"Игры с цветом" рекомендации для педагогов и родителей

Сафонова Наталья Валерьевна

Игры дают возможность ребенку ближе познакомиться с цветовой гаммой и своими ощущениями, чувствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_tsvetom.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ С ЦВЕТОМ

Материал подготовлен Н.В.Сафоновой,

педагогом-психологом

МБУ «СРЦдН» Ивнянского района

Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

Игры,  используемые на коррекционно-развивающих занятиях

Игра «Два ковра»

На рисунке изображен ковер. Он может принадлежать двум уже знакомым ребенку волшебникам. Ковер доброго волшебника способен развеселить, вылечить, успокоить, сделать добрее каждого, кто ступит на него. А вот второй ковер... Кто на него заберется, тотчас мрачнеет, начинает капризничать, скучать, плакать, чихать и кашлять.

Пускай ребенок раскрасит эти два ковра. (Можно для облегчения дела и складывать их, как из лоскутков, из цветных квадратов, которые мы применяли в играх, при условии, что набор их достаточно велик и качество цвета удовлетворительно.)

Чем это задание отличается от задания по раскрашиванию рисунков. Там изображались люди, предметы, природа. А ведь большинство детей уже знают, что небо всегда синее, а борода у старика белая; что траву надо красить зеленым, а не то получишь замечание или даже двойку. Им трудно переступить через эти запреты и указания.

Игра «Цветовая угадай-ка»

Чтобы в нее играть, надо прежде всего познакомить ребенка с самой возможностью, смешивая два цвета, получать третий, отличный от них обоих. Потом отберите четыре-пять красок из гуашевого набора и, смешав две из них, предложите ребенку угадать, соединением каких цветов получен этот оттенок. Пусть он докажет верность ответа (или убедится в своей ошибке) тем, что сам попробует составить такой же цвет. Пусть он, в свою очередь, предложит вам цветовую загадку и т.д. Через некоторое время переходите к смешению трех цветов, расширив исходный набор.

А потом напомните ему, сколько разных, совсем не схожих оттенков цвета в окружающем мире мы называем одним и тем же словом: зеленый, красный... И предложите такое соревнование: «Кто из вас, пользуясь ограниченным набором красок, составит больше оттенков зеленого?» Только не берите баночки с зеленой краской, это неинтересно. Возьмите белую, черную, кобальт синий и кадмий желтый и постарайтесь извлечь из них всевозможные сочетания. Вы убедитесь, что число ясно различимых зеленых оттенков будет измеряться десятками.

Так же осваивайте красную гамму (тут, правда, без красной краски не обойтись), коричневую и т.д.

Играя в такие игры, ребенок скоро почувствует себя «своим человеком» в удивительном мире цвета, научится предвидеть результаты сложных смешений красок, получать по палитре нужный ему оттенок.

Игра «Цветные паруса»

Вы с ребенком плывете на паруснике, а разноцветные квадраты — это ваши паруса. Поднимая,  те или другие из них (по два-три одновременно), вы можете передать какую-нибудь весть находящимся на берегу. По сочетанию парусов они должны понять, везете ли вы радостные, тревожные или огорчительные новости. Пускай ребенок попытается придумать для каждого из этих случаев подходящую комбинацию парусов.

Пускай поднимет такие паруса, которые отпугнут неприятельский корабль, возомнивший, что вы можете стать его легкой добычей. Или наоборот — даст понять испуганным рыбакам, что на вашем корабле плывут мирные и доброжелательные люди, которых не надо бояться.

Во всех случаях вы будете убеждаться: цвет не безразличен для ребенка, он чувствует его эмоциональное воздействие, пользуется им как выразительным средством

Игра  «Дорога, «вымощенная» цветным кирпичом»

Купите несколько наборов цветной бумаги и нарежьте двенадцать квадратиков, среди которых будут светлые и темные, насыщенные по цвету и мягкие, пастельные, относительно близкие друг к другу и резко контрастирующие.

Разложите перед ребенком эти цветные квадратики, и предложите угадать: какой «характер», какое «настроение» у этих цветов? Есть ли среди них «добрые» и «злые»? «Веселые»? «Сердитые»? «Печальные»? Вы тотчас увидите, что ваш ребенок выбирает квадратики далеко не случайно: у него есть какое-то представление о связи цвета и настроения, чувства.

Обозначьте на листе бумаги расходящимися линиями развилку трех дорог и расскажите ребенку условия игры:

«К этой развилке сейчас подъедет богатырь, и будет выбирать дальнейший путь. А мы с тобой знаем, что если он поедет по одной из дорог, то ему будет грозить гибель; по другой — опасные приключения, исход которых неизвестен; по третьей — победа и исполнение желаний.

Конечно, он сам будет решать, куда ехать, и, может быть, выберет самый трудный путь, но наше дело — предупредить его. Давай сделаем для него дорожные знаки из наших цветных квадратиков. Какие из них выбрать, чтобы богатырь, глядя на них, мог догадаться, что его ожидает на каждой из трех дорог?»

Ребенок примется за дело, и вы увидите, что он выбирает в трех случаях явно разные по «характеру» цвета. Другое дело — как он будет объяснять свой выбор: не всякий ребенок сам поймет, что руководствуется эмоциональным воздействием цвета. Возможно также, что не каждый, кто возьмет на себя роль богатыря, безошибочно отгадает по этим знакам свою судьбу. Но все же различие самих знаков будет определенное и неслучайное. Предложите ребенку расставить знаки несколько раз, пользуясь разными наборами цветных квадратиков.

Игра «Два волшебника»

Увеличьте и размножьте через копировальную бумагу силуэт сказочного волшебника. Покажите ребенку и попросите раскрасить рисунок так, как он хочет. Но с учетом одного условия: на рисунке изображен самый добрый, любимый детьми волшебник, и находится он в своем саду.

Не говорите ребенку: «Ты должен с помощью цвета показать его доброту!» — а только расскажите о нем, учитывая возраст и характер вашего ребенка, так, чтобы он почувствовал нежное и благодарное чувство к сказочному другу. Если ребенок еще дошкольник, объясните на всякий случай, где на рисунке небо, где — облако, где — волшебная палочка и т.д. Если я ребенок будет спрашивать: «А как покрасить?», «А можно ли так-то или  так-то?» — отвечайте: «Покрась, как хочешь, если ты считаешь, что это подходит для доброго волшебника».

А на следующем занятии дайте ребенку другой такой же рисунок, но пусть на этот раз он изображает злого колдуна. Поскольку силуэт в двух случаях одинаковый, то показать разницу характеров этих персонажей и своего отношения к ним ребенок может, лишь придав максимальную выразительность цветовому решению.