Подготовка занятия в учебном кабинете

Манина Татьяна Сергеевна

   Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

1) определение темы занятия;

2) продумывание общего хода занятия;

3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;

4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

5) подбор методических материалов по теме занятия;

6) выполнение практической работы;

7) составление плана занятия (при необходимости).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_podgotovki_uchebnyh_zanyatiy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка занятия в учебном кабинете

     Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

  1. определение темы занятия;
  2. продумывание общего хода занятия;
  3. продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
  4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
  5. подбор методических материалов по теме занятия;
  6. выполнение практической работы;
  7. составление плана занятия (при необходимости).

Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

  • приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
  • проветривание учебного кабинета;
  • подготовка методических материалов к занятию;
  • проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.

                          Подготовка и проведение выездного занятия

Предварительная подготовка занятия включает:

  1. определение темы и содержания занятия;
  2. определения места проведения занятия;
  3. выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;
  4. оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка детей к выездному занятию:

     *рассказ о месте проведения занятия;

     *изложение содержания учебных заданий;

     *обсуждение  формы выполнения заданий;

     * обсуждение  формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогами окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

  • в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;
  • на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;
  • обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения и т.д.

Подготовка и проведение итоговых занятий

Итоговые занятия могут проводиться:

  • по окончании учебного года;
  • по окончании полугодия или учебной четверти;
  • после изучения большой учебной темы или раздела.

Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.

Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:

а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;

б) уведомление о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

в) обсуждение с обучающимися формы и критериев оценки результатов занятия;

г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.

  Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.

                     

  Подготовка  педагога к итоговому занятию

 заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.

   На самом итоговом  занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.

    В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).

   Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися  критериями) или взаимный контроль обучающихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

Методика планирования учебного занятия в системе дополнительного образования

  План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

   Планирование для каждого учебного занятия не является обязательным. Но при проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и представить комиссии (жюри, коллегам) его план.

       Общая структура плана занятия.

  1. Вступительная часть:

- название детского объединения;

- дата, время и место проведения занятия;

-номер и год обучения учебной группы (обучающегося);

- фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;

- тема занятия.

2. Концепция занятия, включая цели и задачи.

3. Ход занятия:

-- краткое содержание и время теоретической части занятия;

-- задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;

-- подведение итогов занятия—приемы работы с детьми и время.

4. Средства обучения – наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.

5. Прогнозируемые результаты занятия.

Требования к концепции занятия:

  • в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития;
  • задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.

Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.

Различные формы учебных занятий детского объединения  дополнительного образования

     В работе детского объединения до могут использоваться разнообразные формы учебных занятий. Что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения  социума и получения более прочных знаний.

    Формы учебных занятий можно разделить на две группы:

    а) занятия в учебном кабинете:

    - тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

    - комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);

    - игровые (изучение учебного материала в процессе игры);

    - итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);

   б) выездные занятия:

   -учебные экскурсии;

   - походы;

   - экспедиции;

   - практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для для           данного вида деятельности условиях);

   - полевые практики.

   Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий.

 

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

 Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

I этап – организация;

II этап – теоретическая часть;

III этап – практическая часть;

IV этап – окончание занятия.

Организация занятия

Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

  • Сбор детей;
  • Подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);
  • Подготовку рабочих мест обучающихся.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома, затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

   Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

  • Изложение исторических данных по теме занятия;
  • Устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического  и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
  • Объяснение специальных терминов по теме занятия;
  • Описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
  • Правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

  • Использование наглядного и раздаточного материала;
  • Использование технических средств обучения;
  • Привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детско8о объединения (начиная со второго года обучения);
  • Использование игровых методов обучения.

                                Практическая часть занятия

Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполнять последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

   Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приёмов работы.

   Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

   При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди обучающих и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

  Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

    При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

  • Возраст детей;
  • Календарный период учебного процесса;
  • Тему учебного года;
  • Уровень подготовки детей;
  • Последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

Очень важными при выполнении и практической работы являются правила:

  • Доведение каждой начатой работы до конца;
  • Обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
  • Поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

Окончание занятия (последние 15-20мин)

За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

Завершение занятия включает в себя:

  • Подведение итогов практической работы;
  • Закрепление учебного материала;
  • Объяснение домашнего задания;
  • Организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

   Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:

  • Необходимость его наличия и выполнения;
  • Творческий характер;
  • Для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды0 работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.

Представленная структура является примерной. Возможные варианты организации учебных занятий:

а) последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;

б) выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

в) выполнение только практической работы (выездные занятия).