«Стрессы в жизни семьи и их влияние на ребенка».

 Эмоциональное благополучие наших  детей зависит именно от той среды где они растут и развиваются. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, что нельзя сказать о детях воспитывающихся  в семьях  где они регулярно подвергаются стрессовым воздействиям, у таких детей формируются  различные психологические проблемы и комплексы.. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

                         

                   

                       

                   Выступление на родительском собрании.

Тема:

                         

           

              «Стрессы в жизни семьи и их влияние  на ребенка».

                                                                       

                                        

                                                 

                                           

                                                  Подготовила педагог-психолог

                                Князева Оксана Викторовна

                                           

                                     Белев 2015                                                            

Цель: Акцентировать внимание родителей на взаимосвязи  семьи с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребёнка

Задачи:

1.Создание условий  благоприятной атмосферы для  работы  с родителями, психолого-педагогической  помощи семье.

2.Обсудить с родителями проблему стрессовых ситуаций в семье.

3. Формировать у родителей  средства профилактики и коррекции психоэмоционального здоровья семьи.

Участники: родители.

Форма проведения: групповая дискуссия с элементами тренинга.

1. Приветствие. Постановка цели мероприятия

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, поговорить на очень серьезную тему:  «Стрессы в жизни семьи и их влияние  на ребенка»

 Эмоциональное благополучие наших  детей зависит именно от той среды где они растут и развиваются. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, что нельзя сказать о детях воспитывающихся  в семьях  где они регулярно подвергаются стрессовым воздействиям, у таких детей формируются  различные психологические проблемы и комплексы.. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка.

Прежде чем начать разговор поприветствуем друг друга, но приветствие должно быть без слов - жестами или мимикой.

2 . Основная часть

А сейчас я предлагаю вам пройти мини - тест «Значение цвета», посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Вашему вниманию предлагается 8 цветов. Выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. И пожалуйста, его запомните.

 Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета.

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый  – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый  – тревожность и негативное состояние.

Чёрный  – защищённость, скрытость,  желание «уйти в свой внутренний мир».

И чтобы наша с вами работа была плодотворной я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет вам, расслабится и  называется оно «Избавление от тревог»

        

Упражнение «Избавление от тревог» (зрительная техника)

Время проведения: 5-7 минут.

 Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

 Процедура: расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

2.2. Выступление  на тему

Выступает О.А.

Ольга Александровна познакомила нас с вами о таком понятие как стресс и стрессовые ситуации в семье.

2.3 Дискуссия. Бывают ли у вас в семье стрессовые ситуации?

Как вы находите выход из создавшейся ситуации?

Разбор ситуации.

Представьте себе на мгновение вы возвращаетесь  с работы. У вас выдался нелегкий день. Когда же вы, наконец, являетесь  домой, то надеетесь, что дети с полуслова поймут, как вы  устали, и подсластят вам конец изнуряющего дня.

В свою очередь, едва переступив порог дома, вы, засыпаете  детей вопросами, приводящими их в раздражение: "Ты сделал домашнее задание? Как прошел диктант? Сколько ты получил за контрольную по математике?"

Всем известно, что происходит потом, ибо каждый пережил это хотя бы однажды: ребенок, на ходу бурча себе под нос, отправляется за тетрадками, родители же при виде малейшей ошибки взрываются праведным гневом, и последнее обстоятельство, кстати, позволяет им несколько снять накопившийся за день стресс.

А пытались ли вы перед этим хоть немного избавиться от накопившегося за день раздражения? Чем, приходя домой, требовать от детей, чтобы они в спешном порядке побросали свои занятия, оставьте их на некоторое время в покое и наслаждайтесь без стеснения тем, что доставляет вам удовольствие.

Каким способом вы снимете стресс?

Предлагаю вам ознакомится с упражнением   для снятия стресса и напряжения  по методу «Ключ»

Этот метод помогает быстро снять стресс, полноценно выспаться, освободиться от страха и чувства тревоги, снять «нервные зажимы» в ответственных ситуациях (экзамены, переговоры, соревнования, чрезвычайные ситуации), повысить работоспособность и быстродействие мышления. Также метод позволит освободиться от комплексов и стереотипов мышления; гармонизировать межличностные и семейные отношения; разблокировать творческие способности. Владеть этим методом должен каждый.

Первый шаг. Легкими движениями руки, помассируйте наиболее напряженные или болевые участки шеи. Упражнение выполняйте сидя или прохаживаясь по комнате в течение 5 минут. Если руки устают, то иногда встряхивайте их.

Второй шаг.  По возможности встаньте и вытяните руки перед собой.  Держите руки расслабленными в локтях и мысленно представьте, что ваши руки начинают плавно автоматически расходиться в разные стороны без мышечных усилий.

Если руки начали расходиться, это означает, что включилось расслабление и начинается снижение стресса. Повторите этот прием 3-4 раза. Если же руки при всём вашем старании не расходятся, значит, вы слишком «зажаты». Сделайте несколько любых привычных разминочных движений, несколько глубоких вдохов и выходов. После этого, встряхните руки и повторите прием с расхождением рук еще раз.

Третий шаг. Разведите руки в сторону обычным способом (с помощью мышечных усилий) и настройтесь мысленно на обратное плавное движение рук друг к другу. Повторите прием 3-4 раза.

Если прием не получается, сделайте небольшую разминку как и в прошлом шаге.

Четвертый шаг. Опустит руки и, мысленно представьте, что одна из них плавно всплывает вверх. Представьте что вы в невесомости. Подключите другую руку. Несколько раз плавно поднимайте и опускайте руки. После того, как руки поднимутся довольно высоко, сделайте вдох-выдох и расслабьтесь.  Испытайте чувство легкости.

Пятый шаг. После выполнения этих упражнений сразу же сядьте или лягте. Именно в этот момент наступает чувство облегчения и внутренней свободы.

После выполнения этих упражнений вы испытаете свежесть, бодрость, полноту сил.

Как распознать стресс у ребенка?

Всегда ли есть явные признаки?

Все дети постоянно меняются, развиваются. Бывает достаточно сложно определить у них стресс. Иногда родители не обращают на возникновение данного заболевания особого внимания, так как думают, что состояние ребенка связано с признаками недомогания растущего организма. Но все-таки есть некоторые симптомы, по которым можно определить, находится ли ребенок в стрессовом состоянии.

 

Распространенные реакции на стресс детей дошкольного возраста. Маленькие дети полностью зависимы от родителей. Они чувствуют то, что чувствуют родители и реагируют соответственно. Если взрослый спокоен, излучает уверенность, ребенок почувствует себя в безопасности. Паника взрослого передается ребенку. Поэтому так важно, чтобы родители сумели помочь себе успокоиться, чтобы создать наилучшую поведенческую модель для ребенка, понимая и различая свои чувства и чувства ребенка.

Что же нам стоит знать о поведении детей во время стресса?

Дети могут вести себя регрессивно: вернуться к соске, к памперсам, сосать палец, видеть кошмары во сне. Как реакция на стресс, дети могут хуже успевать в играх, учебе, жаловаться на головные и желудочные боли. Помните! Эти дети не "плохо себя ведут" – они боятся!

Детские страхи часто сопряжены со сном, необходимая функция которого "переварить" все переживания, пережитые за день. Те люди, чей сон пострадал из-за какой-то травмы, впоследствии жалуются на большее количество психологических и физиологических проблем. Очень важно обеспечить достаточный и хороший сон.

Вот несколько советов:

Дайте детям возможность выразить себя в играх, рисовании, лепке, драме (поиграть в кукольный театр, например). Дети, особенно совсем малыши, лучше выражают себя через игры, а не с помощью слов. Это способствуют эффективной обработке переживаний.

Замечайте, пытайтесь точно понять, что именно ребенок чувствует. Не полагайтесь на Ваши предположения, что он боится меньше, чем кажется, или наоборот, не предполагайте, что ребенок не понимает, что что-то происходит. Отнеситесь со всей серьезностью к детским страхам. Не пытайтесь убедить его, что он не боится.

Старайтесь реагировать спокойно и успокаивающе. Жесткое обращение, тем более крики или ругань только усилят страхи ребенка: теплый любящий взгляд, спокойный голос; важно погладить ребенка, обнять, приободрить ребенка продолжать жить, как обычно.

Прямо отвечайте на вопросы ребенка, но так чтобы ответ подходил для его уровня и возраста. Не "недоговаривайте" и не давайте лишнюю информацию, о которой ребенок не спрашивал.

Убедитесь, что ребенок не боится задавать вопросы.

 Старайтесь уберечь ребенка от средств массовой информации (от тяжелых кадров по телевизору или в газете, тяжелых рассказов по радио).

 Старайтесь максимально сохранить обычный распорядок дня (еда, учеба, игры, сон) для того чтобы вернуть ребенку ощущение безопасности, помочь вернуться к обычной жизни. Это успокаивающе действует и на детей, и на взрослых.

Если Вы должны отсутствовать какое-то время, держите с детьми постоянную связь, убедитесь, что дети знают, куда Вы едете, сколько Вы будете отсутствовать, и постарайтесь вернуться именно в обещанное время.

Уважайте желание ребенка иногда побыть одному.

Составьте вместе с ребенком планы на будущее: на следующую неделю, на следующий месяц.

Симптомы стресса у детей в младшем школьном возрасте:

Малыш очень быстро утомляется;

Часто жалуется на боли головы, боль в области сердца, тошноту.

Ребенок часто может видеть ночные кошмары;

Возникает желание попасть в какую-то переделку и причинить себе вред;

В течение недели или еще дольше ребенок ведет себя очень капризно, вызывающе;

Пониженная самооценка;

Возникает агрессивное отношение к окружающим людям;

Без особой причины ребенок расстраивается;

Сверхмерная озабоченность  своим здоровьем;

Нежелание гулять с друзьями, посещать школу. Ребенок становится замкнутым, отрешенным от мира.

Слишком высокая старательность. Ребенок хочет, чтобы его постоянно хвалили и в школе, и дома, поэтому он очень сильно старается во всех делах;

Возникают беспричинные страхи, тревоги, волнения;

Внимание и память ребенка ухудшается, успеваемость падает;

Нервные тики и дефекты речи. Малыш может наматывать на пальцы локоны, моргать и так далее.

Сон и аппетит ухудшается, а в некоторых случаях может быть повышенный аппетит и постоянная сонливость

Как правильно им помочь своему ребенку справиться  со стрессом

Демонстрируйте любовь к ребенку;

 показывайте готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его; будьте в достаточной степени откровенными и честными;

 обсуждайте с ребенком возникающие в школе трудности, возможные причины и пути их преодоления;

не берите на себя ответственность за нейтрализацию трудностей ребенка; помогайте ему самостоятельно найти решение проблем в школе;

 не сравнивайте ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления;

 не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым;

старайтесь повышать самооценку собственного ребенка; помогите отыскать занятие, в котором ребенок будет действительно успешным.

Распространенные реакции на стресс среди подростков (возраст 12-18). Как правильно им помочь справиться со стрессом

Стараться выглядеть знающими, взрослыми и опытными перед взрослыми и сверстниками очень характерно для подросткового возраста. Подростки нуждаются в ощущении, что они переживают события и реагируют точно, как другие их сверстники. Их реакции состоят из характерных для младшего возраста и более взрослых реакций:

После стрессовой ситуации подростки жалуются на те же симптомы, что и взрослые: кошмары, "флешбеки" (вспышки фрагментов ярких воспоминаний произошедшего, как, будто это происходит сейчас), избегание воспоминаний, депрессия, употребление алкоголя или наркотиков, проблемы со сверстниками, антисоциальное поведение, замкнутость, жалобы на здоровье, суицидальные мысли. А также пропуски занятий в школе, снижение школьных успехов, проблемы со сном, рассеянность, путаница.

Стресс у подростков заслуживает отдельного рассмотрения. Эта категория детей более всех подвержена эмоциональным нагрузкам и переживает их слишком ярко. Итак, причинами для появления стрессового состояния могут выступать:

 Рождение в семье нового ребенка. Поскольку объектом внимания становится младший брат или сестра, ребенок чувствует себя ненужным или недолюбленным. Неокрепшая психика рисует страшные картины, а неконтролируемая ревность может приводить к неблагоприятным последствиям.

 Переезд или смена окружения. Этот фактор сбивает темп жизни подростка и ему приходится вновь переживать адаптацию, становление своей репутации в коллективе и пр.

Развод или ссоры родителей. Это откладывает свой след на психическом здоровье ребенка, ломая его понятия и устои.

 Негативная информация, изливающаяся потоком из интернет сети или телевидения.

 Смерть близкого питомца или родственника.

Как помочь подросткам:

Будьте терпеливы и внимательны к рассказам подростков.

Побудите их к разговорам о своих чувствах и переживаниях – особенно, непонятных им. Очень важно показать, что Вы уважаете их чувства. Слушайте с интересом, не забудьте сказать ребенку, что все, что он чувствует это нормально для человека.

 Подросток может затрудняться в понимании происшедшего. Помогите ему составить реальную картину того, что произошло.

Реагируйте спокойно и старайтесь отвечать просто и прямо на его вопросы.

Если Вы видите агрессивную реакцию подростка, постарайтесь его успокоить, помогите ему совладать с собой.

Постарайтесь уберечь подростка от постоянных воспоминаний о происшедшем и от Ваших личных тяжелых реакций.

Совместное времяпровождение подростков вместе со сверстниками и с уважаемыми ими людьми очень полезно для реабилитации.

Убедите подростков не принимать во время и после стресса какие-либо важные и значительные решения.

Найдите пути, чтобы дать понять подростками, что Вы их любите.

Чем старше подросток, тем больше стоит поделиться с ним своими переживаниями.

 Уважайте желание подростка иногда побыть одному.

Помогите подростку построить планы на будущее.

Родители, помните, что в любом возрасте для гармоничного развития ребенка важны соблюдение режима дня, ежедневные прогулки, хорошее питание, общение с родственниками и друзьями, дозированные физические нагрузки.

Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение. 

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

Упражнение  «Прощание»

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Ведущий: Сегодня мне было очень приятно находиться с вами рядом, давайте возьмем клубочек и каждый, у кого он окажется в руках, расскажет, что ему понравилось и запомнилось больше всего на нашем тренинге. Я хочу поблагодарить вас всех. И на память о сегодняшнем дне, каждому оставить пожелания. У меня в руках есть "Сундучок радости", я хочу, чтоб каждый взял из него пожелание.

До свидания!