"Создание благоприятного психологического микроклимата для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации" выступление на методическом объединении
Социальная среда необходима для сохранения и повышения уровня психологического здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание благоприятного психологического микроклимата для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
(выступление на методическом объединении специалистов социально-реабилитационного центра)
Социальная среда необходимая для сохранения и повышения уровня психологического здоровья воспитанников должна обладать следующими качествами:
- обеспечивать ребенку чувство любви и принятия окружающими с тем, чтобы способствовать его позитивному самоощущению, давать ему возможность проявлять такое же чувство к другим,
- побуждать ребенка понимать себя, других людей. Причины и последствия его поведения, ставить цели, думать над способами их достижения,
- побуждать самосовершенствованию, саморазвитию в значимых для него видах деятельности – учебе, общении со сверстниками, взрослыми, в спорте и др.
- создавать условия для развития возрастных новообразований,
- соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников с тем, чтобы они имели возможность успешно адаптироваться к среде, приобретая при этом опыт преодоления трудностей и уверенность в себе.
Оптимальные формы работы с детьми - групповые психологические занятия. На занятиях должны регулярно включаться задания, позволяющие выявить сильные стороны у детей, чтобы обеспечить ребенку чувство любви и принятия сверстниками, дать ему возможность проявлять такие же чувства к другим. Эти задания побуждают детей говорить вслух о том, что ценного они замечают друг в друге, и, соответственно, дают возможность каждому услышать мнение группы о себе.
Для воспитанников младшего школьного возраста особое значение имеют телесно - ориентированные упражнения, например, «Котенок» (один ребенок - маленький испуганный котенок, остальные по очереди подходят к нему, гладят его, говорят добрые слова.). Также полезны задания, которые создают в группе доверительные отношения, позволяют детям достаточно откровенно делиться друг с другом важными проблемами.
Если в группе есть проблемы принятия одного ребенка или несколько детей остальными ребятами, групповые занятия нужно проводить, используя работу детей в малых группах, стимулируя их умение договориться.
Помимо регулярных занятий для оптимизации взаимоотношений в детской среде могут использоваться коммуникативные игры.
Групповые занятия используются и для развития у несовершеннолетних рефлексии. Уже в младшем школьном возрасте дети знакомятся с понятием «чувство». Учатся понимать свои чувства и других. Затем переходят к изучению личностных качеств (честность, сердечность, нежность и т.д.). Необходимо делать акцент на ознакомлении детей именно с позитивными качествами, поскольку взрослые чаще всего обращают внимание на негативные, и в результате многие дети просто не видят позитивных качеств ни у себя, ни у своих сверстников.
Для побуждения ребенка к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых видах деятельности, используются игровое целеполагание. Детям предлагается подумать, что они хотят изменить в себе, чтобы сделать себя лучше. После этого они рисуют свое желание и по рисунку рассказывают о нем группе. А через определенное время (через месяц) на обратной стороне рисунка наклеивается лесенка с 5 ступеньками. Детям предлагается оценить свое продвижение к цели. Это может продолжаться многократно. Важно, чтобы взрослые поощряли даже малейшее продвижение ребенка к поставленной цели и оказывали ему поддержку, если по каким-то причинам он не смог этого сделать.
Важно создавать детям условия для развития возрастных новообразований. Во-первых, умение находить компромисс в отношениях, проявлять лидерство, но в тоже время приспосабливаться к требованиям детской среды.
Поэтому главное требование к детской среде – ее наличие и достаточная свобода от вмешательства взрослых Детям необходимо оставлять время и место для свободного общения друг с другом. Они должны иметь возможность без помощи взрослых взаимодействовать, решать конфликтные ситуации, проявлять лидерские качества, терпеть обиды. Это важно, в том числе для формирования у них уверенности в себе.
Действительно, уверенность в себе формируется на основе опыта, в котором ребенок сумел сам разрешить какую-то трудную ситуацию, сделать что-то значимое для себя. Поэтому взрослым стоит вмешиваться в детские конфликты только в ситуациях угрозы здоровью детей. Особое внимание должно уделяться детям, находящимся в процессе адаптации к школе (1 класс, 5 класс). С ними необходимо проводить комплекс адаптационных мероприятий. Проблемы адаптации могут возникнуть, также и у новичков. Нужно помочь детям увидеть хорошие качества нового ребенка, узнать о нем что-то интересное.
В целом в ходе общения со сверстниками у ребенка формируется представления о том, как относится к нему социальная среда, как нужно вести себя, чтобы достичь желаемого положения.
Важную роль в обеспечении оптимальной для развития ребенка социальной среды играют педагоги. Ребенок должен чувствовать себя принятым педагогами.