Алгоритм междисциплинарного взаимодействия по социально-правовому сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении

Сафонова Наталья Валерьевна

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья,имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних
не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм

междисциплинарного взаимодействия по социально-правовому сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья,
имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних
не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и
(или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:
 неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно -гигиенических условий);
 отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.),

вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
 жестокое обращение с детьми со стороны родителей;
 отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
 семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Положив в основу Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Конвенцию о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-Ф и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, был разработан  алгоритм организации сопровождения семей социального риска.

Алгоритм работы с семьёй,
находящейся в социально опасном положении

  1. Изучение семьи и условий жизни ребенка 

Приоритеты работы специалиста на данном этапе:
 Раннее выявление детей, имеющих различные социальные, психологические или педагогические проблемы.
 Выявление характера проблем.
 Изучение причин социального неблагополучия обучающихся.

  1. Обследование жилищных условий проживания семьи

Анализ жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи проводится специалистом во время посещения семьи, беседы с ее членами. Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей, взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию.

В процессе обследования жилья ребенка специалист анализирует санитарно-гигиеническую обстановку, условия организации питания ребенка, наличие у него собственной постели, угла или комнаты, обеспеченность сезонной одеждой и обувью. По результатам изучения условий жизни семьи специалистом составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи.

  1. Выявление служб, ранее работавших с семьѐй 

На этом этапе специалист, работающий с семьей (ребенком), получает информацию по проблеме от педагогов образовательного учреждения, которое посещает ребенок по поводу обращения к ним родителей, близких родственников.

Целесообразным становится взаимодействие с психологом – в том случае, если он знает ребенка или его окружение, так как любая информация может стать полезной в установлении контакта с ним и семьей.

Возможно также получение необходимых данных по месту жительства ребенка, в учреждениях дополнительного образования, если он их посещает.

Важно иметь информацию о получении ребенком (семьей) социальной помощи  в учреждении социальной защиты населения, других учреждениях социальной защиты.

Необходимым может стать и анализ информации о проводимой работе с данной семьей участковыми уполномоченными, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, специалистами по охране прав детства.

На данном этапе специалист не обходится без взаимодействия с медицинским работником, участковым педиатром.

В случае необходимости направляется запрос в наркологический, психоневрологический диспансер по месту жительства для получения сведений о возможной постановке родителей на учет.

На основе анализа информации о службах, ранее работавших с семьей, планируется следующий этап работы по реабилитации семьи, определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания  помощи ребенку и семье.

  1. Планирование и содержание реабилитационной работы с семьѐй 

Содержание реабилитационной работы с конкретной семьей планируется и осуществляется, исходя из основной проблемы семьи. Рассматриваются все возможные варианты помощи: социальной, психолого-педагогической, форм медицинской, трудовой реабилитации, восстановления воспитательного потенциала семьи.

  1. Реализация программы сопровождения семьи 

Приоритеты работы специалиста на данном этапе:
 Раннее выявление детей, нуждающихся в индивидуальном социально-педагогическом сопровождении
 Охрана и защита прав несовершеннолетних

  • Взаимодействие со службами (в школе и вне школы), которые могут и будут помогать специалисту в решении проблем детей, нуждающихся в социально – педагогической помощи.
  • Работа школьного совета профилактики по профилактике правонарушений среди обучающихся.
  • Систематическое проведение мониторинга эффективности профилактической и коррекционно-развивающей работы.
  • Профориентационная работа и трудоустройство подростков.
  • Социально – правовое просвещение педагогов, несовершеннолетних и родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости.
  • Создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе и гуманистического отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
  1. Текущие и контрольные посещения семьи 

Данный этап работы, как правило, предполагает реализацию технологии социального патронажа.

Патронаж – представляет собой посещение семьи с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, что позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, необходимую как плановую, так и экстренную помощь.

Диагностическая цель патронажа предусматривает ознакомление с условиями жизни семьи.

Контрольная цель – направлена на оценку состояния семьи и ребенка, динамики проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения семьей рекомендаций.

Адаптационно-реабилитационная – оказание конкретной образовательной, психологической, социальной, посреднической помощи.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

  1. Оценка эффективности работы с семьѐй 

На данном этапе осуществляется анализ проделанной работы:
 принятие решения о необходимости и возможности продолжения сопровождения семьи в следующем учебном году.

  • специалистами разрабатываются рекомендации по работе с семьей или ребенком в дальнейшем.

Анализ результатов работы с отдельной семьей определяет динамику ситуации, содержание дальнейшей работы по сопровождению семьи:
 Позитивная динамика решаемой проблемы (на уровне изменения в знаниях, навыках, поведении, субъективной удовлетворенности)
 Оценка позитивной динамки ситуации может включать следующие показатели:

- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
- родители проявляют заботу о детях
- дети посещают образовательное учреждение;

- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
- семья поддерживает контакты с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

- в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

Таким образом, в ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная или асоциальная, в деятельности специалиста, работающего с семьей, на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации.

 Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. С родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. В любом случае действия специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранении воспитательного ресурса.