«Проектно-исследовательская деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»

Крылова Татьяна Робертовна

Из пыта работы учителя ИЗО сельской малокомплектной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении учителей изобразительного искусства.

(из опыта работы)

Учитель МКОУ Копёнкинская СОШ: Крылова Татьяна Робертовна

Тема: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»

        Работая в условиях сельской малокомплектной школы, где количество учащихся не составляет даже полные классы (средняя наполняемость классов в нашей школе составляет 9 человек),  считаю, что результаты  зависят, в основном, не от преподавания, не от  учителя, а от состава класса, от подбора детей, от уровня их желания учиться. В нашем случае немаловажную роль играет и то, что дети растут в условиях двуязычия, (так как в школе учатся дети разных национальностей и в семьях дети общаются с родителями и между собой на родном языке), а это влечет определенные сложности в обучении таких детей.

        Но есть и плюсы в работе с малочисленными  классами. В частности, при организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, когда  в большей степени нужно осуществлять  индивидуальный подход к детям. Я стараюсь увидеть в каждом  ребенке его потенциальные возможности в учебно-исследовательской деятельности (без дополнительного диагностирования), стараюсь развить их.        

           Ограниченность социальной среды, круга общения, тоже способствует работе в этом направлении. Темы для исследований с ребятами берём такие, которые непосредственно связаны с нашей местностью. Это темы: о людях, которые жили или сейчас живут рядом с нами, о культуре, обычаях, традициях, поверьях,  которыми богата именно наша малая родина.

         Обычно тема назревает неожиданно, случайно, что важно для мотивации ученика, ведь в таком случае интерес к поисково-исследовательской  деятельности не навязан учителем, а заставляет ученика самого отыскать ответы на проблемные вопросы.  Ученик заинтересован в конечном результате. Так как работа его будет оценена не только учителем и его одноклассниками, но и может участвовать в различных тематических конференциях, может быть отправлена на конкурс и пр.

Так было, например,  с изучением знаков и символов в русской вышивке в вышивке (рушника,  рубахи и передника). Исследовательская работа, которую выполняла ученица 5 класса Ивасенко Анастасия,  получилась очень интересной, красочной и познавательной.  Её исследовательский проект «Искусство вышивания» является победителем Всероссийского творческого конкурса. Сама ученица награждена Дипломом I степени.

В исследовательской работе было раскрыто множество приёмов вышивки, её история. Представлена  информация о развитии вышивки в разных странах.  Работая над проектом, Анастасия посетила известных вышивальщиц села, где и узнала о разновидностях местной вышивки. Фото вышивальщиц и их работ разместила в собственном проекте.

      В этом году, работая над темой художественной росписи в 5 классе, мы не только изучали промыслы (Гжель, Жостово, Городец), но и расширили своё представление о росписи, начав исследовательскую работу  «История промысла Рамонской художественной керамики» (Воронежская область), затронув краеведческий материал. Жаль, что данного промысла не существует в данный момент, но сохранился музей и история керамической фабрики. Продолжить работу над темой, не ограничиваясь временными рамками урока,  можно за счёт использования внеурочной деятельности. Мною разработана программа художественно-эстетической направленности, которая продолжает изучаемый программный цикл по изобразительному искусству в 5 классе.

         В 6 классе, изучая жанры изоискусства, ребят заинтересовал анималистический жанр. В основном, у каждого из ребят в доме есть свой любимец, да и сам человек издавна окружал себя животными, которые сопровождали его в течение всей жизни. Потому и тема была интересной -  «Жизнь животных в зоопарках и на воле». Её удалось связать с  внеурочной деятельностью, социальной направленности.  В данной теме были раскрыты проблемы животных. Ребята должны были выразить свое мнение о жизни животных, свое отношение к зоопаркам, выполнить творческие работы в разных техниках. Также ребята являются активными помощниками местному приюту для собак. Постоянные участники акции «Помоги приюту выжить». На уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности учащиеся учатся  наблюдать и любить окружающий мир.

    С каждым годом исследовательская деятельность ребят становится всё сложнее и отношение к процессу серьёзнее. К 7 классу, учащиеся уже самостоятельно разрабатывают  схему построения исследования, проводят собственное исследование, определяют, на каком этапе данного исследования они  находится, умеют восстанавливать алгоритм построения исследования.

     Главное же считаю, что   тема должна быть оригинальной, в ней

необходим элемент неожиданности, необычности, способности

нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления, тема

 должна быть выполнима, достижимы и постижимы  художественные источники.

          Сбор материалов для работы ведется в основном через школьную, городскую и сельскую библиотеки. Большую часть информации предоставляют интернет ресурсы, где учащиеся самостоятельно учатся добывать интересующую их информацию. Поездки самих ребят в каникулярное время в места с культурными достопримечательностями, музеями и пр. Ребята  учатся работать не только с письменными, но и с устными источниками - воспоминаниями и рассказами самих людей. Поэтому необходимо научить юных исследователей  вести беседу, брать интервью, технике ведения записей, слушать рассказ и правильно оформлять свои работы.

     Недавно ребята 7 класса выполняли проект «Книжка-малышка». Цель проекта - изучить литературный русский народный фольклор, выполнив готовый продукт в виде сборника иллюстрированных сказок, потешек для детей ясельного возраста. Ребята посетили сельскую библиотеку в поисках материала, использовали интернет ресурсы, просмотрели презентации с известными художниками-иллюстраторами русских народных сказок (Билибина, Васнецова). Выполнив готовый продукт (книжки-малышки), ребята подарили свои работы местному детскому саду.

     Исследование является одной из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования. Организация и подготовка такого вида деятельности требует от учителя и учащихся огромных затрат времени, поиска и анализа большого количества источников. Но важен результат, когда ребенок осознает себя автором открытия, пусть небольшого, пусть уже давно известного. И, конечно, здесь учитель должен стать достойным руководителем, опорой в развитии интересов своих подопечных.

       Таким образом, учебно-исследовательская, проектная  деятельность становится не украшением, а существенной составляющей художественного образования школьников, где главная роль по введению школьников в исследование принадлежит учителю.

        

               Закончить свое выступление мне хочется притчей «Карандаш»

Карандаш

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай. Только  тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Желаю вам, чтобы ваше «обтачивание» жизнью было как можно менее болезненным, чтобы ошибки, которые мы совершаем, можно было исправить и чтобы вы имели силы продолжать то, чем вы занимаетесь, независимо от вашего состояния.