"Надо ли наказывать детей?" Рекомендации педагогам

Сафонова Наталья Валерьевна

Наказание - воздействие на личность ребенка, которое выражает осуждение его действий и поступков. Действия воспитателя должны соответствовать правилам, которые позволяют избежать досадных ошибок в решении проблемы наказания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_pedagogam._nado_li_nakazyvat_detey.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Надо ли наказывать детей…»

Материал подготовлен

Сафоновой Н.В., педагогом-психологом

МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области

Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности.

А.С. Макаренко

Случается, что наказание влечёт за собой преступление.

Е. Лец

Детей наказывают стыдом, а не кнутом.

Русская народная пословица

Вдумаемся в слово «наказание». Корень его «каз» — он же в словах «наказ», «показ». Наказать, по существу, означает «дать наказ, научить». Но если глубже заглянуть в это слово, в его корень «каз», можно увидеть, что сам он состоит из приставки «к» и древнерусского слова «аз», что означает «Я». Не значит ли это, что смыслом всякого научения, назидания и наказания как одной из форм научения является приближение к своему Я? Но какому Я: наличному или духовному?.. Наказывая разбушевавшегося ребёнка, мы помогаем ему «прийти в себя». Наказание хорошо тогда, когда оно помогает остановиться, задуматься, раскаяться в плохом поступке. Наказание же, которое не научает, по существу не является наказанием. Это всего лишь реакция гнева, раздражения, возмущения. Нередко она обрушивается на ребёнка, как снег на голову, и он не понимает, в чём его вина: с его точки зрения, ничего плохого в его поступке нет, он не может встать на точку зрения взрослых. Ему это простительно, но непростительно родителям, неспособным встать на точку зрения своего ребенка.

        Наказание - воздействие на личность ребенка, которое выражает осуждение его действий и поступков. Оно никоим образом не должно подавлять ребенка. Действия воспитателя должны сопровождаться анализом мотивов, породивших то или иное действие или поступок ребенка. Неправильное реагирование воспитателя вызывает неадекватную реакцию ребенка: озлобление, резкость, обиду. Для того чтобы избежать ошибочных оценочных суждений и, следовательно, неправильного (необъективного) наказания, воспитателю необходимо уметь анализировать поступки ребенка.

Меняются времена. Преобразования, происходящие в обществе, не обошли стороной и воспитателя. Процессы  демократизации и гуманизации повлияли и на переосмысление содержания методов воспитания. Меняется менталитет воспитателя, растет его профессиональная компетентность. Вас интересуют особенности детской психологии, вы понимаете, что ребенок - это особый мир и сегодня нельзя применять прежние дисциплинарные крайности. Вы становитесь более терпеливым, терпимым, знающим, сомневающимся. Трудно преодолеть противоречие между освоением новых воспитательных идей и подходов и собственным опытом (нас в свое время не так воспитывали, нас наказывали - все пошло на пользу и т.п.). Но условие профессионального роста - это есть преодоление противоречий в какой-то степени.

Обратим ваше внимание на некоторые правила, которые позволят избежать досадных ошибок в решении проблемы наказания. Уж если Вы решили, что избежать наказания нельзя, то:

  • не злоупотребляйте наказаниями; не наказывайте трудом; не лишайте пищи;
  • не запугивайте детей;
  • не будьте жестокими;
  • не унижайте ребенка;
  • не обзывайте детей обидными словами;
  • не лишайте ребенка последнего слова;
  • помните о психологическом риске, связанном с наказанием.

Согласимся, наказывать сложно, а возможно ли предупредить те или иные действия и поступки детей, вслед за которыми, по Вашему мнению, последует неизбежно наказание? Для этого надо:        

  • любить детей;
  • учиться понимать их;
  • быть терпеливым;
  • уметь объяснять ребенку неправильность его действий;
  • не спешить с выводами о поступке;
    понять мотив того или иного действия ребенка;
  • быть последовательным в своих действиях;
  • видеть в ребенке позитив;
  • показывать ребенку, что Вы верите и
    доверяете  ему;
  • создавать ситуации успеха;
  • искренне радоваться любому продвижению ребенка   вперед;
  • одобрять те действия ребенка, которые сопряжены с его волевыми усилиями;
  • поддерживать нравственное поведение;
  • хвалить в меру;
  • аргументировать свои действия, чтобы они были понятны  детям.

Следование вышеперечисленным «надо» отвечает целям и задачам гуманистической педагогики, суть которой в усилении внимания воспитателя к личности ребенка, в реализации личностно ориентированного подхода. Данный подход основывается на признании права ребенка быть личностью, которая способна к свободному выбору своего жизненного пути, которая может реализовать собственные мотивы и ценности, которая признается уникальной и может быть субъектом своей деятельности.

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок…

К. Маркс

Всякий разумный человек наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершился впредь.

Сенека

Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного – и вы дойдёте до идеала нравственного воспитания.

Н.И. Пирогов