Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Полина Викторовна Хлебникова

ФГОС ДО предполагает учет индивидуальных потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, содержащим педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию

ФГОС ДО предполагает учет индивидуальных потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, содержащим педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение АООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ.

Цель программы коррекционно – развивающей работы –
оказание комплексной психолого – педагогической помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, в коррекции недостатков в общем и психическом и физическом развитии обучающихся, в их социальной адаптации.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
1) выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
2) осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико- педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

Программа коррекционной работы должна содержать:
1) перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
2) систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
3) корректировку коррекционных мероприятий.

Программа коррекционной работы утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ.

Принципы программы коррекционно – развивающей работы:
1) соблюдение интересов обучающихся;
2) создание в образовательной организации условий для реализации их возможностей и особых образовательных потребностей, наиболее полноценного развития, социальной адаптации;
3) приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
4) взаимодействие всех специалистов образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающихся при решении образовательно – коррекционных задач, а также оказании согласованной помощи в процессе формирования и развития личности ребенка, его адаптации и интеграции в обществе;
5) учёт социальных факторов в формировании личности обучающегося;
6) содействие созданию благоприятной социальной ситуации развития и обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающегося, его особыми образовательными потребностями;
7) реализация в различных жизненных ситуациях достижений обучающихся в  образовательно – коррекционном процессе, обеспечение подготовленности обучающихся к адаптации и интеграции в обществе, развития их самостоятельности при решении жизненных задач;
8) обеспечение развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, развитие жизненных компетенций при взаимодействии со сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью в условиях деятельности, интересной и полезной всем ее участникам.

Систематическое взаимодействие специалистов при сопровождении обучающегося с ОВЗ и его семьи осуществляется в ходе диагностической, консультативной, психолого-педагогической, информационно-просветительской работы.