Педагог- психолог в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Сафонова Наталья Валерьевна

Причины поступления несовершеннолетних разнообразны. Самая распространенная из них, трудная жизненная ситуация в семь либо социально опасное положение в семье. Попадая в условия реабилитационного центра детям на протяжении всего периода пребывания оказываются комплексные социально-реабилитационные услуги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog-psiholog.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог- психолог в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних поступают дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет. Причины поступления несовершеннолетних разнообразны. Самая распространенная из них, трудная жизненная ситуация в семь либо социально опасное положение в семье. Попадая в условия реабилитационного центра детям на протяжении всего периода пребывания оказываются комплексные социально-реабилитационные услуги. Одна из таких услуг – социально- психологическая реабилитация несовершеннолетнего.

Основные цели педагога-психолога в социально-реабилитационном центре по оказанию услуг несовершеннолетним:

а) адаптация несовершеннолетних к условиям центра,

б) оказание психологической помощи актуальной для несовершеннолетнего,

в) формирование мотивации к процессу обучения,

г) коррекция детско-родительских отношений,

д) актуализация психологических ресурсов для дальнейшего личностного развития, восстановление нарушенного процесса социализации.

Основным приоритетом работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних является защита интересов ребенка при решении всех вопросов, связанных с его нынешней жизнедеятельностью и последующей адаптацией, реабилитацией и дальнейшим устройством.

Алгоритм работы педагога-психолога по оказанию услуг несовершеннолетним

1. Первичная психологическая диагностика.

Выявление актуального психологического состояния несовершеннолетнего, применение профессиональных диагностических тестов и методик для определения имеющихся трудностей с целью планирования дальнейшей психокоррекционной работы.

Диагностический инструментарий подбирается индивидуально для каждого ребенка, согласно возрасту и психологическому запросу, т.е. причине согласно которой он оказался в социально- реабилитационном центре.

2. Результаты полученного диагностического исследования позволяют разработать индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего.

Индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего представляет собой документ, включающий в себя реализацию комплексной работы разных специалистов по конкретному ребенку или подростку.

 Реабилитационная работа педагога-психолога отражает деятельность согласно трём основным блокам:

- психологическое сопровождение в период адаптации, 

- социально-психологическая диагностика несовершеннолетнего,

- социально-психологическая реабилитация несовершеннолетнего.

В каждом блоке педагогом- психологом  указываются причины трудной жизненной ситуации (причины и условия), необходимые для проведения мероприятия (перечень занятий, планируемый психологом для проведения), сроки реализации и ожидаемый результат. Согласно индивидуальной программе реабилитации несовершеннолетнего проводится дальнейшая коррекционная работа.

3. Индивидуальные консультации с воспитанниками центра, чаще проводятся с детьми подросткового возраста. Педагог-психолог консультирует несовершеннолетних по имеющимся проблемам. Специалист данной области помогает устранить сомнения по имеющимся трудностям, утвердиться в правильной позиции, прояснить ситуацию недопонимания со сверстниками и взрослыми, помочь посмотреть на проблемную ситуацию с разных точек зрения, оказать консультативную помощь при выборе той или иной профессии.

Психолог в социальной сфере проводит индивидуальное консультирование как родителей детей, их законных представителей так и специалистов центра по повышению эффективности воспитательного процесса. Даёт рекомендации.

4. Психологическая коррекция проводится согласно индивидуальной программе реабилитации несовершеннолетнего. Индивидуально-коррекционные занятия проводятся по выявленным на этапе диагностики психологическим трудностям.

5. Групповые формы работы

Педагог-психолог проводит психотренинговые занятия, релаксацию, ролевые игры. Групповая форма работы в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних направлена на снятие психоэмоционального напряжения, психологическую разгрузку. Тренинговые занятия предполагают развитие социального интеллекта, чувствительности, формирование ролевого поведения, снятие коммуникативных барьеров, овладение эффективными приемами межличностного взаимодействия, профилактику отклоняющегося поведения. С детьми дошкольного возраста проводятся занятия с использованием арт- терапии (сказкотерапия, изтерапия, пескотерапия  и др.).

В своей работе педагог-психолог наиболее часто сталкивается со следующими проблемами детей дошкольного возраста: педагогическая и социальная запущенность, низкий уровень познавательных процессов и мелкой моторики пальцев рук, эмоциональные нарушения, связанные с разрывом привязанности с родителями.

Самыми распространенными проблемами младших школьников и подростков воспитанников социально-реабилитационного центра являются: нарушения социальной адаптации, конфликты с родителями или кого-то из членов семьи, низкая учебная мотивация, низкая самооценка, неуверенность в себе, педагогическая запущенность, неумение выстраивать конструктивные взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень волевой регуляции.

Педагог-психолог в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних выполняет социально значимую работу, необходимую для построения современного толерантного общества. Данная деятельность является необходимой для дальнейшей адаптации и социализации воспитанников и их семей.

 

Список литературы:

  1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб: Питер, 2005. -400 с.: ил. - (Серия «Детскому психологу»).