"Применение рисуночных методик в работе с родителями воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних"( из опыта работы)

Сафонова Наталья Валерьевна

Рисуночные психологические тесты хорошим тем, что позволяют по рисунку определить черты характера, эмоциональное состояние, возникшие трудности, проблемы человека. Анализ рисуночного теста открывает много интересного о психологическом состоянии на данный момент, существующих проблемах с окружающими, самим собой, волнениях, тревогах, переживаниях. В целом по рисунку можно определить самые разные черты личности, например, склонность к действию или фантазированию, инфантильность, целеустремленность, приспособленность в коллективе, уверенность в себе, рациональное или легкомысленное отношение к действительности и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_risunochnyh_metodik.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение рисуночных  методик в работе с семьями несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре

( из опыта работы)

Сафонова Н.В., педагог-психолог,

МБУ «СРЦдН» Ивнянского района

 Белгородской области

 Перед социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних стоит задача поиска эффективных путей взаимодействия с семьей,  что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. А также помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Для этого специалистам Центра важно установить партнерские отношения с семьей. Успешные взаимоотношения между педагогами и родителями должны выстраиваться на основе следующих положений:

Доброжелательный стиль общения. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении неуместны категоричность, требовательный тон.

Индивидуальный подход необходим в работе не только с детьми, но и с родителями. Педагог должен чувствовать ситуацию, настроение родителей и находить подход к каждому из них.

Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

        Наиболее действенной формой работы в Центре является индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации).        Индивидуальная работа  с родителями позволяет установить более доверительные отношения, учитывая особенности конкретного родителя и семейной ситуации, уделяя достаточно времени и внимания каждому из них. Родители чувствуют искреннюю заинтересованность их проблемой и желание специалистов оказать им помощь и поддержку.

        Особое внимание уделяется психологической поддержке родителей, направленной на снятие состояния страха, тревожности, одиночества. Осуществляется анализ и разбор ситуаций личного характера, семейных проблем, причин неблагополучия, настрой родителей на лечение от алкогольной зависимости, на переосмысление образа жизни, отношения к себе, детям и сложившихся детско-родительских отношений.

        Постепенно родители убеждаются в том, что нужны своим детям. К ним приходит понимание состояния своих детей, их переживания.

В своей работе использую рисуночные методики «Три дерева», «Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Дождливая серия», «Кактус», «Слон» и др . Они позволяют получить описание как общих интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей человека, так и его отношения к разным жизненным сферам: семейной, сексуальной, социальной и межличностной. Иногда бывает достаточно какого-либо одного из них, иногда требуется проведение двух-трех или более рисуночных тестов. Данные методики выполняют и дети, и родители. Недавно, изучая методическую литературу, познакомилась  с методом фрактального рисования, на настоящий момент этот метод постепенно входит в перечень постоянно используемых рисуночных методик.

Рисуночные психологические тесты хорошим тем, что позволяют по рисунку определить черты характера, эмоциональное состояние, возникшие трудности, проблемы человека. Анализ рисуночного теста открывает много интересного о психологическом состоянии на данный момент, существующих проблемах с окружающими, самим собой, волнениях, тревогах, переживаниях. В целом по рисунку можно определить самые разные черты личности, например, склонность к действию или фантазированию, инфантильность, целеустремленность, приспособленность в коллективе, уверенность в себе, рациональное или легкомысленное отношение к действительности и другие.

Взрослый человек, в силу своего жизненного опыта и ожидания на его основе, может не совсем корректно отвечать на вопросы обычных речевых тестов, что, в свою очередь, приводит к искажениям в результатах тестирования.

Рисуночные тесты для взрослых помогают исправить подобные ситуации. Так как рисуночный тест является проективным методом психодиагностики, то даже взрослому, опытному человеку будет практически невозможно что-либо подделать или подыграть проходя рисуночный тест.

1. При этом диагностика – не является центральной составляющей. Она имеет место:

  • для нахождения контакта с клиентом,
  • для поиска путей дальнейшей работы,  
  • для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода, может служить маркером успешности (или неуспешности) процесса.

2. Сравнительный анализ рисунков позволяет обратить внимание родителей на те моменты воспитания своего ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания. Увидеть проблемы «глазами родителя», «глазами  ребенка», «глазами психолога».

Детско-родительские отношения являются важным фактором личностного развития ребенка. Между поведением родителей и детей существует сильная зависимость: принятие и любовь порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Поэтому в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

3. В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще. Поэтому, применение рисуночных методик стирает грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом.

         Метод, получивший название "фрактальный", был впервые применен в 1991 г. на семинарах, посвященных проблемам резервных возможностей человека и способам их самореализации. На метод не влияют ни этнические, ни национальные, ни территориальные различия. Возраст людей прошедших метод от 6 лет до 96 лет. Везде, где применяется этот метод, — результат всегда одинаково высок. Простота и доступность метода основана на надежной научной базе - работы Б. Мандельброта, Е. Файдыш, М. Люшера, Полуяхтова Т.З, Комов А.Е. и др.)

Суть метода, базируется на использовании взаимосвязей между ручной "моторикой" человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. Рисунок несёт информацию о состоянии души и тела. Данный метод основывается также на учёте рационального и интуитивного в восприятии человека и в его творческой активности, который  применяю в работе с людьми. Это уникальный метод, который позволяет соприкоснуться с чем-то важным внутри нас, чему обычно мы не даём ни облика, ни голоса, но оно не только живо в нас, но и сильно влияет на наши выборы, желания, на качество нашей жизни. Метод позволяет задействовать глубинные механизмы подсознания, позволяет улучшить состояние своего здоровья, гармонизировать ситуации, связанные с творческими и межличностными проблемами.

Главная задача метода фрактального рисования – самовыражение человека через рисунок, выполненный по определённым правилам. Происходит замена слов рисунками – это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира.

Метод фрактального рисунка может использоваться в индивидуальной работе с клиентом, для снятия тревожности, напряжения и усталости у детей и взрослых, переживания утраты, адаптационный период с целью диагностики и в коррекционно - развивающей работе с детьми и взрослыми, для изучения взаимоотношений в семье, коллективе, с целью выявления психологической совместимости членов коллектива.

Поэтому, используя достоинства рисуночных методов:  их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности, опыт рисования, который есть практически у каждого человека, простоту в проведении, немногочисленные временные затраты, нетребовательность никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги. И в отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно.

А также, учитывая недостатки рисуночных методов, главный из которых – относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которые характерны для формализованных тестов. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими данными – например, с результатами наблюдений, данными беседы или дополнительных, более строгих тестов.

Получены определенные результаты в работе с родителями:

1.   И у детей, и у взрослых выполнение задания вызывает интерес, эмоциональный отклик. Меняется настроение, что благотворно влияет на общий эмоциональный фон. Меняется отношение к специалисту и процедуре психодиагностического обследования, общения и взаимодействия, появляется открытость и желание поделиться наболевшим, довериться. Появляется чувство собственной полноценности, принятости, самоудовлетворения и удивления.

2. Снижается уровень тревожности, напряжения, появляется желание продолжить встречи, изменить что-то в себе.

3.  Даже, не закончив упражнение, у некоторых родителей происходит озарение по поводу их контакта со своими детьми.  По отзывам родителей, они стали лучше понимать своих детей, научились прислушиваться к детям, к их чувствам.

Рекомендуемая литература:

  1. Венгер А.Л., Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М. : Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007.
  2. Королева З. « Говорящий рисунок. 100 графических тестов»
  3. Кремлякова А.Ю. «Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния»- «Справочник педагога-психолога» детский сад» № 6, 2014 г.
  4. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. «Энциклопедия признаков и интерпритаций в проективном рисовании и арт-терапии».-СПб.:Речь,2002
  5. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига, 2000.
  6. Полуяхтова Т. 3., Комов А. Е. Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности    М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2002