Методическая разработка по составлению претензии по курсу Предпринимательское право в модуле "Защита прав потребителей"

Суркова Ирина Владимировна

Основное назначение - обучение студентов элементарным навыкам ведения претензионной работы, закрепление знаний по модулю "Защита прав потребителя".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок проводится в группе Ю-2 по предмету "Предпринимательское право" в модуле "Потребительское право".

                                  Конспект урока.

                                                                                           Преподаватель юридических дисциплин Суркова И.В..

Тема: Понятие претензии потребителя. Ее составление и направление.

Цель: создать условия на уроке для развития навыков практического составления правовых документов и применения полученных теоретических знаний.

Задачи урока:

  • Закрепить теоретический и легальный материал по защите прав потребителя
  • учить создавать самостоятельно составлять правовые документы
  • развивать логико-практические связи;
  • воспитывать интерес к учёбе и применению полученных знаний; формировать внимание, наблюдательность при работе с правовой  информацией.

Развивающие задачи:

  • развитие логического мышления;
  • развитие навыков документирования;
  • развитие творческих способностей студентов .

Оборудование.

1 .Ноутбук.  Медийная установка.
2.Образцы  претензий с успешной  юридической судьбой
З. Образцы товаров с недостатками для составления претензий у студентов.

4. Бланки для составления претензии.

5. Закон о защите прав потребителей. (вариант (ноутбуки с Консультант+)

                              Ход урока

I.      Организационный момент.   Приветствие, ознакомление студентов с темой урока и основными учебными задачами. Обеспечение возможности групповой работы. Распределение на 4 группы  по 4-5 человек, три группы рабочие, одна – группа «экспертов» (3-5 мин.)

Слайд 1

II.  Проверка знания специальной терминологии. Постановка вопросов, проблемной ситуации, активизация мыслительной деятельности студентов, стимулирование интереса к предмету (7-10 мин.)

Слайды 2-9

Примерный перечень вопросов –

- Субъекты потребительских отношений

- Основные права потребителя

- Нормативное регулирование (перечислить)

- перечень прав потребителя при приобретении товара с недостатками

- Их Особенности

-   Технически сложные вещи. Существенный недостаток

-  Права потребителя  при приобретении качественных вещей

- Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

(в пределах 10 -15мин., по 1 мин. на вопрос)

  III.   Основная часть. Изучение нового материала.

Ознакомление студентов с понятием Претензии.

(слайды 10-17)

- теоретическое определение

- Лица, имеющие право на предъявление

- форма

- Адресат

- Порядок вручения

- сроки

- разрешение конфликтных ситуаций при вручении

- сроки рассмотрения

- Последующие действия потребителя.

(7-10 мин.)

1. Инструктаж к практической части .

Порядок составления претензии и ее структура

Слайды 18-22

1 Адресат

2. Корреспондент

Содержание : Фабула, существо, правовое обоснование, доказательства  конкретное требование,

резолютивная часть,

приложения

(ок. 10-15 мин.)

2. Постановка задачи перед студентами:

-Постановка отдельной задачи перед экспертами

 - Задача для каждой группы с описанием существенных обстоятельств, товар с недостатком.

Необходимо составить претензию.

Составление документа в группах под руководством преподавателя.

(слайды 23-26)

- Синхронное заполнение адреса (индивидуальное у каждой группы по образцу)

- Синхронное заполнение данных корреспондента ((индивидуальное у каждой группы по образцу)

- Самостоятельное внесение фабулы в соответствии с образцом на экране

-  Самостоятельное обоснование требований

- самостоятельная формулировка требований

- Составление приложения

Подписание претензии

(20 мин.)

3. Работа с группой экспертов – задача на выявление  скрытого недостатка вещи, определение нормативной базы, в соответствие с которой возможна реализация прав потребителя.

(7-10 мин. – пересечение с предыдущим заданием)

4. Передача претензий экспертам. Работа с претензиями экспертов.

5. Работа со студентами на решение задач в устной форме и разрешение проблемных ситуаций.(7- мин.)

Слайды 27-30)

IV.   Закрепление знаний, умений и навыков.

 Заключение экспертов обоснованности и возможности удовлетворения претензий (3 мин.)

V.   Подведение итогов работы.


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Претензионный порядок защиты прав потребителя

Слайд 2

Цель урока Обучение составлению правовых документов и решению практических задач

Слайд 3

Задачи урока Рассмотреть понятие претензии в потребительских отношениях Научиться самостоятельно составлять претензию Научиться самостоятельно использовать нормы закона при решении задач

Слайд 4

Законодательство: Гражданский кодекс РФ, часть 2 Закон РФ «О Защите прав потребителя» Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. N 575 об утверждении перечня технически сложных товаров Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 О перечне Товаров, не подлежащих возврату или замене.

Слайд 5

Потребитель Продавец Изготовитель Уполномоченное продавцом лицо -Импортер Субъекты потребительских отношений

Слайд 6

- Право на информацию Право на просвещение Право на безопасность Право на качество Право на возмещение убытков Право на возмещение морального вреда Основные права потребителя

Слайд 7

Права потребителя при приобретении вещи с недостатками Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки потребовать замены на такой же товар другой марки потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать ремонта вещи или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Слайд 8

Технически сложные вещи 1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним 2. Мотоциклы, мотороллеры 3. Снегоходы 4. Катера, яхты, лодочные моторы 5. Холодильники и морозильники 6. Стиральные машины автоматические 7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами 8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы

Слайд 9

ПЕРЕЧЕНЬ КАЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ВОЗВРАТУ ИЛИ ОБМЕНУ 1. Товары для профилактики и лечения заболеваний и лекарственные препараты 2. Предметы личной гигиены 3. Парфюмерно-косметические товары 4. Текстильные товары - ткани, строительные и отделочные материалы 5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные) 6. Изделия, контактирующие с пищевыми продуктами, 7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты 8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты) 9. Ювелирные изделия 10. Автомобили и мотовелотовары, 11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки - радиоэлектронная аппаратура; вычислительная техника; фотоаппаратура; телефонные аппараты и факсы; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные) 12. Гражданское оружие, патроны к нему 13. Животные и растения 14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы,)

Слайд 10

Сроки удовлетворения требований потребителя Замена -7 дней - новый товар Экспертиза - 20 дней Предоставление вещи на замену – - 3 дня Возврат денег 10 дней Ремонт вещи -45 дней Обмен или возврат качественных вещей - 14 дней

Слайд 11

ПРЕТЕНЗИЯ – ЭТО: требование лица, полагающего, что его права или законные интересы нарушены к лицу, ответственному за такое нарушение.

Слайд 12

ПРЕТЕНЗИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕТСЯ: Изготовителю Продавцу Импортеру Уполномоченной организации (сервисному центру

Слайд 13

Виды претензий: Любые требования Продавцу Изготовителю

Слайд 14

К Импортеру, Сервисному центру и Изготовителю: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом ;

Слайд 15

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Слайд 16

Претензия должна содержать Адресную часть Описательную часть Резолютивную часть

Слайд 17

Адресная часть: - включает данные адресата (продавца или иного лица, которому направлена претензия и данные потребителя или лица, действующего в его интересах - Данные адресата – Организационно-правовая форма, юридический и (или) фактический адрес - Данные отправителя – фамилия, имя отчество, адрес, номер телефона

Слайд 18

Описательная часть: Описательная часть включает подробное описание события нарушения прав потребителя обоснование его требований В ней надо указать: - Когда, где, за какую цену был приобретен товар; Какие имеются недостатки, когда и как они были обнаружены Имеются или другие нарушения Чем подтверждается наличие недостатков

Слайд 19

Резолютивная часть: Резолютивная часть содержит правовую формулировку и Конкретное требование потребителя, обоснованное правовой нормой; - Требование должно быть изложено в императивной форме; - Право выбора варианта поведения принадлежит потребителю, а не продавцу (изготовителю)

Слайд 20

Пример Адресной части: Руководителю ООО «Лютик» 1345679, г. Энск Энской области, Ул. Красивая, д.19 Любушкиной Екатерины Павловны проживающей: 1345679, г. Энск Энской области, ул. Весенняя, д. 34 кв. 45 тел. 234567 Данные адресата Данные отправителя

Слайд 21

Пример Описательной части : 10 февраля 2010 года я приобрела в Вашем магазине «Двадцаточка» по адресу: город Энск, улица Красивая, 19 творожок «Агуша» за 15 рублей. Придя домой, я рассмотрела упаковку и выяснила, что срок годности на него установлен до 8 февраля 2010 года. В соответствии с п.4 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителя» продукты питания непригодны к использованию после истечения срока годности. Такое нарушение в соответствие со ст. 18 вышеуказанного закона является существенным недостатком по признаку неустранимости. Изложенное подтверждается надписью на упаковке творожка и контрольно-кассовым чеком с указанием даты и цены приобретенного продукта. В соответствии с ч.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителя» заключенный между нами договор купли продажи должен быть расторгнут с возвращением мне покупной цены.

Слайд 22

Пример резолютивной части: На основании изложенного, руководствуясь ст. 5, 18 Закона «О защите прав потребителя» ПРОШУ: Расторгнуть договор розничной купли-продажи творожка «Агуша», заключенного 10.02.2010 года Возвратить мне уплаченную за него денежную сумму в размере 15 рублей. Приложение – копия контрольно-кассового чека

Слайд 23

Претензия должна быть подписана отправителем с указанием даты Любушкина Е.П. ____________________ «10» февраля 2010 года

Слайд 24

ПРЕТЕНЗИЯ ВРУЧАЕТСЯ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ ПРОДАВЦА (ИЗГОТОВИТЕЛЯ) ПОД ПОДПИСЬ ИЛИ НАПРАВЛЯЕТСЯ ПОЧТОЙ С УВЕДОМЛЕНИЕМ О ВРУЧЕНИИ.

Слайд 25

Претензия считается предъявленной, даже если потребителю отказали в получении документа либо если требование было заявлено в устной форме

Слайд 26

Задание для самостоятельной работы в группе: осмотреть предоставленный группе предмет В соответствие с полученным заданием составить претензию Передать ее группе экспертов для анализа правовой обоснованности

Слайд 27

Задача 1 15 февраля 2010 года Маковкина Инна Сергеевна, проживающая по адресу ул. Ивовая, 25 кв.31 приобрела в магазине «Двадцаточка» банку красной икры по сниженной цене по акции – за 139 рублей. После прихода домой Маковкина обнаружила, что банка «вздута». Срок годности икры был установлен до 23.11.10 года. Контрольно-кассовый чек Маковкина не взяла. Составьте претензию по указанным требованиям.

Слайд 28

Задача 2 15 января 2010 года Василькова Анна Кирилловна, проживающая в городе Энске, по ул. Абрикосовой, д.5 кв.1 приобрела у себя на работе у сотрудницы – Колокольчиковой Надежды Павловны, проживающей с ней в одном доме в кв. 45 и распространявшей косметику, крем «Мери Кэй» за 900 рублей. Осмотрев дома крем, Василькова не нашла на нем данных о составе, и, страдая аллергией на ряд продуктов, испугалась его применять. Колокольчикова отказалась принять крем обратно, направив Василькову в представительство фирмы Мери Кей, объяснив, что товар качественный. Можно ли в данном случае составить претензию? Есть ли у товара недостатки?

Слайд 29

Задача 3 12 февраля 2010 года Петрова Екатерина Павловна, проживающая в городе Энске по ул. Вишневой, дом 3 кв. 9 приобрела в магазине ООО «Гладиолус», в городе Энске, по ул. Торговой, 7 перчатки за 1400 рублей. Чек ей не дали. Дома она их рассмотрела и решила, что перчатки не подходят под ее кожаный плащ. Можно ли возвратить их в магазин? Составьте претензию.

Слайд 30

Критерии оценки претензий: Соблюдение формы Соответствие условиям задачи Правильная правовая квалификация Юридическая обоснованность Возможность удовлетворения

Слайд 32

Спасибо за урок!