"От малого опасенья великое спасенье" мини-тренинг для воспитанников младшего школьного возраста

Сафонова Наталья Валерьевна

Занятие помогает найти ответы на вопросы: Как уберечь детей от опасности? Как помочь им разобраться в многообразии жизненных ситуаций и прийти к разумному решению? Как научить помогать друг другу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_malogo_opasenya_velikoe_spasene.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТ МАЛОГО ОПАСЕНЬЯ ВЕЛИКОЕ СПАСЕНЬЕ

МИНИ-ТРЕНИНГ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

(младший школьный возраст)

конспект занятия составлен

Сафоновой Н.В., педагогом-психологом

МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области

Цель:

Познакомить детей с возможными опасными ситуациями, которые могут произойти с ними и выработать  у детей навыки защиты себя в опасных ситуациях.

Форма: мини-тренинг безопасного поведения

Возраст: 1-5 класс

Ведущий: педагог-психолог

Стулья по количеству учащихся расставлены полукругом.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Меня зовут... Сейчас мы поиграем с вами в игру «Один на улице». Вспомните, кто должен о вас заботиться, защищать, охранять?

Дети. Родители! Учителя! Мы сами! Сотрудники полиции! Бабушки и дедушки! Врачи! Пожарные!

Ведущий. Хорошо, молодцы! Всех перечислили и себя не забыли. Конечно, каждый человек должен сам о себе заботиться. Давайте вспомним, какие специальные службы помогают нам и по какому номеру телефона с ними можно связаться.

Дети. «Скорая помощь» — 03; пожарная охрана — 01; полиция — 02; газовая служба - 04.

Ведущий. Молодцы! Сегодня мы с вами узнаем, как нужно себя вести в неприятных ситуациях, которые могут произойти с вами, когда вы находитесь на улице одни. Сейчас кто-то из вас — те, кто захотят, — будут непосредственно участвовать в игре, а остальные — им помогать. Вы согласны?

Дети. Да!

Ведущий. Тогда вперед!

ПЕРВАЯ СИТУАЦИЯ

Действующие лица:

Ведущий  (педагог- психолог).

Сотрудник полиции

 Дежурный по цирку.

 Контролер.

Необходимый реквизит, оформление.

На сцене стоят столы, на каждом — табличка с надписью: сотрудник полиции, продавец, дежурная по цирку, контролер.

Ведущий. Ребята, ответьте мне на такой вопрос: вы любите путешествовать, ездить в разные города?

Дети. Да.

Ведущий. Поднимите руки, кто из вас когда-нибудь путешествовал, ездил с родителями, другими ребятами в театр, цирк?

Дети поднимают руки, одного из них ведущий приглашает на сцену.

Ведущий. Представь себе, что ты с классом и учителем поехал в Москву, в цирк. Здорово, правда? В вестибюле цирка ты сразу побежал покупать себе мороженое и отстал от класса. Что ты будешь делать?

Ребенок. Буду бегать  и искать их!

Дети (с места). Там так много народу, что ты их не сможешь найти.

Ведущий. Что же делать?

Дети обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что нужно подойти к кому-нибудь из взрослых и попросить помощи.

Участники сценки проигрывают предложенные варианты.

Ребенок (подходит к сотруднику полиции). Я потерялся, помогите мне, пожалуйста!

Сотрудник полиции: Как тебя зовут?

Ребенок. Вася Багров.

Сотрудник полиции: А с кем ты пришел в цирк?

Ребенок. Мы приехали с классом и учительницей из города Белгорода

Сотрудник полиции: А как зовут твою учительницу?

Ребенок. Федорова Наталья Сергеевна.

Сотрудник полиции: Я сейчас сделаю объявление, а ты стой рядом со мной. Внимание, внимание! Федорова Наталья Сергеевна, учитель из города Белгорода! Вас ждет ваш ученик Вася Багров у центральных дверей.

Ведущий. После такого объявления ты обязательно найдешь свою учительницу и ребят. Но лучше будет, если во время

Поездки ты будешь, внимателен и не отстанешь.

Чтение и обсуждение рассказа  « Потерялась» - В.Волков « Две беды».

ВТОРАЯ СИТУАЦИЯ

Действующие лица:

Ведущий

Библиотекарь.

Секретарь школы.

Фармацевт из аптеки.

Незнакомая женщина.

Мама и папа.

В качестве остальных персонажей можно пригласить на игру заранее подготовленных старшеклассников или других взрослых, по ходу игры один человек может изображать нескольких персонажей.

Необходимый реквизит, оформление.

На сцене (в классе) полукругом расставлены четыре стола со стульями, на каждом столе телефон и одна из табличек: «библиотека», «школа», «аптека», «магазин». За столами сидят библиотекарь, секретарь школы, фармацевт и продавец. К стене прикреплена табличка с надписью «остановка». Недалеко от столов стоит нарисованный макет дома.

Ведущий, обращаясь к добровольцу: Итак, представь себе такую ситуацию. В школе закончились уроки, и ты один вышел на улицу, на которой есть аптека, библиотека, магазин, автобусная остановка и дома. Ты забыл дома мобильный телефон (мобильный телефон разряжен и т.д.) и идешь домой, и вдруг... к тебе подходит незнакомая женщина.

Женщина выходит на сцену и подходит к ребенку.

Женщина. Здравствуй... (называет ребенка по имени), я подруга твоей мамы, она попросила проводить тебя домой и взять у вас дома ее документы.

Ведущий. Что ты будешь делать?

Ребенок. Хорошо, пойдемте!

Дети (кричат). Не ходи, она обманывает тебя, а вдруг она воровка!

После показа этой части сценки идет обсуждение, в результате которого дети приходят к выводу, что нельзя идти с незнакомым человеком, на его предложение надо ответить решительным отказом и при первой возможности зайти в ближайшее общественное учреждение и позвонить родителям.

Далее ситуация проигрывается с возможными вариантами отказа:

— Извините, я забыл в школе сменную обувь и должен вернуться;

— Извините, но я сейчас иду не домой, а в библиотеку;

— Я с вами не пойду, мне мама не разрешает ходить с незнакомыми людьми...

После проигрывания вариантов отказа дети разыгрывают ситуацию дальше.

Ребенок заходит в выбранное им общественное заведение.

Ребенок. Разрешите мне позвонить...

Один из персонажей. Не разрешу.

Ведущий. Ребята, как нужно попросить взрослого, чтобы в такой ситуации тебе разрешили позвонить?

Дети. Надо попросить вежливо и подробно объяснить ситуацию.

Ребенок. Помогите мне, пожалуйста! На улице ко мне подошла женщина и представилась маминой знакомой. Она хочет, чтобы я вместе с ней пошел к нам домой за документами. Я ее боюсь. Разрешите, пожалуйста, мне позвонить родителям и подождать их здесь.

Один из персонажей. Хорошо, вот тебе телефон, звони.

Дети по очереди подходят к взрослым и тренируются вежливо и уверенно просить о помощи.

Ведущий. Итак, тебе разрешили позвонить, а знаешь ли ты рабочие телефоны своих родителей?

Ребенок. Нет.

Ведущий,  обращаясь к детям. А вы знаете? Поднимите руки те, кто знает номера рабочих телефонов своих родителей...

Дети выполняют просьбу.

Ведущий. Молодцы! Остальным нужно срочно узнать,  выучить  и записать в дневнике номера этих телефонов.

Дети по очереди подходят к телефонам, набирают номер и рассказывают родителям о случившемся. Мама (папа), которых представляют взрослые, отвечают ему, спрашивают, где он находится, и просят подождать их там.

Ведущий. А если у родителей нет на работе телефона, что вы будете делать?

Дети. Тогда нужно позвонить в полицию!

Ведущий. Молодцы ребята, с этой ситуацией вы справились!

Чтение и обсуждение рассказа  « Мамина подруга» - В.Волков « Две беды», рассказа «Звонок» - В.Добрынина  « Безопасность жизнедеятельности».

ТРЕТЬЯ СИТУАЦИЯ

Действующие лица:

Ведущий.

Библиотекарь.

Секретарь.

Фармацевт.

Продавец.

Незнакомый мужчина с машиной.

Женщина на остановке.

 Мужчина на остановке.

Сотрудник полиции

Необходимый реквизит, оформление. То же, только на остановке стоят мужчина и женщина.

Ведущий. Ну что, смельчаки еще не перевелись? Тогда прошу подойти одного из вас ко мне. (Обращается к вышедшему ребенку.) Представь себе такую ситуацию: ты идешь из дома в магазин и вдруг...

Из-за кулис выходит мужчина.

Мужчина. Девочка (мальчик), ты знаешь, где находится детская поликлиника?

Ребенок. Знаю.

Мужчина. Ты не можешь сесть в мою машину и показать мне дорогу, а потом я отвезу тебя, куда ты захочешь.

Ведущий, обращаясь к ребенку. Как ты поступишь?

Ребенок отказывается ехать, но мужчина хватает его и силой уводит за собой.

Ребенок начинает кричать, сопротивляться.

После показа сценки идет обсуждение, в результате которого дети приходят к выводу, что надо вырываться, сопротивляться, кричать: «Я вас не знаю», «Отпустите меня!», обращаться к прохожим за помощью.

Дети по очереди проигрывают эту ситуацию, кто-то вырывается и убегает, кто-то просит помощи у людей, которые стоят на остановке, а кто-то у сотрудника полиции, который находится рядом. При этом мужчина предлагает детям различные варианты:

— Садись, я подвезу тебя куда надо.

— Не хочешь прокатиться?

— Мальчик (девочка), помоги мне, пожалуйста. Открой дверь моей машины, а то у меня сломана рука...

Ведущий. Итак, вы вырвались, что будете делать дальше?

Ребята, обсудив многие версии, приходят к выводу, что надо бежать домой, если он рядом, или зайти в ближайшее общественное учреждение и позвонить родителям или в полицию.

Ведущий. Молодцы! И с этой серьезной ситуацией вы тоже справились

Ведущий: Одно из самых опасных мест в доме – это лифт. Если вы стоите и ждете лифта, а в этот момент к вам подходит незнакомец, ехать с ним в лифте ни в коем случае нельзя.

Ведущий: Как поступить?

- Нужно быстро выйти из подъезда на улицу и постараться некоторое время побыть в людном месте, где можно попросить помощи. Это: отделение полиции, затем банк, крупный магазин, больница – любое место, где у входа есть охранники. Такие места в городе называются « ОСТРОВКАМИ БЕЗОПАСНОСТИ»

Чтение и обсуждение рассказов:  «В овраге», «Вежливый дяденька», «Еще об одном дяде» - В.Волков « Две беды», «Незнакомый человек» - В.Добрынина  «Безопасность жизнедеятельности».

Как вести себя с незнакомцем

С человеком незнакомым

Ты в беседу не вступай!

Торопись скорее к дому:

Раз, два, три и убегай!

От конфет, игрушек, жвачки

Ты сейчас же откажись.

Не нужны тебе подачки.

Дальше от чужих держись!

Может, человек хороший,

Ну, а может быть, плохой.

Будь с ним вежлив, осторожен,

Помни – человек чужой!

Ведущий. Молодцы! Вы сегодня хорошо работали, помогали своим товарищам в трудных и неприятных, а порой — и опасных ситуациях. Я надеюсь, каждый из вас понял, как же нужно себя вести, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, но если это все же произошло, то помните, что вам всегда на помощь придут взрослые. Безвыходных ситуаций не бывает.

Удачи и до новой встречи!

Детям раздаются памятки.

ПАМЯТКА

« КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕДЫ»

Избежать беды можно, если соблюдать некоторые правила.

Они совсем не сложные!

  1. Запомни свою фамилию, имя, отчество, как зовут твоих родителей, свой адрес, номер телефона - домашний, рабочий мамы и папы, номера мобильных телефонов родителей.
  2. Не уходи далеко от своего дома, двора.
  3. Не гуляй до темноты!
  4. Избегай безлюдных  мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов!
  5. Не отправляйся один в дальние поездки!
  6. Не заходи с незнакомым человеком в лифт!
  7. Не садись в чужую машину!
  8. На все предложения незнакомых  людей  отвечай: « НЕТ!» - и немедленно уходи от них. Расскажи об этом случае родителям!
  9. В минуту опасности, когда к тебе применяют силу,- не стесняйся: кричи, вырывайся, убегай, зови на помощь!

Литература:

  1. В.Добрынина « Безопасность жизнедеятельности»- «Дошкольное воспитание» №9, 2014

  1. В.Волков «Две беды» - М.: «Сирин»,1990

  1. Е.Павлова, И Соловьева «Один на улице» программа мини-тренинга для учащихся начальных классов». - « Школьный психолог» №7, 2000

  1. Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки».- М.: ТЦ Сфера, 2014