"Пылайте сердцем, творите любовью" развивающее занятие для подростков 5-8 классов.

Сафонова Наталья Валерьевна

Занятие о добре, любви, красоте души.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Сафонова Наталья Валерьевна

Педагог-психолог МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области

«Пылайте сердцем, творите любовью»

Развивающее занятие

Цель: учить выражать свои чувства; определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления воспитанниками ее значения; создавая атмосферу общности и дружелюбия, развивать чувство любви к окружающему миру  и к себе; помочь осознавать значение сердца и силы, которая живет внутри него.

Возраст: воспитанники 5-8 класс

Форма: развивающее занятие

 Ведущие: педагог-психолог

Оборудование: лозунги:  «Любовь»; «Пылайте сердцами, творите любовью». Солнце, лучи, свеча, бумажные человечки, шкатулка с зеркалом. Музыкальный ряд: шедевры инструментальной музыки, материал для рисования: бумага, карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, скажите всем мысленно доброе здравствуйте. Пожелайте удачи себе. Почувствуйте тепло руки и сердца.

Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Молодцы. Откройте глаза.

Л. Толстой писал: «Любовь есть сила жизни. Любовь — это правило для исполнения всех правил». С этим трудно не согласиться. Действительно, эта творящая сила жизни и мироздания формирует положительное отношение человека к себе самому, к окружающему миру, к Высшему, рождает гармонию, является средством достижения физического и духовного здоровья.

Педагог-психолог: Ребята, выберите по настроению определенный цвет, присущий сегодня вам.

1. Красный — ассоциируется с огнем, кровью, творчеством, любовью, ему приписывают целительные свойства: способность противостоять колдовству.

2. Желтый — цвет золота и осени, мудрости. Человек, выбравший этот цвет (радость, мудрость), мудрый, целеустремленный

3. Зеленый — цвет травы и листьев. Он действует успокаивающе, целебно (лидер). Надежда, веселье, рост сознания.

4. Синий — цвет моря и неба. Сила, доброта, постоянство, честность, верность, чувство мира невидимого.

5. Коричневый — нерасположенность к другим.

Какие цвета чаще повторялись? Что нас роднит и обобщает? Какой цвет назвали меньше всего?

Как вы думаете, почему?(Ответы детей).

Педагог-психолог: А что такое любовь? Какие у вас возникают ассоциации при произнесении этого слова?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе.

Я начинаю, а вы дополняете меня, называете одну характеристику по кругу, пока все не выскажутся.

Любовь — это радость, печаль, умение отдавать, делиться, понимать сердцем окружающий мир...

Педагог-психолог: Итак, любовь — большое теплое чувство оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Это самое главное чувство на Земле, во всей Вселенной.

Любовью создана вся жизнь.

Что вы чувствуете, когда слышите это слово? Какие мысли возникают?

(Ответы детей: становится тепло в груди, вспоминаю маму, сердце бьется сильнее, это хорошее чувство.)

Педагог-психолог: Сегодня мы будем размышлять о любви. Начнем со шкатулки. В ней находится самое дорогое, что есть свете. Загляните нее, и вы увидите, что является самым ценным.

( В шкатулке лежит зеркало,  дети  по очереди заглядывает в нее.)

Рекомендации: этот простой прием помогает выявить отношение ребенка к самому себе. От этого зависят многие жизненные ситуации, с которыми он столкнется, и даже больше — его судьба! Раньше никто не говорил ему, что главная ценность — он сам. Поэтому, человек начинает искать ценности везде, но только не в себе.

Педагог-психолог: Что вы там увидели? (Ответы детей: там зеркало, отражение, человек, Я.)

Педагог-психолог: Кто удивлен тем, что увидел. Почему?

Дети отвечают: Я не ожидал увидеть там зеркало.

Там могло быть что-нибудь другое, ценное.

Цепочки, кольца всякие.

Что-нибудь необычное.

Только не зеркало.

Драгоценности.

Призы какие-нибудь.

Сердечко, как на День Святого Валентина. Неужели, я дороже всех на свете?

Педагог-психолог: В ответ вам я прочитаю стихотворные строки М. Лазарева.

Свет мой зеркальце, скажи,

Правды путь мне укажи.

Кто на свете всех дороже,

Кто милее и пригоже.

Вижу, в зеркальце ответ:

«Пред тобою меркнет свет!

Каждый встречный и прохожий —

Для себя он всех дороже!!

Любим мы и пап и мам,

Но дороже всех я сам, Я сам!»

(Раздаются детям зеркала, и, глядя в них, они читают текст, написанный на плакате и закрепленный на доске.)

У кого изменились ощущения после стихотворения? Стало как-то спокойнее.

Мы говорим о любви. Кого легче любить себя или другого?

(Ответы.)

Рекомендации: пока мы не научим детей любить себя такими, какие они есть, им не суждено любить других людей. Любовь к Высшему, к миру начинается с любви к себе. Поможем ребенку открыть в себе любовь, поднимать это чувство на поверхность, наполнить им сердце, ум сознание, все существо.

Педагог-психолог: Любовь начинается в сердце человека, светит в его глазах.

(Раздаются бумажные фигурки человека, предлагается детям мысленно повторять слова и рисовать то, о чем будем говорить, включается музыкальный фон.)

Педагог-психолог: Нарисуйте человеку свои глаза и повторяйте за мной.

Мне нравятся мои глаза. У меня прекрасное зрение. Я вижу все ясно и отчетливо.

С любовью я смотрю на свою прошлую, настоящую и будущую жизнь.

Я вижу хорошее в каждом человеке.

Я вижу это всегда и везде.

Я люблю и ценю мои прекрасные глаза.

Нарисуйте свое сердце. Повторяйте. Мне нравится мое сердце. Мое сердце разносит радость по всему телу. От меня во все стороны исходит любовь, вся моя жизнь радость.

Я люблю сердце.

Я люблю и ценю мое сердце.

Нарисуйте все лицо и повторяйте за мной.

Мне нравится мое лицо.

Мне нравится мое тело.

Мое тело — прекрасный дом для жизни.

Оно служит мне так хорошо

У меня искренние, светлые мысли, которые приносят мне хорошее самочувствие.

Я люблю и ценю мое тело.

Закончив работу, прикрепляем их на доске, располагая группой.

Педагог-психолог: Что видят человечки в нас? Отвечайте на этот вопрос, помня, что они смотрят на мир нашими глазами и видят во всех нас всегда хорошее.

 (Ответы: доброту, любовь, себя, спокойствие, радость, смелость.)

Что объединяет фигурки?

(Ответы: это мы, наши отражения, это дети, все они люди.)

Что общего есть у всех людей?

(Ответы: сердце, лицо, глаза, руки, ноги, тело.)

Педагог-психолог: А теперь я дам на парты высказывания известных людей о любви. Прочитайте, выберете то, которое больше понравилось, и объясните свой выбор.

Рекомендации: дать задание лучше на двоих. Работа в паре помогает лучше чувствовать соседа.

Высказывания:

Тот, кто любит по-настоящему какого-то одного человека, любит весь мир. (Э. Фремм)

Любовь есть склонность находить удовольствие во благе другого человека. (Г. Лейбниц)

Любовь — это невидимая страна, и мы все плывем туда, каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет свой корабль своим собственным путем. (М. Пришвин)

Сад цветет, и каждый наслаждается в нем ароматом. Так и человек бывает, как цветущей сад: любит всех, и каждый в любовь его входит. (М. Пришвин)

Педагог-психолог: Какое высказывание произвело на вас большое впечатление? Почему?

А какой вы представляете себе любовь? Давайте оживим ее. В образе кого или чего? И нарисуем этот образ.

(Дети рисуют, коротко комментируют, кого и почему нарисовали.)

Педагог-психолог: А теперь подберите эпитеты, которые помогут красочнее раскрыть это понятие.

Любовь — прекрасная, красивая, великая, могущественная, исцеляющая и т.д.

Посмотрите, любовь, словно солнышко, которое освещает мир. А где живет любовь? В сердце.

Наше сердце очень любит слова: «Я люблю тебя».

Кому можно сказать эти слова? А сейчас построим домик для Любви в своем сердце. Сердце будет расти, и домик будет расти и вырастет из домика в  большой, сверкающий, прекрасный храм. Будем растить этот храм, складывая его из хрусталиков Любви.

Игра «Раскрасить любовью» (Звучит спокойная музыка.)

Педагог-психолог: Как вы показываете другим людям, что вы их любите?

Каким образом вы сами понимаете, что вас любят?

Разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. Какой цвет вы для себя выберете? Говорит каждому ребенку, какой цвет для него выбрал и почему.

Закройте глаза и сделайте 3 глубокие вдоха и выдоха. Приготовьте ладошки для раскрашивания. Потрите друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладошки становятся теплее и теплее. Пока трете ладошки, подумайте, как много любви живет в вашем сердце. (15 с).

Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они. Теплые? Слегка покалывают? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их. (15 с.)

Ощутите эту любовь и почувствуйте, как ладони окрашиваются цветом добра, любви, нежности.

Откройте глаза.

(Выполнение упражнения.)

Педагог-психолог: Что ты чувствовал, когда «окрашивали» тебя?

Что чувствовал, когда окрашивал сам?

Видел ли тот цвет, в который тебя окрашивали?

Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения, когда окрашивал?

Какие нежные и ласковые мысли ты посылал?

Что для тебя было трудно в этой игре?

Понравилось дарить любовь? А что приятнее: отдавать любовь или получать?

Педагог-психолог: Не много найдется в жизни понятий более сложных для постижения, чем любовь. В греческом языке есть четыре различных слова, каждое из которых соответствует понятием любви:

1) к единственному человеку;

2) к родителям;

3) к Родине;

4) Высшей любви.

В русском языке слово «ЛЮБОВЬ» имеет широкий круг значений от «Я ЛЮБЛЮ МОРОЖЕНОЕ» до «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ВСЕМ СЕРДЦЕМ».

Кто любит вас больше всех на свете?

Я думаю, вы догадались, о ком же сейчас мы поведем диалог? О маме!

(На доску закрепляется солнечный круг, внутри которого написано слово «МАМА».)

Мама! Самое дорогое на свете слово. С ним связано все самое доброе, самое близкое.

«Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от ласки матери». (М Горький)

Расскажите о своей маме, о своей любви к ней. (Ответы детей.) 

Педагог-психолог: А сейчас я прочитаю вам сказку, слушайте очень внимательно.

Сказка о Гусыне

«В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показала деткам большой мир. Это мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами  раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить своих деток щипать зеленые стебельки молодой травки! Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать, они подняли тоненькие головки и побежали к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла  своих детей. Потому что крылья существуют, прежде всего, для того, чтобы прикрывать детей — об этом известно каждой матери, а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно: гусята слышали как будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи — холодно и опасно. Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, материнскую руку, не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не смогла это сделать. Гусята все это видели. Но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой?

И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?». Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо сынок». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Какие чувства у вас возникли при слушании сказки? Что можете сказать о детях? Почему мать была счастлива? Чему учит эта сказка?

Педагог-психолог: Много форм любви есть на свете. И существует такая важная для каждого человека, как любовь к родине.

Русскому человеку (российскому человеку) свойственна любовь к родному краю, где он родился и вырос, к своей прекрасной Родине.

Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

Читают стихотворения:

 М. Пляцковский

Родина

Слышишь песенку ручья?

Это — Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это — Родина твоя.

 Руки матери твоей,

Звон дождей, и шум ветвей,

И в лесу смородина —

Это тоже родина.

Зинаида Александрова

Родина

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

 У реки берёзка — скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

 В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

 Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

А вы любите свою родину? Какая она, за что вы ее цените и любите? Что такое патриотизм?

(Ответы детей: преданность ей, стремление защитить от врагов, своими делами служить ее истинным интересам, чувство великое, необходимое.)

Педагог-психолог: Оказывается, любовь можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто живет в другом городе или на другом конце нашей планеты, потому что у любви нет границ, ведь Любовь — это могущественная и великая сила жизни.

Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Исцеляющий свет нашего сердца». Когда так говорят?

Кого мы можем исцелить? От чего?

(От боли, ненависти, зла, страдания и т. д.)

Сядьте в круг и положите свою руку в ладонь своего соседа. Закройте глаза и загляните в глубь своего сердца. Постарайтесь там разглядеть крошечный, размером с булавочную головку, цветной огонек. Цвет этого огонька восхитительно красив. Это источник вашей любви и исцеляющей энергии. Наблюдайте за тем, как огонек начинает пульсировать, постепенно увеличиваясь в размерах и заполняя собой ваше сердце. Увидьте, как этот прекрасный свет пронизывает все ваше тело — от кончиков пальцев рук и ног до макушки. От вас исходит поразительное по красоте и богатству оттенков свечение. Это ваша любовь и исцеляющая энергия. Позвольте прекрасному свету коснуться окружающих вас людей. Позвольте своей исцеляющей энергии коснуться каждого, кто в ней нуждается. Давайте пошлем любовь тем, у кого нет крыши над головой, тем, кому некуда обратиться за помощью. Давайте поделимся своей любовью с теми, кто испытывает гнев, кто напуган, с теми, кому причинили боль. С каждым человеком. Всем тем, кто в данный момент покидает нашу планету или уже оставил ее. Давайте поместим в свое сердце всю планету: животных, птиц, рыб, растения и, конечно, всех людей. Увидьте, на Земле воцарятся мир и покой. Знайте, в этом есть и ваша заслуга. Радуйтесь тому, что у вас есть возможность что-то сделать для того, чтобы этот мир стал счастливым. Вы прекрасный человек. Вы чудесны. Знайте, что это правда. Пусть всегда будет так.

(Выполнение задания.)

Педагог-психолог: Получилось ли послать исцеляющий свет сердца?

Почему так думаете?

Педагог-психолог: Мы сегодня много говорили о любви.

Что вам больше всего запомнилось?

В завершении занятия давайте создадим коллективное панно. На столах полоски желтой бумаги. Напишите на этих полосках то, что вы хотели бы отдать людям. (Ответы «Любовь», «Доброта», «Радость», «Счастье», «Жизнь», «Дружба», «Верность», «Уважение», «Силы», «Храбрость», «Тепло души», «То, чего не было», «Каждому много лет».)

Что получится, Солнце!

Зажигается свеча, которая является символом огня, единства с природой, гармонии духа и тела, веры в человека.

Педагог-психолог: Любовь сравнивается с огнем, который горит в сердце. Представьте себе, что любовь в вашем сердце подобна свече... Огонь свечи становится ярче... И вот это уже солнце. Мы все залиты солнцами нашей любви. Солнце светит всем. И мы, как солнышки, дарим свою любовь всем....

Вы — это любовь....

1. Придите домой, и очень внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки. Пошлите ей любовь своего сердца.

2. Заливаем своей любовью весь мир... Пусть будет миру хорошо. Мир и добро людям!

3. Пусть будет хорошо нашему поселку. Мир и добро нашему поселку!

4. Пусть будет хорошо России нашей. Мир и добро России!

5. Помните, до тех пор, пока в сердце горит огонь любви, человек живет, творит, постигает мир.