Паспорт технологии «Сенсорная комната»

Ефтифеева Наталья Григорьевна

Представлен паспорт технологии "Сенсорная комната"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ТЕХНОЛОГИИ

«Сенсорная комната»

I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТЕХНОЛОГИИ

1.1. Контактная информация

Государственное автономное  учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Спасатель» Забайкальского края.

Рабочий номер телефона:- тел/факс: 8-(3022)28-26-75

1.2. Проблемы, на решение которых направлена технология

- трудности в социальной адаптации

- трудности коммуникации;

 - низкий уровень сформированности широких социальных мотивов,

 - неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил;

 - трудности эмоционального развития — неадекватная или неполная ориентировка ребёнка в эмоциональных состояниях и чувствах, как самого себя, так и другого человека;

-трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний;

- трудности личностного развития 

- повышенная гиперактивность, тревожность, утомляемость 

- нарушение в развитии координации, в том числе зрительно-моторной, мелкой моторики

- повышенный  уровень  психо-эмоциональной напряженности (психоневрологические нарушения)

- нарушения в  восприятие цвета, звука, ритма

1.3. Целевые группы (выгодополучатели)

Дети дошкольного,  младшего школьного возраста, подростки:

- с ОВЗ,

- с нарушениями развития (двигательными, умственными, сенсорными, коммуникатив-ными, эмоциональными, поведенческими) или выраженными психогенными расстройствами.

Взрослые (родители или лица их заменяющие; сотрудники учреждения)

1.4. Цель применения технологии

Цель – сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья с помощью мультисенсорной среды, формирование тактильной чувствительности, совершенствование работы вестибулярного аппарата, формирование гармоничного психического здоровья детей, имеющих различные нарушения в развитии. укрепление адаптационных возможностей, стабилизация психоэмоционального состояния, снижения тревожных состояний. 

II. ОПИСАНИЕ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

2.1. Основное содержание и алгоритм действий

Организация Сенсорной комнаты создает эмоциональную обстановку положительной модальности, активизирует детей и взрослых, помогая им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорта, дает возможность семьям получить своевременную помощь в раннем выявлении характера и степени нарушения, определить индивидуальный путь развития и коррекции ребенка, научить родителей взаимодействовать с ребенком, чтобы активизировать его развитие.

Алгоритм технологии:

I этап — подготовительный: формирование целевой группы детей, создание рабочего плана действий.

Цель: формирование целевой группы детей, создание рабочего плана действий.

Стратегия:

1. Набор целевой группы.

2. Первичные диагностические процедуры.

3. Составление плана работы.

4. Разработка индивидуальной программы помощи детям с учётом сложной структуры нарушений детей и уровня их развития.

II этап — реализационный (основной): осуществление коррекционно-развивающей занятий в специально организованной мультисенсорной среде.

Стратегия:

1. Создание индивидуальных маршрутов сопровождения семей.

2. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми.

3. Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми.

4. Отслеживание динамики развития детей в процессе получения услуги (промежуточные диагностические процедуры).

III этап — итоговый: обобщение результатов деятельности специалистов Сенсорной комнаты и семьи.

Стратегия:

1. Заключительные диагностические процедуры. Мониторинг состояния ребёнка.

Обобщение полученных результатов с помощью опроса родителей и профессиональной рефлексии.

2. Фиксация полученных результатов (диаграммы, отражающие результаты работы), написание рекомендаций и сбор пакета сопроводительных документов.

3. Обеспечение родителей материалами информационно- методической поддержки.

Формы работы в Сенсорной комнате:

1. Консультация – это встреча специалиста с родителями, во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Основная задача: профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты дают родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, знакомят их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно.

2. Индивидуальные  и групповые коррекционно-развивающие занятия:

-  введение в игровую ситуацию для предания деятельности участников занятия поисковый характер;

- создание познавательной основы;

- формирование эмоциональной готовности к занятию (вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения, релаксация); 

-этап активного действия (взаимодействие с интерактивной средой: создание ситуации для сенсорно-перцептивной деятельности);

- слушание историй;

- ритуал прощания.

Занятия в Сенсорной комнате проводятся:

1. Для снижения эмоционального и мышечного напряжения;

2.  Стимуляция сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых: развитие, коррекция зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;

3. Для повышения психического тонуса за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций, поддержания интереса и познавательной активности;

4. По сенсомоторной коррекции – активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей; способствуют формированию пространственных представлений, развитию общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка;

5.Для оптимизации коммуникативных навыков – у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения.

III. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

3.1. Качественные показатели

1.  Улучшение эмоционального состояния, снижение нервного возбуждения и тревожности,   нормализация сна.

2. Развитие и формирование у детей познавательной активности.

3. Развитие у детей слухового, зрительного и тактильного восприятия.

4. Развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.

5. Повышение мотивации к деятельности (к проведению различных медицинских процедур, и занятий с другими специалистами).

6. Содействие формированию у ребенка необходимых навы- ков, способствующих социальной адаптации (интеллекту- альных, двигательных, речевых, социальных).

7. Ознакомление родителей с наиболее эффективными способами обучения детей, оказание помощи в поиске наиболее разумного и адекватного способа взаимодействия со своим ребенком, учитывая индивидуальные особенности и уровень его актуального развития.

3.2. Количественные показатели

- количество получателей услуг, прошедших реабилитацию(ед.);

- количество проведенных занятий в отчетном периоде (ед.).

3.3. Обоснование эффективности разработанной технологии

Для оценки  эффективности Сенсорной комнаты как новой формы работы  с детьми и взрослыми,  специалистами проанализирована полученная психодиагностическая информация и  по  результатам установлено, что на протяжении  всего периода реализации коррекционно-развивающих занятий, отмечается:

- стабильный эмоциональный фон в течение дня;

- значительное снижение проявлений агрессивного поведения;  

- самостоятельное применение навыков отреагирования своих чувств и эмоций в различных ситуациях;

- активизация познавательной деятельности;

- формирование механизмов социальной адаптации;

- развитие навыков позитивного общения и конструктивного взаимодействия в диаде «родитель — ребенок»;

- оптимизация уровня развития общей и мелкой моторики;

- расширение кругозора и обогащение словарного запаса;

После проведения коррекционных мероприятий отношения родителей и детей улучшились, они стали более заинтересованы в делах и проблемах ребенка, помогают ему и сочувствуют; понизилось авторитарное отношение родителей к детям, родители более сблизились со своими детьми, значительно повысилось сотрудничество с ними. Проведенные занятия показали, что целенаправленная работа имеет позитивные результаты.

IV. НЕОБХОДИМОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1. Кадровые

- педагог-психолог

Высшее педагогическое образование и специализация по психологии и основам психологической работы с детьми-инвалидами.

4.2. Материально-технические

Релаксационный блок – в него входят мягкие покрытия (настенные, напольные маты), пуфики, приборы, создающие рассеянный свет, библиотека записей релаксационной музыки, игрушки, сухой бассейн, безопасные зеркала, установки для аромотерапии.

Активационный блок – в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, массажные мячики и т.д.; бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр, а также интерактивное оборудование последнего поколения.

4.3. Информационные, включая Интернет-ресурсы

Ссылки на источники:

  1. 1 Вартанян И. М., Машина Л. А. Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое и эмоциональное состояние дошкольников с нарушением зрения // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. 
  2. 2.Золоткова, Е.В. Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате с детьми и подростками, имеющими интеллектуальную недостаточность : программа и методические рекомендации / авт. сост. Е.В. Золоткова; Мордов. гос.пед. ин-т. – Саранск, 2013. – 49 с.
  3. 3. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006 — 59с.
  4. 4. Кожина Т.С. Сенсорная комната – альтернативный способ развития «особого» ребёнка / Т.С. Кожина, Н.В. Чудакова, Е.С. Березникова // Молодой ученый. – 2016. – №12.6. – С. 53–57.
  5. 5. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации/ Г.Г. Колос. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
  6. 6.Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой.-СПб.: ХОКА, 2007-Ч.I: Тёмная сенсорная комната — 416с.

 Библиографический список по теме:

1. Кожина Т. С., Чудакова Н. В., Березникова Е. С. Сенсорная комната —

альтернативный способ развития «особого» ребёнка // Молодой ученый. —

2016. — No12.6. — С. 53-57.

2. Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы.// В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. - с. 91-101.

 3. Литвак В.А. Современные технологии в коррекционно-педагогической работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата.// В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методические рекомендации". М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. - с. 65-68

4. Михайлов А.Н. , Платонова Н.В., Соловьева А.А. Методические рекомендации по применению сенсорной комнаты в комплексной реабилитации детей, подвергшихся насилию.// В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. - с. 108 -115.

5. Сологубов Е. Г., Кожевникова В. Т. Некоторые аспекты полисенсорного воздействия на организм человека в условиях сенсорной комнаты.// В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. -с. 69 - 73

Интернет ресурсы:

 https://son-net.info/sensornaya-komnata-kak-uslovie-psixologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detej-s-ovz/     https://anrotech.ru/blog/sensornaya-komnata-dlya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/ https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/06/18/rabota-v-sensornoy-komnate https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2019/02/13/programma-po-rabote-s-detmi-s-ovz-s-ispolzovaniem 

https://obektivcentr.ru/metodichka.pdf 

https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdanie-osobyh-detey-v-usloviyah-sensornoy-komnaty

4.4. Иные ресурсы

-