"Надо ли наказывать детей?" Рекомендации педагогам
Наказание - воздействие на личность ребенка, которое выражает осуждение его действий и поступков. Действия воспитателя должны соответствовать правилам, которые позволяют избежать досадных ошибок в решении проблемы наказания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam._nado_li_nakazyvat_detey.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Надо ли наказывать детей…»
Материал подготовлен
Сафоновой Н.В., педагогом-психологом
МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области
Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности.
А.С. Макаренко
Случается, что наказание влечёт за собой преступление.
Е. Лец
Детей наказывают стыдом, а не кнутом.
Русская народная пословица
Вдумаемся в слово «наказание». Корень его «каз» — он же в словах «наказ», «показ». Наказать, по существу, означает «дать наказ, научить». Но если глубже заглянуть в это слово, в его корень «каз», можно увидеть, что сам он состоит из приставки «к» и древнерусского слова «аз», что означает «Я». Не значит ли это, что смыслом всякого научения, назидания и наказания как одной из форм научения является приближение к своему Я? Но какому Я: наличному или духовному?.. Наказывая разбушевавшегося ребёнка, мы помогаем ему «прийти в себя». Наказание хорошо тогда, когда оно помогает остановиться, задуматься, раскаяться в плохом поступке. Наказание же, которое не научает, по существу не является наказанием. Это всего лишь реакция гнева, раздражения, возмущения. Нередко она обрушивается на ребёнка, как снег на голову, и он не понимает, в чём его вина: с его точки зрения, ничего плохого в его поступке нет, он не может встать на точку зрения взрослых. Ему это простительно, но непростительно родителям, неспособным встать на точку зрения своего ребенка.
Наказание - воздействие на личность ребенка, которое выражает осуждение его действий и поступков. Оно никоим образом не должно подавлять ребенка. Действия воспитателя должны сопровождаться анализом мотивов, породивших то или иное действие или поступок ребенка. Неправильное реагирование воспитателя вызывает неадекватную реакцию ребенка: озлобление, резкость, обиду. Для того чтобы избежать ошибочных оценочных суждений и, следовательно, неправильного (необъективного) наказания, воспитателю необходимо уметь анализировать поступки ребенка.
Меняются времена. Преобразования, происходящие в обществе, не обошли стороной и воспитателя. Процессы демократизации и гуманизации повлияли и на переосмысление содержания методов воспитания. Меняется менталитет воспитателя, растет его профессиональная компетентность. Вас интересуют особенности детской психологии, вы понимаете, что ребенок - это особый мир и сегодня нельзя применять прежние дисциплинарные крайности. Вы становитесь более терпеливым, терпимым, знающим, сомневающимся. Трудно преодолеть противоречие между освоением новых воспитательных идей и подходов и собственным опытом (нас в свое время не так воспитывали, нас наказывали - все пошло на пользу и т.п.). Но условие профессионального роста - это есть преодоление противоречий в какой-то степени.
Обратим ваше внимание на некоторые правила, которые позволят избежать досадных ошибок в решении проблемы наказания. Уж если Вы решили, что избежать наказания нельзя, то:
- не злоупотребляйте наказаниями; не наказывайте трудом; не лишайте пищи;
- не запугивайте детей;
- не будьте жестокими;
- не унижайте ребенка;
- не обзывайте детей обидными словами;
- не лишайте ребенка последнего слова;
- помните о психологическом риске, связанном с наказанием.
Согласимся, наказывать сложно, а возможно ли предупредить те или иные действия и поступки детей, вслед за которыми, по Вашему мнению, последует неизбежно наказание? Для этого надо:
- любить детей;
- учиться понимать их;
- быть терпеливым;
- уметь объяснять ребенку неправильность его действий;
- не спешить с выводами о поступке;
понять мотив того или иного действия ребенка; - быть последовательным в своих действиях;
- видеть в ребенке позитив;
- показывать ребенку, что Вы верите и
доверяете ему; - создавать ситуации успеха;
- искренне радоваться любому продвижению ребенка вперед;
- одобрять те действия ребенка, которые сопряжены с его волевыми усилиями;
- поддерживать нравственное поведение;
- хвалить в меру;
- аргументировать свои действия, чтобы они были понятны детям.
Следование вышеперечисленным «надо» отвечает целям и задачам гуманистической педагогики, суть которой в усилении внимания воспитателя к личности ребенка, в реализации личностно ориентированного подхода. Данный подход основывается на признании права ребенка быть личностью, которая способна к свободному выбору своего жизненного пути, которая может реализовать собственные мотивы и ценности, которая признается уникальной и может быть субъектом своей деятельности.
Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок…
К. Маркс
Всякий разумный человек наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершился впредь.
Сенека
Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного – и вы дойдёте до идеала нравственного воспитания.
Н.И. Пирогов