Развитие социального интелекта у детей

Сафонова Наталья Валерьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_intellekt.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию социального

и эмоционального интеллекта.

         Одним из важных и необходимых этапов в развитии личности ребенка является становление социального и эмоционального интеллекта. В современных условиях актуальность этой проблемы возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Большую роль в развитии социального интеллекта играет семья как первичная ячейка социализации. Как же родителям стимулировать это развитие?      

             Прежде всего, больше общайтесь со своим ребенком, участвуйте в мире его интересов. И не обязательно выделять для этого специально время, ведь можно использовать любую минутку в каждодневной суете. Обеспечьте ребенку практику общения. Позволяйте ему с самых ранних лет общаться с разными людьми: сверстниками, детьми и взрослыми разного возраста.

Социализация ребенка в детском саду, его мотивация в занятиях, желание контактировать с людьми и исследовать внешний мир напрямую зависят от эмоционального климата внутри семьи. Родители склонны недооценивать степень влияния собственных эмоций на внутреннее состояние ребенка. Ребенок впитывает всё, что вы чувствует родитель, его настроение, переживания. От того, какие эмоции родители будут направлять на ребёнка, зависит уровень его эмоционального развития в перспективе.

Родителям важно уметь взаимодействовать со своим ребенком, организовывать такое общение, чтобы дети могли учиться делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека.

Создавайте среду, стимулирующую социальный интеллект. Это могут быть поделки, сделанные ребенком вручную, а также различные атрибуты, указывающие на человеческие взаимоотношения и модели поведения. Ведь не только сам процесс творчества, но и его результаты, которыми можно украсить места, где малыш находится длительное время, оказывают положительное влияние на ребенка.

              Помните, что вы – пример для своего ребенка, объект для подражания. Старайтесь быть честным, открытым и вежливым человеком в общении с другими людьми.      

              Делитесь с детьми своими мыслями, чувствами, когда необходимо объяснить поступки, слова, настроение. Ведь они всегда реагируют на наше состояние, понимают, когда мы чем-то расстроены или огорчены, и ценят, если им объясняют причину.

              Вечером, придя с ребенком из детского сада, побеседуйте с ним, спросите, что сегодня происходило в группе, как он воспринимал различные ситуации. Обсудите, как окружающие реагировали на его поведение, какие варианты поведения были возможны Дайте ребенку высказаться, а затем вместе с ним выберите самый подходящий способ поведения.

Для этого необходимо живое общение с ребенком, привычка делиться своими чувствами, нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций.

Несмотря на то, что в нашем языке названий эмоциональных состояний очень много, десятки, если не сотни, и взрослым, и детям иногда не хватает слов для более точной передачи оттенков эмоций.

Родителям необходимо учить ребенка распознавать эмоции в другом человеке.

Как распознавать? По мимике, по голосу, по жестам, по поведению. После того, как ребенок научится распознавать чужие эмоции, он сможет сочувствовать другому человеку и оказывать ему эмоциональную помощь. Это качество является основой для добрых взаимоотношений с людьми.

«Используйте « я - сообщения» – высказывания, в которых вы говорите о своих чувствах, сообщаете о себе и своем переживании. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом, но при этом сделайте акцент на собственных чувствах, это позволит выразить негативные переживания в не обидной для него форме. Такое общение улучшает контакт между родителем и подростком, дети начинают учитывать желания и переживания взрослых.

Важно уметь активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Для душевного комфорта ребенка и для его эмоционального развития такое буквальное сочувствие необходимо.

Родители сами понимают это, как только начинают спокойно и доброжелательно «озвучивать» чувства ребенка. В ответе полезно повторить то, что вы поняли из слов ребенка, а потом обозначить его чувство.

 Создавайте положительный эмоциональный фон в своей семье, ведь это способствует хорошему самочувствию ребенка. Только тогда он будет способен думать о других.

              Рассматривайте с ребенком рисунки и фотографии с различными эмоциональными состояниями людей, которые можно найти в старых газетах и журналах, помогайте распознавать их. При этом важно разговаривать об эмоциях и чувствах, поскольку при проговаривании и назывании этих психических состояний ребенок осмысливает эмоциональный опыт.

      Вот такими способами можно способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта дошкольников.

Упражнения, способствующие формированию социального интеллекта.

Цель:
1. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других.
2. Формировать позитивное отношение к сверстникам.
3. Вызывать у детей желание правильно обращаться друг к другу.

4.Развивать навыки социального поведения.

5.Развивать способность к эмпатии.

6.Закрепить и обобщить знания о чувствах (радость, гнев, удивление, обида, вина, страх).

7.Развивать умения приспосабливаться к социальным требованиям общества.

8.Закрепить правила пользования столовыми приборами.

1.Игра «Назови себя».

Каждому ребенку воспитатель предлагает назвать свое имя так, как ему больше нравится, как его называют, как бы ему хотелось, чтобы его называли в группе. Начинает игру воспитатель.
2.Игра «Клубочек».

У воспитателя в руках волшебный клубочек. Его воспитатель передает своему соседу справа, но у себя оставляет ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется к ведущему обратно. Передавая клубочек, нужно назвать ребенка, которому передаешь, очень ласково по имени.

3.Игра «Передай сигнал».

Дети берутся за руки. Воспитатель посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к воспитателю, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза.

4.Игра «Комплименты».

Правило: не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются.