Эффективная похвала в классе

Американский учитель называет общие принципы эффективной похвалы учащихся. 

Исследования в области образования показывают, что учащиеся всех классов и по каждому предмету любят, когда их хвалят за работу в классе. Похвала может оказать положительное влияние как на академическое обучение учащихся, так и на их социальное поведение. Но похвала должна быть эффективной! Общие фразы, например, «Отличная работа!» или «Хорошо поработали!» — не самый эффективный способ мотивировать учащихся. Такие отзывы о проделанной работе не несут "полезной" информации и звучат банально. Из них непонятно: какое конкретное поведение привело к успеху.

Итак, что может сделать похвалу «правильной»? Что может сделать похвалу в классе эффективной?

1. Используйте похвалу, чтобы отметить усилия учащихся в решении задач. Похвала всегда должна быть связана с процессом, а не с интеллектом ученика. Похвала за интеллект, как правило, настраивает учащихся на фиксированное мышление (интеллектуальные способности у меня уже есть и стремиться к чему-то ещё не надо). Тогда как похвала за усилия, как правило, приводит к установке на их рост (у меня получилось, потому что я много работал и дальше будет ещё лучше).

2. Чем младше ученик, тем более немедленной должна быть похвала. На уровне старшей школы большинство учеников могут принять отсроченную похвалу.

3. Похвала должна быть разнообразной в зависимости от ситуации.

Например,

  • Я вижу вашу тяжелую работу в этом задании.
  • Вы не сдались даже при встрече с этой трудной проблемой.
  • Продолжайте использовать свои стратегии! Вы делаете хорошие успехи!
  • Вы действительно выросли (в этих областях).
  • Я вижу разницу в вашей работе по сравнению со вчерашним днём.

Когда учитель видит, что ученик преуспевает, язык поздравительной похвалы может быть более подходящим, например:

  • Поздравляем! Видно, что вы прикладываете усилия, чтобы добиться успеха и поэтому у вас всё получается.
  • Посмотрите, чего вы можете добиться, если не сдаётесь.
  • Вы должны гордиться усилиями, которые вы приложили к этому.

Если учащиеся преуспевают легко и без усилий, похвала может относиться к уровню задания или проблемы. Например:

  • Это задание было для вас не таким сложным, так что давайте попробуем найти то, что поможет вам расти.
  • Возможно, вы готовы к чему-то более сложному. Над какими навыками нам следует поработать дальше?
  • Здорово, что у тебя это получается. Нам нужно поднять планку для вас прямо сейчас.

После похвалы учителя должны поощрять учащихся поразмышлять. Например:

  • Итак, когда у вас появится еще одно задание или проблема, подобная этой, что вы будете делать?
  • Вспомните, что из того, что вы сделали, способствовало вашему успеху?

И, наконец, самое главное - не совмещайте похвалу с критикой, не используйте слово «но» сразу после комплимента.

Эффективная похвала может дать учащимся своего рода положительное подкрепление, которое основывается на успехе, мотивирует их учиться и повышает самооценку.


Автор: Колетт Беннетт, учитель английского языка с более чем 20-летним опытом работы. Брукфилд, США.


 

 

Комментарии

Барашева Ирина Анатольевна

Отличная статья. Похвала, как и порицание должны быть существенными, ёмкими и педагогически обусловленными.

Руснак Елена Васильевна

Замечательная статья! Да, слово «но» совсем не совместимо сразу после комплимента. Согласна с автором статьи.
Также нужно помнить, что при избыточной похвале возникает снижение мотивации. Похвала расслабляет, а критика обижает. И в том и другом нужно не переусердствовать. Здесь нужна золотая середина.
Вот я, например, отношусь к похвале как к ценному, но ограниченному ресурсу. Это отличный стимул расти и развиваться!

Малинкина Анна Анатольевна

Статья хорошая, про "но" забывается иногда. И очень важно не перехвалить, конечно, это я по детям заметила. Потом бывают сложности, когда ребенок, постоянно или часто получающий похвалу, вдруг не был отмечен. Замечено в детском саду с воспитанниками.

Вальщикова Ольга Олеговна

Эффективная похвала может дать учащимся своего рода положительное подкрепление, которое основывается на успехе, мотивирует их учиться и повышает самооценку

Вальщикова Ольга Олеговна

Эффективная похвала может дать учащимся своего рода положительное подкрепление, которое основывается на успехе, мотивирует их учиться и повышает самооценку

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Работая коррекционным педагогом, уже давно, пришла к выводу, что "кнут" и "пряник", самые действенные, точнее чередование похвалы и критики, работает, мотивируют любого ребёнка!

Новикова Татьяна Валерьевна

хвалить это хорошо, но и порицать правильно тоже нужно учиться, такую бы статью найти.

Хозычева Елена Ивановна

Спасибо за интересную статью. Согласна с тем, что похвала очень важна в процессе обучения.

Спасибо за интересную статью. Согласна, что похвала должна быть разнообразной в зависимости от ситуации.