы — обеспечивает снотворный эффект.

• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры  лимона, майорана, петрушки, эвкалипта — тонизирует.

• Запах вербены - успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.

• Запах настойки ивы - приводит в состояние равновесия нервную систему.

• Запах настойки остролиста — уменьшает злобность, агрессивность.

Чтобы проверить действие настойки — несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.

Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20—ЗО мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, и  наоборот, перевозбужденных детей.

                           

                              Музыкотерапия:

Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека  с терапевтическими целями.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные  звуки.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

• увеличивают силу сердечных сокращений;

• способствуют расширению сосудов;

• нормализуют артериальное давление;

• стимулируют пищеварение;

• улучшают аппетит;

• облегчает установление контакта между людьми;

• улучшает обмен веществ;

Музыка действует избирательно, в зависимости от:

• характера произведения;

• инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта - расслабляет).

Самый большой эффект от музыки — профилактика и лечение нервно - психических заболеваний. Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах.

Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:

— рецептивной;

— активной;

— интегративной.

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:

• музыкопсихотерапия - решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах - 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»?); 2) музыкально-образная медитация;

• музыкосоматотерапия - лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний.

Активная музыкотерапия - активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.

Включает следующие виды:

• вокалотерапия пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие)

• кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика;

•инструментальная  музыкотерапия — игра на музыкальных инструментах.

Интегративная музыкотерапия - интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания - синтез музыкального и зрительного восприятия:

• музыкоцветотерапия;

• музыкоизотерапия -восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.

   

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово.

 Музыка Баха,Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы, так как:

— подавляет нервную систему;

--- увеличивает содержание адреналина в крови.

 Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:

• музыка Вагнера;

• оперетты Оффенбаха;

«Болеро» Равеля;

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

• музыка Франсиса Гойи;

«Времена года» Чайковского;

«Лунная соната» Бетховена;

• фонограмма пения птиц.

 

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

  Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии — создание положительного эмоционального фона реабилитации:

 - снятие фактора тревожности;

 - стимуляция двигательных функций;

 - развитие и коррекция сенсорных процессов

   (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;

-  растормаживание речевой функции;

-  развитие чувства ритма, темпа, времени;

-  развитие мыслительных способностей и фантазии;

-  развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

• в музыкальном оформлении игр;

• музыкальной релаксации.

     

     

             Музыкальная ритмика используется при лечении:

• тиков;

• заикания;

• нарушений координации;

• расторможенности;

• моторных стереотипов;

• дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха);

                         Особенности использования:  

-громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

-  лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

 

                               

                                      ХРОМОТЕРАПИЯ:

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы,

можно воздействовать на функции:

-        вегетативной нервной системы

-        эндокринных желез

Синий цвет:

-     оказывает успокаивающее воздействие

-     расслабляет

-     снимает спазмы

-     уменьшает головные боли

-     понижает аппетит

-     стимулирует умственную деятельность

Голубой цвет:

-     оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении

Фиолетовый цвет:

-     угнетает психические и физиологические процессы

-     снижает настроение

Красный цвет:

-     активизирует

-     повышает физическую работоспособность

-     вызывает ощущение теплоты

-     стимулирует психические процессы

Зеленый цвет:

-     успокаивает

-     создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг,

      зеленовато-голубую воду)

-     повышает защитные силы организма,

      способствует угасанию воспалений,  стимулирует зрение

Розовый цвет:

-     тонизирующее воздействие

Желтый цвет:

-     вызывает чувство покоя

-     нейтрализует негативные действия

 

                                       

                                               ЛИТОТЕРАПИЯ:

Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов.

 Считается, что минералы  координируют  циркуляторную  систему сосудов и деятельность мозга.

Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.

Аквамарин – снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.

Александрит – успокаивает, способствует открытости, общению.

Алмаз – улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.

Аметист – снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.

Бирюза – уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.

Жемчуг – укрепляет память, приносит покой и умиротворение.

Изумруд – устраняет аффекты.

Кораллы – укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.

Лазурит – улучшает остроту зрения, уменьшает боли.

Малахит – стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких

Нефрит – стимулирует работу почек.

Опал – усиливает чувство интуиции.

Сапфир – помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.

Сердолик – укрепляет зубы, стимулирует речь.

Топаз – влияет на щитовидную железу.

Хрусталь – улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.

Янтарь – стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.

                                             

                             

                                   ИМАГОТЕРАПИЯ:

          Основана на театрализации  психотерапевтического процесса – образе:

    -     использование пересказа драматического произведения,

          переход рассказа в заранее запланированный диалог

          между взрослым и ребенком,  развивающий ситуацию.

Куклотерапия - (один из видов имаготерапии)

Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)

Используется:

       при нарушениях поведения

       при страхах

       при нарушении коммуникативной сферы

Технология проведения:

       с персонажем разыгрывается  в лицах в «режиссерской игре» история, связанная  с травмирующей ребенка ситуацией

       инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции

       сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения

Образно-ролевая драмтерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.

Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога

Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения)

Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.