Развитие коммуникативных способностей у детей с отклонениями развития

Лебедева Татьяна Васильевна

 

Психологические занятия на тему: «Развитие коммуникативных способностей у детей с отклонениями  развития»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_zanyatiya.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального автономного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат  VI вида «Надежда»

Психологические занятия на тему: «Развитие коммуникативных способностей у детей с отклонениями  развития»

                                                                                            Психолог: Лебедева Т.В.

         

                           

                                                  г. Нижнекамск.

             

Занятие 1

Цели: Развитие зрительного внимания и памяти. Упражнение в дифференциации диких и домашних животных. Обогащение лексики названиями детенышей животных Формирование пантомимических способностей на основе образов диких животных. Развитие графических навыков и тонкой моторики.

Оборудование. контурные предметные картинки (лиса, волк, еж, собака; медведь, белка, кошка, заяц); образцы с изображениями этих животных на основе геометрических фигур; бумага, карандаши.

                                                               Ход занятия

I. Дыхательное упражнение «Певец».

а) Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх.

б) Задержка дыхания на вдохе.

в) Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем.

г) Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны.

д) Задержка дыхания.

е) Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

ж) Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди.

з) Задержка дыхания.

и) Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.

II. Игра «Зоопарк».

Различение диких и домашних животных. Упражнение в обобщении и исключении. Закрепление названий детенышей животных.

Задания:

Рассмотрите картинки и назовите животных и их детенышей. Определите, кто из этих животных лишний в зоопарке. Почему? (Лишние картинки убираются).

Запомните оставшихся диких зверей.

III. Игра «Подбери пару».

Припоминание б картинок (диких зверей, «оставшихся» в зоопарке), соотнесение контурных картинок с картинками - геометрическими формами.

Описание игры:

1. Дети припоминают и называют зверей — и получают соответствующие контурные картинки.

2. Затем выставляются изображения животных на основе геометрических форм.

3. Дети подбирают к своим контурным картинкам соответствующие геометрические «изображения» зверей («пары»).

IV. Рисование зверей с использованием геометрических форм без наглядной опоры (парные картинки убираются).

Рисуют дети по личному выбору и желанию.

V. Упражнение в пантомимике.

Дети без слов изображают по очереди любое из животных ('один изображает - остальные угадывают).

Задание выполняется при необходимости по образцу.

VI. Упражнения для профилактики сколиоза «Винтик» (выполняется по образцу или сопряженно).

1. Поднимите руки вверх и с силой подтянитесь - вы винтик.

2. Ввинчивайтесь в пол, а теперь вывинчивайтесь. Почувствуйте, какой подвижный и гибкий у вас позвоночник.

3. Опустите руки. Выполняется 3-5 раз.

VII. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Пружинки».

Глазами рисуйте пружинки сверху вниз, затем снизу вверх по 3-5 раз (подбородок зафиксирован руками, голова абсолютно неподвижна).

                                    Занятие 2                                      

Цели:  Воспитание умения дифференцировать эмоциональные состояния, называть и передавать их. Развитие внимания и эмоциональной памяти. Развитие графических навыков и тонкой моторики. Упражнение в соотнесении эмоций со схематическим изображением.

Оборудование:   схематические изображения эмоциональных состояний «Колобка» в конвертах, зеркала, бумага, карандаши.

                                                      Ход занятия

I. Дыхательное упражнение «Рисуем квадраты» из цикла «Геометрические фигуры».

1. Сделайте медленный глубокий вдох через нос, поднимая вверх до уровня груди выпрямленные в локтях руки ладонями вперед, пальцы собраны и прижаты друг к другу.

2. Задержите дыхание.

3. Затем медленно выдыхайте, рисуя ладонями перед собой квадраты.

II. Игра «Зеркало».

Упражнение в дифференциации эмоциональных состояний. Описание игры:

1. Вы, дети, - «зеркало». Я буду смотреться в «зеркало». Ну-ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице:

а) дети называют самостоятельно, без помощи;

б) с опорой на предложения:

Я очень рад видеть вас.

Мне грустно, когда на улице плохая погода.

Мне рассказали смешную историю.

Я ужасно боюсь грозы.

Я очень рассердилась.

2. «Зеркало» не только называет выражение, но и передает, копирует его, изображает чувство.

III. Соотнесение мимически изображаемых эмоций со схемами.

1. Каждый ребенок получает от Колобка конверт с «фотографией» -схемой эмоционального состояния.

2. Рассматривает, определяет и называет, какие чувства Колобка запечатлел фотограф. (Дается установка на запоминание).

IV. Рисование схемы эмоционального состояния по памяти.

1. Припоминание, каким был Колобок на фотографии (индивидуальной).

2. Копирование этой эмоции ребенком.

3. Воспроизведение схемы-«фотографии» на месте бумаги.

V. Упражнение для профилактики сколиоза «Винтик» (см. упражнение VI, занятие 1).

VI. Упражнение для профилактики зрения «Рисуем глазами квадраты».

Глазами нарисуйте три квадрата в одну сторону, затем - три квадрата в другую (подбородок зафиксирован, голова абсолютно неподвижна).

                                           Занятие 3

Цели: Развитие слухового внимания, эмоциональной памяти, умения соотносить эмоциональные состояния с различными способами их выражения, в том числе со звуками природы.

Оборудование:  записи звуков ливня в лесу, грозы, затишья после дождя, радостного пения птиц; цветные каран даши, бумага, зеркала, схемы-эмоции (см. занятие 3).

                                   Ход занятия

I. Упражнение для тренировки вестибулярного аппарата и речевого дыхания «Ракета»:

1. Сделайте глубокий вдох через нос, медленно поднимаясь на носки - руки через стороны вверх, ладони сомкнуть.

2. Задержите дыхание, потянитесь с силой в небо, поднимаясь на носки и удерживая равновесие - подготовка ракеты к старту.

3. Медленно выдохните с открытым свободным длительным звуком ААААА—>, опуская при этом руки через стороны вниз, одновременно опускаясь на полную ступню.

4. Затем снова сделайте глубокий вздох через нос, так же потянитесь и задержите дыхание, а выдохните с силой, резко и кратко А.

II. Слушание звуков природы в положении сидя или лежа, расслабившись.

Различение и угадывание прослушанных звуков природы.

III. Соотнесение звуков природы с эмоциональным состоянием, настроением человека.

1. Дети определяют, какое настроение подходит к различным звукам природы.

2. Подбирают соответствующие схемы эмоциональных состояний.

3. Изображают эти состояния (настроения) с контролем в зеркале.

IV. Рисование цветными карандашами услышанных явлений природы (по выбору детей) и своего настроения.

V. Упражнение для профилактики сколиоза «Травинка» (см. упражнение V, занятие 2), но в изменившихся условиях.

Травинка на ветру:

ветер усиливается - все сильнее раскачивает травинку; затем ветер стихает - травинка замирает, вновь ветер усиливается - травинка вновь сильно раскачивается; ветер совсем затих -дети-«травинки» потянулись, опустили руки.

VI. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Волна». Зафиксировав подбородок руками, рисуем глазами вертикальную волну сверху вниз, снизу вверх.

                                              Занятие 4                                                      

 

Цели.  Определение своего места в окружающем мире. Обогащение словаря. Развитие диалогической речи. Совершенствование тонкой моторики.

Оборудование. цветные карандаши, бумага.

                                   Ход занятия

I. Дыхательное упражнение «Рисуем треугольники» из цикла «Геометрические фигуры»

II. Упражнение «Кто я?».

Развитие диалогической речи.

Составление краткого последовательного высказывания ребенка о себе.

1. Ответы на вопросы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живешь?

В какой стране ты живешь?

В каком городе (селе) ты живешь?

Кто у тебя есть в семье?

Кто ты для своих родителей?

Кем ты доводишься дедушке (бабушке)?

Кто самый старший в семье?

Кто младше всех? И т. д.

2. Краткий последовательный рассказ о себе, отвечающий на вопрос «Кто я?», по образцу (образец - рассказ психолога о себе) или с помощью наводящих вопросов.

3. Оценивается самостоятельность выполнения заданий и быстрота реагирования.

III. Рисование на тему «Нарисуй себя таким, каким видишь себя, и там, где тебе сейчас хотелось бы находиться».

IV. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисуем глазами треугольники».

Зафиксируйте подбородок руками. Голова неподвижна.

Нарисуйте глазами по три треугольника по   часовой стрелке и по три — против.

                                             Занятие 5

Цели:  Развитие коммуникативных способностей. Оценка способов взаимодействия друг с другом. Развитие графических навыков. Развитие диалогической речи. Развитие воображения.

Оборудование: цветные карандаши, бумага, веревка, мел, сюжетная картинка «Два барана».

                                    Ход занятия

I. Упражнение «Певец» - дыхательно-координационная разминка (см.

упражнение I, занятие 1).

II. Диалог по содержанию басни С. Михалкова «Два барана».

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный.

 И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

Говорит барашек белый:

 «Братец, вот какое дело —

Здесь вдвоем нельзя пройти:

Ты стоишь мне на пути!»

Черный брат ответил: «Ме-е-е!

 Ты в своем, баран, уме! Ме-е-е!

 Пусть мои отсохнут ноги —

Не сойду с твоей дороги!»

Уперся один ногами, Замотал другой рогами.

Как рогами не крути —

Здесь вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Вопросы психолога:

Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами? Какие качества погубили баранов?

Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации? Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам? Каким мог бы быть конец басни, если бы бараны не были упрямыми и уступили друг другу дорогу?

III. Рассматривание сюжетной картинки «Два барана».

1. Определите, какой эпизод из басни нарисован на картинке.

2. Придумайте, какие еще картинки можно нарисовать к басне «Два барана».

IV. Рисование иллюстрации к басне.

Упражнение в сотрудничестве и взаимодействии в процессе рисования.

Инструкция:

1. Рисунок выполняйте парами (по двое) - объединяйтесь пожеланию.

2. Эпизод выбираете, обсуждаете и подбираете карандаши вдвоем.

3. Рисуете на одном листе, передавая его друг другу и обсуждая последовательность деталей.

4. Барашков рисуете мелкой петелькой (см. сюжетную картинку «Два барана», при затруднениях детей используется образец или показ психолога).

V. Игра «Горная тропинка».

Отработка сотрудничества и взаимодействия. Описание игры:

1. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться.

Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов). Нужно не свалиться в пропасть.

Помните, что вы идете по очень узкой тропинке и узкому мостику через пропасть.

2. Пропасть шириной 2 м, мостик и тропинка шириной 25—30 см, ограничены веревкой или очерчены мелом.

3. Дети разбиваются на пары.

Двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть. Итог.

Какая пара прошла лучше всех? Почему?

Оценивается активность, внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.

Вывод:

Только помогая друг другу, внимательно прислушиваясь к партнеру, отказываясь от глупого упрямства, можно преодолеть трудности!

VI. Игра «Бодались два барана» на равновесие, соизмерение своих сил и контроль за эмоциями.

Дети парами становятся друг против друга на расстоянии 25-30 см. Руки за спиной. Лбы соприкасаются.

По сигналу начинают «бодать» друг друга легким подталкивающим движением.

Задача:

Удержать равновесие, не отрывая стоп от пола.

                                        Занятие 6

Цели: Развитие коммуникативных способностей и связной речи. Обогащение речи (словаря) «вежливыми» словами и выражениями, пожалуйста, будь любезен (будьте любезны), спасибо, благодарю.

Развитие диалогической речи. Развитие тонкой моторики и графических навыков.

Оборудование: игрушки по количеству детей, фишки, схемы-изображения эмоциональных состояний (см. занятие 3), цветные карандаши, бумага.

                                             Ход занятия

I. I. Дыхательное упражнение «Рисуем квадраты» из цикла «Геометрические фигуры».

1. Сделайте медленный глубокий вдох через нос, поднимая вверх до уровня груди выпрямленные в локтях руки ладонями вперед, пальцы собраны и прижаты друг к другу.

2. Задержите дыхание.

3. Затем медленно выдыхайте, рисуя ладонями перед собой квадраты.

II. Диалог по рассказу К.Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому».

1. Чтение рассказа.

Худо тому, кто добра не делает никому

 Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш. А Гоиша в ответ:

— Носи свой, мой мне самому нужен.

— Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку. А Гриша в ответ:

— Книги твои, сам их и укладывай.

2. Ответы на вопросы:

 О чем попросил мальчик Гришу? Как он попросил?

А как можно было бы еще попросить?

Какие слова уместно употреблять в просьбе?

Выполнил ли Гриша просьбу?

Как Гриша отказал товарищу?

Каким можно назвать ответ, отказ Гриши?

Что делать, если нельзя выполнить просьбу?

Надо ли уметь отказывать?

Каким должен быть отказ, чтобы не обидеть человека?

III. Игра-драматизация «Дай» (на основе рассказа К.Д. Ушинского):

а) с изменением действующего лица (каждый ребенок должен побывать в роли просителя);

б) вместо карандаша используются различные игрушки:

в) а главное - изменяется тон и характер диалога.

Перед началом игры повторяются, уточняются следующие моменты: Как правильно попросить то, что ты хочешь получить? Какие слова нужно произносить при этом? Что должен сказать тот, кто дает ответ на просьбу? Какие слова при выполнении просьбы, а какие при отказе? Что делать, если вам отказали?

Игровые действия. Итог.

При правильном использовании форм просьбы и отказа, доброжелательном тоне дети получают фишки.

По количеству набранных фишек определяется победитель - самый вежливый.

IV. Рисование подходящих к ситуации выражений лица.

1. Знакомство с предлагаемыми ситуациями:

Человек что-то просит. Человеку отказали в его просьбе.

Человек все-таки добился своего: его просьбу выполнили.

2. Рассматривание схем-изображений эмоциональных состояний и выбор подходящих к ситуациям.

3. Рисование без наглядной опоры (схемы убираются).

V. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Пишем глазами 3 раза буку А, затем 5 раз букву О» (подбородок зафиксирован руками, голова абсолютно неподвижна).

Подведение итогов занятий.