"Правила личностно ориентированного взаимодействия с детьми" Памятка для родителей и педагогов
Сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей и гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_roditelyam.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С ДЕТЬМИ – «НЕ РЯДОМ И НЕ НАД, А ВМЕСТЕ»
ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ
Задание родителям: двое родителей, один участник пары сядьте на пол, второй встаньте перед ним на стул.
Вопрос родителям: Удобно ли Вам так общаться?
Проделав эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит.
Люди, находящиеся при общении в такой позиции, видят окружающих и друг друга совершенно по – разному.
Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.
Вопрос родителям: Какая позиция преобладает в вашем общении с детьми: «на равных» или «сверху»?
Если преобладает позиция « на равных», значит, ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно ориентированному.
ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ
Задание родителям: двое родителей, сядьте на стулья на расстоянии 3-4 метров друг от друга.
Вопрос родителям: Комфортно ли вам общаться друг с другом? Что вы почувствовали?
Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушился – говорить расхотелось.
Когда дистанция между собеседниками физически (метрически) велика, контакт между ними вряд ли возможен.
При этом у ребенка не должно быть чувства одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую (стремятся «приласкаться», сесть на колени) и длинную дистанции общения.
Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для участников контакт и свободу одновременно, свободу действовать так, как считаешь нужным, как хочется поступить в данной ситуации, не забывая о свободе остальных участников взаимодействия.
Но «вместе» означает еще и в одном «пространстве», которое является общим, интересным для каждого из взаимодействующих.
ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ
Задание родителям: двое родителей. Станьте в пару и попробуйте разговаривать, отвернувшись от своего собеседника, и пусть он сделает тоже самое.
Продолжите разговор, внимательно рассматривая то «пространство», которое оказалось перед вашими глазами.
Вопрос родителям: Удобно ли вам так общаться?
Часто и мы с детьми находимся в разных «пространствах», каждый - в своем. Как найти общее «пространство», в котором дети и взрослые будут вместе?
Было бы неверно принуждать ребенка «перейти» в «пространство» взрослого.
Хорошо, когда дается время, чтобы не резко, а постепенно перейти в пока чужое для вас «пространство» и освоиться в нем.
Еще лучше, если «пространство», в которое вам необходимо перейти, не совсем чужое – в нем есть знакомые, приятные вам черты.
В вашей власти внести эти черты в ваше общение с людьми так, чтобы оно было приятно и им, и вам.
Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве» так, чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в тоже время свободу и равенство позиций.
Иными словами, чтобы вы и дети были «не рядом и не над, а вместе»
СПОСОБЫ И ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Очень часто мы оцениваем, даем оценку нашему ребенку, а любая оценка – это некоторый стандарт, который мы навязываем другому человеку, например: «Я люблю своего ребенка, поэтому он должен быть только хорошим» и так далее. Наши ожидания определяются культурными стереотипами, указывающими на то, как должен вести себя человек в разных обстоятельствах.
Пока ребенок маленький, он очень внушаем. Наши ожидания могут быть чрезмерными, которым мало кто может соответствовать. Расхождения между требованиями и индивидуальностью другого могут приводить к конфликтам. Поэтому нужно скорректировать свои ожидания в сторону их реальности.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
- Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если хотите что-то исправить, кому-то помочь. Избыток внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка.
- Не бывает правильных и неправильных действий, у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь получить порицание, осуждение.
- Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Главное – не результата, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которого последуют свобода мысли, свобода внешних проявлений. Дети сами выберут пример для подражания.
- Не выражайте симпатии и внимание в избыточной форме, это тоже может навредить. Глобальная оценка, доже похвала, - слишком большая нагрузка для ребенка.
- Используйте разные формы несловесной поддержки – улыбку, пожатие руки, поглаживание по спине, голове, подмигивание и так далее.
- Лучше воздействовать на ребенка реже, но обдуманнее.