«Развитие инициативности в дошкольном возрасте» из журнала «Педагогика»

осадчая светлана юрьевна

                                                                                     Осадчая Светлана Юрьевна
Анализ статьи «Развитие инициативности в дошкольном возрасте» из журнала «Педагогика»

 

Аннотация.

В статье представлены теоретические аспекты изучения вопроса регуляции (саморегуляции) произвольной активности через субъективный подход к исследованию психики. Представлены результаты изучения инициативности детей дошкольного возраста по методике «Семантический дифференциал». Рассматриваются категориальные характеристики детей с разной степенью инициативности.

Ключевые слова. Инициативность, осмысленная инициатива, активная позиция, волевая регуляция, дошкольный возраст.

Прочитав данную статью, я решила сделать ее анализ.

Автор большое внимание уделяет проблемам в развитии личностной сферы детей дошкольного возраста. Эта проблема ставит ребенка в условия неравных возможностей. Мы, педагоги, общаясь ежедневно с детьми, видим, что одни дети расторможены, обладают неустойчивыми формами поведения, часто отвлекаются, испытывают трудности в общении и взаимодействии с другими людьми. Другие, наоборот, неактивны, инертны, бездеятельны.

Автор отмечает, что современные требования подготовки детей к школе включают освоение дошкольниками навыков самостоятельности и самоконтроля и, ссылаясь на мнение Г. Г. Кравцова, раскрывает понятие "осмысленная инициатива",которая включает в себя совокупность двух компонентов: осмысления (осознания) и активности субъекта. Это было подтверждено в работе Л. А. Кожариной, которая занималась изучением становления волевого и произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

 Возрастные этапы развития волевого поведения у дошкольников, которые выделила Л. А. Кожарина, являются приемлемыми в повседневной работе с детьми.

Также автор отмечает, что в своих работах по изучению воли Г. Г. Кравцов, Л. А. Кожарина и др. опирались на культурно-историческую концепцию о развитии высших психических функций Л. С. Выгодского, который полагал, что личностью является человек, который может управлять своим поведением. Таким образом, проблема регуляции (саморегуляции) произвольной активности тесно связана с субъектным подходом к исследованию психики. Регуляция произвольной активности представляет собой совокупность таких аспектов, как инициация, построение, поддержание, управление не только поведением, но и внутренними психическими процессами (восприятия, мышления, памяти.).

По мнению многих ученых, регуляция произвольной активности невозможна без осознания личностью собственных потребностей, интересов, мотивов, целей, а осознание (осмысление) - это функция мышления, а инициативность рассматривается как активная позиция (в общении, деятельности, поведении, источником которой является сам ребенок). Предполагается, что наличие инициативности оказывает положительное влияние на обучение, общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.

В своей статье автор раскрывает изучение инициативности по методике "Семантический дифференциал", разработанной Ч. Осгудом в 50-е гг. прошлого столетия. Данная методика относится к психосемантическим методам шкалирования исследования личности.

В результате исследований были выявлены общие особенности общения, взаимодействия дошкольников с разной степенью инициативности.

Дети с низкой степенью инициативности.

Младшие дошкольники пассивны, молчаливы, бездеятельны. Обладают маловыраженной эмоциональностью. Познавательный интерес снижен. Отсутствует самостоятельность мышления. При выполнении заданий нуждаются в помощи взрослого.

Старшие дошкольники обладают избирательностью мышления (если задание привлекательно или знакомо, то действуют активно и уверенно). Настороженно относятся к новым видам деятельности, к трудному и неизвестному. К другим видам деятельности познавательный интерес снижен.

 

Дети со средней инициативностью.

Младшие дошкольники проявляют интерес на занятиях, готовность правильно выполнить задание. Родители замечают появление активности во взаимодействии с близкими взрослыми, братьями и сестрами. Дети умеют организовать самостоятельную деятельность на непродолжительное время.

Старшие дошкольники на занятиях выражают готовность выполнить задания. Прилагают усилия, пытаясь действовать согласно заданным условиям. Однако усилия имеют кратковременный характер и не всегда приводят к положительному результату.

 

Дети с высокой инициативностью.

Младшие дошкольники выражают активное желание сотрудничать со взрослыми, пытаются осмыслить правильный способ выполнения предложенного задания. Полученные знания реализуют в самостоятельной деятельности. Проявляют активность познания в различных видах деятельности.

У старших дошкольников педагоги отмечают усидчивость, концентрацию, настойчивость, самостоятельность, энергичность, проявленные на занятиях при самостоятельной работе. Данные качества помогают достичь высоких результатов в предложенной деятельности.

Описанные категориальные характеристики детей с разной степенью инициативности позволяют говорить о наличии связи между процессом осмысления и инициативностью ребенка

Инициативность и осмысление - два единых компонента сознания, обусловливающих психологическое развитие детей.

 

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Степень выраженности инициативности у детей 3 - 6 лет не является постоянным признаком.

2. Инициативность у ребенка в дошкольном возрасте имеет три степени выраженности: низкая, средняя, высокая.

3. Степень выраженности инициативности меняется в зависимости от активно развивающегося процесса осмыслениявозрастных показателей и социальной ситуации развития.

В конце статьи автор указывает, что есть необходимость разработки содержания программы по развитию инициативности детей дошкольного возраста. Следует обратить особое внимание на развитие инициативности детей шести лет, в предшкольный период. Я согласна с автором, что инициативность детей является важным личностным показателем их успешного обучения и развития.

Словарь: Психосемантические методы – это способы исследования психических явлений, основанные на установлении семантических (смысловых) связей и анализе индивидуальных систем значений и смыслов. (Источник: Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь». – 480 с. 2003)