"Каплетерапия как средство подготовки руки ребенка к письму"

Сафонова Наталья Валерьевна

консультация для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapleterapiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

КАПЛЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ

 РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5–6 лет не теряет своей актуальности. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из самых важных компонентов выравнивания школьно-значимых функций. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

В изобразительной деятельности наряду с традиционными техниками рисования психологами и педагогами разрабатываются альтернативные методы. Таким методом является капельное рисование или каплетерапия.

Рядом психологов-практиков капельное рисование применяется для подготовки к школе детей 6–7 лет и для коррекции проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников.

Техника капельного рисования применяется при реализации общеобразовательных программ педагогической направленности для детей в возрасте 3–6 лет (в том числе при проведении совместных занятий детей с родителями). Использование капельного рисования в сочетании с другими методами позволяет решать следующие задачи:

  • подготовка руки ребенка к письму;
  • совершенствование координации движений рук и ориентировки в пространстве;
  • развитие мелкой моторики и речи;
  • формирование произвольности;
  • развитие логического мышления, концентрации внимания, памяти и воображения;
  • повышение самооценки;
  • снижение уровня тревожности и агрессии;
  • развитие творческих способностей.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, для нетрадиционного рисования используются особенные техники и приемы. Для занятий каплетерапией были использован такой набор «инструментов»:

  • стаканчики с цветной водичкой (в воде разведены акварельные краски разных цветов – желтый, зеленый, синий, красный, коричневый, черный и белый;
  • обычные стеклянные пипетки с резиновыми наконечниками;
  • доску для лепки из пластика белого цвета;
  • губку из поролона (это «шапка-невидимка» для удаления лишних капель);
  • листы плотной бумаги;
  • салфетки для рук.

Основной принцип работы

  • Ребенок набирает пипеткой цветную воду и «рисует» капельками на пластиковой доске или бумаге.
  • Задания усложняются, и ребенок учится рисовать из капелек более замысловатые фигуры. Он активно экспериментирует с водой, бумагой, цветом, губкой.
  • В начале, взрослый показывает ребенку, как рисовать пипеткой кляксы и капли. Вместе с ребенком взрослый изучает цвета и форму капельки и кляксы. На последующих занятиях идет повторение, того, чему ребенок уже научился, но с усложнением. Теперь из капелек составляем дорожки, по которым будет гулять Клякса (ее тоже рисуем), домик, в котором живет Клякса, прорисовываем траву, цветы, погодные условия (солнце с лучами, тучи, дождик, грозу).
  • Постепенно ребенок учится рисовать большие и маленькие капли, переносить капли на другое место.
  • На последующих занятиях кроме всего вышеперечисленного ребенок рисует семью Кляксы (здесь хорошо обсудить взаимоотношения в семье самого ребенка, особенно, если в них есть проблемы).
    Прорисовывая друзей Кляксы, ребенок экспериментирует со свойствами цветов при их совмещении (друзья играют в Пирамидку).
  • Если что-то не получается – не беда, ведь есть волшебная шапка-невидимка, надев которую любой герой может исчезнуть с доски (впитываем поролоном капли).

Техника капельного рисования (каплетерапия) достаточно универсальная и может применяться в работе с детьми в возрасте 3–8 лет. Отличительной особенностью каплетерапии является возможность исправить рисунок любой момент при помощи губки (салфетки), что позволяет уровень тревоги у детей дошкольного возраста, может совершенствовать свой рисунок до тех пор, пока не будет удовлетворен его видом, что положительно влияет на его самооценку. Кроме того, каплетерапия ограничено сочетается другими видами арт-терапии (сказко , фото , цвето  и. т. д.)…

Чем полезна каплетерапия?

  • Работа с разными цветами привлекает внимание ребенка, делает занятие ярким и интересным. Рисовать нужно точно и аккуратно, поэтому дети учатся концентрации внимания и их движения становятся все более координированными.
  • Каплетерапия позволяет деткам развивать мелкую моторику, подготовить ручку ребенка к письму. Развитые пальчики смогут правильно и удобно держать руку и выполнять разные задания учителя: рисовать прямые линий при копировании геометрических фигур и печатных букв, вырезать ножницами необходимый контур.
  • Занятия каплетерапией можно использовать в качестве арт-терапевтической техники. Они способствуют выражению ребенком своих проблем и переживаний, когда не получается «выговориться». Ведь очень часто маленький человек не может определить словами, что он сейчас чувствует и, как следствие, не может найти выход из сложной ситуации.
  • Ребенку гораздо легче проявить себя, описать свою проблему любым видом художественного творчества, чем словами.
  • Каплетерапия – хороший способ самовыражения и поднятия самооценки творчески одаренных детей: в конце концов, кто из детей сможет похвастаться, что тоже умеет рисовать пипеткой? 
  • Каплетерапия развивают у ребенка творческое воображение.


Результатом работы по методике «Каплетерапия» станет  положительная динамика готовности детей к школе. У детей повысится самооценка, они станут  внимательнее, а их движения скоординированные. Кроме того, дети научатся  видеть красоту в каждой цветной капле.

Таким образом, применение техники капельного рисования позволяет решать широкий спектр развивающих задач подготовки руки к письму, реализовывать принципы индивидуального подхода, новизны и разнообразия, поддерживать интерес у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Полн. собр. соч.: В 6 т. 5 Т. – М., 2000.

2. Крыжановская Л.М. Артпсихология, театральное искусство как метод

психологической коррекции личности подростков // Системная психология и социология. – М.: МГПУ, 2014. – №1 (9). – С. 95–99.

3. Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образова-

нии. – M.: Академия, 2001. – 248 с.

4. Фазлетдинова Л. Цветные капельки. Упражнения для детей с СДВГ //

Школьный психолог. – М.: Первое сентября, 2012. – №1.